Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конкурентноспособном мире. С введением новых стандартов изменился и подход к профильному обучению. Педагог должен учить не только углублению и расширению предметного содержания. но и работать по формированию метапредметных учебных действий: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент и оценивать полученные результаты. На занятиях элективного курса я применяю технологию исследовательской деятельности обучающихся, что даёт возможность и личностному развитию ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka_uroka.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Биологические мембраны клетки» по элективному курсу биологии для учащихся 10 класса
Бабкина Ирина Львовна
учитель биологии и химии
БОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2» г. Грязовец, Вологодская область
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории, что особенно важно в современном конкурентоспособном мире. С введением новых стандартов изменяется и подход к профильному обучению. Педагог должен учитывать не только углубление и расширение предметного содержания, но и работать по формированию метапредметных учебных действий: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты. На занятиях элективного курса я применяю технологию исследовательской деятельности учащихся, что даёт возможность и личностному развитию ребёнка.
Цель урока: создание проблемной ситуации, способствующей приобретению навыков исследовательской деятельности при изучении взаимосвязи строения и функции биологической мембраны клетки.
Задачи:
1. Образовательные: сформировать знания о взаимосвязи строения и функции мембраны клетки.
2. Развивающие: способствовать развитию исследовательских умений обучающихся: увидеть проблему, составить план решения выявленной проблемы; способствовать развитию логического мышления, познавательной активности учащихся;
3. Воспитывающие: умение работать в группе, толерантность в общении, аккуратность в работе с оборудованием.
Оборудование: для каждого ученика - микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетка, пинцет, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, вода, стаканчики; для учителя – стаканы, свёкла неварёная и свёкла варёная, модель строения биологической мембраны.
Таблица 1
Технология: исследовательская деятельность учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Учитель демонстрирует опыт: неварёный корнеплод свёклы в холодной воде и варёный корнеплод свёклы в холодной, но красной воде. Есть ли здесь проблема? В чём проблема? Какой проблемный вопрос можно поставить? Какой ответ можно предположить? Составляем гипотезу исследования. Если использовать знания о строении и функциях мембраны клетки, то можно объяснить, почему вода при варке свёклы окрашивается в красный цвет. Предложите цель исследования. Цель исследования: Выяснить, как происходит транспорт веществ в клетку и из клетки. Поставьте задачи исследования. Задачи исследования: 1.Изучить теоретический материал о строении и транспортной функции мембраны. 2.Исследовать транспорт веществ в клетку и из клетки в лабораторных условиях. Что у нас будет объектом исследования? Объект исследования: биологическая мембрана Предмет исследования: транспорт веществ через мембрану Назовите тему сегодняшнего занятия Учитель корректирует, называет. Тема занятия: Биологические мембраны клетки. II Основная часть урока. Теоретическое обоснование проблемы. Основу структурной организации клетки составляют биологические мембраны: строение, функции мембраны клетки расскажут подготовленные учащиеся- тьютеров. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз кожицы лука» Выступление подготовленных учащихся - тьютеров Если предварительно обработать клетки кожицы лука иодом или спиртом будет ли наблюдаться плазмолиз? Сделайте вывод. Плазматическая мембрана, благодаря своему строению, поддерживает постоянным внутренний химический состав клетки. Вернёмся к вопросу о свёкле и вы разъясните данный опыт, исходя из строения и функции клеточной мембраны. Заключение. 1. Используя научную литературу и интернет ресурсы, более подробно познакомились с особенностями и функциями клеточных мембран. 2. Провели лабораторные исследования, убедились в избирательной проницаемости цитоплазматической мембраны, в транспорте веществ в клетку и из клетки. 3. Сделали вывод о мембранном принципе строения клетки. III.Закрепление. Проверка усвоенных знаний при решений заданий части С, входящих в состав ЕГЭ. 1. Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них сосудистой системы? 2. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия содержимое её клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки. Как называется это явление? 3. Почему у пресноводных одноклеточных животных развиты сократительные вакуоли, а у морских отсутствуют? 4. Что произойдёт, если клетки крови поместить: а)0,09% р-р NaCl; б)в 9% р-р NaCl; в) 0,9% р-р NaCl 5.Зачем солят морскую рыбу, морская вода и так солёная? | Думают, предлагают варианты Почему неварёный корнеплод свёклы в холодной воде сохраняет свой пигмент, и воду не окрашивает, и та же свёкла, но при варке окрашивает воду в красный цвет. Думают, предлагают: при варке клетки погибают, разрушается вакуоль, клеточный сок с красящими веществами изливается в цитоплазму, разрушается клеточная мембрана клетки, оболочка и вода окрашивается в красный цвет. Думают, предлагают: исходя из строения клеточных мембран, изучить её транспортную функцию. Думают, предлагают: 1.Рассмотреть строение мембраны. 2.Изучить вопрос транспорта веществ в клетку и из клетки. 3.В лабораторных условиях проверить движение веществ в клетку. Думают, предлагают Думают, предлагают. Выступления учащихся с презентацией «Строение и транспортная функция мембраны клетки» (см. приложение 1) Выступления учащихся с презентацией «Плазмолиз и деплазмолиз», инструкция проведения лабораторной работы (см. пр 2) Выполняют лабораторную работу, оформляют записи в тетради, делают вывод, озвучивают его. Продолжение табл.1 Думают, предлагают варианты ответа: Думают, предлагают, делают вывод: через мембрану клеток осуществляется транспорт веществ. Живой корень свёклы, погружённый в холодную воду, сохраняет свой пигмент, т.к. клетки живы, целостность клеточных мембран не нарушены, мембраны регулируют поступление веществ в клетку и из клетки. Если свёклу кипятить, клетки погибают, становятся легко проницаемыми и теряют пигмент, который окрашивает воду в красный цвет. |
Приложение 1
Выступления учащихся с презентацией «Строение и транспортная функция мембраны клетки». 1 учащийся: Биологическая мембрана - мембрана от латинского кожица, перепонка – структуры, ограничивающие клетки и внутриклеточные органоиды – митохондрии, пластиды, ядро, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли растительных клеток. В настоящее время общепринята жидкостно – мозаичная модель строения мембраны (1972). Основу мембраны составляет фосфолипидный бислой:
- хвосты молекул - это жирные высшие кислоты – гидрофобны, обращены друг другу
- головки - это трёхатомный спирт глицерин и молекула фосфорной кислоты – гидрофильные свойства, обращены наружу, к воде.
В состав мембраны входят белковые молекулы, которые способны «плавать» в липидном бислое:
1) периферические белки, которые располагаются на наружной или внутренней поверхности липидного бислоя;
2) полуинтегральные белки, погружённые в липидный бислой на различную глубину;
3) интегральные белки, пронизывающие мембрану насквозь, контактируя при этом и с наружной и с внутренней средой клетки.
2 учащийся: Мембраны обладают свойством избирательной проницаемости, то есть хорошо проницаемы для одних веществ или молекул и плохо проницаемы или совсем непроницаемы для других. Различают: пассивный транспорт – транспорт веществ, идущий без затрат энергии; активный транспорт – транспорт, идущий с затратами энергии (АТФ).
Таблица 2
Виды транспорта веществ в клетку
Виды транспорта | Способ | Примеры |
Пассивный | 1. Диффузия А) через липидный бислой Б) через каналообразующие белки В) с помощью специальных транспортных белков | O2, CO2 ,эфиры, жирные кислоты заряжённые молекулы и ионы (Na+, K+, Ca 2+, Cl-) сахара, аминокислоты, нуклеотиды |
2. Осмос | H 2O (из меньшей концентрации в большую) | |
Активный | 1. Натрий – калиевый насос | За один цикл работы насос выкачивает из клетки 3 иона Na+и закачивает 2 иона К+. |
2. Фагоцитоз | Твёрдые частицы | |
3. Пиноцитоз | Растворённые частицы |
3 учащийся. Важное условие существования клетки, а значит и жизни – целостность биологической мембраны. Биологические мембраны повреждаются при воздействии физических (температура) и химических факторов (тяжёлые металлы ртуть, спирт), нарушается их структурная целостность, вплоть до некроза. Цитологические исследования показали, что старение – результат изменений клеточной структуры. При старении происходит: а) снижение фагоцитарной активности и соответствующее обезвреживание частиц; б) изменение фосфолипидного состава плазматических мембран. Продлить молодость клетки могут соблюдение правил здорового образа жизни.
Приложение 2
Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»
Цель: Изучить в лабораторных условиях транспорт веществ в клетку и из клетки.
Объект исследования: клетки эпидермиса лука.
Плазмолиз – выход воды из цитоплазмы клетки, отставание цитоплазмы от клеточной стенки. Причина плазмолиза: осмос воды через мембрану в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с более низкой концентрацией. Плазмолиз двух видов: выпуклый – цитоплазма равномерно отходит от стенок оболочки, образуя шарообразный сгусток цитоплазмы; вогнутый – цитоплазма отстаёт от клеточных стенок неравномерно, только в некоторых углах. В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большей вязкостью и будет наблюдаться вогнутый плазмолиз. Деплазмолиз – увеличение объёма цитоплазмы до исходного уровня.
Методика исследования:
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите его под микроскопом, зарисуйте участок из 2-3 клеток.
2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора NaCl (0,8 М), а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните воду.
3. Рассмотрите препарат, найдите плазмолированные клетки и зарисуйте участок из 2-3 клеток.
4. Нанесите несколько капель воды с одной стороны покровного стекла, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните раствор NaCl.
5. Рассмотрите препарат, обратите внимание на явление деплазмолиза.
6. Влияние химических факторов на плазматическую мембрану: предварительно обработать клетки кожицы лука йодом, спиртом проверить будет ли наблюдаться плазмолиз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной предвузовской подготовки. В данной программе показаны ...
Элективный курс «Молекулярная биология клетки»
Данный курс разработан для более глубокого изучения клетки. Этот курс применим при профильном обучении в 10, 11 классах....
Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.
Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...
Элективный курс по биологии «Клетки, ткани, организм»
Рабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы электив...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...