Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конкурентноспособном мире. С введением новых стандартов изменился и подход к профильному обучению. Педагог должен учить не только углублению и расширению предметного содержания. но и работать по формированию метапредметных учебных действий: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент и оценивать полученные результаты. На занятиях элективного курса я применяю технологию исследовательской деятельности обучающихся, что даёт возможность и личностному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrabotka_uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Биологические мембраны клетки» по элективному курсу биологии для учащихся 10 класса

Бабкина Ирина Львовна

учитель биологии и химии

БОУ «Средняя общеобразовательная

школа №2» г. Грязовец, Вологодская область

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории, что особенно важно в современном конкурентоспособном мире. С введением новых стандартов изменяется и подход к профильному обучению. Педагог должен учитывать не только углубление и расширение предметного содержания, но и работать по формированию метапредметных учебных действий: овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты. На занятиях элективного курса я применяю технологию исследовательской деятельности учащихся, что даёт возможность и личностному развитию ребёнка.

Цель урока: создание проблемной ситуации, способствующей приобретению навыков исследовательской деятельности при изучении взаимосвязи строения и функции биологической мембраны клетки.

Задачи:

1. Образовательные: сформировать знания о взаимосвязи строения и функции мембраны клетки.

2. Развивающие: способствовать развитию исследовательских умений обучающихся: увидеть проблему, составить план решения выявленной проблемы; способствовать развитию логического мышления, познавательной активности учащихся;

3. Воспитывающие: умение работать в группе, толерантность в общении, аккуратность в работе с оборудованием.

Оборудование: для каждого ученика - микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетка, пинцет, препаровальные иглы, фильтровальная бумага, вода, стаканчики; для учителя – стаканы, свёкла неварёная и свёкла варёная, модель строения биологической мембраны.


Таблица 1

Технология: исследовательская деятельность учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

Учитель демонстрирует опыт: неварёный корнеплод свёклы в холодной воде и варёный корнеплод свёклы в холодной, но красной воде. Есть ли здесь проблема? В чём проблема?

Какой проблемный вопрос можно поставить?

 Какой ответ можно предположить?

Составляем гипотезу исследования. Если использовать знания о строении и функциях  мембраны клетки, то можно объяснить, почему вода при варке свёклы окрашивается в красный цвет.

Предложите цель исследования.

Цель исследования: Выяснить, как происходит транспорт веществ в клетку и из клетки.

Поставьте задачи исследования.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретический материал о строении и транспортной функции мембраны.

2.Исследовать транспорт веществ в клетку и из клетки в лабораторных условиях.

Что у нас будет объектом исследования?

Объект исследования: биологическая мембрана

Предмет исследования: транспорт веществ через мембрану

Назовите тему сегодняшнего занятия

Учитель корректирует, называет.

Тема занятия: Биологические мембраны клетки.

II Основная часть урока.

Теоретическое обоснование проблемы.

Основу структурной организации клетки составляют биологические мембраны: строение, функции мембраны клетки расскажут подготовленные учащиеся- тьютеров.

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз кожицы лука»  Выступление подготовленных учащихся - тьютеров

Если предварительно обработать клетки кожицы лука иодом или спиртом будет ли наблюдаться плазмолиз?

Сделайте вывод. Плазматическая мембрана, благодаря своему строению, поддерживает постоянным внутренний химический состав клетки.

Вернёмся к вопросу о свёкле и вы разъясните данный опыт, исходя из строения и функции клеточной мембраны.

Заключение.

1. Используя научную литературу и интернет ресурсы, более подробно познакомились с особенностями и функциями клеточных мембран.

2. Провели лабораторные исследования, убедились в избирательной проницаемости цитоплазматической мембраны, в транспорте веществ в клетку и из клетки.

3. Сделали вывод о мембранном принципе строения клетки.

III.Закрепление. Проверка усвоенных знаний при решений заданий части С, входящих в состав ЕГЭ.

1Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них сосудистой системы?

2. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия содержимое её клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки. Как называется это явление?

3. Почему у пресноводных одноклеточных животных развиты сократительные вакуоли, а у морских отсутствуют?

4. Что произойдёт, если клетки крови поместить: а)0,09% р-р NaCl; б)в 9% р-р NaCl; в) 0,9% р-р NaCl

5.Зачем солят морскую рыбу, морская вода и так солёная?

Думают, предлагают варианты

Почему неварёный корнеплод свёклы в холодной воде сохраняет свой пигмент, и воду не окрашивает, и та же свёкла, но при варке окрашивает воду в красный цвет.

Думают, предлагают: при варке клетки погибают, разрушается вакуоль, клеточный сок с красящими веществами изливается в цитоплазму, разрушается клеточная мембрана клетки, оболочка и вода окрашивается в красный цвет.

Думают, предлагают: исходя из строения клеточных мембран, изучить её транспортную функцию.

Думают, предлагают:

1.Рассмотреть строение мембраны.

2.Изучить вопрос транспорта веществ в клетку и из клетки.

3.В лабораторных условиях проверить движение веществ в клетку.

Думают, предлагают

Думают, предлагают.

Выступления учащихся с презентацией «Строение и транспортная функция мембраны клетки» (см. приложение 1)

Выступления учащихся с презентацией «Плазмолиз и деплазмолиз», инструкция проведения лабораторной работы (см. пр 2)

Выполняют лабораторную работу, оформляют записи в тетради, делают вывод, озвучивают его.

Продолжение табл.1

Думают, предлагают варианты ответа:

Думают, предлагают, делают вывод: через мембрану клеток осуществляется транспорт веществ.

Живой корень свёклы, погружённый в холодную воду, сохраняет свой пигмент, т.к. клетки живы, целостность клеточных мембран не нарушены, мембраны регулируют поступление веществ в клетку и из клетки. Если свёклу кипятить, клетки погибают, становятся легко проницаемыми и теряют пигмент, который окрашивает воду в красный цвет.

Приложение 1

Выступления учащихся с презентацией «Строение и транспортная функция мембраны клетки». 1 учащийся: Биологическая мембрана - мембрана от латинского кожица, перепонка – структуры, ограничивающие клетки и внутриклеточные органоиды – митохондрии, пластиды, ядро, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли растительных клеток. В настоящее время общепринята жидкостно – мозаичная модель строения мембраны (1972). Основу мембраны составляет фосфолипидный бислой:

- хвосты молекул - это жирные высшие кислоты – гидрофобны, обращены друг другу

- головки - это трёхатомный спирт глицерин и молекула фосфорной кислоты – гидрофильные свойства, обращены наружу, к воде.

В состав мембраны входят белковые молекулы, которые способны «плавать» в липидном бислое:

1) периферические белки, которые располагаются на наружной или внутренней поверхности липидного бислоя;

2) полуинтегральные белки, погружённые в липидный бислой на различную глубину;

3) интегральные белки, пронизывающие мембрану насквозь, контактируя при этом и с наружной и с внутренней средой клетки.

2 учащийся: Мембраны обладают свойством избирательной проницаемости, то есть хорошо проницаемы для одних веществ или молекул и плохо проницаемы или совсем непроницаемы для других. Различают: пассивный транспорт – транспорт веществ, идущий без затрат энергии; активный транспорт – транспорт, идущий с затратами энергии (АТФ).

Таблица 2

Виды транспорта веществ в клетку

Виды транспорта

Способ

Примеры

Пассивный

1. Диффузия

А) через липидный бислой

Б) через каналообразующие белки

В) с помощью специальных транспортных белков

O2, CO2 ,эфиры, жирные кислоты

заряжённые молекулы и ионы (Na+, K+, Ca 2+, Cl-)

сахара, аминокислоты, нуклеотиды

2. Осмос

H 2O (из меньшей концентрации в большую)

Активный

1. Натрий – калиевый насос

За один цикл работы насос выкачивает из клетки 3 иона Na+и закачивает 2 иона К+.

2. Фагоцитоз

Твёрдые частицы

3. Пиноцитоз

Растворённые частицы

3 учащийся. Важное условие существования клетки, а значит и жизни – целостность биологической мембраны. Биологические мембраны повреждаются при воздействии физических (температура) и химических факторов (тяжёлые металлы ртуть, спирт), нарушается их структурная целостность, вплоть до некроза. Цитологические исследования показали, что старение – результат изменений клеточной структуры. При старении происходит: а) снижение фагоцитарной активности и соответствующее обезвреживание частиц; б) изменение фосфолипидного состава плазматических мембран. Продлить молодость клетки могут соблюдение правил здорового образа жизни.

Приложение 2

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

Цель: Изучить в лабораторных условиях транспорт веществ в клетку и из клетки.

Объект исследования: клетки эпидермиса лука.

Плазмолиз выход воды из цитоплазмы клетки, отставание цитоплазмы от клеточной стенки. Причина плазмолиза: осмос воды через мембрану в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с более низкой концентрацией. Плазмолиз двух видов: выпуклый – цитоплазма равномерно отходит от стенок оболочки, образуя шарообразный сгусток цитоплазмы; вогнутый – цитоплазма отстаёт от клеточных стенок неравномерно, только в некоторых углах. В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большей вязкостью  и будет наблюдаться вогнутый плазмолиз. Деплазмолиз  увеличение объёма цитоплазмы до исходного уровня.

Методика исследования:

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите его под микроскопом, зарисуйте участок из 2-3 клеток.

2. С одной стороны покровного стекла  нанесите несколько капель раствора NaCl (0,8 М), а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните воду.

3. Рассмотрите препарат, найдите плазмолированные клетки и зарисуйте участок из 2-3 клеток.

4. Нанесите несколько капель воды с одной стороны покровного стекла, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните раствор NaCl.

5. Рассмотрите препарат, обратите внимание на явление деплазмолиза.

6. Влияние химических факторов на плазматическую мембрану: предварительно обработать клетки кожицы лука йодом, спиртом проверить будет ли наблюдаться плазмолиз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"

Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной  предвузовской подготовки. В данной программе показаны ...

Элективный курс «Молекулярная биология клетки»

Данный курс разработан для более глубокого изучения клетки. Этот курс применим при профильном обучении в 10, 11 классах....

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.

Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...

Элективный курс по биологии «Клетки, ткани, организм»

Рабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и программы электив...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...