Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 9 класса. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog._9_klass_biologiya.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Класс 9
- Количество часов: всего 17 ч., в неделю 0,5 ч.
- Лабораторных работ 4
- Административных контрольных уроков ___ ч.
Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс; учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089.
Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения
Задачи курса
Обучения:
- создать условия для формирования предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков);
- добиться понимания практической значимости биологических знаний;
- продолжить формирование общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь учителя, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий);
- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы).
Развития: создать условия для развития интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды;
- зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- роль гормонов и витаминов в организме.
изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать:
- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
- наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики
- заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы. |
1 | Введение в основы общей биологии. | 1 | |
2 | Основы учения о клетке. | 5 | Л.р.№1 «Строение клеток растений и животных» |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 2 | Л.р. № 2 «Рассмотрение различных стадий митоза на м/п» |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 4 | Л. р.№3 «Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание» |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 2 | |
6 | Учение об эволюции. | 2 | Л.р.№4 «Изучение морфологического критерия на примере хвойных пород». |
7 | Заключение. | 1 | |
Итого: | 17 | 4 |
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.
http://www.biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
http://www.floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия.
http://www.trizminsk.org/ В помощь учителю биологии" позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров.
http://tana.ucoz.ru/ В помощь учителю. Ссылки на различные биологические сайты!
Календарно - тематическое планирование курса
№ | Название темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО | Кол-во часов | Тип урока | Лабораторная работа | Домашняя работа | Дата | |
по плану | факт | |||||||
Введение -1 часа | ||||||||
1 | Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов. | Понятие биологии, основные систематические группы организмов, уровни организации живой природы. | 1 | Урок – актуализация |
| Стр. 3-11 | 03.09 | |
Тема 2. Основы учения о клетке 5 часов | ||||||||
2 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Неклеточные формы. | Клеточная теория Шлейдена и Шванна, строение вирусов. | 1 | Изучения нового материала |
| Изучить записи. | 10.09 | |
3 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. | Органоиды растительной и животной клетки. | 1 | Комбинированный | Л.р.№1 «Строение клеток растений и животных» | Изучить записи. | 17.09 | |
4 | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества клетки. | Роль воды, минер. веществ, белков, липидов, углеводов, НК, АТФ в клетке. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 104-112 | 24.09 | |
5 | Обмен веществ – основа существования клетки. Обеспечение клетки энергией. | Понятия метаболизм, пластический и энергетический обмен, (ассимиляция и диссимиляция), дыхание аэробное и анаэробное, их химизм. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 113-121 | 01.10 | |
6 | Биосинтез белков в живой клетке Биосинтез углеводов – фотосинтез. | Понятия фотосинтез, трансляция, транскрипция, механизм биосинтеза белка, (механизм и химизм фотосинтеза). | 1 | Урок изучения нового материала |
| Изучить записи. | 08.10 | |
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) 2 часа | ||||||||
7 | Типы размножения Деление клетки. Митоз. | Понятия митоз, мейоз, хромосомный набор, гаплоидный, диплоидный, митоз, мейоз и их фазы, конъюгация, кроссинговер. | 1 | Комбинированный | Л.р. № 2 «Рассмотрение различных стадий митоза на м/п» | Стр. 146-159 | 15.10 | |
8 | Образование половых клеток. Мейоз Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | Оплодотворение, онтогенез, с метаморфозами, без метаморфозов. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 150-161 | 22.10 | |
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости 4 часов | ||||||||
9 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | Понятия: генетика, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный, рецессивный, генотип, фенотип. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 171-174. | 29.10 | |
10 | Генетические опыты Г. Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Исключения из законов Менделя. Взаимодействие генотипа и среды. | Законы Менделя: -единообразия; -расщепления; -независимого наследования. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 174-183 | 12.11 | |
11 | Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание Применение законов Менделя. | Генетические обозначения, генетическую запись Анализирующее скрещивание, эпистаз, полимерия, плейотропность. | 1 | Применения знаний | Л. р.№3 «Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание» | Решение задач. | 19.11 | |
12 | Генетика пола. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | Сцепление, сцепление с полом, гомогамет-ный, гетерогаметный, закон Моргана, кроссинговер, Трисомия Х, Шерешевского-Тернера. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 188-192 | 26.11 | |
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов 2 часов | ||||||||
13 | Генетические основы селекции организмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенности селекции растений. | Основные центры происхождения растений, вклад Н.И.Вавилова, закон генетических рядов наследственной изменчивости. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 204-210 | 03.12 | |
14 | Особенности селекции животных и микроорганизмов. Основные направления селекции микроорганизмов. | Основные направления биотехнологии, последние достижения селекции. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Стр. 211-213 | 10.12 | |
Тема 6. Учение об эволюции 2+1 часов | ||||||||
15 | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира. | Основные положения эволюционной теории и ее доказательства. Положения СТЭ. | 1 | Урок изучения нового материала |
| Изучить записи. | 17.12 | |
16 | Движущие силы эволюции. Основные закономерности биологической эволюции. Вид, его структура и особенности. Популяции как форма существования видов в природе. | Изменчивость, наследственность, борьба за существование, Е.о., вид, популяция, ареала, генофонд, структура вида, половая, возрастная, популяционная. | 1 | Урок изучения нового материала | Л.р.№4 «Изучение морфологического критерия на примере хвойных пород» | Изучить записи. Повторение курса. | 24.12 | |
17 | Заключение. Обобщение курса. | 1 | Обобщения и систематизации |
| 14.01 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....