ИКТ в преподавании биологии
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Плетнева Ольга Анатольевна

В этой статье приведены примеры домашних заданий с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_statya_moya.docx147.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в  профессиональной деятельности учителя.

   В настоящее время существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,  которые ,безусловно являются хорошим подспорьем в нашей работе. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам.

   На своих уроках, стараюсь использовать широкий спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций.

   Считаю, что внедрение ИКТ в  профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя зависит от компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника понимается  использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в работе учителя.

    Многие коллеги согласятся со мной, что компьютер не заменит учителя, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая задача   учителя как лучше преподать учебный материал, чтобы  он легче воспринимался и был понятен.

    Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.

     Использование ИКТ на уроках делает процесс обучения  интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.   Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. На  своих уроках использую  свой банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ. Некоторые  из них предлагаю Вашему вниманию.

Глава 4. Дыхание.

Тема. Строение  дыхательной системы.

А. Используя интернет ресурсы  выполнить следующие задания: http://shkolo.ru/stroenie-i-funktsii-organov-dyihaniya/ - .

1 Запишите в правильной последовательности все органы дыхательной системы.

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=458565 -

2. Продолжить предложения в опираясь на  информацию в статье

Легкие

Легкие представляют собой _________________________органы конусовидной формы.

Ткань легкого образована _________________ и множеством крошечных легочных    пузырьков – альвеол.

Стенки альвеол состоят из ____________________клеток, окруженных густой сетью кровеносных капилляров.

Изнутри альвеолы покрыты жидким поверхностно-активным веществом ________________, ослабляющим силы поверхностного натяжения и предупреждающим полное спадение альвеол во время выдоха.

Суммарная толщина стенок альвеолы и капилляра составляет_____________ микрометров.

Благодаря такому строению кислород легко проникает из альвеолярного воздуха в кровь, а _____________________ – из крови в альвеолы.

Диаметр альвеол составляет в среднем _____ мм, однако благодаря тому, что в легких альвеол насчитывается до ________ и их суммарная поверхность у взрослого человека равна 50-100 квадратных метров, газообмен в легких совершается чрезвычайно быстро.

Легкие (правое и левое) расположено в грудной клетке и тесно прилегает к ее стенкам.

Поверхность легких покрыта особой оболочкой – ____________, состоящей из двух листков: наружный листок выстилает внутреннюю поверхность грудной клетки, а внутренний покрывает поверхность легкого.

Между листками сохраняется герметически замкнутое щелевидное пространство, называемое________________________.

В ней содержится небольшое количество жидкости, увлажняющей листки плевры и способствующей скольжению их относительно друг друга.

Тема. Газообмен в легких и тканях

Используя интернет ресурсы

http://shkolo.ru/gazoobmen-v-legkih-i-tkanyah/ -

выполните следующие задания:

Запишите состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Зарисуйте схему  газообмена в  легких

Запишите  где и как осуществляется газообмен в тканях

Вставьте пропущенные буквы.

Обмен газов в тканях осуществляется в________ . Через их тонкие стенки кислород поступает из крови в _______________ и затем в клетки, а углекислота из тканей переходит в кровь. Концентрация кислорода в крови _________, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них.

Концентрация углекислого газа в тканях, где он собирается,_________, чем в крови. Поэтому он переходит в кровь, где связывается химическими соединениями плазмы и отчасти с гемоглобином, транспортируется кровью в легкие и выделяется в атмосферу.

Тема. Регуляция дыхания.

А. Используя интернет ресурсы  и опираясь на гиперссылку

http://meduniver.com/Medical/Biology/219.html -

http://doctor-v.ru/med/regulation-breathing-respiratory-center/ -

Выполните задания:

Прочитайте  статью  о регуляции дыхания.

Ответьте  на вопрос, что является главным фактором регулирующим частоту  дыхания?

Составьте до конца схему

А). Хеморецепторы  кровеносной системы

     Посылают сигналы в инспираторный отдел

        Нервные импульсы  от  инспираторного  отдела

       

        В межреберные мышцы и диафрагму

      Вызывая ?

Б. Вставьте пропущенные слова в части текста  статьи.

 4.Дыхательный центр  тоже имеет____________ , которые реагируют на концентрацию СО2 в крови.

5.  В известных пределах частота и глубина дыхания могут регулироваться произвольно, о чем свидетельствует, например, наша способность «затаить дыхание». К произвольной регуляции дыхания мы прибегаем при форсированном дыхании, при разговоре, пении, чихании и кашле. В этом случае импульсы, возникающие в полушариях головного мозга, передаются в дыхательный центр, который и выполняет соответствующие действия. Регуляция вдоха при помощи рецепторов растяжения и хеморецепторов представляет собой пример отрицательной обратной связи. Произвольная активность полушарий головного мозга способна преодолеть действие этого механизма

Тема. Болезни органов дыхания.

http://zab-org-dih.lek-va.ru/ -

Прочитайте статью и составьте таблицу

Названия болезни

Причины, симптомы профилактика

1

Бронхит

2

Пневмония

3

Бронхиальная астма

4

Грипп

5

Туберкулез

Курение.

Используя гиперссылку прочитайте статью  и подготовьте  тезисы.

http://www.russlav.ru/tabak/vred_kureniya.html -

2.Разнообразные  задания, используемые по различным темам.

Что обозначают эти цифры?

 1. Кровеносная система

 Прочитайте статью по адресу

http://www.aif.ru/health/life/1346808 -

100 000 км; 3; 4; 2; 1616; 175 млн.; 6 л.; В 4–5 раз; 7 мкм.; В 50 раз;

 12%; 59% ; 15%; 5% ; 9%; 2,5см; От 100 до 160 млрд; 33 см/c; 0,3 см/c

  2. Дыхательная система

  Используя данные таблицы  по гиперссылке ,      

  прочитай данные таблицы,  попробуй запомнить и заполнить по памяти.

  http://www.huminfakt.ru/cifra17.html       

Длина лёгочной доли

Масса лёгкого

Число лёгочных пузырьков
(альвеол)

Их внутренняя поверхность

Ёмкость:

Жизненная ёмкость лёгких

Глубина вдоха

Резервный объём выдоха

   

Резервный объём вдоха

Ежедневный поток кислорода

Длинна капилляров в альвеолах

.Длина лёгочной доли

25 см

Масса лёгкого

1200 г

Число лёгочных пузырьков
(альвеол)

850000000

Их внутренняя поверхность

90 м2 

Ёмкость:

Жизненная ёмкость лёгких

4,1 л

Глубина вдоха

0,5 л

Резервный объём выдоха

1,8 л

Резервный объём вдоха

1,8 л

Ежедневный поток кислорода

700 л

Длинна капилляров в альвеолах

13000 м

Пищеварительная система

Число слюнных желез во рту

Суточное слюноотделение

Ёмкость желудка

Суточное выделение сока желудком

Суточное выделение желчи печенью

Суточное выделение сока поджелудочной
железой

Длинна тонкого кишечника

Число слизистых клеток в кишечнике

Суточное выделение сока кишечником

Число ворсинок в тонком кишечнике

Общая поверхность ворсинок

Число микроворсинок на 1 ворсинку

Общая поверхность микроворсинок

Пищеварительная система

Число слюнных желез во рту

6000000

Суточное слюноотделение

1-2 л

Ёмкость желудка

3,0 л

Суточное выделение сока желудком

1-2 л

Суточное выделение желчи печенью

0,75 л

Суточное выделение сока поджелудочной
железой

1,2 л

Длинна тонкого кишечника

3,0 м

Число слизистых клеток в кишечнике

200000000000

Суточное выделение сока кишечником

3,0 л

Число ворсинок в тонком кишечнике

7000000

Общая поверхность ворсинок

40 м 2

Число микроворсинок на 1 ворсинку

300000

Общая поверхность микроворсинок

2000 м2

Опорно-двигательная система 

Используя гиперссылку http://www.skeletos.zharko.ru/ -

Подсчитайте количество костей вашего скелета  по отделам тела:

Скелет головы:

Скелет туловища

Скелет поясов конечностей

Скелет свободных конечностей

Ш. Использование  приемов мнемотехники.

1.Запомни! Классификация  Царства Животных. Найди в интернете

свои варианты картинок, которые бы соответствовали предложению.

1

Вид

Все

http://www.nasledie-rus.ru/img/700000/701609.jpg

http://ts3.mm.bing.net/th?id=HN.607997757062581079&pid=15.1&H=99&W=160

2

Род

Рок

3

Семейство

Считают

4

Отряд

Очень

5

Класс

Классной

6

Тип

Темой

7

Царство

Царь (подпись)

Используя данную гиперссылку, выпишите основные классы Позвоночных. Попробуй  придумать  предложение  или стих для лучшего запоминания всех классов позвоночных.

http://ecorucheyok.ru/igry-pro-zhivotnyx/stixi-o-zhivotnyx-igra-pro-klassifikaciyu-pozvonochnyx-v-stixax.html -

Используя данную гиперссылку

http://festival.1september.ru/articles/620652/ -  изучи строение  кровеносной системы. Обрати внимание на  круги кровообращения.

Что может означать данное предложение в контексте данной темы.

«Большой  лев  желает  править  придворными»

                                                         

http://www.opensea.ru/_data/articles/0000021/gipertensia.jpghttp://purmix.ru/images/uroki/karand/givotnie/2011060817163137.jpeg

Ответ: Зашифрованы этапы  Большого круга кровообращения.

Б.к.к.-Начинается с  Левого  Желудочка и заканчивается в Правом Предсердии.

IV. Использование гиперссылок для выполнения заданий .

Выполните тест по теме «Биосинтез белка» http://bio.reshuege.ru/test?theme=81 -

Убедитесь в правильности ваших ответов.

           1. Готовыми органическими веществами питаются 

           1) грибы

           2) папоротники

           3) водоросли

           4) мхи   

2.Готовыми органическими веществами питаются организмы 

1) автотрофы

2) гетеротрофы

3) хемотрофы

4) фототрофы

 3.В процессе пластического обмена 

1) более сложные углеводы синтезируются из менее сложных

2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты

3) белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ

4) происходит освобождение энергии и синтез АТФ  

4.Единый аппарат биосинтеза белка 

1) эндоплазматическая сеть и рибосомы

2) митохондрии и клеточный центр

3) хлоропласты и комплекс Гольджи

4) лизосомы и плазматическая мембрана

5.Принцип комплементарности (дополнительности) лежит в основе взаимодействия 

1) аминокислот и образования первичной структуры белка

2) нуклеотидов и образования двуцепочечной молекулы ДНК

3) глюкозы и образования молекулы полисахарида клетчатки

4) глицерина и жирных кислот и образования молекулы жира

 6.Принцип комплементарности лежит в основе образования водородных связей между 

1) аминокислотами и молекулами белка

2) нуклеотидами в молекуле ДНК

3) глицерином и жирной кислотой в молекуле жира

4) глюкозой в молекуле клетчатки

7. В основе образования пептидных связей между аминокислотами в молекуле белка лежит 

1) принцип комплементарности

2) нерастворимость аминокислот в воде

3) растворимость аминокислот в воде

4) наличие в них карбоксильной и аминной групп    

8. Пластический обмен в клетках животных не может происходить без энергетического, так как энергетический обмен обеспечивает клетку 

1) ферментами

2) молекулами белка

3) молекулами АТФ

4) кислородом   

9. Сходство процесса обмена веществ в клетках растений и животных состоит в том, что в них происходит

 1) образование гемоглобина

 2) биосинтез белка

 3) хемосинтез

4) брожения

10. Матрицей для трансляции служит молекула 

1) тРНК

2) ДНК

3) рРНК

4) иРНК

11. Роль матрицы в синтезе молекул и-РНК выполняет 

1) полипептидная нить

2) плазматическая мембрана

3) мембрана эндоплазматической сети

4) одна из цепей молекулы ДНК

12.Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

1) АТФ

2) р-РНК

3) т-РНК

4) и-РНК

13. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета и-РНК, к которым в соответствии с принципом комплементарности присоединяются кодовые триплеты 

1) ДНК

2) р-РНК

3) белка

4) т-РНК

14.В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип 

1) синтеза молекул АТФ

2) сборки молекул белка из аминокислот

3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

4) образования липидов

15.Все реакции синтеза органических веществ в клетке происходят с 

1) освобождением энергии

2) использованием энергии

3) расщеплением веществ

4) образованием молекул АТФ

В следующей  статье планирую выложить  динамические модели.

С уважением    Плетнева Ольга Анатольевна.

Список использованной литературы

  1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2006.
  2. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, - 2007, 241 с. Часть 1. 72 с.

  1. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2008, 98 с.
  2. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. // М.: Знание, - 2
  3. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. // М.: Изд-во УРАО, - 2008. 204 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2001.

.

Интернет ресурсы

http://bio.reshuege.ru/test?theme=81 -

   http://www.aif.ru/health/life/1346808 -

   http://www.huminfakt.ru/cifra17.html -

  http://ecorucheyok.ru/igry-pro-zhivotnyx/stixi-o-zhivotnyx-igra-pro-klassifikaciyu-pozvonochnyx-     v-stixax.html -

http://festival.1september.ru/articles/620652/ -

             

hhttp://www.russlav.ru/tabak/vred_kureniya.html -

http://www.huminfakt.ru/cifra17.html –

             hthttp://zab-org-dih.lek-va.ru/ - -  -

http://meduniver.com/Medical/Biology/219.html -  

http://shkolo.ru/stroenie-i-funktsii-organov-dyihaniya/ -

           http://bibliofond.ru/view.aspx?id=458565 -    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ

В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...

"Содержательные ориентиры в преподавании биологии"

Статья, в которой привожу примеры методических приемов создания условий активизации познавательной деятельности учащихся направленных на формирование универсальных учебных действий средствами предмета...

Статья "Использование ИКТ в преподавании биологии"

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...

Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.

Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками

В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....