"Содержательные ориентиры в преподавании биологии"
статья по биологии по теме
Статья, в которой привожу примеры методических приемов создания условий активизации познавательной деятельности учащихся направленных на формирование универсальных учебных действий средствами предмета биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_miheykinoy_e.m.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Михейкина Е.М.
Содержательные ориентиры в преподавании биологии
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный характер и лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся независимо от ее специально-предметного содержания.
Сформировать УУД можно только в условиях активного обучения, которое стимулирует мыслительную деятельность учащихся, способствует формированию познавательного интереса к предмету и к окружающему миру. В процессе активного обучения школьник постепенно достигает определенного уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями и приобрести знания в процессе решения учебных задач. Повышение степени активности достигается за счет организации обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителем использовать определенные знания и действия к самостоятельному поиску знаний и действий для решения учебной задачи и нести ответственность за свои решения
Для развития и реализации этих способностей необходима целенаправленная систематическая деятельность педагога. Учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать.
Содержание предмета биологии предоставляет возможность ребенку в содружестве с учителем познать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира.
Проблема формирования познавательной активности включает в себя приемы развития интереса, самостоятельности и интеллектуальных процессов у учащихся.
Приведем примеры методических приемов создания условий активизации познавательной деятельности учащихся направленных на формирование универсальных учебных действий средствами предмета биологии. Приведенные ниже приемы направлены на то, чтобы ребенок активно стремился к получению положительного результата своей познавательной деятельности.
Рассмотрим элементы активизации познавательной активности на уроках биологии в 8 классе по темам «Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека» и «Многообразие млекопитающих, их роль в природе и жизни человека».
Важным этапом урока является побуждение к самостоятельной поисковой, исследовательской работе. Например, мотивация учащихся на уроке «Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека» в виде рассказа-загадки: «Проходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают зоологии, их на Земле 1018 (миллиард миллиардов). Больше чем звезд в нашей Галактике!» (1)
- О каких животных эти строки? (о насекомых)
Далее обозначаем проблемную ситуацию: Насекомые по сравнению с человеком очень маленькие животные. Почему же человек ими заинтересовался и мы их изучаем в школьном курсе биологии?
Для мотивации учащихся на уроке «Многообразие млекопитающих, их роль в природе и жизни человека» логично использовать загадку:
Вокруг, насколько хватит глаз,
Венец творенья – высший класс,
Созданья процветающие – какой класс?
(Млекопитающие). / 2/
Благодаря таким приемам достигаются такие личностные результаты в обучении как формирование познавательного интереса и мотивов у учащихся, направленных на изучение живой природы.
В ходе проведения обобщающих уроков для получения личностных, предметных и метапредметных результатов предлагаю следующие групповые задания. Задание на определение принадлежности биологических объектов к определенной группе. Классификация объектов по разным основаниям. Перед учащимися находятся карточки с изображениями различных насекомых. Каждая группа учащихся выбирает из всего представленного многообразия представителей, которые соответствуют заданному признаку классификации: 1- по средам обитания; 2 - по строению крыльев; 3 - по способу питания.
На этапе осознания и активного освоения знаний организуем учебно-поисковую деятельность учащихся. Анализируя учебную и научно-популярную (данную) литературу, найдите ответы на вопросы и самостоятельно заполните таблицу: первая команда - Какова роль млекопитающих в природе? Вторая команда – Какова роль млекопитающих в жизни человека? Третья команда - Какое отрицательное значение млекопитающих в жизни человека? Ответы на вопросы необходимо занести в таблтцу.
Значение млекопитающих | Примеры |
При подготовке ответов учащиеся учатся находить информацию о значении животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
Конкретно поставленные вопросы помогают ориентироваться в информационном пространстве, активизируют их умственный и творческий потенциал. На таких уроках дети развивают умения аргументировать и свободно излагать свои мысли перед аудиторией слушателей, а также научно и максимально кратко фиксировать ответы на вопросы, заполняя таблицу. Очень помогают в такой работе ролевые задания (игры). Например, ученики выступают в роли ученого науки бионики, фермера, который рассказывает о полезных свойствах молока.
Благодаря выше приведенным заданиям на уроке создаются условие для наилучшего обобщения и закрепления знаний учащихся о многообразии животных, их значении в природе и жизни человека. Задания такого типа открывают возможность для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, решать возникшие проблемы, обобщать знания, делать выводы, принимать решения и нести за них ответственность.
Просматривая видеоклип «Красота животных», учащиеся овладевают умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учащиеся читают стихотворение о млекопитающих, содержание которого закрепляет знания о млекопитающих.
То роют в почве норы, то плавают в воде,
То лезут выше в горы, короче, есть везде!
Покрыто тело кожей, на коже густо шерсть.
Зимой они не мёрзнут и могут в снег залезть.
Пушистые на ощупь и теплые внутри.
То спящие всю зиму, то рыщут до зари.
Во рту зубов различных не просто сосчитать:
Резцы, клыки и прочие – кусать, хватать и жевать.
Один грызёт орехи, другой жуёт траву,
А третий ищет мясо, чтоб накормить братву.
Хоть летом, хоть зимою детей растить легко,
Искать не надо пищу - с собой есть молоко.
В лесу как санитары, а могут быть как дичь,
В колхозе быть в отаре, и можно их постричь.
Кто бегает от волка, кто тащит груз легко.
Кто в цирке на арене взмывает высоко.
Кто мал как бурозубка, а кто как кит - велик
Но совесть пусть любого обидеть не велит! / 3/
Для воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе на уроке «Человек и окружающая среда» предлагаю самостоятельно заполнить следующую таблицу:
Я берегу | Я урон наношу | |
На улице | ||
Дома | ||
В природе (в парке, в лесу и т.д.) |
Учащиеся пишут письма-обращения к будущим поколениям на тему «Как сберечь нашу планету» и опускают их в почтовый ящик «Почта завтрашнего дня!»
Подобные творческие задания создают условия для формирования таких моральных качеств, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию, ответственность за свои поступки, за сохранение малой Родины, за Россию, за всю планету
Эффективно организованная учебная деятельность способствует осмыслению обучающимися изучаемой проблемы в целом, активизирует познавательную деятельность ребенка и повышает интерес к предмету «биология». Интересная работа создает положительные эмоции, которые значительно активизируют работу учащихся, а эмоциональная сфера способна стимулировать их к активной деятельности.
Освоение учебного материала по биологии согласно требованиям стандартов нового поколения ведет к достижению высоких предметных, метапредметных и личностных результатов.
Используемые источники:
- И.Акимушкин. «Мир животных»
2. http://www.koipkro.kostroma.ru/Mega/sch/DocLib3/Теплякова Ни...
3. "В мире животных" / Медиатека / ПЕДСОВЕТ: образование, учитель...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ
В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...
Статья "Использование ИКТ в преподавании биологии"
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками
В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
«Работа с информационно-содержательными текстами на уроках биологии»
Дано описание методики работы с текстами на уроках биологии...