Статья "Использование ИКТ в преподавании биологии"
статья по биологии по теме

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.
 В связи с возросшими требованиями к биологической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений изменяются методы преподавания биологии  и для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются новые информационно-коммуникационные технологии.
 Применение компьютерных программных средств на уроках биологии позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать  мониторинг знаний и умений учащихся. Использование информационных технологий на уроках помогает сделать преподавание биологии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, и эффективнее, а также привлекательнее для учащихся. Как показывает практика, компьютерные технологии можно  использовать в различных ситуациях на разных этапах урока:
1)    На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для учащихся, пропустивших  урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке.  
2)    Одной из форм проведения контроля знаний и умений является компьютерное тестирование. Эта форма имеет ряд преимуществ.
Одно из них – экономия времени при проверке.
Полностью исчезает субъективность в оценке знаний учащихся: именно компьютер оценивает их знания.
В-третьих, обработка результатов производится в считанные секунды (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке.
В-четвертых, практически сразу выдается статистика – процент усвоения материала отдельным учеником или классом в целом.
Так же конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка.
    Распространены и уроки с использованием ресурса интернет.
Уроки с использованием интерактивной доски. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.
Существуют недостатки и проблемы применения ИКТ
1.      Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2.        У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3.      Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
5.      В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
6.      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7.      Не хватает компьютерного времени на всех.
8.      В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
9.      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10.  Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Однако не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть биологией «легко и счастливо».  Легких путей  в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны предмета, его  возможности в совершенствовании способностей, в преодолении трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_teme.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гайнского муниципального района

МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Использование ИКТ в преподавании биологии

Голикова Ирина Викторовна,

учитель биологии

2011

Введение

Скажи мне, и я забуду, покажи мне,
И я запомню, дай мне действовать самому,

и я научусь.
Древняя мудрость

        

        Сегодня использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными
способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению. Использование компьютерной технологии открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.

        Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

        В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел.
Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

        

Основная часть

        На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

        Возможно ли преподавание биологии без использования компьютерных технологий, решает сам учитель, основываясь на свой педагогический опыт, профессионализм, компетентность. С помощью компьютера можно смоделировать сложные биологические процессы и закономерности, провести контроль знаний учащихся, организовать самостоятельную работу, объяснить и закрепить новый материал.

        Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

        Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

        Информационные технологии позволяют:

  1. построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  2. коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
  3. рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе
    учебно-воспитательного процесса;
  4. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и
    обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  5. изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
  6. представлять в удобном для изучения масштабе различные физические,
    химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

        В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

        Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной
деятельности в условиях информационного общества через:

  1. развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
  2. развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной
    деятельности;
  3. формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку
    информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного
общества:

  1. подготовка    обучаемых    средствами    информационных    технологий    к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  1. повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации
    возможностей информационных технологий;
  2. выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

        При обучении биологии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации и лекции), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения биологического практикума.

        Изучение биологии предполагает проведение лабораторных работ. При организации лабораторных работ компьютер может стать эффективным помощником учителя, когда невозможно осуществить работу в школьной лаборатории, из-за отсутствия необходимого оборудования.

        Именно тогда использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в обучении. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учащихся встречается необходимость некоторые
наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент - компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент.

        При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами.

        Формы использования ИКТ:

        К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

        Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для усвоения. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.  Это например презентации «Развитие жизни на земле» (11 класс), «Индивидуальное развитие организмов» (10 класс), «Глобальные проблемы экологии», «Углерод и его соединения», «Типы химических реакций» и др. Для создания презентаций в своей практике я использую программу POWER Point. Это компьютерное средство интересно тем, что его может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации.

        В последнее время благодаря национальному проекту наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе.

        Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую
информацию, учащиеся приобретают навыки:

  1. целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным
    признакам;
  2. видеть информацию в целом,  а не фрагментарно, выделять главное в
    информационном сообщении.

        Интернет позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела биологии от ботаники и зоологии и до общей биологии.

        Другой аспект работы с сетевыми ресурсами - разработка и компоновка материалов самими учащимися. Подобная работа может осуществляться не только
старшеклассниками, но и учащимися младших классов.

        Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board  дают  для преподавателя следующие преимущества:

  1. позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
  2. поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
  3. позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые
    записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  4. вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

        Преимущества для учащихся:

  1. делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4. позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут
    обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным
    потребностям;
  5. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
  6. отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся.

        Новые информационные технологии активно внедряю и в проектно - исследовательскую деятельность учащихся.

        Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть
самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат
труда.

        При работе над проектом я помогаю учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время сама являюсь источником информации,
координирую весь процесс, поддерживаю и поощряю учеников, обеспечиваю
непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом.
        Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность.

        Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы   на   уроке   за   счет   одновременного   использования   иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
        Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  1. как способ создания проблемной ситуации,
  2. как способ объяснения нового материала,
  3. как форма закрепления изученного,
  4. как форма проверки домашнего задания,
  5. как способ проверки знаний в процессе урока.

        Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Заключение

         Новые информационные технологии вообще, и использование мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и разгрузить учителя, и повысить заинтересованность школьников в предмете, и, в конце концов, разнообразить серые школьные будни.

        Использование разных форм ИКТ  способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого
спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

  1. способствует повышению познавательного интереса к предмету;
  2. содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  3. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  4. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  5. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

        ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может
усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.
        Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

        Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  1. интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
  2. многоаспектное развитие школьника
  3. подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
  4. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной
    информатизации
  5. экономию времени на уроке;
  6. глубину погружения в материал;
  7. повышенную мотивацию обучения;
  8. интегративный подход в обучении;
  9. возможность  одновременного  использования  аудио-,  видео-,  мультимедиа-
    материалов;
  10. возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  11. привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию
    учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы
    самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться,
    самостоятельно добывать необходимую информацию.

        Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных
технологий - это удел энтузиастов, поскольку требует много времени систематизации и оформления информации, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.

        Использование ИКТ в педагогической практике дает мне возможность саморазвития. В современном информационном обществе целью учителя становится внедрение в процесс обучения современных технических средств.

         Задача учителя быть "в ногу со временем".

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  «Сложно», - скажете Вы. Сложно, не спорю. Но учитель – это тот человек,
который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.

         Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ

В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...

"Содержательные ориентиры в преподавании биологии"

Статья, в которой привожу примеры методических приемов создания условий активизации познавательной деятельности учащихся направленных на формирование универсальных учебных действий средствами предмета...

Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.

Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками

В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....