Урок по биологии в 10 классе "Моногибридное скрещивание"
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему
Данный урок входит в раздел "Генетика", раскрываются основные понятия и термины, решение простых генетических задач на моногибридное скрещивание. Помимо презентации входит файл для лабораторной работы по решению аналогичных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monogibridnoe_skreshchivanie_bio_10.ppt | 82.5 КБ |
лабораторная работа | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные определения генетики Гибридологический метод – система скрещиваний, позволяющая проследить в ряду поколений наследование признака и выявить новообразования. Это основной метод генетики
Моногибридное скрещивание – скрещивание по одной паре признаков (цвет, форма и т.д.) Гетерозигота –особь, которая дает гаметы разных сортов, противоположные аллели одного гена (пример, Аа, Вв) Гомозигота – особь, которая дает гаметы одного сорта, одинаковые аллели одного гена (АА, ВВ, аа, вв) Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же местах (локусах) гомологичных хромосом
Основные определения генетики Ген –единица наследственного материала (генетической информации); участок молекулы ДНК (у высших организмов) и РНК (у вирусов), содержащий информацию о первичной структуре одного белка. Генотип – совокупность генов, полученных от родителей Фенотип –совокупность внешних и внутренних признаков и свойств организмов
Основные определения генетики Доминантный признак – преобладающий признак, проявляющийся всегда в потомстве, в гомо- и гетерозиготном состоянии(АА, ВВ, Ав, аВ и т.д.) Рецессивный признак – подавляемый признак, проявляющийся в гомозиготном состоянии (аа, вв)
Основные определения генетики Р ( parenta) – родительские особи, родители F ( гибриды) –потомки, поколение (дети) G - гаметы
Первый закон Г. Менделя «Закон доминирования, или единообразия гибридов первого поколения» -При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающиеся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов окажется единобразным и похожи на одного из родителей Признак Ген Желтый А Зеленый а
Второй закон Г. Менделя «Закон расщепления» -При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 Признак Ген Желтый А Зеленый а
Практикум Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
А – ген черной масти, а – ген красной масти. Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа . Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип – АА . Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А , а красные коровы несут только рецессивный ген а . Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа . Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а . Их слияние носит случайный характер, поэтому в F2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%. Схема скрещивания Р ♀ aa красные × ♂ AA черный гаметы a A F 1 Aa 100% черные F 1 ♀ Aa черные × ♂ Aa черные гаметы A a A a F 2 AA Aa Aa aa 75% черные 25% красные
Практикум Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?
Объект: свинья. Признак: цвет щетины F – черный f – рыжий Ответ: все потомство имеет черный цвет щетины (100%)
Практикум Женщина с прямыми волосами (в) вступила в брак с мужчиной, имеющим курчавые волосы. Определите генотип отца, если у их сына прямые волосы
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 2 ««Составление простейших схем скрещивания» 1 вариант 1) Какое потомство получится при скрещивании комолой(безрогой) гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым (в) быком? Составьте схему скрещивания. 2) Наличие веснушек – доминантный признак. Симпатичная девушка с веснушками( гетерозиготная) выходит замуж за юношу, у которого веснушек нет. Какова вероятность рождения от этого брака детей с веснушками? Составьте схему скрещивания. 3) При скрещивании двух высокорослых растений кукурузы получили 25% семян низкорослых растений, а остальные растения были высокорослыми. Это значит, что высокорослые растения являются: А) гомозиготные по доминантному гену Б) гетерозиготные В) гомозиготные по рецессивному признаку Г) могут иметь другой генотип 4) Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)? А) АА х аа Б) Аа х Аа В) АА х Аа Г) Аа х аа 5) Кареглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему скрещивания. | Лабораторная работа № 2 ««Составление простейших схем скрещивания» 2 вариант 1) У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились трое кареглазых девочек и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей? Составьте схему скрещивания. 2) Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Составьте схему скрещивания. 3)Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)? А) 100% белые Б) 25% белых особей и 75% черных В) 50% белых особей и 50% черных Г) 75% белых особей и 25% черных 4)Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с гладкими и 50% - с морщинистыми семенами (рецессивный признак)? А) АА х аа Б) Аа х Аа В) АА х Аа Г) Аа х аа 5) У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи? |
Лабораторная работа № 2 ««Составление простейших схем скрещивания» 1 вариант 1) Какое потомство получится при скрещивании комолой(безрогой) гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым (в) быком? Составьте схему скрещивания. 2) Наличие веснушек – доминантный признак. Симпатичная девушка с веснушками выходит замуж за юношу, у которого веснушек нет. Отец юноши без веснушек, а у мамы они имеются. Какова вероятность рождения от этого брака ребенка с веснушками? Составьте схему скрещивания. 3) При скрещивании двух высокорослых растений кукурузы получили 25% семян низкорослых растений, а остальные растения были высокорослыми. Это значит, что высокорослые растения являются: А) гомозиготные по доминантному гену Б) гетерозиготные В) гомозиготные по рецессивному признаку Г) могут иметь другой генотип 4) Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)? А) АА х аа Б) Аа х Аа В) АА х Аа Г) Аа х аа 5) Кареглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый ребенок. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему скрещивания. | Лабораторная работа № 2 ««Составление простейших схем скрещивания» 2 вариант 1) У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились трое кареглазых девочек и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей? Составьте схему скрещивания. 2) Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Составьте схему скрещивания. 3)Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)? А) 100% белые Б) 25% белых особей и 75% черных В) 50% белых особей и 50% черных Г) 75% белых особей и 25% черных 4)Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с гладкими и 50% - с морщинистыми семенами (рецессивный признак)? А) АА х аа Б) Аа х Аа В) АА х Аа Г) Аа х аа 5) У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи? |
Лабораторная работа № 2 ««Составление простейших схем скрещивания» 1 вариант Ответы 1) ВВ х вв 100% комолость 2) Аа ха а 50% с веснушками и 50% без веснушек 3)Б; 4)Г; 5) | Лабораторная работа № 2 ««Составление простейших схем скрещивания» 2 вариант Ответы: 1) аа х Аа (отец)20 При скрещивании двух гетерозиготных растений получится растений с полосатыми плодами: 25% – c генотипомАА, 50% – с генотипом Аа, 25% растений – с гладкими плодами (генотип аа).3)А; 4)Г; 5) Генотип мохнатых свинок – Rr, гладких – rr. Поскольку законы Менделя носят вероятностный характер, то у этих свинок могли бы родиться потомки только с гладкой шерстью, но вероятность этого невелика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)
Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Урок по биологии 10-а класс "Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание"
Урок по биологии 10-а класс "Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание"....
Конспект урока по биологии: Дигибридное скрещивание
Конспект урока биологии...
Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"
ФИО -Хобракова Н.В.Предмет - биологияКласс- 9 УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.Оборудование: таблицы &laq...
Открытый урок по биологии Дигибридное скрещивание.Третий закон Г. Менделя
Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий» Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:«Дигибр...