Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Мититаниди Ирина Николаевна

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку 2.54 МБ
Файл digibridnoe_skreshchivanie.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Цели урока:

  1. формирование знаний о дигибридном скрещивании;

Задачи:

  1. закрепить основные понятия генетики;
  2. изучить особенности дигибридного скрещивания;
  3. объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;
  4. продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
  5. продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  6. формировать навыки решения генетических задач;
  7. прививать  навыки здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. фрагмент видеофильма по общей биологии (раздел: Генетика.),
  2. презентация к уроку с основными моментами урока;
  3. мультимедийный проектор,
  4. компьютер,
  5. таблица - решетка Пеннета,
  6. карточки с заданиями,
  7. лист успеха для самооценки;
  8. фотографии детей.

Основное понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков.

Требования к уровню подготовки выпускников:

должен знать/понимать

сущность законов Г.Менделя;

сущность гибридологического метода;

биологическую терминологию и символы;

уметь

объяснять родство живых организмов;

объяснять причины сохранения и изменяемости признаков и свойств видов;

решать элементарные биологические задачи;

составлять элементарные схемы скрещивания;

сравнивать биологические объекты; делать выводы на основании сравнения;

изучать явления на моделях, схемах;

находить, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы проведения: беседа, индивидуальные опрос, работа с динамической моделью, самостоятельная работа, работа с текстом учебника, работа в группах, составление и работа с различными схемами скрещивания, решение генетических задач.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1.Оргмомент. Приветствие. Подготовка аудитории к работе. 

2. Актуализация знаний. Эмоциональный настрой класса. 

На столах стихотворение, послушайте его и найдите в тексте ошибки
1)Стих (уч-ль):

Продолжаем мы сегодня разговор вести 
Про генетику – науку о наследственности. 
Трудно было, очень трудно начинать, 
Столько терминов пришлось запоминать: 
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели, 
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели. 

Потихоньку все же стали понимать, 
Рецессивный – значит, будет подавлять, 
Доминантный – значит, будет отступать. 
И задачки стали лучше вы решать. 

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём), 
Это первый Менделя закон. 
Ну а если в F1 нет расщепления - 
Это правило единообразия первого поколения. 

Победителем в начале будет тот, 
Кто ошибки в этом стихотворении найдет! 
Кто запомнил больше терминов – считайте! 
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Уч-ль: сколько ошибок нашли?  (3: рецессивный – подавляемый; доминантный – подавляет; расщепление 1 к 3 – 2 закон Менделя).

2) «История науки в лицах» (отрывок текста). Портрет Г.Менделя (показ слайда).

О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок. 

Успех его работы объясняется тем, что он обладает двумя существенными качествами, необходимыми для учёного: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. В дополнение к этому он был исключительно трудолюбив и аккуратен».

Ответ: австрийский учёный Иоганн Грегор Мендель (слайд). Показ портрета Г.Менделя.

Слова – вывод учителя: Именно он на основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности теории наследственности.

3)Индивидуальная работа у доски. Выложить на доске 1 закон Менделя.

4)Знание символики.
Вопрос уч-ля, учащийся показывает карточку с условным обозначением – символом (карточки у каждого на столе).


Р


Г


F1


А


а     АА    Аа

И т.д. (за правильные ответы – баллы выставляют в лист успеха).

Ученый, который ввел в генетику  данную буквенную символику? Г.Мендель.

Итог. Эти условные обозначения мы будем использовать для записи схем скрещивания …

Подведение итогов работы по карточкам.

5)Карточки с заданием, в котором нужно соотнести понятия.

Содержание карточки:

Соотнесите понятия:

1. Ген

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Проверяется правильность выполнения задания с помощью проектора.

Выясняется, какое понятие встретилось впервые – это дигибридное скрещивание.

II.  Изучение нового материала. 

Тема “Дигибридное скрещивание” записывается на доске.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Сообщение темы, постановка цели урока.
Что мы сейчас повторили? (Основные понятия генетики). 

С какой целью? (Знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики).

Как вы считаете, чем мы сегодня будем изучать  на уроке …(?) ……… учащиеся сами формулируют цель урока ……… (Слайд).

Перед началом просмотра видеофильма по дигибридному скрещиванию учащиеся делятся на три группы (3 ряда) и знакомятся с вопросами, на которые им нужно ответить, просматривая фрагмент.

Вопросы к фильму.

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Какое скрещивание называется дигибридным?

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? Почему не произошло расщепления признака?

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г.

Ж.м.

З. г.

З.м

 

 

 

 

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2. Как происходит наследование разных признаков по отношению друг к другу?

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После просмотра фрагмента кинофильма в каждой группе обсуждают ответы на поставленные вопросы и сообщают результаты другим группам. ( Учащиеся третьей группы используют для ответа заранее приготовленную решетку Пеннета и заполненную во время просмотра фильма и обсуждения)

III. Закрепление материала.

Решение задачи на закрепление третьего закона Г.Менделя

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Проверка решения задачи по готовому слайду ………

IV. Домашнее задание.

Составить описание своего фенотипа и генотипа по двум выбранным признакам.

Рефлексия. 

Уч-ль подводит итог рефлексии ……………..


Определим ПОГОДУ в классе: 

Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.
Всё хорошо, решать задачи мне легко – солнышко.

Если что-то вызывает затруднения – солнышко прикрытое тучкой.

Если многое непонятно, решать задачи мне трудно – тучка с молнией.

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

ЗАДАЧА  1.

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой кролихой, гетерозиготной по первому признаку.

ЗАДАЧА  2.

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие  признаки являются доминантными? Какой  процент бурых без хохла цыплят  получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

ЗАДАЧА  3.

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей.

А –курч.       Ж ааВВ * м. ААВВ

а – пр           гам. аВ       АВ

В – весн        АаВВ

в – бв

Р - ?

F1 -?

ЗАДАЧА  4.

Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим белые шаровидные плоды, дало потомство с белыми дисковидными плодами, с белыми шаровидными, с желтыми дисковидными и с желтыми шаровидными плодами в соотношении 3 : 3 : 1 : 1. Определите генотипы родителей.

ЗАДАЧА  5.

Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Р ж АаВв* м ааВв

На столах у каждого учащегося лист самооценки. Инструктаж по самооценке на уроке.

Приложение.

Лист успеха

Фамилия Имя

Виды деятельности на уроке:

Баллы и оценка:

1. За нахождение ошибок и терминов в стихотворении  

(8 баллов).

2.За знание символики (7 баллов).

3.За знание определений генетических понятий
(по 1 баллу за каждое; всего 4 балла).

4.За знание формулировок законов Г. Менделя.

(каждый закон по 3 балла).

5. Работа в паре (3 балла); решение задачи.

6. Работа в группе по вопросу к фильму (3 балла).

7. За работу у доски (3 балла).

Всего баллов:

Оценка ставится по примерной шкале баллов за урок: 
«5» - от 24 и больше;
«4» - от 19 до 23 баллов;
«3» - от 14 до18 баллов;
«2» - менее 13 баллов.

Поставьте себе оценку:


 

Лист успеха

Фамилия Имя

Виды деятельности на уроке:

Баллы и оценка:

1. За нахождение ошибок и терминов в стихотворении  

(8 баллов).

2.За знание символики (7 баллов).

3.За знание определений генетических понятий
(по 1 баллу за каждое; всего 4 балла).

4.За знание формулировок законов Г. Менделя.

(каждый закон по 3 балла).

5. Работа в паре (3 балла); решение задачи.

6. Работа в группе по вопросу к фильму (3 балла).

7. За работу у доски (3 балла).

Всего баллов:

Оценка ставится по примерной шкале баллов за урок: 
«5» - от 24 и больше;
«4» - от 19 до 23 баллов;
«3» - от 14 до18 баллов;
«2» - менее 13 баллов.

Поставьте себе оценку:


 

Продолжаем мы сегодня разговор вести 
Про генетику – науку о наследственности. 
Трудно было, очень трудно начинать, 
Столько терминов пришлось запоминать: 
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели, 
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели. 

Потихоньку все же стали понимать, 
Рецессивный – значит, будет подавлять, 
Доминантный – значит, будет отступать. 
И задачки стали лучше вы решать. 

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём), 
Это первый Менделя закон. 
Ну а если в F1 нет расщепления - 
Это правило единообразия первого поколения. 

Победителем в начале будет тот, 
Кто ошибки в этом стихотворении найдет! 
Кто запомнил больше терминов – считайте! 
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Продолжаем мы сегодня разговор вести 
Про генетику – науку о наследственности. 
Трудно было, очень трудно начинать, 
Столько терминов пришлось запоминать: 
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели, 
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели. 

Потихоньку все же стали понимать, 
Рецессивный – значит, будет подавлять, 
Доминантный – значит, будет отступать. 
И задачки стали лучше вы решать. 

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём), 
Это первый Менделя закон. 
Ну а если в F1 нет расщепления - 
Это правило единообразия первого поколения. 

Победителем в начале будет тот, 
Кто ошибки в этом стихотворении найдет! 
Кто запомнил больше терминов – считайте! 
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Соотнесите понятия:

1. Ген

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Соотнесите понятия:

1. Ген

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Соотнесите понятия:

1. Ген

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г.

Ж.м.

З. г.

З.м

 

 

 

 

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г.

Ж.м.

З. г.

З.м

 

 

 

 

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г.

Ж.м.

З. г.

З.м

 

 

 

 

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г.

Ж.м.

З. г.

З.м

 

 

 

 

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г.

Ж.м.

З. г.

З.м

 

 

 

 

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Задача.

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Задача.

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Задача.

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Задача.

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Задача.

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

                  

           

          

          

           

   

   

          

Воспроизведение жизни

это и есть наследственность,

в ней проявляется принцип

 сохранения жизни и

 инвариантная сторона

жизненных явлений”. 

Академик Н.П.Дубинин 

Урок биологии по теме: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Цели урока:

  1. формирование знаний о дигибридном скрещивании.

Задачи:

  1. закрепить основные понятия генетики;
  2. объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности;
  3. продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
  4. продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  5. формировать навыки решения генетических задач.

Оборудование:

  1. фрагмент видеофильма по общей биологии (раздел: Генетика), презентация к уроку с основными моментами урока,  мультимедийный проектор, компьютер, таблица - решетка Пеннета, карточки с заданиями, лист успеха для самооценки.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы проведения: беседа, индивидуальные опрос, работа с динамической моделью, самостоятельная работа, работа с текстом учебника, работа в группах, составление и работа с различными схемами скрещивания, решение генетических задач.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1.Оргмомент. Приветствие. Подготовка аудитории к работе. 

2. Актуализация знаний. Эмоциональный настрой класса.

1) Найти в стихотворении термины и ошибки.

2) «История науки в лицах». О ком эти строки?

3) Индивидуальная работа у доски (1 закон Менделя, 2 закон Менделя).

4) Работа с карточками: «Знание символики».

5)Индивидуальная работа с карточками: «Соотнесите понятия».

II.  Изучение нового материала. 

Тема “Дигибридное скрещивание”. Видеофильм.

III. Закрепление материала.

Решение задачи на закрепление третьего закона Г. Менделя.

IV.Рефлексия.

V. Домашнее задание.


Р

F1

G

А

А

АА

Аа

а

Р

F1

G

А

А

АА

Аа

а

Дополнительная работа.

Индивидуальные дифференцированные задания по карточкам

Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)

Доминантный ген – преобладаемый

Доминантная гомозигота обозначается АА

При решении задач родители обозначаются F

Первый закон Менделя – закон единообразия

Неполное доминирование наблюдается тогда, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и появляется промежуточный признак

           

Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)

Диплоидный набор хромосом у человека = 46

Объектом исследования у Г. Менделя был горох

Рецессивный ген - преобладающий

Рецессивная особь всегда является гомозиготной и обозначается аа

При решении задач родители обозначаются буквой Р

Второй закон Менделя – закон расщепления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии для 6 класса "Характеристика основных экологических групп растений"

Технологическая карта урокаУчреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- ПетербургаАвтор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...