Конспект урока по биологии: Дигибридное скрещивание
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок№_________ Дата урока_________ 10 класс
Тема урока : «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
Цель урока:
Образовательные : сформировать знания о дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерности при анализирующем скрещивании, продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символике при решении генетических задач.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: мультимедийный проектор, системный блок, индивидуальные карточки-задания.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
Сообщение темы и целей урока. Слайды 2,3
Актуализация знаний: проверка основных понятий генетики. Слайд 3
Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограниченно, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов.
Совокупность генов, лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления (слайд 4)
- Что означает термины «дигибридное скрещивание», «полигибридное скрещивание»? Слайд 4
Определение «дигибридное скрещивание» учащиеся записывают в тетрадь.
Рассмотрим пример дигибридного скрещивания.
Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.
- Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма). Слайд 5
Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.
- Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?
В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.
- Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий?
Полученные гибриды дигетерозиготны. Как определить количество гамет? Слайд 6.
Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов гибридов F2 удобно начертить решетку Пеннета. Слайд 7
Задание:
А) заполните решетку. (проверка на слайде).
Б) Сделайте анализ результатов скрещивания, для этого определите число фенотипов. Подсчитайте количество особей каждого фенотипа. Отдельно подсчитайте число желтых и зеленых семян, гладких и морщинистых семян.
В) Сделайте вывод о наследовании признаков.
Г) Подсчитайте, сколько генотипов образуется при скрещивании.
- О чем говорит появление новых фенотипов с новыми комбинациями признаков, которых не было у родительских форм?
(ответы учащихся).
Две пары признаков наследуются во F2 независимо друг от друга.
Это явление называется независимым наследованием признаков.
Третий закон Г.Менделя. Слайд 8.
- От чего же зависит результат дигибридного скрещивания?
(ответы учащихся) Слайд 9.
Не всегда по фенотипу можно определить генотип организма. Рецессивный признак может проявлять себя только в гомозиготном состоянии, доминантный же может быть как гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Для определения генотипа проводят анализирующее скрещивание. Слайд 10.
Решим задачу. Слайд 11
- Каким образом при анализирующем скрещивании определяют неизвестный генотип организма?
(по потомству).
- Закрепление
1. Решение задачи. Слайд 12.
Учащиеся решают в тетрадях, один учащийся у доски.
2. Проверка новых понятий
IV. Домашнее задание
V. Итоги урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. 10 класс.
Задачи урока:объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности;раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого на...
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...
Открытый урок по биологии Дигибридное скрещивание.Третий закон Г. Менделя
Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий» Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:«Дигибр...
открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание
Тема: «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»Цель урока: углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора ...
открытый урок на тему: Дигибридное скрещивание
Тема: «Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Грегора Менделя»Цель урока: углубить теоретические основы закона независимого наследования признаков Грегора ...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...
Биология "Дигибридное скрещивание"
Задание 1) Написать сообщение на тему: "Основы дигибридного скрещивания. Ученые-генетики."2) Решить генетические задачи1. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолет...