Урок по биологии 10-а класс "Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание"
материал по биологии (10 класс) по теме
Урок по биологии 10-а класс "Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_biologii_v_10-a_kl.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 10-а классе
«Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание»
Словарь основных понятий и терминов
Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.
Гаметы (от греч. «гаметес» – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т.к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.
Ген (от греч. «генос» – рождение) – участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т.е. за структуру определенной молекулы белка.
Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.
Генотип – совокупность полученных от родителей наследственных признаков организма – наследственная программа развития.
Гетерозигота (от греч. «гетерос» – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb). Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.
Гомозигота (от греч. «гомос» – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные). Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.
Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.
Признак доминантный (от лат. «доминас» – господствующий) – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
Признак рецессивный (от лат. «рецессус» – отступление) – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.
Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
Фенотип – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой.
Законы Г.Менделя
Название | Год | Формулировка |
Правило единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя) | 1865 г. | При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки – оно фенотипически и генотипически единообразно |
Закон расщепления (второй закон Менделя) | 1865 г. | При скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3 : 1 – образуются две фенотипические группы (доминантная и рецессивная); 1 : 2 : 1 – три генотипические группы |
Закон независимого наследования (третий закон Менделя) | 1865 г. | При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9 : 3 : 3 : 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1 : 2 : 2 : 1 : 4 : 1 : 2 : 2 : 1) |
Гипотеза (закон) чистоты гамет | 1865 г. | Находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в них в чистом виде |
Основные правила, помогающие в решении генетических задач
Правило 1.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.)
Правило 2.
Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.)
Правило 3.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
Правило 4.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.)
Задание:
- Изучите материал параграфа 3.11. (стр.146-153);
- В РТ выполните следующие задания: 1, 2, 3, 5, 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование
В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект урока. Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. 10 класс.
Задачи урока:объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности;раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого на...
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, формирования биологической грамотности учащихся.Задачи урока:Образовательные: сформировать зна...
Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты.
Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты....
Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"
ФИО -Хобракова Н.В.Предмет - биологияКласс- 9 УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.Оборудование: таблицы &laq...