Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень, 17 часов)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа для 6 класса составлена по учебнику Викторова В.П., Никишова А.И. "Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" и предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6.docx | 72.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов»
( МАОУ «Средняя школа №8)
Ул. Янтарная, д. 11, г. Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменской области),
628481, факс (34667) 27403, тел. 27113,27403, ОКПО 55443055, ОГРН 1028601442000, ИНН/КИП
8608040643/860801001
р/с 40204810200000000029 в РКЦ г. Когалыма
Согласовано Зам. Директора по УВР Л.В. Ачкасова « «.09.2014 |
Утверждено на заседании МО Н.Л. Рассказова Протокол № « «.09.2014 |
Рабочая программа
по биологии (6 класс) на 2014 – 2015 учебный год
учитель: Бударина Евгения Николаевна (соответствие занимаемой должности)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программ основного общего образования (авторы: Викторов В.П. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники : учебн. для уч-ся 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Викторов, А.И. Никишов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 252 с.; Никишов А.И. Биология. Животные : учеб. для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учебн. заведений / А.И. Никишов, И.Х. Шарова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 255 с.; Любимова З.В. Биология. Человек и его здоровье : учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений / З.В. Любимова, К.В. Маринова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 255 с.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа может использоваться при тематическом планировании курса учителем.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.
Цели изучения биологии. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа разработана на основе учебного плана школы, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 243 часа, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7-8 классах – по 70 часов ( по 2 часа в неделю), 9 классе – 68 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов Тюменской области.
Основное содержание программы
6 класс (35 ч)
Тема 1. Ботаника - наука о растениях. Общее знакомство с растениями – 2 часа.
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях - ботаника.
Общие сведения о многообразии растений на Земле. Роль биологии в практической деятельности людей.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение -живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Лабораторная работа № 1. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Тема 2. Клеточное строение растений – 2 часа
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растения многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Лабораторная работа №2. Строение клетки кожицы лука.
Демонстрации: Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Тема 3. Органы цветковых растений – 9 часов
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня. Ветвление корней.
Виды корней. Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.
Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменение листа.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменение побегов.
Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей
Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые. Односеменные и многосеменные. Приспособительные особенности растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.
Лабораторная работа № 3. Строение семени двудольных и однодольных растений.
Лабораторная работа № 4. Корень. Особенности строение
Лабораторная работа №5. Побег. Особенности строения. (Строение вегетативных и генеративных почек).
Лабораторная работа № 6. Лист. Особенности строения.
Лабораторная работа № 7. Стебель. Особенности строения.
Лабораторная работа № 8. Виды видоизмененных побегов (Внешнее строение корневища и клубня).
Лабораторная работа № 9. Цветок. Виды соцветий. Особенности строения.
Лабораторная работа № 10. Виды плодов. Особенности строения.
Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов.
Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные.
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.
Лабораторная работа № 11. Выявление приспособлений у растений к среде обитания.
Лабораторная работа № 12. Размножение комнатных растений.
Демонстрации:
Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.
Тема 5. Основные отделы царства растений – 7 часов.
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность*.
Подцарство Водоросли.
Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные.
Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные.
Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения.
Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения нашего региона. Семенное размножение хвойного растения на примере сосны. Значение хвойных лесов в природе и хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные.
Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Мотыльковые, Пасленовые и Сложноцветные. Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки.
Лабораторная работа № 13. Изучение внешнего строения водорослей.
Лабораторная работа № 14. Изучение внешнего строения мхов.
Лабораторная работа № 15. Изучение внешнего строения папоротников.
Лабораторная работа № 16. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Лабораторная работа № 17. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений
Тема 6. Историческое развитие многообразия растительного мира – 2 часа.
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции, как процессе усложнении растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительных характер эволюции. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторная работа № 18. Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений.
Тема 7. Царство Бактерий -1 час.
Особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Демонстрации:
Строение и многообразие бактерий
Тема 8. Царство Грибы -2 часа.
Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.
Лабораторная работа № 19. Изучение строения плесневых грибов.
Лабораторная работа № 20. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Демонстрации:
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты
Тема 9. Природные сообщества -1 час.
Жизнь растений в природе. Понятия о растительном сообществе как биосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Понятие о смене природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Роль человека в природе. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 6 КЛАССА
знать/понимать
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: рост, развитие, размножение растений, грибов;
уметь
- объяснять: роль взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений;
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата (план) | Дата (факт) | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрации и опыты | Домашнее задание | ИКТ, видео | Компетенции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Ботаника – наука о растениях. Общее знакомство с растениями (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1, урок обобщения и систематизации знаний | 1 неделя сентября | Царства органического мира. Что изучает биология. | Царства живых организмов: растения, грибы, животные и бактерии. Признаки растений. | Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение биология, ботаника. Объяснять роль растений в природе и жизни человека. Распознавать и описывать жизненные формы растений. | §1-2. | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 2 неделя сентября | Основные органы растений. Лабораторная работа №1 ″Знакомство с цветковыми и споровыми растениями″ | Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. | Распознавать и описывать основные органы растений. Сравнивать семенные и споровые растения на примере цветковых и папоротников. Доказывать, что растение – живой организм (биосистема). | §3 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Клеточное строение растений (2 часа) | Давать определение термину ботаника. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 3 неделя сентября | Строение растительной клетки. Увеличительные приборы. Приёмы пользования и приготовление микропрепарата. Лабораторная работа №2 ″Строение клетки кожицы лука″ | Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения растительной клетки. Хлоропласты, лейкопласты, хромопласты.. Поступление воды и питательных веществ в клетку. | Распознавать и описывать: • клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деление клетки, рост. Называть основные клеточные структуры, их значение. Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние жизненных процессов в клетке. | Строение растительной клетки. Световой микроскоп, лупа | §16 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4, комбинированный | 4 неделя сентября | Ткани растений. Клеточное строение органов растения. | Ткань . Виды тканей: покровные, механические, проводящие, Ткани листа: покровная, клетки мякоти, проводящая. Ткани стебля: покровная , образовательная, основная и проводящая. Ткани корня: покровная, основная, проводящая. | Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань. Называть и сравнивать клеточное строение разных органов растений. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани. | §17, стр. 67, 70,72 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Органы цветковых растений (9 часов) | Давать определение термину ткань. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 неделя октября | Типы семян. Лабораторная работа №3 ″Строение семени однодольных и двудольных растений″ | Двудольные Однодольные Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. | Определять значение семян. Давать определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. | §15, 33 | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6, урок закрепления и обобщения знаний | 2 неделя октября | Условия прорастания семян. Всхожесть. | Условия прорастания семян. Всхожесть, глубина заделки семян в почву. Правила ухода за растениями. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. | Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Различать надземное и подземное прорастание семян. Давать определения: проросток, подкормка, рыхление, полив. | §34-35 | видеоурок . | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7, комбинированный | 3 неделя октября | Внешнее и внутреннее строение корня. Видоизменения корней Лабораторная работа №4 ″Внутреннее строение корня″ | Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни, воздушные и корни-присоски. | Выделять и описывать: зоны корня, виды корней. Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений | Макет корня. | §20,5-6 | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8, комбинированный | 4 неделя октября | Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Лабораторная работа №5 ″Строение вегетативных и генеративных почек″ | Побег - сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные. | Распознавать и описывать на живых объектах строение:
Доказывать, что почка - видоизмененный побег. Отличать вегетативную почку от генеративной почки. | §8 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9, комбинированный | 2 неделя ноября | Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Лабораторная работа №6 ″Лист. Особенности строения″ | Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая ткани. | Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. | §9,18 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10, комбинированный | 3 неделя ноября | Клеточное строение стебля. Рост стебля в толщину. Лабораторная работа №7 ″Особенности строения стебля″ | Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина | Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. | §19 | . | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11, комбинированный | 4 неделя ноября | Многообразие и видоизменения побегов. Лабораторная работа №8 ″Разнообразие видоизменений побегов” | Видоизменения побегов: корневище луковица, клубень. | Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов. Доказывать, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги. | §10,11 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12, комбинированный | 1 неделя декабря | Строение цветка. Соцветия. Цветение и опыление. Лабораторная работа №9 «Соцветия растений» | Строение цветка: околоцветник простой и двойной,, чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление. | Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. | Макет цветка. | §12-13 | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13, комбинированный | 2 неделя декабря | Разнообразие плодов. Лабораторная работа №10 ″Виды плодов.″ | Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, тыквина, боб, стручок. | Давать определение термину покрытосеменные. Выделять приспособления для распространения плодов. | §14 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) | Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14, комбинированный | 3 неделя декабря | Корневое питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ. | Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость. | Описывать механизм почвенного питания. Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения. Объяснять влияние удобрений на растения. | Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. | §21 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15, комбинированный | 4 неделя декабря | Фотосинтез. | Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия, необходимые вещества и продукты. | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений. | Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений. | § 22 -23 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16, комбинированный | 2 неделя января | Дыхание растений. Испарение воды растением. Лабораторная работа № 11 ″Выявление приспособлений у растений к среде обитания″ | Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Значение воды в жизни растений. Этапы и механизмы водообмена. | Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. Называть этапы водообмена. Доказывать необходимость испарения для растений.
| Результаты опытов, доказывающих выделение растениями углекислого газа и испарение воды. | § 24- 25 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17, комбинированный | 3 неделя января | Бесполое размножение растений. Лабораторная работа № 12 ″Размножение комнатных растений″ | Размножение растений: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. | Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно. Называть способы вегетативного размножения. Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. | § 29-30 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18, комбинированный | 4 неделя января | Половое размножение растений | Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. | Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличать опыление от оплодотворения. | § 31 – 32 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19, комбинированный | 1 неделя февраля | Рост и развитие растений. | Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды. | Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность. Выделять и описывать процессы роста и развития. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды. | § 27 – 28 | видеоурок | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Основные отделы царства растений (7 часов) | Выделять различия между процессами роста и развития. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 2 неделя февраля | Классификация растений. | Систематика, классификация. Основные систематические группы растений. | Различать систематику и классификацию. Давать определение основных систематических единиц – отдел, класс, семейство, род, вид. Различать признаки классов однодольные и двудольные | § 36 | презент. | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 3 неделя февраля | Подцарство Водоросли. Лабораторная работа № 13 ″Изучение внешнего строения водорослей″ | Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. | Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Распознавать водоросли различных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли. | Гербарий водорослей. | § 45- 47 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 4 неделя февраля | Отдел Моховидные. Лабораторная работа № 14 ″Изучение внешнего строения мхов″ | Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор). | Давать определение термину высшие растения.. Распознавать и описывать: • строение мхов; • растения отдела Мохообразные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей. | Гербарий моховидных.. | § 48 - 49 | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 неделя марта | Отделы Папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные. Лабораторная работа № 15 ″Изучение внешнего строения папоротников″ | Основные признаки папоротников, хвощей и плаунов. Многообразие папоротников. Значение хвощевидных и плауновидных в природе и жизни человека. | Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: • строение папоротников; • растения отдела Папоротникообразные, Распознавать и описывать растения из отделов Хвощевидные и плауновидные. | Гербарий папоротников, хвощей и плаунов | § 50 -51 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 2 неделя марта | Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа № 16 ″Изучение строения и многообразия голосеменных растений″ | Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель). | Давать определение термину голосеменные растения Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать процесс размножения сосны. Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. | Гербарий голосеменных. | § 52 - 53 | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 3 неделя марта | Отдел Цветковые или Покрытосеменные. Лабораторная работа № 17 ″Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений″ | Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы. | Давать определение термину покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать строение цветковых растений. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: •однодольные и двудольные растения. | Гербарий покрытосеменных. | § 54 | Информационная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26, комбинированный урок | 4 неделя марта | Основные семейства однодольных и двудольных: лилейные, луковые, злаки; розоцветные, крестоцветные, бобовые, паслёновые, сложноцветные. | Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения. Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения. | Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные: Розоцветные, Крестоцветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные. Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных. | Гербарий семейств. | § 37 – 43 (по выбору) | презент. | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Историческое развитие многообразия растительного мира (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27, урок систематизации и обобщения знаний | 2 неделя апреля | Развитие растительного мира. | Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. | Называть основные этапы эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. | § 55 | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28, урок систематизации и обобщения знаний | 3 неделя апреля | Многообразие и происхождение культурных растений. Лабораторная работа № 18 ″Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений″ | Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. | Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения культурных растений. Описывать происхождение и значение растения на выбор. Объяснять способы расселения культурных растений. | Гербарий культурных растений. | § 44 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Царство Бактерий (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29, урок изучения и первичной систематизации новых знаний | 4 неделя апреля | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. Выделять особенности строения бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий. | Строение и многообразие бактерий. | § 56 - 57 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Царство Грибы (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 неделя мая | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы – паразиты. Лабораторная работа № 19 ″Изучение строения плесневых грибов″ | Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл, дрожжи. | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. | Грибы – паразиты. | § 58 -59 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31, комбинированный урок | 2 неделя мая | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лабораторная работа № 20 ″Распознавание съедобных и ядовитых грибов″ | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). | Сравнивать грибы с растениями и животными. Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в ХМАО и Тюменской области. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами. Объяснять роль многоклеточных грибов в природе. | Строение шляпочного гриба. Многообразие грибов. | § 60 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32, урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 3 неделя мая | Лишайники. | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Строение, значение, размножение и питание лишайников. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах. | Гербарий лишайников. | § 61 | видеоурок | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Природные сообщества (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33, урок обобщения и систематизации знаний | 4 неделя мая | Растительные сообщества и их охрана. | Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, луг, поле. Роль растений в круговороте. | Называть основные типы природных сообществ. Приводить примеры естественных сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ. | § 62 -63, летние задания | Информационная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв времени 2 часа |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА | |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» | Отказ от ответа. | Отказ от выполнения теста. | Отказ от выполнения работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...
Рабочая программа по биологии 10 класс ( базовый уровень) ( В.В.Пасечник)
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биоло...
Рабочая программа по биологии 11 класс ( базовый уровень) , автор В.В.Пасечник.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) ...
Рабочая программа по биологии 10 класс базовый уровень
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс базовый уровень УМК В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонов...
Рабочая программа по биологии 11 класс базовый уровень
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс базовый уровень УМК В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова,...
рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень)
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...
рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень)
Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...