Рабочая программа по биологии 10 класс базовый уровень
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс базовый уровень УМК В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-10.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Используемый УМК:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009 (учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации).
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009 В.Б. (Гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература для учителя:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
- Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные пособия:
- 1С: Сдаём ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 2007-2012 гг.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
35 часов (1 час – резервное время)
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Обобщение знаний. Тест №1.
Демонстрации: таблицы и модели «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Методы познания живой природы»
КЛЕТКА (11 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Обобщение знаний. Тест №2.
Демонстрации: таблицы и модели «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК»,
«Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот»,
«Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК»
Лабораторные и практические работы:
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
- Сравнение строения клеток растений и животных
ОРГАНИЗМ (20 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Обобщение знаний. Тест №3, тест №4, тест №5
Демонстрации: таблицы и модели «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование»,
«Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии»
Лабораторные и практические работы:
- Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука
- Составление простейших схем скрещивания
- Решение элементарных генетических задач
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Примечание:
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Красным цветом – фразы, присутствующие в примерной программе по предмету, но скорректированные согласно стандарту.
Синим цветом – лабораторные работы.
Календарно – тематическое планирование 10 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование
по биологии 10 класс
2013/2014 учебный год
Учебник – Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009
За год – 35 часов (1 часа в неделю – базовый уровень)
№п/п | Название раздела, темы урока, тип урока | Плановые сроки | Элементы обязательного минимума образования Прогнозируемый результат ЗУН | Формы и средства контроля | Практическая часть программы (Лабораторные, практические работы, экскурсии) | Подготовка к ЕГЭ | Домашние задания |
1. | БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3) Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. Краткая история развития биологии Вводный урок | Определять место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии; вклад ученых (основные открытия) в развитии биологии на разных этапах ее становления. | Демонстрации: таблицы и модели «Методы познания живой природы» | 1.1 | Стр. 4 - 9 | ||
2. | Сущность жизни и свойства живого. Повторение и обобщение знаний | Определение понятию жизнь, перечислять уровни организации живой материи. Основные свойства живого. | Демонстрации: таблицы и модели «Уровни организации живой природы» | 1.2 | Глава 1, № 1.1, 1.2 | ||
3. | Уровни организации живой материи. Методы познания живого. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Объяснять уровни организации живой материи, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. | Тестовый контроль /Тест №1 «Биология как наука. Методы научного познания» | 1.1 | Глава 1, № 1.3 | ||
4. | КЛЕТКА (11 час) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Объяснять основные положения клеточной теории, роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. | Л\р №1 «Сравнение строения клеток растений и животных» | 2.1 | Глава 2, № 2.1 | ||
5 | Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Неорганические вещества клетки Комбинированный урок | Характеризовать молекулярный уровень, неорганические вещества, их биологическое значение. | 2.2 2.3 | Глава 2, № 2.2, 2.3 | |||
6. | Органические вещества клетки. Липиды. Комбинированный урок | Уметь объяснять состав и строение липидов. Знать функции липидов, приводить примеры. | Демонстрации: таблицы | 2.4 | Глава 2, № 2.4 | ||
7. | Органические вещества клетки. Углеводы. Биологические полимеры – белки Особенности строения углеводов и белков. Комбинированный урок | Знать характеристику углеводов и белков, входящих в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры | Демонстрации: таблицы и модели «Строение молекулы белка» | 2.5 | Глава 2, № 2.5 | ||
8. | Органические вещества клетки. Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. | Демонстрации: таблицы и модели «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК» | 2.6 | Глава 2, № 2.6 | ||
9. | Ядерные клетки. Строение эукариотической клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции Комбинированный урок | Знать особенности строения и функционирования органоидов клетки. Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов. | Демонстрации: таблицы и модели «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», Л/р №2«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | 2.7 | Глава 2, № 2.7 | ||
10. | Клеточное ядро. Строение и функции хромосом. Комбинированный урок | Описывать строение ядра эукариот, перечислять функции структурных компонентов ядра, характеризовать строение и состав хроматина | Демонстрации: таблицы и модели «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена» | 2.8 | Глава 2, № 2.8 | ||
11. | Доядерные клетки. Строение и функции прокариотической клетки. Комбинированный урок | Знать особенности строения прокариотической клетки, называть части клеток | Демонстрации: таблицы и модели «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот» | 2.9 | Глава 2, № 2.9 | ||
12. | Реализация наследственной информации в клетке. Ген Генетический код. Удвоение молекулы ДНК . Комбинированный урок | Знать особенности реализации наследственной информации в клетке | Демонстрации: таблицы и модели «Хромосомы», «Характеристика гена» | 2.10 | Глава 2, № 2.10 | ||
13. | Неклеточные формы жизни. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Комбинированный урок | Знать особенности строения вирусов, характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку | Демонстрации: таблицы и модели «Строение вируса» | 2.11 | Глава 2, № 2.11 | ||
14. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение и функции клетки» Урок обобщения, контроля, оценки и коррекции знаний | Знать особенности строения клеток прокариот, эукариот, функции органоидов | Тестовый контроль/ Тест № 2 «Строение и функции клетки» | Повторить главу 2 | |||
15. | ОРГАНИЗМ (20 час) Организм – единое целое. Многообразие организмов. Вводный урок | Знать определение понятия организм, уметь объяснять особенности строения клетки одноклеточных и многоклеточных организмов | Демонстрации: таблицы и модели «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке» | 3.1 | Глава 3, № 3.1 | ||
16. | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Энергетический обмен Урок изучения и первичного закрепления знаний | Уметь объяснять, что такое ассимиляция и диссимиляция Знать основные этапы энергетического обмена в клетке | Демонстрации: таблицы и модели «Обмен веществ и превращения энергии в клетке» | 3.2 | Глава 3, № 3.3 | ||
17. | Пластический обмен. Фотосинтез. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Характеристика фотосинтеза, его этапов, особенности хемосинтеза | Демонстрации: таблицы и модели «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», Фотосинтез | 3.3 | Глава 3, № 3.3 | ||
18. | Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Митоз Комбинированный урок | Знать способы размножения организмов, характеризовать бесполое размножение митоз | Демонстрации: таблицы и модели «Способы бесполого размножения» Л\р №3 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» | 3.4 | Глава 3, № 3.4 | ||
19. | Размножение бесполое и половое Комбинированный урок | Сущность бесполого и полового размножения, оплодотворения, их значение. | Демонстрации: таблицы и модели «Деление клетки», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных» | 3.5 | Глава 3, № 3.5 | ||
20. | Образование половые клеток. Мейоз. Комбинированный урок | Знать фазы мейоза, Раскрывать биологическое значение мейоза | Демонстрации: таблицы и модели «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Фазы мейоза» | 3.6 | Глава 3, № 3.6 | ||
21 | Оплодотворение Комбинированный урок | Сущность оплодотворения, его значение. Механизм двойного оплодотворения у цветковых растений | Демонстрации: таблицы и модели «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Фазы мейоза» | 3.7 | Глава 3, № 3.7 | ||
22. | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период развития. Комбинированный урок | Объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации наследственной информации. | Демонстрации: таблицы и модели «Индивидуальное развитие организма» | 3.8 | Глава 3, № 3.8 | ||
23. | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Комбинированный урок | Называть периоды онтогенеза, описывать процесс эмбриогенеза, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм | Тестовый контроль/ Тест №3 «Размножение и развитие организмов» | Демонстрации: таблицы и модели «Индивидуальное развитие организма | 3.9 | Глава 3, № 3.9 | |
24. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Комбинированный урок | Знать сущность закономерностей наследования, установленные Г.Менделем. Объяснять значение гибридологического метода изучения наследственности | 3.10 | Глава 3, № 3.10 | |||
25. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. I и II законы Г.Менделя. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Характеристика законов Менделя. Знать и уметь применять основные понятия генетики, решать генетические задачи | Демонстрации: таблицы и модели «Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование» П/Р №1 «Составление простейших схем скрещивания» | 3.11 | Глава 3, № 3.11 | ||
26. | Дигибридное скрещивание. III закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Сущность дигибридного скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схемы дигибридного скрещивания, анализировать их. Уметь решать задачи по теме. | Демонстрации: таблицы и модели «Дигибридное скрещивание» П/Р №2 «Решение элементарных генетических задач» | 3.12 | Глава 3, № 3.12 | ||
27. | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов Урок изучения и первичного закрепления знаний | Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. | Демонстрации: таблицы и модели «Перекрест хромосом», «Сцепленное наследование» | 3.13 | Глава 3, № 3.13 | ||
28. | Современные представления о гене и геноме Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знать определение понятия геном приводить примеры взаимодействия генов | Демонстрации: таблицы и модели «Наследование, сцепленное с полом» П/Р №3 «Решение элементарных генетических задач» | 3.14 | Глава 3, № 3.14 | ||
29. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Объяснять механизм генетического определения пола, приводить примеры механизмов определения пола. Объяснять причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Анализировать родословные. Решать простейшие задачи на сцепленное наследование. | Демонстрации: таблицы и модели «Наследование, сцепленное с полом» | 3.15 | Глава 3, № 3.15 | ||
30. | Наследственная (генотипическая) и ненаследственная изменчивость. Основные закономерности изменчивости Комбинированный урок | Называть и определять различные виды изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости. Знать сущность мутационной изменчивости, выявлять причины мутаций | Демонстрации: таблицы и модели «Мутации» | 3.16 | Глава 3, № 3.16 | ||
31. | Генетика и здоровье человека.. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека. Комбинированный урок | Называть основные причины наследственных заболеваний человека, методы дородовой диагностики, объяснять опасность близкородственных браков. Объяснять влияние мутагенов на здоровье человека, выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно) | Тестовый контроль /тест №4 «Основы генетики» | Демонстрации: таблицы и модели «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность» | 3.17 | Глава 3, № 3.17 | |
32. | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы и достижения селекции Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон гомологических рядов наследственной изменчивости | Демонстрации: таблицы и модели «Центры многообразия и происхождения культурных растений»,«Искусственный отбор», «Гибридизация» | 3.18 | Глава 3, № 3.18 терминология | ||
33. | Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии Комбинированный урок | Называть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов, понятие и сущность биотехнологии | Демонстрации: таблицы и модели «Исследования в области биотехнологии» | 3.19 | Глава 3,№ 3.19 | ||
34. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция» Урок обобщения, контроля, оценки и коррекции знаний | Знать основные закономерности наследственности и изменчивости, основные методы и достижения современной селекции | Тестовый контроль/Тест №5 «Закономерности наследственности и изменчивости» | Повторить главы 1-3 | |||
Резервное время 1 час |
Содержание программы
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[2]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (12 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
ОРГАНИЗМ (18 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
ВИД (21 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ
№ п/п | № урока | Дата проведения | Тема (раздел). Содержание | Дом. задание | Демонстрации |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа) знать /понимать строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура); уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде. | |||||
1 | 1 | Краткая история развития биологии. Методы биологии. | § 1.1 | Методы познания живой природы | |
2 | 2 | Сущность жизни и свойства живого. | § 1.2 | Биологические системы. | |
3 | 3 | Уровни организации жизни. Методы биологии. | § 1.3 | Уровни организации живой природы. | |
4 | 4 | Тест №1 «Биология как наука. Методы научного познания» | вопросы стр 21 | ||
Раздел 2. Клетка (12 часов) | |||||
знать /понимать основные положения биологических теорий (клеточная); строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки; биологическую терминологию цитология, гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; решать элементарные биохимические задачи; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; | |||||
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1час) | |||||
5 | 1 | История изучения клетки. Клеточная теория. | § 2.1 | Портреты ученых. | |
Тема 2.2. Химическая организация клетки (7 часов) | |||||
6 | 1 | Химический состав клетки. | § 2.2 | ||
7 | 2 | Неорганические вещества клетки. | § 2.3 | ||
8 | 3 | Органические вещества. Липиды. | § 2.4 | ||
9 | 4 | Органические вещества. Углеводы | § 2.5 стр 41-42 | ||
10 | 5 | Органические вещества. Белки. | § 2.5 стр 42-47 | Строение молекулы белка. | |
11 | 6 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. | § 2.6 | Строение молекул ДНК и РНК. Удвоение молекулы ДНК. | |
12 | 7 | Обобщение изученного материала. Тест №2 «Химическая организация клетки». | вопросы стр 85-86 | ||
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клетки (3 часа) | |||||
13 | 1 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. | § 2.7 | Строение клетки. | |
14 | 2 | Клеточное ядро. Хромосомы. ЛР №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». | § 2.8 | Хромосомы. Гены. | |
15 | 3 | Прокариотическая клетка | § 2.9 | Строение клетки прокариот и эукариот. | |
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час) | |||||
16 | 1 | Реализация наследственной информации в клетке. Тест №3 «Строение эукариотической и прокариотической клеток» | § 2.10 | Биосинтез белка | |
Тема 2.5. Вирусы (1 час) | |||||
17 | 1 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | § 2.11 | Строение вируса. ВИЧ. | |
Раздел 3. Организм (18 часов) | |||||
Тема 3.1. Обмен веществ и преобразование энергии (3 часа) | |||||
18 | 1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. | § 3.1 | ||
19 | 2 | Энергетический обмен. | § 3.2 | ||
20 | 3 | Пластический обмен. Фотосинтез.
| § 3.3 | ||
Тема 3.2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов) знать /понимать сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, биологическую терминологию и символику жизненный цикл, половое размножение, бесполое размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, двойное оплодотворение, внутреннее и наружное оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез; уметь объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | |||||
21 | 1 | Деление клетки. Митоз. | § 3.4 | Митоз. | |
22 | 2 | Размножение: бесполое и половое. | § 3.5 | Способы бесполого размножения. | |
23 | 3 | Образование половых клеток. Мейоз. | § 3.6 | Половые клетки. Мейоз. | |
24 | 4 | Оплодотворение. | § 3.7 | ||
25 | 5 | Индивидуальное развитие организма. | § 3.8 | Индивидуальное развитие организма. | |
26 | 6 | Онтогенез человека. Тест №4 «Размножение и развитие организмов» | § 3.9 | ||
Тема 3.3 Закономерности наследственности и изменчивости (7 часов) знать /понимать основные положения законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: генов и хромосом; вклад выдающихся ученых(Г. Мендель, Т Морган, Н.И. Вавилов, И.В Мичурин) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, дигибридное скрещивание, группа сцепления, геном, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, норма реакции, наследственные заболевания, селекция, сорт, штамм, порода, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | |||||
27 | 1 | Водная лекция с ИКТ, ЛСМ (1 ч) | § 3.10-3.15 | ||
28 | 2 | Мурманская технология (2 ч) | § 3.11 | Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. | |
29 | 3 | § 3.12. | Дигибридное скрещивание. | ||
30 | 4 | Взаимообмен заданиями (3 ч) ПР №1. Составление простейших схем скрещивания ПР №2. Решение элементарных генетических задач | § 3.13 | Сцепленное наследование. | |
31 | 5 | § 3.14 | |||
32 | 6 | § 3.15 | Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. | ||
33 | 7 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная. ПР №3. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм | § 3.16 | Мутации. Модификационная изменчивость. | |
Тема 3.4. Основы селекции. Биотехнология (2 часа) | |||||
34 | 1 | Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология. Тест №5 по теме «Основы генетики и селекции». | |||
35 | 2 | Резервное время. Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класса(базовыйуровень)(2 часа в неделю по учебнику Беляева, Дымшица)
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена для базового уровня общеобразовательных школ, 2 часа в неделю(1час по учебному плану+1 час из школьного компонента)...