Рабочая программа по биологии 11 класс ( базовый уровень) , автор В.В.Пасечник.
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автор В.В.Пасечник, //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2010,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автор В.В.Пасечник, //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2010,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для обобщения и систематизация знаний по основным темам курса, более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Цели
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Структура документа
Рабочая учебная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в рабочей учебной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей учебной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая учебная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и компонента образовательного учреждения, в соответствии с которыми на изучение курса биологии выделено 68часов, (2 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Особенности рабочей программы
За счет компонента образовательного учреждения увеличено количество часов в:
- разделе «Вид» на 4 часа;
- разделе «Экосистема» на 24 часа;
- разделе «Обобщение и систематизация знаний» на 5 часов, из которых 1 час отведен контрольную работу.
Данное увеличение часов обусловлено тем, что ежегодно обучающиеся выбирают сдавать экзамен по биологии.
Срок реализации рабочей программы один год.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Результаты обучения
Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение курса биологии в 11 классе выделено 68часов, (2 часа в неделю).
Сведения об используемом УМК:
Общая биология. 10- 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Каменская, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - М Дрофа 2011,
а также методических пособий для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6-1 1 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М. Дрофа, 2010;
Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменская, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10- 11 классы»
дополнительной литературы для учителя:
Козлова ТА... Кучменко В.С, Биология в таблицах 6-11 классы Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2010;
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2010.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 240с;
И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. 10-11 классы. – М.,: «Вако», 2010.
Сборники тестов ЕГЭ.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
МULТIМЕDIА - поддержка курса биология
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2010
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2010
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы. 2009.
ЕГЭ. Репетитор 2008 по биологии Кирилла и Мефодия.
1С: Репетитор. Биология. 2010.
Биология 10-11 класс. Интерактивный курс для школьников. 2010.
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. 2010
Адреса сайтов в Интернете.
www.bio.1septembeu/ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/),
Основное содержание (68 часов)
Раздел. Вид (24 ч)
Тема. Основы учения об эволюции (17 ч)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Экскурсия
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (Окрестности школы).
Тема. Антропогенез (7 ч)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Раздел. Экосистема (34 ч)
Тема. Основы экологии (22 ч)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Тема. Эволюция биосферы и человек (12 ч).
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Редкие и исчезающие виды
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Обобщение и систематизация знаний (10 ч)
Обобщение, корректировка и систематизация знаний по темам:
«Введение. Цитология», «Размножение и онтогенез», «Основы генетики. Генетика человека Основы селекции и биотехнологии», «Основы экологии. Эволюция биосферы и человека», Тестирование в форме ЕГЭ.
№ | Тема |
1. | Лабораторная работа. Описание особей вида по морфологическому критерию. |
2. | Лабораторная работа. Выявление изменчивости у особей одного вида. |
3. | Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. |
4. | Лабораторная работа. Выявление приспособлений к среде обитания. |
5. | Практическая работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. |
6. | Практическая работа. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. |
7 | Практическая работа. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). |
8. | Лабораторная работа. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). |
9. | Практическая работа. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. |
10 | Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы. |
11. | Лабораторная работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
12. | Практическая работа. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. |
13. | Лабораторная работа. Решение экологических задач. |
Перечень лабораторных, практических работ и экскурсий
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела. | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1. | Раздел. Вид. | 24 | 1 | ||
2. | Тема. Основы учения об эволюции. | 17 | 3 | 1 | |
3. | Антропогенез. | 7 | 1 | 1 | |
4. | Раздел. Экосистемы. | 34 | |||
5. | Тема. Основы экологии. | 22 | 4 | 1 | |
6. | Тема. Эволюция биосферы и человек. | 12 | 3 | 1 | 1 |
7. | Обобщение и систематизация знаний. | 10 | 4 | ||
Итого | 68 | 11 | 2 | 8 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Д/з | Дата | Дата |
Раздел. Вид (24 ч). Тема. Основы учения об эволюции (17 ч). | План. | Факт. | ||||
1. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | Эволюция. Креационизм. Трансформизм. Классификация. Таксоны. Эволюционная палеонтология. Определенная изменчивость. Неопределенная изменчивость Факты. История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии (Конфуций, Диоген, Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель); господство идеалистических идей. Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Закономерности. «Система природы» К.Линнея. Законы. «Упражнение и неупражнение органов» и «На следование благоприятных признаков». Теории. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | знать/понимать • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. Ключевые понятия. Эволюция. Креационизм. Трансформизм. Классификация. Таксоны. Эволюционная палеонтология. Определенная изменчивость. Неопределенная изменчивость | §52, с.185-190 | ||
2. | Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | Ключевые понятия. Искусственный отбор. Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор Факты. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. Процессы. Искусственный отбор, естественный отбор. Теории. Эволюционная теория. | знать/понимать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); сравнивать: процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения. | §52, с.190-195 | ||
3. | Вид, его критерии. Л.р. «Описание особей по морфологическому критерию». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Вид. Критерии вида. Генофонд. Популяция. Объекты. Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода. Факты. Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. | знать/понимать
| §53 | ||
4. | Популяции. | Ключевые понятия. Вид. Популяция. Генофонд популяции. Объекты. Популяция. Факты. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Процессы. Эволюционные изменения в популяциях. | -знать/понимать ключевые понятия. Вид. Популяция. Генофонд популяции. выявлять Эволюционные изменения в популяциях. | §54 | ||
5. | Генетический состав популяций. | Ключевые понятия. Вид. Популяция. Генофонд популяции. Объекты. Популяция. Факты. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Процессы. Эволюционные изменения в популяциях. | -Выявлять: эволюционные изменения в популяциях. | §55 | ||
6. | Изменения генофонда популяций. Л.р. «Выявление изменчивости у особей одного вида». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Наследственная изменчивость. Генетическое равновесие в популяциях. Мутации. Популяционные волны. Дрейф генов. Изоляция. Синтетическая теория эволюции. Факты. Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Процессы, явления. Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. | -объяснять: эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. | §56 | ||
7. | Борьба за существование и ее формы. | Ключевые понятия. Борьба за существование. Формы: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными внешними условиями. Факты. Формы: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными внешними условиями. Процессы. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | -знать/понимать : ключевые понятия. Борьба за существование. Формы: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными внешними условиями. Описывать: Формы: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными внешними условиями. | §57 | ||
8. | Естественный отбор. | Ключевые понятия. Естественный отбор. Адаптации и их многообразие, виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие). Факты. Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптаций. Их относительный характер. Процессы. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. Процесс формирования приспособленности. | -Описывать: Естественный отбор. Адаптации и их многообразие, виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие). | §58, с.208-211 | ||
9. | Формы естественного отбора. | Ключевые понятия. Борьба за существование. Естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный или разрывающий. Полиморфизм. Факты. Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Процессы. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | -знать /понимать: понятия. Борьба за существование. Естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный или разрывающий. Полиморфизм. | §58, с.211-214 | ||
10. | Изолирующие механизмы. | Ключевые понятия. Изоляция: пространственная (географическая) и реподуктивная. Изолирующие механизмы: предзиготические (экологическая, временная, этилогическая или поведенческая, механическая); постзиготические. Процессы. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | -знать /понимать: Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | §59 | ||
11. | Видообразование. | Ключевые понятия. Видообразование. Стадии видообразования. Географическое видообразование (аллопатрическое). Экологическое видообразование (симпатрическое) Факты. Видообразование - результат эволюции. Процессы. Видообразование. | -знать /понимать: Видообразование. Стадии видообразования. Географическое видообразование (аллопатрическое). Экологическое видообразование (симпатрическое) | §60 | ||
12. | Макроэволюция, ее доказательства. | Ключевые понятия. Макроэволюция. Микроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. Цитологии. Сравнительная морфология. Палеонтология. Переходные формы. Филогенетические ряды. Эмбриология. Биогеография. Факты. Прямые и косвенные доказательства эволюции. Законы. Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | -раскрывать понятия: Макроэволюция. Микроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. Цитологии. Сравнительная морфология. Палеонтология. Переходные формы. Филогенетические ряды. Эмбриология. Биогеография. | §61 | ||
13. | Экскурсия: «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе». (Окрестности школы). Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Биоразнообразие. Факты. Видовое разнообразие. | - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; | Повт. §61 | ||
14. | Система растений и животных. | Ключевые понятия. Систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), подцарство, царство, надцарство, империя. Биноминальное название видов. Факты. Система растений и животных – отображение эволюции. Принципы современной классификации. | -владеть понятиями: Систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), подцарство, царство, надцарство, империя. Биноминальное название видов. | §62 | ||
15. | Главные направления эволюции органического мира. | Ключевые понятия. Типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция, дивергенция. Факты. Видовое разнообразие. Процессы. Видообразование. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | -понимать: Факты. Видовое разнообразие. Процессы. Видообразование. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | §63, с.230-232 | ||
16. | Главные направления эволюции органического мира. Л.р. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморофоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Соотношение путей эволюции. Факты. Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов. Работы А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции. Процессы. Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли. | -знать: Главные направления эволюции органического мира. Работы А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции. | §63, с.232-238, повт. §§52-62 | ||
17. | Обобщающий урок. Основы учения об эволюции. | Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Повт. §§52-63 | |||
Тема. Антропогенез (7 ч). | ||||||
18. | Положение человека в системе животного мира. | Ключевые понятия. Антропогенез. Атавизмы. Рудименты Факты. Проблема антропогенеза - сложнейшая естественно-научная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно- анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно-эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек - биосоциальное существо. Вклад Ч. Дарвина в решение проблемы антропогенеза. Теории. Современная теория антропогенеза. | -знать: Вклад Ч. Дарвина в решение проблемы антропогенеза. Теории. Современная теория антропогенеза. | §69 + с. 265-266 | ||
19. | Основные стадии антропогенеза. | Ключевые понятия. Антропогенез. Приматы. Парапитек. Дриопитек. Понгиды. Гоминиды. Австралопитек. Факты. Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Процессы. Антропогенез. | -знать: понятия. Антропогенез. Приматы. Парапитек. Дриопитек. Понгиды. Гоминиды. Австралопитек. | §70, с. 270-273 | ||
20. | Основные стадии антропогенеза. | Ключевые понятия. Антропогенез. Архантропы – древнейшие люди. Человек умелый и прямоходящий. Палеоантропы – древние люди. Неандертальцы. Неоантропы – современные люди. Кроманьонцы. Современный человек. Факты. Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Процессы. Антропогенез. | -знать: понятия. Антропогенез. Архантропы – древнейшие люди. Человек умелый и прямоходящий. Палеоантропы – древние люди. Неандертальцы. Неоантропы – современные люди. Кроманьонцы. Современный человек. | §70, с. 273-276 | ||
21. | Движущие силы антропогенеза. | Ключевые понятия. Антропогенез. Биологические и социальные факторы. Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Факты. Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Современные проблемы человеческого общества. Процессы. Антропогенез. | -понимать термины:. Антропогенез. Биологические и социальные факторы. Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. | §71 | ||
22. | Прародина человека. П.р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождение человека». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Антропогенез. Факты. Гипотезы происхождения и прародине человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Процессы. Антропогенез. | - Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождение человека | §72 | ||
23. | Расы и их происхождение. | Ключевые понятия. Расы и нации. Расогенез. Расизм. Факты. Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный. Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Гипотезы расогенеза. Реакционная сущность геноцида и расизма. | -понимать: Гипотезы расогенеза. Реакционная сущность геноцида и расизма. | §73, повт. §§69-72 | ||
24. | Обобщающий урок. Антропогенез. | Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | - находить информацию о биологических объектах в различных источниках | Повт. §§ 69-73 | ||
Раздел. Экосистема (34 ч). Тема. Основы экологии (22 ч). | ||||||
25. | Что изучает экология. | Ключевые понятия. Экология. Факты. Задачи экологии. Роль экологии в современном обществе | уметь - объяснять: Роль экологии в современном обществе единство живой и неживой природы, родство живых организмов; | §74 | ||
26. | Среда обитания организмов и ее факторы. | Ключевые понятия. Среда обитания. Экосистема. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Объекты. Экосистемы. Факты. Экосистема - функциональная единица биосферы. Среда обитания. Экологические факторы - определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закономерности. Влияние экологических факторов на организмы. | -знать: Влияние экологических факторов на организмы. | §75, с.294-297 | ||
27. | Среда обитания организмов и ее факторы. | Ключевые понятия. Среда обитания. Экосистема. Ограничивающий (лимитирующий) фактор. Адаптация. Закономерности. Влияние экологических факторов на организмы. Законы. Закон минимума К.Либиха. | -понимать: термины. Среда обитания. Экосистема. Ограничивающий (лимитирующий) фактор. Адаптация. -знать: Закон минимума: К.Либиха. | §75, с.297-299 | ||
28. | Местообитание и экологические ниши. | Ключевые понятия. Экологическая ниша. Закономерности. Влияние экологических факторов на организмы. | -знать Закономерности влияния экологических факторов на организмы. | §76 | ||
29. | Основные типы экологических взаимодействий. | Ключевые понятия. Биотические факторы. Нейтрализм. Симбиоз. Объекты. Экосистемы. Факты. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: нейтрализм, симбиоз. | - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | §77, с.303-306 | ||
30. | Основные типы экологических взаимодействий. | Ключевые понятия. Биотические факторы. Хищничество. Паразиты. Конкуренция. Антропогенный фактор. Объекты. Экосистемы. . | Понимать: Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. | §77, с.306-308 | ||
31. | Конкурентные взаимодействия. | Ключевые понятия. Биотические факторы. Конкуренция. Внутривидовая. Межвидовая. Принцип Гаузе. Антропогенный фактор. Объекты. Экосистемы. Факты. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения – конкуренция. | -знать: ключевые понятия. Биотические факторы. Конкуренция. Внутривидовая. Межвидовая. Принцип Гаузе. Антропогенный фактор. | §78 | ||
32. | Основные экологические характеристики популяции. | Ключевые понятия. Биотические факторы. Демографические показатели . Обилие. Плотность. Рождаемость. Смертность. Возрастная структура. Объекты. Экосистемы. Популяция. Факты. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. | - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; -знать: Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. | §79 | ||
33. | Динамика популяций. | Ключевые понятия. Динамика популяции. Биотические факторы. Объекты. Экосистемы. Популяция. Факты. Факторы популяционной динамики. Биотические и абиотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. | -знать: Биотические и абиотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. | §80 | ||
34. | Экологические сообщества. | Ключевые понятия. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Биотоп. Зооценоз. Фитоценоз. Микробиоценоз. Объекты. Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Факты. Классификация экосистем. | -описывать объекты: Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. -знать Классификацияюэкосистем. | §81, с. 318-320 | ||
35. | Экологические сообщества. | Ключевые понятия. Агроэкосистема. Объекты. Агроэкосистема. Факты. Агроэкосистемы – искусственные экосистемы. Экосистема городов. Сравнение естественных и искусственных экосистем. | -знать: Агроэкосистемы – искусственные экосистемы. Экосистема городов. Сравнивать естественные и искусственные экосистем. | §81, с. 320-323 | ||
36. | Практическая работа: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Биотоп. Зооценоз. Фитоценоз. Микробиоценоз. Агроэкосистема. Факты. Сравнение естественных и искусственных экосистем. | - решать задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | |||
37. | Структура сообщества. | Ключевые понятия. Структура сообщества: видовая, морфологическая, трофическая. Факты. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. | -знать: Структуру экосистем: пространственную, видовую, экологическую. | §82 | ||
38. | Взаимосвязь организмов в сообществах. | Ключевые понятия. Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи. Автотрофы. Продуценты. Гетеротрофы. Консументы. Редуценты. | -знать: понятия. Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи. Автотрофы. Продуценты. Гетеротрофы. Консументы. Редуценты. | §83 | ||
39. | Пищевые цепи. П.р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи: пастбищная и детритная. Круговорот веществ. Биогенные элементы. Объекты. Трофическая структура биоценоза. Факты. Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети. Процессы. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. | - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | §84 | ||
40. | Экологические пирамиды. | Ключевые понятия. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Пирамиды биомассы. Пирамиды численности. Закономерности. Экологическая пирамида. | -устанавливать: закономерности экологической пирамиды. | §85 | ||
41. | Экологические сукцессии. Л.р. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Динамическое равновесие Сукцессия: первичная, вторичная. Общее дыхание сообщества. Факты. Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем. Процесс. Смена популяций различных видов. Закономерности. Смена экосистем в природе. | -знать понятия. Динамическое равновесие Сукцессия: первичная, вторичная. Общее дыхание сообщества | §86 | ||
42. | Влияние загрязнений на живые организмы. | Ключевые понятия. Окружающая среда. Продуценты. Консументы. Редуценты. Токсины. Факты. Биологическое накопление в пищевых цепях. | - решать элементарные биологические задачи; | §87 | ||
43. | Лабораторная работа: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Экосистема. Окружающая среда. Продуценты. Консументы. Редуценты. Токсины. Факты. Биологическое накопление в пищевых цепях. | - решать элементарные биологические задачи; схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | |||
44. | Основы рационального природопользования. . | Ключевые понятия. Экологическое сознание. Природные ресурсы. Рациональное природопользование. Факты. Концепция устойчивого развития человечества. | - анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | §88, повт. §§74-87 | ||
45. | Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы». (окрестности школы)». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Экосистема. Естественные и искусственные экосистем. Факты. Видовое разнообразие. Различные экосистемы. | - находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; | Повт. §§74-88 | ||
46. | Обобщающий урок. Основы экологии. | Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Повт. §§52-63, | |||
Тема. Эволюция биосферы и человек (12 ч). | ||||||
47. | Гипотезы о происхождении жизни. | Ключевые понятия. Материализм. Идеализм. Креационизм. Коацерваты. Пробионты. Факты. Происхождение жизни на Земли - вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия. биохимической эволюции. | - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, | §89 | ||
48. | Современные представления о происхождении жизни. П.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле. Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Абиогенез. Биогенез. Коацерваты. Теории. Теории абиогенеза и биогенеза, | - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни | §90 | ||
49. | Основные этапы развития жизни на Земле. | Ключевые понятия. Гипотеза биопоэза. Факты. Этапы эволюции: химический, предбиологический, биологический. | -знать: этапы эволюции: химическая, предбиологическая, биологическиая. | §91, с. 351-353 | ||
50. | Основные этапы развития жизни на Земле. | Ключевые понятия. Гипотезы происхождения эукариот. | - находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; | §91, с. 353-356 | ||
51. | Развитие жизни на Земле. | Ключевые понятия. Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой Факты. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | -знать понятия. Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. | |||
52. | Эволюция биосферы. | Ключевые понятия. Биосфера. Фотосинтез. Дыхание. Круговорот углерода. Теории. Учение В.И. Вернадского о «Биосфере». | -знать/понимать учение В.И. Вернадского о «Биосфере». | §92, с. 356-359 | ||
53. | Эволюция биосферы. | Ключевые понятия. Биосфера. Факты. Влияние человека на эволюцию биосферы. Теории. Учение В.И. Вернадского о «Биосфере». | -знать/понимать влияние человека на эволюцию биосферы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | §92, с 359-360 | ||
54. | Практическая работа: «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». Текущий инструктаж по ПТБ | Ключевые понятия. Окружающая среда. Экосистема. Биосфера. Естественные и искусственные экосистем. Факты. Видовое разнообразие. Различные экосистемы. Влияние человека на эволюцию биосферы. Правила поведения в природе. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | |||
55. | Антропогенное воздействие на биосферу. | Ключевые понятия. Предельно допустимая концентрация (ПДК) Факты. Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. Процессы. Экологический кризис и его последствия. Рациональное использование природных ресурсов. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | §93, повт. §§89-92 | ||
56. | Лабораторная работа: «Решение экологических задач». Текущий инструктаж по ПТБ. | Ключевые понятия. Окружающая среда. Экосистема. Биосфера. Естественные и искусственные экосистем. Факты. Видовое разнообразие. Различные экосистемы. Влияние человека на эволюцию биосферы. | - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | Повт. §§89-93 | ||
57. | Итоговый урок. Роль биологии в будущем. | Ключевые понятия. Устойчивое развитие Факты. Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность. Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья. | -знать/понимать: Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья. | Повт. гл. 9 | ||
58. | Обобщающий урок. Эволюция биосферы и человек. | Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Контроль знаний по изученным темам. | Повт. §§1-27 | ||
Обобщение и систематизация знаний (10 ч). | ||||||
59. | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Введение. Цитология» | Ключевые понятия. Методы исследовании в биологии. Свойство живого. Уровни организации живого. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вещества клетки. Строение клетки. Неклеточная форма жизни. Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез. Синтез белков. Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Контроль знаний по изученным темам. | Повт. §§28-37 | ||
60. | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Размножение и онтогенез» | Ключевые понятия. Митоз. Мейоз. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Онтогенез. Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Контроль знаний по изученным темам. -знать /понимать: -биологическую терминологию и символику; | Повт. §§38-51 64-68 | ||
61. | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Основы генетики. Генетика человека Основы селекции и биотехнологии» | Ключевые понятия. Закономерности наследования, изменчивости. Моно- и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория. Генетика пола. Генетика и здоровье. Основные методы селекции. Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Контроль знаний по изученным темам. | Повт. §§52-63, 69-73 | ||
62. | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Основы учения об эволюции. Антропогенез» | Ключевые понятия. Движущие силы эволюции. Вид. Популяция. Микроэволюция. Макроэволюция. Видообразование. Антропогенез. Биосоциальная сущность человека. Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Контроль знаний по изученным темам. | Повт. §§74-93 | ||
63. | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Основы экологии. Эволюция биосферы и человека» | Ключевые понятия. Экология. Экологические факторы. Природные сообщества. Взаимосвязи организмов. Основы рационального природопользования. Биосфера и человек. Тестовая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Контроль знаний по изученным темам. -знать /понимать: -биологическую терминологию и символику; | |||
64. | Тестирование в форме ЕГЭ | КИМ в форме ЕГЭ. | Обобщение знаний. Совершенствование умений. Контроль знаний. | |||
65. | Тестирование в форме ЕГЭ | КИМ в форме ЕГЭ. | Обобщение знаний. Совершенствование умений. Контроль знаний. | |||
66 | Тестирование в форме ЕГЭ. | КИМ в форме ЕГЭ. | Обобщение знаний. Совершенствование умений. Контроль знаний. | |||
67 | Тестирование в форме ЕГЭ. | КИМ в форме ЕГЭ. | Обобщение знаний. Совершенствование умений. Контроль знаний. | |||
68. | Итоговое занятие | Подведение итогов. Консультация. | Обобщение знаний. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень
Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень. 68 часов....
Рабочая программа 5-6 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. В курсе математики 5&mda...