Рабочая программа по биологии 11 класс базовый уровень
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс базовый уровень УМК В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pogramma_11_klass.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Используемый УМК:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009 (учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации).
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009 В.Б. (Гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература для учителя:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
- Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные пособия:
- 1С: Сдаём ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 2007-2012 гг.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
.
Календарно – тематическое планирование 11 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование
по биологии 11 класс
2013/2014 учебный год
Учебник – Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2009
За год – 35 часов (1 часа в неделю – базовый уровень)
№п/п | Название раздела, темы урока, тип урока | Плановые сроки | Элементы обязательного минимума образования Прогнозируемый результат ЗУН | Формы и средства контроля | Практическая часть программы (Лабораторные, практические работы, экскурсии) | Подготовка к ЕГЭ | Домашние задания |
1. | Вид (21 час) История эволюционных идей (13) Развитие биологии в додарвиновский период Вводный урок | Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бера. | Демонстрации: таблицы и модели «Методы познания живой природы» | Глава 4, № 4.1 | |||
2. | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка Повторение и обобщение знаний | История создания и основные положения теории Ж.Б.Ламарка | Демонстрации: таблицы и модели «Эволюционные теории» | Глава 4, № 4.2 | |||
3. | Предпосылки развития теории Ч. Дарвина Урок изучения и первичного закрепления знаний | История создания и основные положения теории Ч. Дарвина | Демонстрации: таблицы и модели «Эволюционные теории» | Глава 4, № 4.3 | |||
4. | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Урок изучения и первичного закрепления знаний | История создания и основные положения теории Ч. Дарвина Определение понятия «вид», его критерии. | Демонстрации: таблицы и модели «Эволюционные теории» | Глава 4, № 2.1 | |||
5 | Вид. Критерии и структура вида. Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида» Комбинированный урок | Определение понятия «вид», его критерии. | Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида» | Глава 4, № 2.2, 2.3 | |||
6. | Популяция – структурная единица вида. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» Комбинированный урок | Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. | Демонстрации: таблицы Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
| Глава 2, № 2.4 | |||
7. | Факторы эволюции. Комбинированный урок | Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями. | Демонстрации: таблицы и модели «Факторы эволюции» | Глава 2, № 4.5 | |||
8. | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Естественный обор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора. | Демонстрации: таблицы и модели «Факторы эволюции» | Глава 2, № 4.6 | |||
9. | Адаптации организмов к условиям обитаниям. Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» Комбинированный урок | Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности. | Демонстрации: таблицы и модели «Адаптации живых организмов», Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | Глава 2, № 2.7 | |||
10. | Видообразование. Комбинированный урок | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, стадии видообразования, способы видообразования. | Демонстрации: таблицы и модели «Видообразование» | Глава 2, № 2.8 | |||
11. | Сохранение многообразия видов. Комбинированный урок | Основные направления эволюции и пути достижения биологического прогресса. | Демонстрации: таблицы и модели «Видообразование», «Многообразие живых организмов» | Глава 2, № 2.9 | |||
12. | Доказательства эволюции органического мира. Комбинированный урок | Основные доказательства эволюции органического мира | Демонстрации: таблицы и модели «Эволюция органического мира» | Глава 2, № 2.10 | |||
13. | Тест №1 « Основные закономерности эволюции» Урок обобщения, контроля, оценки и коррекции знаний | Тест №1 « Основные закономерности эволюции» | |||||
14. | Происхождение жизни на Земле (3 часа) Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, креационизм. | Демонстрации: таблицы и модели «Эволюция органического мира» | Повторить главу 2 | |||
15. | Современные представления о возникновении жизни на Земле Вводный урок | Основные положения гипотезы А.Опарина. Начальные этапы эволюции жизни. | Демонстрации: таблицы и модели «Эволюция органического мира» | Глава 3, № 3.1 | |||
16. | Возникновение и развитие жизни на Земле: архей, протерозой, палеозой, мезозой и кайнозой. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Развитие органического мира в архейскую. Протерозойскую, палеозойскую эры, мезозой и кайнозой. | Демонстрации: таблицы и модели «Развитие органического мира» | Глава 3, № 3.3 | |||
17. | Происхождение человека (5 часов) Положение человека в системе животного мира Урок изучения и первичного закрепления знаний | Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека. | Демонстрации: таблицы и модели «Положение человека в системе органического мира» | Глава 3, № 3.3 | |||
18. | Этапы эволюции человека. Комбинированный урок | Основные характеристики парапитеков, дриопитеков, питекантропов, синантропов, неандертальцев, кроманьонцев. | Демонстрации: таблицы и модели «Этапы эволюции человека» | Глава 3, № 3.4 | |||
19. | Биологические и социальные факторы эволюции человека. Комбинированный урок | Биологические и социальные движущие силы атропогенеза. | Демонстрации: таблицы и модели «Этапы эволюции человека» | Глава 3, № 3.5 | |||
20. | Человеческие расы. Комбинированный урок | Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма. | Демонстрации: таблицы и модели «Человеческие расы» | Глава 3, № 3.6 | |||
21 | Обобщающий урок «Развитие жизни на Земле» Тест №2 « Развитие жизни на Земле» Комбинированный урок | Учащиеся должны знать и уметь объяснить возможные способы возникновения и развития жизни на Земле, особенности антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений. | Тест №2 « Развитие жизни на Земле» | ||||
22. | Экосистемы (13 часов) Экологические факторы (3 часа) Организм и среда. Экологические факторы Комбинированный урок | Предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. | Демонстрации: таблицы и модели «Экологические факторы» | Глава 3, № 3.8 | |||
23. | Абиотические факторы среды Комбинированный урок | Среда обитания, биотические факторы, абиотические и антропогенные факторы, оптимальный и лимитирующий фактор, закон минимума, толерантность. Адаптации организмов к изменениям освещённости, температуры и влажности. | Демонстрации: таблицы и модели «Экологические факторы» | Глава 3, № 3.9 | |||
24. | Биотические факторы среды. Комбинированный урок | Местообитание, экологическая ниша, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация. Мутуализм, хищничество, симбиоз, паразитизм, конкуренция. | Демонстрации: Таблицы и модели «Экологические факторы» | Глава 3, № 3.10 | |||
25. | Структура экосистем (4 часа) Структура экосистем. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Биоценоз и экосистема, искусственные и естественные сообщества. Автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты. | Демонстрации: таблицы и модели «Экосистемы» | Глава 3, № 3.11 | |||
26. | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Пищевые цепи и сети, экологические пирамиды. Круговороты вещества и энергии в экосистеме. | Демонстрации: таблицы и модели «Пищевые цепи и сети» | Глава 3, № 3.12 | |||
27. | Причины устойчивости и смены экосистем. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Искусственные сообщества, их отличия от естественных. | Демонстрации: таблицы и модели «Экосистемы», «Смена сообществ» | Глава 3, № 3.13 | |||
28. | Влияние человека на экосистемы. Практическая работа №1 «Решение экологических задач» Урок изучения и первичного закрепления знаний | Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. | Демонстрации: «Влияние человека на экосистемы» Практическая работа №1 «Решение экологических задач» | Глава 3, № 3.14 | |||
29. | Биосфера – глобальная экосистема (2 часа) Биосфера – глобальная экосистема. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. | Демонстрации: таблицы и модели «Биосфера» | Глава 3, № 3.15 | |||
30. | Роль живых организмов в биосфере. Обобщающий урок. Комбинированный урок | Свойства и функции живого вещества в биосфере. Биогенная миграция атомов. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы. | Демонстрации: таблицы и модели «Биосфера» | Глава 3, № 3.16 | |||
31. | Биосфера и человек (4 часа) Биосфера и человек. Комбинированный урок | Эволюция биосферы: техносфера и ноосфера. Основные проблемы человечества и биосфера. | Демонстрации: таблицы и модели «Биосфера» | Глава 3, № 3.17 | |||
32. | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. Урок изучения и первичного закрепления знаний | Способы профилактики и исправления глобальных антропогенных изменений в биосфере. Сохранение биоразнообразия. Заповедники и заказники России. | Демонстрации: таблицы и модели «Человек и биосфера» | Глава 3, № 3.18 терминология | |||
33. | Роль биологии в будущем. Тест №3 «Экосистема» Комбинированный урок | Повторение и обобщение знаний о взаимодействии человека и живых организмов на Земле. | Тест №3 «Экосистема» | ||||
34. | Заключение Урок обобщения, контроля, оценки и коррекции знаний | Повторить главы 1-3 | |||||
Резервное время 1 час |
Тест – 3
Лабораторые работы - 3
Практическая работа - 1
Содержание программы
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (12 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
ОРГАНИЗМ (18 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
ВИД (21 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
№ п/п | № урока | Дата проведения | Тема (раздел). Содержание | Дом. задание | Демонстрации |
Раздел 4. Вид (21 час) | |||||
Тема 4.1. История эволюционных идей (13 часов) знать /понимать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде; | |||||
1 | 1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея. | § 4.1 | ||
2 | 2 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | § 4.2 | ||
3 | 3 | Предпосылки развития теории Ч. Дарвина. | § 4.3 | ||
4 | 4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | § 4.4 | Движущие силы эволюции. | |
5 | 5 | Вид. Критерии и структура. ЛР №1 « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах». | § 4.5 | Критерии вида. | |
6 | 6 | Популяция – структурная единица вида и эволюции. ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | §.4.6-4.7 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции | |
7 | 7 | Факторы эволюции. | § 4.8 | ||
8 | 8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | § 4.9 | ||
9 | 9 | Адаптации организмов к условиям обитания. ЛР №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». | § 4.10 | Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. | |
10 | 10 | Видообразование. | § 4.11 | Образование новых видов в природе. | |
11 | 11 | Сохранение многообразия видов. | § 4.12 | ||
12 | 12 | Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок. | § 4.13 | ||
13 | 13 | Тест №1 «Основные закономерности эволюции» | вопр стр 300-301 | ||
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа) | |||||
14 | 1 | Вводная лекция с ОК (1 ч) | § 4.14-4.17 | Формы сохранности ископаемых растений и животных. Эволюция растительного и животного мира. | |
15 | 2 | Взаимопередача тем (2 ч) | § 4.14-4.17 | ||
16 | 3 | ||||
Тема 4.4. Происхождение человека (5 часа) | |||||
17 | 1 | Вводная лекция с ЛСМ (1ч) | § 4.17-4.20 | Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас. | |
18 | 2 | Взаимопередача тем (3 ч) | § 4.17-4.20 | ||
19 | 3 | ||||
20 | 4 | ||||
21 | 5 | Тест №2 «Происхождение человека» | |||
Раздел 5. Экосистемы (13 часа) | |||||
Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа) знать /понимать основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде; | |||||
22 | 1 | Организм и среда. Экологические факторы. | § 5.1 | ||
23 | 2 | Абиотические факторы среды. | § 5.2 | Экологические факторы и их влияние на организмы. 32Биологические ритмы. | |
24 | 3 | Биотические факторы среды. ПР №1 «Составление цепей питания» | § 5.3 | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | |
Тема 5.2. Структура экосистем (4 часа) | |||||
25 | 1 | Структура экосистем. | § 5.4 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме | |
26 | 2 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | § 5.5 | Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. | |
27 | 3 | Причины устойчивости и смены экосистем. ПР №2 «Решение экологических задач» | § 5.6 | ||
28 | 4 | Влияние человека на экосистемы. ПР №3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | § 5.7 | Агроэкосистема. | |
Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (2 часа) знать /понимать основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде; | |||||
29 | 1 | Биосфера – глобальная экосистема. | § 5.8 | Биосфера и человек | |
30 | 2 | Роль живых организмов в биосфере. Обобщающий урок. | § 5.9 | Круговорот углерода в биосфере. | |
Тема 5.4. Биосфера и человек (4 часа) | |||||
31 | 1 | Биосфера и человек. | § 5.10 | Глобальные экологические проблемы. | |
32 | 2 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения. ПР №4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | § 5.11-5.12 | Последствия деятельности человека для окружающей среды. | |
33 | 3 | Роль биологии в будущем. Тест № 3 «Экосистема» | вопр стр 364-365 | ||
34 | 4 | Заключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класса(базовыйуровень)(2 часа в неделю по учебнику Беляева, Дымшица)
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена для базового уровня общеобразовательных школ, 2 часа в неделю(1час по учебному плану+1 час из школьного компонента)...