Дополнительная образовательная программа" Экология человека"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
- Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.
Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._ekologiya_cheloveka.odt | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дополнительная образовательная программа
«Экология человека »
Возрастной диапазон 13-14 лет
Срок реализации 1 год
Автор: Смолина Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
1 категории
Южноуральск
2010
Информационная карта программы
- Тип программы
адаптированный
- Образовательная область
естествознание
- Направленность деятельности
эколого -биологическая
- Способ освоения содержания образования
исследовательский, репродуктивный
- Уровень освоения содержания образования
углубленный
- Уровень реализации программы
основное образование
- Форма реализации программы
групповая
- Продолжительность реализации программы
одногодичная
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Пояснительная записка.
Кружок «Экология человека» для 8 класса рассчитан на 39 часов.
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям , а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.
Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала, практических работ и проектная деятельность. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.
Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.
Задачи курса:
по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;
-влияние факторов среды на системы органов;
-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;
учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы способствует расширению знаний о влиянии среды обитания на жизнь и здоровье человека. Формирует понятие о здоровом образе жизни. В программу кружка включены практические работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья.
Содержание программы.
1. Введение(1ч.)
Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.
2. Окружающая среда и здоровье человека. (9ч.)
Что изучает экология человека. Здоровье и образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. История развития взаимоотношений человека с природой. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.
Различия между людьми , проживающими в разных природных условиях. Адаптивные типы людей: полярный(арктический), тропический, аридный, высокогорный. Влияние климатических факторов на здоровье. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.
Практическая работа №1. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения».
Практическая работа №2 «Оценка качества среды пришкольного участка»
3. Влияние факторов среды на системы органов (20ч.)
Вредные привычки. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. Природные и антропогенные факторы , влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы. Правильное дыхание. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты - важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. ГМО. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания. Факторы , влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешнее воздействие на слух и орган равновесия. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стресс- наследственная реакция адаптации. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. Биоритмы и причины их нарушений. Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни. Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.
4. Репродуктивное здоровье. (3 ч.)
Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного развития. Биологические и социальные причины заболеваний , передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.
5. Здоровье и наследственность(2 ч.)
Наследственность- важный фактор здоровья. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»
6. Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(2 ч.)
Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.
Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколога».
7.Итоговое занятие. (2ч.)
Тематическое планирование.
Дата | Тема | Всего часов | В том числе | ||||
теория | практика | экскурсии | |||||
1. Вводное занятие | 1 | 1 | - | - | |||
2. Окружающая среда и здоровье человека. | 9 | ||||||
Что изучает экология человека. Здоровье и образ жизни. | 1 | - | - | ||||
История развития представлений о здоровом образе жизни и взаимоотношений человека с природой. | 1 | - | - | ||||
Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. | 1 | - | - | ||||
Различия между людьми , проживающими в разных природных условиях. Адаптивные типы людей: полярный(арктический), тропический, аридный, высокогорный. | 1 | - | - | ||||
Влияние климатических факторов на здоровье. | 1 | - | - | ||||
Экстремальные факторы окружающей среды | 1 | - | - | ||||
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Практическая работа №1. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения». | 1 | 1 | - | ||||
Оценка качества окружающей среды своей местности. Практическая работа №2 «Оценка качества среды пришкольного участка» | - | 1 | - | ||||
3. Влияние факторов среды на системы органов | 20 | ||||||
Вредные привычки. | 1 | - | - | ||||
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. Практическая работа №3 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой» | 1 | 1 | - | ||||
Природные и антропогенные факторы , влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы. Практическая работа №4 «Реакция сердечно -сосудистой системы на физическую нагрузку». Практическая работа №5 « Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы». | 1 | 1 | - | ||||
Правильное дыхание. | 1 | - | - | ||||
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты - важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. ГМО. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Практическая работа №6 « О чем может рассказать упаковка» | 1 | 1 | - | ||||
Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Практическая работа №7 « Реакция организма на изменения температуры окружающей среды» | 1 | 1 | - | ||||
Закаливание. Средства и способы закаливания. | 1 | - | - | ||||
Факторы , влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Практическая работа № «Развитие утомления» | - | 1 | - | ||||
Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | 1 | - | - | ||||
Внешнее воздействие на слух и орган равновесия. | 1 | - | - | ||||
Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стресс- наследственная реакция адаптации. Практическая работа №4 « Оценка температурного режима учебных помещений» | 1 | 1 | - | ||||
Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. Практическая работа №4 « Определение некоторых свойств нервных процессов» | - | 1 | - | ||||
Биоритмы и причины их нарушений. | 1 | - | - | ||||
Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни | 1 | - | - | ||||
Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | 1 | - | - | ||||
4. Репродуктивное здоровье. | 3 | ||||||
Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. | 1 | - | - | ||||
Факторы риска внутриутробного развития. | 1 | - | - | ||||
Биологические и социальные причины заболеваний , передающихся половым путем. Ответственное поведение. | 1 | - | - | ||||
Здоровье и наследственность | 2 | ||||||
Наследственность- важный фактор здоровья. Носители наследственности. | 1 | - | - | ||||
Предупреждение наследственных заболеваний. Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.» | - | 1 | - | ||||
Здоровье-профессиональная забота врача и эколога | 2 | ||||||
Профессия врача. Экскурсия «Профессия врача». | - | - | 1 | ||||
Профессия эколога. Экскурсия «Профессия эколога». | - | - | 1 | ||||
Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | - | |||
Итого | 39 | 27 | 10 | 2 |
Список использованной литературы.
1.Федорова М.З. Кучменко В.С. ЛукинаТ.П. «Экология человека» М. «Вентана- Граф» 2003
2.Иванченко В.А. « Как быть здоровым»Челябинск 1989
3.Заготова С.Н. « Валеология. Справочник школьника » Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС 2001
4.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
5.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
6.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.
7.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
8.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
9.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
10.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.
11.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
12.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
1.1.Федорова М.З. Кучменко В.С. ЛукинаТ.П. «Экология человека» М. «Вентана- Граф» 2003
2.Заготова С.Н. « Валеология. Справочник школьника » Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС 2001
3.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
4..Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
5.. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
6.. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
7.. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
8.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Дополнительная образовательная программа "Духовное здоровье человека"
Программа "Духовное здоровье человека" разработана в 2009 году. Рассчитана на 7 лет реализации. Направленность программы - социально -педагогическая. Главная цель - формирование духовного здоровья мол...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная образовательная программа "Человек.Общество.Мир."
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек.Общество.Мир.» социально-педагогической направленности предназначена для получения обучающимися дополнительных знаний ...