Дополнительная образовательная программа" Экология человека"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Смолина Елена  Александровна
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.

Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._ekologiya_cheloveka.odt22.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Управление образованием администрации Южноуральского городского округа

                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                  «Средняя общеобразовательная школа № 4»                                     

                                                                           

                                                                                                                                                                                           

                                                   

                 Дополнительная образовательная программа

                                    «Экология человека »

 

Возрастной диапазон 13-14 лет

Срок реализации  1 год                                                                                                                        

                                                                                                                         Автор:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Смолина Елена  Александровна,

                                                                                                                                                                                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            1 категории                                                                                                          

                                                                                 

         

                                               Южноуральск

                                                     2010

                                                                   

                                                                 

                 

                          Информационная карта программы

                                                        

  • Тип программы

                                                                 адаптированный

  • Образовательная область

                                                                 естествознание

  • Направленность деятельности

                                                               

                                                                  эколого -биологическая

  • Способ освоения содержания образования

     

        исследовательский, репродуктивный

  • Уровень освоения содержания образования

     

         углубленный

  • Уровень реализации программы

                                                     

                                                        основное образование

  • Форма реализации программы

                                                               

                                                                   групповая

  •  Продолжительность реализации программы

                                                                 

                                                                 одногодичная 

«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Пояснительная записка.

        Кружок «Экология человека» для 8 класса рассчитан на 39 часов.
        Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям , а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

         Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.

        Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала,  практических работ  и проектная деятельность.  Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции.
        Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.

        

Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.

        Задачи курса:

по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;

-влияние факторов среды на системы органов;

-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;

учащиеся должны уметь:
 -составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.

                                       

                                 

Прогнозируемые результаты.

     Реализация программы  способствует расширению  знаний о влиянии среды обитания на жизнь и здоровье человека. Формирует понятие о здоровом образе жизни. В программу кружка включены практические работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья.

                                     

 

 Содержание программы.

1. Введение(1ч.)

Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

2. Окружающая среда и здоровье человека. (9ч.)

Что изучает экология человека. Здоровье и образ жизни. История развития представлений  о здоровом образе жизни. История развития взаимоотношений  человека с природой. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.
Различия между людьми , проживающими в разных природных условиях. Адаптивные типы людей: полярный(арктический), тропический, аридный, высокогорный. Влияние климатических факторов на здоровье. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.  

Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.
Практическая работа №1. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения».
Практическая работа №2 «Оценка качества среды пришкольного участка»

3. Влияние факторов среды на системы органов (20ч.)

Вредные привычки. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. Природные и антропогенные факторы , влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы. Правильное дыхание. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты -  важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. ГМО. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания. Факторы , влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешнее воздействие на слух и орган равновесия. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стресс- наследственная реакция адаптации. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. Биоритмы и причины их нарушений.  Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни. Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

4. Репродуктивное здоровье. (3 ч.)

Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья.  Факторы риска внутриутробного развития.  Биологические и социальные причины заболеваний , передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.

5. Здоровье и наследственность(2 ч.)

 Наследственность- важный фактор здоровья.  Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

6. Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(2 ч.)

Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколога».

7.Итоговое занятие.   (2ч.)

                                   

                                     Тематическое планирование.

Дата

                      Тема

Всего часов

                   В том числе

теория

практика

экскурсии

1. Вводное занятие

1

1

-

-

2. Окружающая среда и здоровье человека.

9

Что изучает экология человека. Здоровье и образ жизни.

1

-

-

История развития представлений  о здоровом образе жизни  и  взаимоотношений  человека с природой.

1

-

-

Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.

1

-

-

 Различия между людьми , проживающими в разных природных условиях. Адаптивные типы людей: полярный(арктический), тропический, аридный, высокогорный.

1

-

-

Влияние климатических факторов на здоровье.

1

-

-

Экстремальные факторы окружающей среды

1

-

-

Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера.

Практическая работа №1. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения».

1

1

-

Оценка качества окружающей среды своей местности.

Практическая работа №2 «Оценка качества среды пришкольного участка»

-

1

-

3. Влияние факторов среды на системы органов

20

Вредные привычки.

1

-

-

 Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. Практическая работа №3  «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой»

1

1

-

Природные и антропогенные факторы , влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы.

Практическая работа №4 «Реакция сердечно -сосудистой системы на физическую нагрузку».

Практическая работа №5                « Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы».

1

1

-

Правильное дыхание.

1

-

-

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты -  важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. ГМО. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья.

Практическая работа №6  « О чем может рассказать упаковка»

1

1

-

Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции.

Практическая работа №7                  « Реакция организма на изменения температуры окружающей среды»

1

1

-

Закаливание. Средства и способы закаливания.

1

-

-

Факторы , влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

Практическая работа № «Развитие утомления»

-

1

-

Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

1

-

-

Внешнее воздействие на слух и орган равновесия.

1

-

-

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стресс- наследственная реакция адаптации.

Практическая работа №4 « Оценка температурного режима учебных помещений»

1

1

-

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.

Практическая работа №4                     « Определение некоторых  свойств нервных процессов»

-

1

-

Биоритмы и причины их нарушений.

1

-

-

 Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни

1

-

-

Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

-

-

4. Репродуктивное здоровье.

3

Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья.

1

-

-

  Факторы риска внутриутробного развития.

1

-

-

Биологические и социальные причины заболеваний , передающихся половым путем. Ответственное поведение.

1

-

-

 Здоровье и наследственность

2

Наследственность- важный фактор здоровья.  Носители наследственности.

1

-

-

Предупреждение наследственных заболеваний.

Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

-

1

-

Здоровье-профессиональная забота врача и эколога

2

Профессия врача.

Экскурсия «Профессия врача».

-

-

1

Профессия эколога.

Экскурсия «Профессия эколога».

-

-

1

Итоговое занятие.  

2

2

-

-

Итого

39

27

10

2



Список использованной литературы.

1.Федорова М.З. Кучменко В.С. ЛукинаТ.П.  «Экология человека» М. «Вентана- Граф» 2003

2.Иванченко В.А. « Как быть здоровым»Челябинск  1989

3.Заготова С.Н. « Валеология. Справочник школьника »  Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС 2001

4.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
5.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
6.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.
7.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
8.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
9.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
10.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.
11.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
12.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

1.1.Федорова М.З. Кучменко В.С. ЛукинаТ.П.  «Экология человека» М. «Вентана- Граф» 2003

2.Заготова С.Н. « Валеология. Справочник школьника »  Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС 2001

3.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
4..Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
5.. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
6.. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
7.. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
8.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Дополнительная образовательная программа "Духовное здоровье человека"

Программа "Духовное здоровье человека" разработана в 2009 году. Рассчитана на 7 лет реализации. Направленность программы - социально -педагогическая. Главная цель - формирование духовного здоровья мол...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Человек.Общество.Мир."

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек.Общество.Мир.» социально-педагогической направленности предназначена для получения обучающимися дополнительных знаний ...