Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
рабочая программа (11 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование».
Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год.
В школьном курсе информатики вопросы программирования рассматриваются лишь в ознакомительном плане и на это выделяется недостаточное количество часов, как следствие – формальное восприятие учащимися основ современного программирования. Образовательная программа «Визуальное программирование» направлена на устранение данного пробела. Это особенно актуально в новом информационном обществе, где пользователей очень часто не устраивают возможности программ и им хочется адаптировать приложения для своих конкретных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualnoe_programmirovanie.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №21
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор ГОУ СОШ №21
«___» __________ 2009 г. __________ И.Ю. Резцова
Протокол № __________
Дополнительная
образовательная программа
дополнительного образования детей
«Визуальное программирование»
Возраст учащихся 16 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель
Педагог дополнительного
образования
Бодарева М.Д.
Санкт-Петербург
2009 г.
Пояснительная записка.
В школьном курсе информатики вопросы программирования рассматриваются лишь в ознакомительном плане и на это выделяется недостаточное количество часов, как следствие – формальное восприятие учащимися основ современного программирования. Образовательная программа «Визуальное программирование» направлена на устранение данного пробела. Это особенно актуально в новом информационном обществе, где пользователей очень часто не устраивают возможности программ и им хочется адаптировать приложения для своих конкретных потребностей.
Знания, полученные при изучении образовательной программы «Визуальное программирование», учащиеся могут использовать для самостоятельного написания программ для пакета MS Office. Кроме этого в процессе обучения у учащихся формируются навыки программирования, представление о профессии программиста, механизм работы и устройство операционной системы Windows. Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы «Визуальное программирование», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области объектно-ориентированного программирования, а также помогут учащимся в дальнейшем обучении в вузах и в профессиональной деятельности.
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В современных условиях образовательная деятельность в области информационно-коммуникационных технологий является чрезвычайно востребованной. Поэтому разработано достаточное число образовательных программ в данном направлении. Информатика отличается от большинства технических дисциплин своей практической направленностью и чрезвычайной изменчивостью предмета изучения, связанной с динамичным развитием аппаратных и программных средств. Эта изменчивость предмета влечет за собой постоянное обновление образовательных программ.
В связи с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий возрос интерес к программированию. В последнее время многие программы, в особенности объектно-ориентированные, реализуются как системы визуального программирования. Отличительной особенностью таких систем является мощная среда разработки программ из готовых «строительных блоков», позволяющая создать интерфейсную часть программного продукта в диалоговом режиме, практически без кодирования программных операций.
В наши дни весьма широкое признание получили системы визуального программирования: Visual C++, Delphi, Visual Basic, Visual Basic for Application. Однако, наряду с легкостью и изяществом создания простых приложений, системы визуального программирования по своей организации, структуре и используемым принципам – это системы, требующие глубоких профессиональных знаний для эффективного их использования.
В связи с этим, бытует мнение, что пользователю компьютера достаточно освоить некоторые популярные программы, такие как Windows, Word, Excel, Access, а программирование изучать необязательно, так как создание действительно сложных и качественных продуктов под силу только могучим компьютерным фирмам (Microsoft, 1С). Это конечно так, но чтобы лучше понимать компьютер, необходимо знать, как он мыслит, а программирование как раз и позволяет пользователю этому научиться. Кроме того, современная система визуального программирования Visual Basic позволяет создавать полноценные Windows-приложения со всеми графическими и символьными элементами и объектами, которыми можно манипулировать интерактивным образом в соответствии с некоторыми правилами, причем, иногда не прилагая больших усилий. Это не только полезное для зарядки ума, но и очень интересное занятие.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается освоить основы визуального программирования VB, которые позволят создавать сценарии на WWW-страницах, программировать работу с базами данных MS Access, презентациями MS PowerPoint, электронными таблицами Excel, документами Word и другие Windows приложения и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут найти своё место в современном информационном мире.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, соревнования);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов соревнований и др.);
- средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания.
В этом и состоит педагогическая целесообразность данной программы.
Цели курса:
Целью данной программы является создание условий для интеллектуального досуга детей, посредством вовлечения их в образовательную деятельность с использованием компьютерных технологий, а именно знакомство учащихся с современными технологиями визуального программирования и создание условий, при которых они смогут применить эти технологии при моделировании широкого спектра обучающих задач школьного курса.
Задачи курса:
Обучающие:
- познакомить с назначениями и функциями визуального программирования;
- пропедевтика навыков визуального программирования;
- изучить основные принципы визуального программирования;
- освоить инструментарий современной объектно-визуальной среды;
- сформировать практические навыки работы с интегрированной средой программирования Visual Basic;
- научить свободно ориентироваться в многоуровневой среде VB при создании программ;
- формировать представления о визуальной среде программирования как о многоцелевом и универсальном инструменте познания окружающего мира;
- освоить специальную терминологию;
- развивать навыки компьютерной грамотности.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение планировать и предугадывать возможные нестандартные ситуации, возникающие в процессе создания программ;
- развивать креативность и творческое мышление, воображение школьников;
- формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
- формировать умения поиска, сбора, анализа, организации представления, передачи информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности;
- развивать ассоциативную возможность мышления;
- сформировать системный подход (рассмотрение сложных объектов в виде набора более простых составляющих частей и связей между ними);
- формировать умения проектирования на основе информационного моделирования объектов и процессов;
- формировать умения решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей деятельности.
Воспитательные:
- воспитание культуры программирования;
- воспитание усидчивости, целеустремленности, умения добиваться поставленных задач;
- формирование умения планировать свою деятельность, критически оценивать результаты своей работы, готовности исправлять свои ошибки;
- вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
- воспитание у учащихся стремления к овладению техникой визуального программирования;
- воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является тот факт, что, программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Образовательная программа «Визуальное программирование» является расширением предмета «Основы программирования».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 16 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий: Важным условием реализации вышеназванных задач является метод учебно-исследовательских проектов, основанный на исследовательской деятельности обучающихся.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения:
- теоретические занятия;
- учебно-исследовательские проекты;
- свободное творчество.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 2 часа (итого 2 часа в неделю, 72 часа в год).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Учащиеся должны знать:
- возможности визуального программирования;
- основные отличия визуального программирования от традиционного;
- основные приемы написания программ-приложений;
- требования к написанию и оформлению программ-приложений;
- методы и приемы обработки основных событий в VB;
Учащиеся должны уметь:
- грамотно формулировать задачи в терминах языка визуального программирования VB;
- настраивать окружение интегрированной среды в соответствии с решаемой задачей;
- создавать проекты в среде VB;
- правильно интерпретировать получаемые результаты в ходе тестирования и отладки программ;
- пользоваться готовыми компонентами для разработки приложений.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных практических заданий и контрольных работ. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | -- |
2 | Основы, принципы визуального программирования. | 3 | 3 | -- |
3 | Язык Visual Basic и его возможности. | 2 | 2 | 1 |
4 | Создание и сохранение программ. | 2 | 1 | 1 |
5 | Типы данных, переменные и константы. | 4 | 2 | 2 |
6 | Операции и выражения. | 6 | 3 | 3 |
7 | Управляющие операторы. | 15 | 7 | 8 |
8 | Процедуры и функции. | 10 | 5 | 5 |
9 | Объекты и коллекции. | 5 | 2 | 3 |
10 | Встроенные функции. | 5 | 2 | 3 |
11 | Экранные формы и их элементы. | 5 | 2 | 3 |
12 | Применение графических компонентов для создания изображений. | 7 | 1 | 6 |
13 | Анимация. | 8 | 2 | 6 |
14 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Всего | 72 | 32 | 40 |
Содержание программы дополнительного образования детей
Содержательные линии.
В курсе дополнительной образовательной программы «Визуальное программирование» рассматриваются:
- Особенности и возможности визуального программирования;
- Многообразие среды разработки проекта;
- Основы программирования.
Для создания проектов используется программа Visual Basic.
- Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники. Цель содержание и особенности курса. Краткий обзор современных систем программирования, информационных систем и технологий.
2. Основы, принципы визуального программирования.
Теория: Общая характеристика визуальных систем программирования. Принципы. Структура проекта.
3. Язык Visual Basic и его возможности.
Теория: Язык VB. Объектная структура языка VB. Графические возможности VB, работа с локальными базами данных.
Практические занятия: Среда: главное окно, окно формы, окно инспектора объектов, окно кода программы. Формы: добавление новой формы, разновидности форм, свойства и события. Компоненты: понятие, виды, размещение на форме, правила задания свойств, общие свойства. События и их обработчики.
4. Создание и сохранение программ
Теория: Понятие о программе. Принцип построения программы.
Практические занятия: Создание, выполнение и сохранение программ. Обработка ошибок.
5. Типы данных, переменные и константы.
Теория: Числовые данные. Булевы значения. Тип Date. Текстовые данные. Тип Variant. Переменные. Объявления переменных. Массивы. Константы. Типы данных, определяемые пользователем. Комментарии.
Практические занятия: Создание простейших программ.
6. Операции и выражения.
Теория: Выражения в языке VB. Совместимость типов данных. Оператор присваивания. Арифметические операторы. Логические операторы. Операторы сравнения. Строковые операторы. Приоритеты выполнения операций.
Практические занятия: Создание программ с использованием выражений, оператора присваивания, сравнения, логических и строковых операторов.
7. Управляющие операторы.
Теория: Оператор безусловного перехода goto. Оператор условного перехода if...then. Оператор множественного выбора Select...Case. Операторы циклов: for...next, for each...next и do...loop.
Практические занятия: Создание программ с использованием управляющих операторов.
8. Процедуры и функции.
Теория: Основные понятия о процедурах VB. Аргументы процедур. Выполнение процедур. Функции языка VB. Вызовы процедур и функций.
Практические занятия: Создание программ с использованием процедур и функций.
9. Объекты и коллекции.
Теория: Понятие об объекте. Свойства и методы объектов. Коллекции и контейнеры. События и обработка событий. Понятие о классах. Иерархия объектов. Создание и идентификация объектов.
Практические занятия: Работа с объектами в программе. Использование конструкции with...end with для работы с объектами. Окно Object Browser.
10. Встроенные функции VB.
Теория: Математические функции. Функции преобразования данных. Функции проверки типов. Функции даты и времени. Строковые функции. Финансовые и другие функции.
Практические занятия: Создание программ с использованием встроенных функций VB.
11. Экранные формы и их элементы.
Теория: Формы пользователя. Элементы управления в формах. Свойства элементов управления. Надпись. Поле ввода. Поле со списком. Список. Флажок. Переключатель. Рамка. Кнопка. Набор страниц. Набор вкладок. Полоса прокрутки. Счетчик. Рисунок. Общие свойства, методы и события элементов управления.
Практические занятия: Проектирование и создание форм. Работа над проектом
12. Применение графических компонентов для создания изображений.
Теория: Технология вывода графики, рисование элементарных фигур, задание параметров изображений, создание графиков функций.
Практические занятия: Вывод изображения на форму, вывод стандартных иллюстраций, диаграмм и графиков функций. Работа над проектом.
13. Анимация.
Теория: Создание анимации.
Практические занятия: Работа над проектом.
- Итоговое занятие
Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт. Выставка творческих проектов учащихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.№ | Тема программы | Форма организации занятия | Методы, приёмы | Дидактический материал, техническое оснащение, использование материала | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Инструктаж | Словесный Наглядный |
| |
2 | Основы, принципы визуального программирования. | Лекция Контроль | Словесный Наглядный | Тестирование | |
3 | Язык Visual Basic и его возможности. | Лекция Лабораторная работа Контроль | Словесный Наглядный Практический | Тестирование | |
4 | Создание и сохранение программ. | Лекция Лабораторная работа Контроль | Словесный Наглядный Практический | Тестирование | |
5 | Типы данных, переменные и константы. | Лекция Лабораторная работа Контроль | Словесный Наглядный Практический | Контрольная | |
6 | Операции и выражения. | Лекция Лабораторная работа Контроль | Словесный Наглядный Практический | Контрольная | |
7 | Управляющие операторы. | Лекция Лабораторная работа Контроль | Словесный Наглядный Практический | Контрольная | |
8 | Процедуры и функции. | Лекция Лабораторная работа Контроль | Словесный Наглядный Практический | Контрольная | |
9 | Объекты и коллекции. | Лекция Лабораторная работа Индивидуальный практикум Контроль | Словесный Наглядный Практический | Зачёт | |
10 | Встроенные функции. | Лекция Лабораторная работа Индивидуальный практикум Контроль | Словесный Наглядный Практический | Зачёт | |
11 | Экранные формы и их элементы. | Лекция Лабораторная работа Индивидуальный практикум Контроль | Словесный Наглядный Практический | Тест | |
12 | Применение графических компонентов для создания изображений. | Лекция Лабораторная работа Индивидуальный практикум Контроль | Словесный Наглядный Практический | Защита проекта | |
13 | Анимация. | Лекция Лабораторная работа Индивидуальный практикум Контроль | Словесный Наглядный Практический | Защита проекта | |
14 | Итоговое занятие | Контроль | Практический | Творческое задание |
Список использованной литературы.
- Для учащихся
- «Занимательное программирование VisualBasic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – Москва: «АСТ-Пресс Книга», 2001. – 320с.: ил.
- Visual Basic 6.0: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Литвиненко. – Москва: «Горячая линия-Телеком», 2001. - 140 с.: ил.
- Программирование на Visual Basic 6. Учебное пособие. Часть 1. / Под ред. Н. Г. Волченков. – Москва: «Инфра», 2000. – 286 с.: ил.
- Алгоритмизация и языки программирования: Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Аляев, О.А. Козлов.- 320 стр. 2002
- Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. –176с.:ил.
- Для педагогов дополнительного образования
- «Занимательное программирование VisualBasic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – Москва: «АСТ-Пресс Книга», 2001. – 320с.: ил.
- VisualBasic.NET / Под ред. В. Пономарева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 304с.: ил.
- Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. –176с.: ил.
- Информология. Информатика. Образование / Под ред. В.А. Извозчикова. – СПб.: КАРО, 2004. – 304с.: ил.
- Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». 2003-2005 г.г.
- Visual Basic 6.0: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Литвиненко. – Москва: «Горячая линия-Телеком», 2001. - 140 с.: ил.
- Программирование на Visual Basic 6. Учебное пособие. Часть 1. / Под ред. Н. Г. Волченков. – Москва: «Инфра», 2000. – 286 с.: ил.
- Алгоритмизация и языки программирования: Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Аляев, О.А. Козлов.- 320 стр. 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа театрального образования для дошкольников "Мир на ладони"
Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...