Многообразие форм живых организмов
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
. В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая –водная. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая- наземно-воздушная- на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши- литосферу, они создали третью среду обитания- почву, а сами стали четвёртой средой обитания.
Биосфера- оболочка нашей Земли, где обитают живые организмы, это совокупность всех биогеоценозов. Верхняя граница биосферы поднимается на высоту до 20 км (озоновый экран) и опускается до глубины 10-11км в Мировом океане. Предлагаю заслушать результаты ваших исследований в порядке появления данной среды обитания на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._mnogoobrazie_form_zhivykh_org.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе на тему: «Многообразие форм живых организмов».
Цели урока:
- углубить знания о биосфере- оболочке, где обитают живые организмы;
- дать представление об условиях обитания организмов в почве, воде, в наземно-воздушной среде, в других организмах;
- развивать умение сравнивать условия жизни организмов, находить формы приспособленности организмов к этим условиям;
- воспитывать понимание необходимости исследования разнообразия форм жизни как следствия разнообразия условий существования на Земле.
Оборудование:
- аквариум с рыбками, моллюсками, водорослями;
- гербарии водорослей, растений различных экологических систем, коллекции моллюсков, насекомых и их личинок;
- рисунки, фотографии животных водной, почвенной, наземно-воздушной среды, влажные препараты паразитических червей;
- проектор
Предварительная подготовка:
перед уроком учащиеся получают задание провести исследования различных сред обитания организмов, выявить формы приспособленности к той или иной среде, составить презентацию.
Ход урока
- Повторение изученного материала.(работа в группах)
- Запишите признаки и свойства живых организмов (обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция, клеточное строение, раздражимость, приспособленность к среде обитания рост и развитие, эволюционное развитие).
- как вы знаете разделы биологии (анатомия ,физиология, ботаника, зоология, бриология, альгеология, миология, микология ,палеонтология, энтомология, орнитология, экология).
- распределите в порядке усложнения уровни организации живых организмов (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный).
- заполните в таблице данные об условиях жизни организмов в той среде обитания, которую вы исследовали, используя слова: много ,мало ,нет.
Среда обитания | Воздух | Вода | Свет |
Водная | мало | много | мало |
Наземно-воздушная | много | мало | много |
Почвенная | мало | мало | нет |
Организменная | нет | мало | нет |
Учитель. В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая –водная. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая- наземно-воздушная- на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши- литосферу, они создали третью среду обитания- почву, а сами стали четвёртой средой обитания.
Биосфера- оболочка нашей Земли, где обитают живые организмы, это совокупность всех биогеоценозов. Верхняя граница биосферы поднимается на высоту до 20 км (озоновый экран) и опускается до глубины 10-11км в Мировом океане. Предлагаю заслушать результаты ваших исследований в порядке появления данной среды обитания на Земле.
Ученик. Гидросфера- водная оболочка Земли. Она составляет около 71% поверхности планеты, расположена между атмосферой и земной корой. Живые организмы, обитающие в воде, называются гидробионтами.
Характеристика среды | Водная среда | животные |
1.Плотность | средняя | Обтекаемая форма тела, планктон |
2.Освещённость | средняя | Плохое зрение |
3.Колебание температуры | средняя | Сглажена широтная зональность |
4.Количество воды | много | Удаляют аммиак |
5.Количество кислорода | умеренно | холоднокровные |
Живые организмы способны жить в плотной среде с малым количеством кислорода и света. Приэ том в водной среде нет резких перепадов температуры. Наибольшее количество организмов обитает на небольшой глубине, т.к. они получают больше тепла и света.
Организмы ,населяющие толщу воды, называются планктоном. Организмы, обитающие на дне или прикреплённые ко дну, называются бентосом.
Водные организмы составляют 0,13% биомассы всех живых существ, обитающих на Земле.
Вывод: изучив условия водной среды обитания мы выяснили , что животные имеют следующие приспособления: обтекаемую форму тела, плавучесть, слизистые покровы тела, видоизменённые конечности, специальные органы дыхания-жабры, защитную окраску.
Учитель: послушаем про условия существования организмов в почве.
Ученик.
Наиболее сложными для существования являются условия литосферы- твёрдой оболочки Земли.
Характеристика среды | Почвенная среда | животные |
1.Плотность | Очень высокая | Проникновение на малую глубину |
2.Освещённость | отсутствует | Недоразвито зрение |
3.Колебание температуры | слабые | Переживание неблагоприятных условий, замедляется обмен веществ |
4.Количество воды | умеренное | Участвует в процессах жизнедеятельности |
5.Количество кислорода | мало | Малая подвижность |
Плотные частицы, отсутствие света затрудняют передвижение организмов в поисках пищи. На поверхности литосферы располагается почва. Это плодородный слой, на котором обитают растения, он изменяется под воздействием атмосферы и организмов. Живые организмы распределяются в основном на глубине от 0 до 7 метров, но отдельные виды способны существовать на глубине до 100 метров. Верхняя часть литосферы состоит из осадочных пород. С почвой связана жизнь растений. В ней располагаются и укрепляются их корни. Из почвы они получают питательные вещества, растворённые в воде. В почве обитает большое количество животных, грибов , бактерий. Обитателей почвы называют эдафобионтами.
Ученик. Мы провели исследование жизни крота.
Кроты относятся к отряду насекомоядных млекопитающих. Они редко попадают к нам на глаза, обычно мы видим следы их работы- кучи рыхлой почвы, которые они выбрасывают, когда строят свои многочисленные ходы-лабиринты.
Всё строение крота говорит о высокой приспособленности к жизни в почве.
Гладкая бархатистая и очень густая шерсть защищает крота от комочков почвы. Кроме того, шерстинки его покрова могут ложиться как вперёд. Так и назад. Это помогает быстро продвигаться по подземным ходам. Глаза крота очень малы и закрыты шерстинками. Особенности строения передних конечностей позволяет кроту подземное жилище. Плечо и предплечье короткие, а кисти большие, хорошо развиты. С помощью их он разгребает землю и быстро продвигается вперёд. Кротовина с жильём имеет округлую форму, выстлана сухой травой или мхом и находится вдали от туннелей, где животные охотятся. От гнезда крот прорывает выход, который закрывает травой. В случае опасности он быстро уходит по этому подземному коридору. Охотничьи туннели крота, где он собирает червей, жуков, личинок, достигают длины 20 метров. Есть среди подземных коридоров те, которые ведут к воде, она нужна кроту. К зиме кроты уходят на глубину, где почва не промерзает.
Вывод: изучив условия почвенной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: вольковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, копательные конечности с развитой мускулатурой.
Учитель. Теперь обратимся к наземно-воздушной среде обитания и её обитателям.
Ученик. В процессе эволюционного развития в связи с уменьшением количества воды на поверхности планеты и установлением более сухого климата организмы приобрели способность жить в наземно-воздушной среде при обилии воздух, недостатке воды и резких колебаниях температуры. Обитатели наземно-воздушной среды называются аэробионтами. Живые организмы способны подниматься на высоту более 10 км, а споры бактерий и грибов- до 20 км
Характеристика среды | Наземно-воздушная среда | животные |
1.Плотность | низкая | Большая скорость передвижения, возможен полёт |
2.Освещённость | высокая | Развитие зрения |
3.Колебание температуры | высокая | Зональность в распределении живых организмов |
4.Количество воды | мало | Развиты покровы тела |
5.Количество кислорода | много | Интенсивный обмен веществ |
.Общий прирост биомассы планеты, т.е. продуктивность, приходится на долю растительных сообществ суши и составляет 92,2% общей массы всех живых организмов суши, на животных и микроорганизмы приходится только 0,8%. Аэробионтами являются следующие виды: лишайники, грибы, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные растения, покрытосеменные растения. В животном мире аэробионтами являются следующие организмы: насекомые, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Вывод: изучив условия наземно-воздушной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: опорный скелет, механизмы терморегуляции, экономный расход воды, быстрые окислительно-восстановительные процессы, развиты органы усвоения атмосферного воздуха, крылья- видоизменённые передние конечности, конечности бегательного, прыгательного и др. типов, разные виды ротовых аппаратов: грызущие, колюще-сосущие, лижущие; защитная окраска тела.
Учитель. Есть ещё одна среда обитания- организменная. Послушаем о ней.
Ученик. Организмы, которые живут внутри другого организма, называются эндобионтами. Они могут паразитировать, быть нейтральными по отношению к хозяину или находиться с симбиотических отношениях.
Характеристика среды | Организменная среда | животные |
1.Плотность | высокая | Плоская, круглая форма тела |
2.Освещённость | отсутствует | Нет суточных ритмов |
3.Колебание температуры | слабые | Плохо развита нервная система |
4.Количество воды | умеренно | |
5.Количество кислорода | нет | Анаэробы |
Каждый организм- своеобразный биоценоз, который служит средой обитания для паразитических организмов. Совокупность всех паразитических организмов, обитающих одновременно на каком либо хозяине, составляет паразитоценоз .Компонентами такого паразитоценоза являются членистоногие, гельминты, грибки, бактерии, простейшие, вирусы. Влияние паразитического организма на организм хозяина многообразно. Во-первых, паразитический организм использует питательные вещества, предназначенные для хозяина, вызывая его истощение. Во-вторых. Паразит, находясь в теле хозяина, осуществляет механическое повреждение органов пищеварения, кровеносных сосудов, органов дыхания. Происходит закупорка желчных протоков, непроходимость кишечника. В результате своей жизнедеятельности эндопаразит постоянно выделяет токсические вещества, вызывая отравления хозяина. Паразитические черви имеют высокую плодовитость, разнообразные присоски, крючочки, заострённые части тела, чтобы закрепиться в теле хозяина; циклы развития со сменой хозяев(промежуточный хозяин). Кроме того, кровососущие членистоногие с токсичной слюной переносят возбудителей заболеваний. Для того чтобы предотвратить инфекционные заболевания, в школе ежегодно проводится медицинский осмотр учащихся. Каждый учитель, технические работники и работники столовой перед началом учебного года проходят медосмотр. Регулярно проверяется санитарное состояние всех столовых, кафе, продовольственных магазинов.
Вывод: изучив условия организменной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: упрощение всех органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой хозяев.
2. Подведение итогов урока.
(учитель подводит итоги урока, выставляет оценки).
3. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие форм живых организмов
презентация -сопровождение урока общей биологии по программе Пономаревой...
Многообразие форм живых организмов
многообаразие форм живых организмов...
Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс
Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....
Тема урока "Многообразие форм живых организмов, их роль в природе" биология – 9 класс
Тестовая работа №2. "Уровни организации жизни"...
Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс
Конспект урока + презентацияМногообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого. Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие ж...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...