Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Лийв Ольга Викторовна

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mnogoobrazie_kletok.docx591.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 10 класс

Тема: Многообразие клеток живых организмов

Цель урока: 1) Формирование мировоззренческих знаний о многообразии и единстве строения клеток живых организмов.

2) Формирование умения распознавания объектов по их изображениям.

3) Развитие умения формулировать выводы о биологических закономерностях в процессе изучения и сравнения объектов мира живой природы.

Ведущий метод:  обучение в деятельности, частично-поисковый.

Средства обучения: Видео (Электронное приложение к учебнику Сонина 6 кл.), ЦОР «Виртуальная школа Кирилла  и Мефодия. Уроки биологии»,  ноутбуки, цифровой микроскоп, инструменты и реактивы  для приготовления микропрепарата растительной и животной ткани, клеток грибов, фото микропрепаратов.

Ход урока.

Время

№ этапа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5 мин

Приветствие. Орг. Момент.

Организует начало урока

Вступительное слово

Проявляют готовность, настрой

Постановка задач урока

Предлагает просмотреть видеофрагмент о едином клеточном строении организмов (электронное приложение к учебнику Сонина, 6 кл.).

Объявляет цель урока.

Форма урока – урок - реально-виртуальная лаборатория

Смотрят, называют задачи урока, записывают в тетрадь: Подтвердить наличие многообразия клеток организмов. Сравнить общий план строения клеток. Учиться использовать собственные наблюдения  для подтверждения научных выводов.

3 мин

Знакомство с программой работы на уроке

Порядок работы:

- работа в парах

- внимательное изучение объектов микроскопирования

- рисунки и описания на листе наблюдений

- задание «Определи  клетку»

- письменный отчёт от каждой пары на отдельном листе – рисунки выводы

- предъявление результатов своей работы в виде общего вывода.

Знакомятся с листами наблюдений, задают вопросы, проводят самоорганизацию.

20

Поэтапное выполнение наблюдения и описания микропрепаратов

Организует приготовление микропрепарата.

Организует демонстрацию через электронный микроскоп на экран.

Помогает провести первое описание – клетки грибов.

Руководит процессом приготовления микропрепаратов, оказывает консультативную поддержку в работе

1 учащийся готовит микропрепарат дрожжей к демонстрации.

Все: рисуют, описывают.

1 учащийся отвечает, описывая особенности грибной клетки.

Перед каждой демонстрацией 1 учащийся готовит микропрепарат, выводит изображение на экран.

Выполняют все этапы работы, проводя наблюдение, описание, выступая с устными комментариями.

2 мин

Обобщение  по результатам работы.

Организует диалог по результатам работы

Участвуют в диалоге по выводам к работе.

7 мин

Закрепление.

Организует выполнение задания 2.

Организует индивидуальный контроль знаний в программе на компьютере.

Выполняют задания по рисункам в парах

2-3 учащихся выполняют тесты в обучающей программе на компьютере.

3 мин

Обобщение

Предлагает оценить выполнение задач урока

Задаёт вопрос: о чём свидетельствует единство клеточного строения

Делают вывод о многообразии клеток организмов и единстве их происхождения.

 Многообразие клеток живых организмов

Лист наблюдений

Ф.И. _________________________________________________________________________

Задачи для реализации на уроке_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Источники информации: учебник  стр.26-27, слайды программы «Виртуальная школа. Биология 10 кл.» - ноутбук, видеофрагменты, демонстрации микропрепаратов.

Задание 1.  Работа с демонстрируемым на экране материалом (работая в парах)

  1. Внимательно рассмотри каждый демонстрируемый микропрепарат клеток разных организмов.
  2. Выполни рисунок группы клеток (2-3 клетки) в таблице  – смотри на обороте.
  3. У одной клетки подпиши те части, которые ты видишь и можешь определить.
  4. Запиши, какие особенности клетки  в форме, строении ты наблюдал.
  5. По окончании наблюдений сделай вывод, сравнив клетки разных организмов.

Задание 2.

Рассмотри рисунок 1  – микрофотографию клеток.

Определи, клетками какого типа (растительная, животная) является данная клетка. Обоснуй свой ответ письменно.

Рис. 1.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Многообразие клеток живых организмов

Лист наблюдений

Ф.И. _________________________________________________________________________

Задачи для реализации на уроке_________________________________________________________________

Источники информации: учебник  стр.26-27, слайды программы «Виртуальная школа. Биология 10 кл.» - ноутбук, видеофрагменты, демонстрации микропрепаратов.

Задание 1.  Работа с демонстрируемым на экране материалом (работая в парах)

  1. Внимательно рассмотри каждый демонстрируемый микропрепарат клеток разных организмов.
  2. Выполни рисунок группы клеток (2-3 клетки) в таблице  – смотри на обороте.
  3. У одной клетки подпиши те части, которые ты видишь и можешь определить.
  4. Запиши, какие особенности клетки  в форме, строении ты наблюдал.
  5. По окончании наблюдений сделай вывод, сравнив клетки разных организмов.

Задание 2.

Рассмотри рисунок 1  – микрофотографию клеток.

Определи, клетками какого типа (растительная, животная) являются данные клетки. Обоснуй свой ответ письменно.

Рис. 2.

http://molbiol.ru/pictures/osmos.jpg

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Многообразие клеток живых организмов

Лист наблюдений

Ф.И. _________________________________________________________________________

Задачи для реализации на уроке_________________________________________________________________

Источники информации: учебник  стр.26-27, слайды программы «Виртуальная школа. Биология 10 кл.» - ноутбук, видеофрагменты, демонстрации микропрепаратов.

Задание 1.  Работа с демонстрируемым на экране материалом  (работая в парах)

  1. Внимательно рассмотри каждый демонстрируемый микропрепарат клеток разных организмов.
  2. Выполни рисунок группы клеток (2-3 клетки) в таблице  – смотри на обороте.
  3. У одной клетки подпиши те части, которые ты видишь и можешь определить.
  4. Запиши, какие особенности клетки  в форме, строении ты наблюдал.
  5. По окончании наблюдений сделай вывод, сравнив клетки разных организмов.

Задание 2.

Рассмотри рисунок 1  – микрофотографию клеток.

Определи, клетками какого типа (растительная, животная) являются данные клетки. Обоснуй свой ответ письменно.

Рис. 3.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото микропрепаратов\Изображение 004.jpg

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Многообразие клеток живых организмов

Лист наблюдений

Ф.И. _________________________________________________________________________

Задачи для реализации на уроке_________________________________________________________________

Источники информации: учебник  стр.26-27, слайды программы «Виртуальная школа. Биология 10 кл.» - ноутбук, видеофрагменты, демонстрации микропрепаратов.

Задание 1.   Работа с демонстрируемым на экране материалом (работая в парах)

  1. Внимательно рассмотри каждый демонстрируемый микропрепарат клеток разных организмов.
  2. Выполни рисунок группы клеток (2-3 клетки) в таблице  – смотри на обороте.
  3. У одной клетки подпиши те части, которые ты видишь и можешь определить.
  4. Запиши, какие особенности клетки  в форме, строении ты наблюдал.
  5. По окончании наблюдений сделай вывод, сравнив клетки разных организмов.

Задание 2.

Рассмотри рисунок 1  – микрофотографию клеток.

Определи, клетками какого типа (растительная, животная) являются данные клетки. Обоснуй свой ответ письменно.

Рис. 4.

http://www.lenta.tv/uploads/pics/1_6d1899.jpg

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Многообразие клеток живых организмов

Лист наблюдений

Ф.И. _________________________________________________________________________

Задачи для реализации на уроке_________________________________________________________________

Источники информации: учебник  стр.26-27, слайды программы «Виртуальная школа. Биология 10 кл.» - ноутбук, видеофрагменты, демонстрации микропрепаратов.

Задание 1.  Работа с демонстрируемым на экране материалом(работая в парах)

  1. Внимательно рассмотри каждый демонстрируемый микропрепарат клеток разных организмов.
  2. Выполни рисунок группы клеток (2-3 клетки) в таблице  – смотри на обороте.
  3. У одной клетки подпиши те части, которые ты видишь и можешь определить.
  4. Запиши, какие особенности клетки  в форме, строении ты наблюдал.
  5. По окончании наблюдений сделай вывод, сравнив клетки разных организмов.

Задание 2.

Рассмотри рисунок 1  – микрофотографию клеток.

Определи, клетками какого типа (растительная, животная) являются данные клетки. Обоснуй свой ответ письменно.

Рис. 5.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото микропрепаратов\Изображение 006.jpg

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Многообразие клеток живых организмов

Лист наблюдений

Ф.И. _________________________________________________________________________

Задачи для реализации на уроке_________________________________________________________________

Источники информации: учебник  стр.26-27, слайды программы «Виртуальная школа. Биология 10 кл.» - ноутбук, видеофрагменты, демонстрации микропрепаратов.

Задание 1.  Работа с демонстрируемым на экране материалом  (работая в парах)

  1. Внимательно рассмотри каждый демонстрируемый микропрепарат клеток разных организмов.
  2. Выполни рисунок группы клеток (2-3 клетки) в таблице  – смотри на обороте.
  3. У одной клетки подпиши те части, которые ты видишь и можешь определить.
  4. Запиши, какие особенности клетки  в форме, строении ты наблюдал.
  5. По окончании наблюдений сделай вывод, сравнив клетки разных организмов.

Задание 2.

Рассмотри рисунок 1  – микрофотографию клеток.

Определи, клетками какого типа (растительная, животная) являются данные клетки. Обоснуй свой ответ письменно.

Рис. 6.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1-й ученик

Вопрос  2), 3)  задания 1.

№ микро-

препарата

К какому организму относится клетка

Рисунок

2-й ученик 

Вопрос  4)  задания 1.

№ микропрепарата

К какому организму относится клетка

Особенности клеток (описание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год

Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....

Мастер – класс по биологии Обобщение знаний по теме «Строение клеток живого организма».

Цели:         Образовательная:·        Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, про...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...