Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no4.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Цели урока:

  • обучающие

создать условия для  знакомства с клеточным строением организмов, многообразием клеток;

 использовать методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент при знакомстве с клеточным строением организмов;

  • развивающие

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

  • воспитательные

воспитание интереса к предмету;

воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, препаровальные иглы, мякоть томата, т. «Строение клетки», «Ткани растений», «Ткани животных», презентация «Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.», проектор.

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1)        создаются условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»).

2)        актуализируются требования к ученику со стороны
учебной деятельности и устанавливаются
тематические рамки («надо», «могу»).

Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

  1. Поверка знаний (домашнего задания)

-Назовите методы изучения природы. Приведите примеры.

-Как можно использовать компьютер при биологическом исследовании?

-Какой метод изучения позволяет использовать увеличительные приборы? Назовите их.

-Как устроен световой микроскоп?

- Для чего нам необходимы увеличительные приборы?

2. ( Индивидуально по карточкам)

  1. – Что общего в строении всех живых организмов?

- Рассмотрите рисунки клеток живых организмов. ( Слайд 1)

 - Объясните увиденное. Почему так выглядят, как устроены клетки?

4. Фиксация учащимися затруднений.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1)        актуализацию изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания, и их
обобщение;

2)        тренировку соответствующих мыслительных операций;

3)        мотивирование учащихся к пробному учебному
действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное
осуществление;

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для

сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка

учебной задачи,

планирование,прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

общеучебные: знаково-символические -

моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Выявление места и причины затруднения

Почему трудно объяснить?

1)        Не знаем:

  • как устроены клетки;
  • почему они похожи в малых рисунках и не похожи между собой в сравнении одного рисунка с другим?

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1. Сформулируйте цель урока:

- Что нужно изучить, что бы объяснить увиденное?

 цель урока: познакомиться  с клеточным строением организмов, многообразием клеток,  используя методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент при знакомстве с клеточным строением организмов;

2. следовательно, тема урока:

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

3. - Предложите план изучения нового материала.

. ■■■

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со

сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление

поведением партнера; умение выражать свои

мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой

информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и

выбор чтения в зависимости от цели; умение

осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи

рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

  1. Самостоятельное изучение  « Строение клетки»
  2. Беседа с использованием И/О « Клетка»
  3. Многоклеточные и одноклеточные организмы.
  4. Ткани – группа клеток, сходных по строению, функциям и обычно имеющих общее происхождение.
  5. Знакомство с тканями.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со

сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление

поведением партнера; умение выражать мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой

информации, применение методов информ. поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи

рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения

проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Сравнение клеток растений и животных

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение лабораторной работы №2 по инструктивной карточке.

Регулятивные: контроль в форме сличения

способа действия и его результата с заданным

эталоном;, коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

- Объясните увиденное (Слайд 5)

 - вопросы учебника стр.24

Регулятивные: прогнозирование.

Информация о домашнем задании

Необходимо обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения д/з:

-        мотивирование выполнения д/з

-        инструктаж по выполнению д/з

-        проверка понимания уч-ся содержания и способов работы

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Методы изучения живых организмов"

мультимедийная презентация по биологии 5 класса по теме "Методы изучения живых организмов", где рассматривается  перечень основных методов - исторически сложившихся и более современных, их основн...

Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов".

Урок по ФГОС  5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов"....

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Лабораторная работа « Знакомство с клетками растений»

Технологическая карта урока биологии. Публикация будет полезна учителям биологии работающим в 5 классе....

Методы изучения живых организмов

Презентация к уроку по биологии на тему: "Методы изучения живых организмов"...

Урок биологии в 5 классе "Методы изучения живых организмов"

Тип урока. Урок изучения нового знанияСистема знаний, умений, компетенций, формируемых на уроке: орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделированиеЗначимость урока в вос...