Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Урок изучения нового материала. Методы урока  - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - групповая, фронтальная беседа, работа со "слепыми" рисунками, внутрипредметная интеграция.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что изображено на рисунке?

Слайд 2

Клетка Компоненты: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро животная растительная

Слайд 4

19 в. - избирательная проницаемость мембрана(доказано эксперементально) 1935г. - Давсон и Даниелли – липидный бислой между двумя слоями белков (модель сэндвича) 1972 г . – Сингер и Николсон – жидкостно-мозаичная модель История открытия плазмалеммы

Слайд 5

Поверхностный аппарат клетки Компоненты и органоиды В каких клетках строение функции Таблица «Строение клетки» Клеточная оболочка (плазмалемма) Все живые клетки 1. Билипидный слой 2. Белки периферические , полуинтегральные, трансмембранные Надмембранный комплекс Подмембранный комплекс

Слайд 6

Строение поверхностного аппарата клетки

Слайд 7

Компоненты и органоиды В каких клетках строение функции Клеточная оболочка плазмалемма Все живые клетки 1. Билипидный слой 2. Белки периферические , полуинтегральные, трансмембранные Надмембранный комплекс Подмембранный комплекс Барьерная Контактная Регуляторная Рецепторная Транспортная Пассивный (диффузия, осмос) Активный (эндоцитоз, эузоцитоз, натриево-калиевый насос)

Слайд 8

Выводы: Плазмалемма имеет жидкостно - мозаичное строение Функциональные особенности определяются химическим составом и структурой Ограничивает и защищает клетку Регулирует обмен веществ (гомеостаз, саморегуляция) Обеспечивает связь между клетками



Предварительный просмотр:

 «Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат»

урок биологии в 10 классе

Цели:

  • Расширить знания учащихся о  строении и функциях плазматической мембраны;
  • установить взаимосвязь между строением и функциями плазматической мембраны;

Задачи:

  • Способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, обобщения и формулирования выводов;
  • Продолжить формирование навыков анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей
  • Способствовать развитию творческой активности и познавательного интереса учащихся; Продолжать развитие умения слушать и анализировать ответы одноклассников
  • Развивать навыки работать с дополнительной литературой и выполнять задания;
  • Отрабатывать навыки коллективной работы в группе
  • Воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание.

.

 

Тип урока: Коизучение нового материала;

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Организация деятельности учащихся:

  • фронтальная беседа;
  • обсуждение;
  • работа в группах
  • сравнение и сопоставление;
  • работа с «слепыми» рисунками;
  • связь с другими разделами биологии ( зоология, анатомия и т.д.)

Педагогические технологии: элементы

  • Групповой
  • Проблемного обучения
  • Компьютерной технология
  • игровой и педагогики сотрудничества

Оборудование: компьютер,  проектор (презентация)

раздаточный материал с заданиями

дополнительная литература

демонстрационный опыт


Ход урока

I. Организационный момент 

У нас с вами сегодня непростой урок, нам предстоит плодотворная работав группах для выяснения ряда жизненных, важных, проблемных вопросов. Поэтому убрали лишнее (на парте рабочие тетради и учебники) и настроились на работу.

II. Повторение материала. Актуализация знаний (постановка проблемы)

-С каким уровнем организации мы с вами познакомились?

- На какой уровень перешли?

- Нам с вами предстоит на протяжении нескольких уроков совершать путешествие в микроскопический мир клетки.

- Но прежде, чем мы начнем наше путешествие я вам предлагаю БЛИЦ-ТУРНИР

  1. Вещество обеспечивающие объем и упругость клеток (вода)
  2. Вещество является основным источником энергии (углеводы)
  3. Вещество участвует в образовании внутренней среды организма (вода)
  4. Вещество выполняющее запасающую функцию в клетки (липиды)
  5. Мономеры липидов (глицерин, житные кислоты)
  6. Мономеры белков (аминокислоты)
  7. Что образовывается с помощью пептидных связей (1-ая структура белка)
  8. Какая структура белка является наиболее устойчивой (1-ая)
  9. Процесс нарушения природной структуры белковой молекулы называется (денатурацией)
  10. Масла – это органические вещества какой природы (липиды, растит. происхождения, сод ненасыщен жирн. кислоты)
  11. Какие органические вещества выполняют в клетке регуляторную, транспортную, структурную функции (белки)
  12. В каких растворителях растворяются липиды (спирт, эфир)
  13. Все химические реакции в клетке протекают при участии каких веществ (ферменты- белки)
  14. Мономером каких веществ являются нуклеотиды (нуклеиновые кислоты0
  15. Элементарная, живая система, способная к саморегуляции, самообновлению, самовоспроизведению (клетка)
  16. Кто первым ввел понятие «клетка» (Р. Гук)
  17. Кто является создателем клеточной теории (Шванн, Шлейдон)
  18. Какую поправку в клеточную теорию внес Вирхов (Всякая клетка от клетки)

- Молодцы!

- Внимание на экран! Что изображено на рисунке?

- Что общего между разными клетками живых организмов?

- Мы с вами в каждом разделе биологии рассматривали строение и функционирование различных клеток

- ВЫВОД: несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении три компонента: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.

-Если вспомнить из курса ботаники: поглощение воды из почвы; из зоологии: поглощение органических веществ одноклеточными организмами; Процессы газообмена на клеточном уровне (альвеола – капилляр); Эритроцит в растворе с различной концентрацией солей. Все эти процессы с каким компонентом клетки связаны?

- А вот теперь мы с вами можем постепенно погружаться в клетку и 1-ая задача выяснить:

1) Строение и функции цитоплазматической мембраны и их связь

2) Возникает проблема – Потребуются ли эти знания в жизни? Как практически применить эти знания?

- В рабочих тетрадях записываем число, тема урока «Поверхностный аппарат клетки»

по ходу нашей работы нам предстоит в тетрадях заполнять таблицу «Строение клетки»


  1. Изучение нового материала
  1. История открытия мембраны(группа)

Когда стало возможным рассмотреть строение мембраны?

Найдите, какие были первые представления о клеточной мембране.

Такая модель мембраны, похожая на сэндвич, была предложена американскими учеными Даниели и Давсоном в 1935 году. С появлением электронного микроскопа она была подтверждена и несколько видоизменена. В настоящее время принята жидкостно-мозаичная модель мембраны, согласно которой белковые молекулы, плавающие в жидком липидном бислое, образуют в нем своеобразную мозаику. Схема этой современной модели, предложенной в 1972 году Сингером и Николсоном,

  1. Строение мембраны (группа)

- билипидный слой, белки (поверхностные белки — гликопротеины — комплекс белка и гликозильного компонента (разветвлённой олигосахаридной цепи) — рецепторная функция; погружённые белки — ферменты, переносчики электронов, преобразователи энергии; трансмембранные белки — образуют каналы или поры, через которые в клетку и из клетки проникают полярные молекулы и т.д.)

-гликокаликс (углеводный комплекс)

(слайд таблица)

схематичный рисунок (слайд)

- Мы с вами знакомились с строением и функциями этих органических веществ.

-как вы думаете будут ли они влиять на функции мембраны?

  1. Функции мембраны (группа)

Барьерная, контактна, рецепторная, транспортная

  1. Отделяет клеточное содержимое от внешней среды.(Защитная)
  2. Регулирует обмен между клеткой и внешней средой
  3. Делит клетки на отсеки.
  4. На мембране некоторых органоидов происходят химические реакции.
  5. На мембране располагаются рецепторные участки для распознавания внешних стимулов, поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма.

– С какой функцией мембраны связаны процессы о которых мы вспоминали в начале урока??? (транспортной), но так как в состав мембраны входят липиды, белки -  то транспорт избирательный!

Транспорт веществ важен по ряду причин:

  1. Поддержание соответствующего Рн
  2. Поддержание определенной концентрации
  3. Поступление веществ является источником энергии
  4. Выведение токсичных отходов, секреция полезных веществ
  5.  Создание ионных градиентов необходимых для нервной и мышечной активности

Существует четыре основных механизма для поступления веществ в клетку или выхода из клетки наружу:

пассивный транспорт, который идет по градиенту концентраций (без затрат энергии)

  1. диффузия Диффузия – это движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией по градиенту.
  2. перенос мелких молекул(газов, воды)
  3. облегченная диффузия
  4. осмос Осмос – это движение растворителя из области высокой концентрации в область более низкой концентрации (подвядание листьев, внесение избытка удобрений в цветы, при борьбе с сорняками, когда междурядья поливают поваренной солью)

активный транспорт, который идет против градиента концентрации (с затратами энергии)

  1. Экзоцитоз (это движение веществ из клетки) и Эндоцитоз (это движение веществ  в клетку).

эндоцитоз (фагоцитоз, пиноцитоз)

экзоцитоз

натриево-калиевый насос (ионы Na выводятся из цитоплазмы, ионы К переносятся в нее)

II. Закрепление материала

Мы познакомились с строением и функциями плазмалеммы. Какие выводы можем сделать о значимости этого компонента для клетки в целом???

  1. Оболочка клетки имеет жидкостно-мозаичное строение. Функциональные особенности ее определяются ее химическим составом и структурой.

Таким образом, цитоплазматическая мембрана выполняет следующие основные функции

  • Ограничивает и защищает клетку от воздействия окружающей среды;
  • Регулирует обмен веществ и энергии между клеткой и внешней средой;
  • Обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточного организма;
  • Выполняет рецепторную функцию;

Мембрана имеется у всех живых клеток Важное условие существования клетки, а значит и жизни – целостность биологической мембраны ; она обеспечивает важные жизненные процессы – обмен веществ; саморегуляция; гомеостаз; связь с другими клетками.

Как практически применить полученные знания о строении и функциях клеточной мембраны? Потребуются ли они в жизни?" (опыт с картофелем)

При получении лекарств (фармакология), в генетике, в селекции, в биотехнологии, в медицине

Почему клеточная мембрана, обладая избирательной проницаемостью даже для питательных веществ, почти беспрепятственно пропускает спирт этанол?

Почему неварёный корнеплод свёклы в холодной воде сохраняет свой пигмент, и воду не окрашивает, и та же свёкла, но при варке окрашивает воду в красный цвет.

-Зная состав мембраны мы можем предположить под влиянием каких факторов пойдет ее нарушение (Биологические мембраны повреждаются при воздействии физических (температура) и химических факторов (тяжёлые металлы ртуть, спирт), нарушается их структурная целостность, вплоть до некроза. Цитологические исследования показали, что старение – результат изменений клеточной структуры. При старении происходит: а) снижение фагоцитарной активности и соответствующее обезвреживание частиц; б) изменение фосфолипидного состава плазматических мембран. Продлить молодость клетки могут соблюдение правил здорового образа жизни).

Составит синквейн

V. Подведение итогов.

два студента оперировали жабу. Для предупреждения высыхания они замочили внутренние органы в 9% - растворе соли. Внутренние органы сморщились, и жаба погибла. Какую ошибку допустили студенты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...