Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Методы урока - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - групповая, фронтальная беседа, работа со "слепыми" рисунками, внутрипредметная интеграция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poverkhnostnyy_apparat_kletki.ppt | 1.39 МБ |
stroenie_kletok_eukariot._poverkhnostnyy_apparat.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Клетка Компоненты: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро животная растительная
19 в. - избирательная проницаемость мембрана(доказано эксперементально) 1935г. - Давсон и Даниелли – липидный бислой между двумя слоями белков (модель сэндвича) 1972 г . – Сингер и Николсон – жидкостно-мозаичная модель История открытия плазмалеммы
Поверхностный аппарат клетки Компоненты и органоиды В каких клетках строение функции Таблица «Строение клетки» Клеточная оболочка (плазмалемма) Все живые клетки 1. Билипидный слой 2. Белки периферические , полуинтегральные, трансмембранные Надмембранный комплекс Подмембранный комплекс
Строение поверхностного аппарата клетки
Компоненты и органоиды В каких клетках строение функции Клеточная оболочка плазмалемма Все живые клетки 1. Билипидный слой 2. Белки периферические , полуинтегральные, трансмембранные Надмембранный комплекс Подмембранный комплекс Барьерная Контактная Регуляторная Рецепторная Транспортная Пассивный (диффузия, осмос) Активный (эндоцитоз, эузоцитоз, натриево-калиевый насос)
Выводы: Плазмалемма имеет жидкостно - мозаичное строение Функциональные особенности определяются химическим составом и структурой Ограничивает и защищает клетку Регулирует обмен веществ (гомеостаз, саморегуляция) Обеспечивает связь между клетками
Предварительный просмотр:
«Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат»
урок биологии в 10 классе
Цели:
- Расширить знания учащихся о строении и функциях плазматической мембраны;
- установить взаимосвязь между строением и функциями плазматической мембраны;
Задачи:
- Способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, обобщения и формулирования выводов;
- Продолжить формирование навыков анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей
- Способствовать развитию творческой активности и познавательного интереса учащихся; Продолжать развитие умения слушать и анализировать ответы одноклассников
- Развивать навыки работать с дополнительной литературой и выполнять задания;
- Отрабатывать навыки коллективной работы в группе
- Воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание.
.
Тип урока: Коизучение нового материала;
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.
Организация деятельности учащихся:
- фронтальная беседа;
- обсуждение;
- работа в группах
- сравнение и сопоставление;
- работа с «слепыми» рисунками;
- связь с другими разделами биологии ( зоология, анатомия и т.д.)
Педагогические технологии: элементы
- Групповой
- Проблемного обучения
- Компьютерной технология
- игровой и педагогики сотрудничества
Оборудование: компьютер, проектор (презентация)
раздаточный материал с заданиями
дополнительная литература
демонстрационный опыт
Ход урока
I. Организационный момент
У нас с вами сегодня непростой урок, нам предстоит плодотворная работав группах для выяснения ряда жизненных, важных, проблемных вопросов. Поэтому убрали лишнее (на парте рабочие тетради и учебники) и настроились на работу.
II. Повторение материала. Актуализация знаний (постановка проблемы)
-С каким уровнем организации мы с вами познакомились?
- На какой уровень перешли?
- Нам с вами предстоит на протяжении нескольких уроков совершать путешествие в микроскопический мир клетки.
- Но прежде, чем мы начнем наше путешествие я вам предлагаю БЛИЦ-ТУРНИР
- Вещество обеспечивающие объем и упругость клеток (вода)
- Вещество является основным источником энергии (углеводы)
- Вещество участвует в образовании внутренней среды организма (вода)
- Вещество выполняющее запасающую функцию в клетки (липиды)
- Мономеры липидов (глицерин, житные кислоты)
- Мономеры белков (аминокислоты)
- Что образовывается с помощью пептидных связей (1-ая структура белка)
- Какая структура белка является наиболее устойчивой (1-ая)
- Процесс нарушения природной структуры белковой молекулы называется (денатурацией)
- Масла – это органические вещества какой природы (липиды, растит. происхождения, сод ненасыщен жирн. кислоты)
- Какие органические вещества выполняют в клетке регуляторную, транспортную, структурную функции (белки)
- В каких растворителях растворяются липиды (спирт, эфир)
- Все химические реакции в клетке протекают при участии каких веществ (ферменты- белки)
- Мономером каких веществ являются нуклеотиды (нуклеиновые кислоты0
- Элементарная, живая система, способная к саморегуляции, самообновлению, самовоспроизведению (клетка)
- Кто первым ввел понятие «клетка» (Р. Гук)
- Кто является создателем клеточной теории (Шванн, Шлейдон)
- Какую поправку в клеточную теорию внес Вирхов (Всякая клетка от клетки)
- Молодцы!
- Внимание на экран! Что изображено на рисунке?
- Что общего между разными клетками живых организмов?
- Мы с вами в каждом разделе биологии рассматривали строение и функционирование различных клеток
- ВЫВОД: несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении три компонента: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
-Если вспомнить из курса ботаники: поглощение воды из почвы; из зоологии: поглощение органических веществ одноклеточными организмами; Процессы газообмена на клеточном уровне (альвеола – капилляр); Эритроцит в растворе с различной концентрацией солей. Все эти процессы с каким компонентом клетки связаны?
- А вот теперь мы с вами можем постепенно погружаться в клетку и 1-ая задача выяснить:
1) Строение и функции цитоплазматической мембраны и их связь
2) Возникает проблема – Потребуются ли эти знания в жизни? Как практически применить эти знания?
- В рабочих тетрадях записываем число, тема урока «Поверхностный аппарат клетки»
по ходу нашей работы нам предстоит в тетрадях заполнять таблицу «Строение клетки»
- Изучение нового материала
- История открытия мембраны(группа)
Когда стало возможным рассмотреть строение мембраны?
Найдите, какие были первые представления о клеточной мембране.
Такая модель мембраны, похожая на сэндвич, была предложена американскими учеными Даниели и Давсоном в 1935 году. С появлением электронного микроскопа она была подтверждена и несколько видоизменена. В настоящее время принята жидкостно-мозаичная модель мембраны, согласно которой белковые молекулы, плавающие в жидком липидном бислое, образуют в нем своеобразную мозаику. Схема этой современной модели, предложенной в 1972 году Сингером и Николсоном,
- Строение мембраны (группа)
- билипидный слой, белки (поверхностные белки — гликопротеины — комплекс белка и гликозильного компонента (разветвлённой олигосахаридной цепи) — рецепторная функция; погружённые белки — ферменты, переносчики электронов, преобразователи энергии; трансмембранные белки — образуют каналы или поры, через которые в клетку и из клетки проникают полярные молекулы и т.д.)
-гликокаликс (углеводный комплекс)
(слайд таблица)
схематичный рисунок (слайд)
- Мы с вами знакомились с строением и функциями этих органических веществ.
-как вы думаете будут ли они влиять на функции мембраны?
- Функции мембраны (группа)
Барьерная, контактна, рецепторная, транспортная
- Отделяет клеточное содержимое от внешней среды.(Защитная)
- Регулирует обмен между клеткой и внешней средой
- Делит клетки на отсеки.
- На мембране некоторых органоидов происходят химические реакции.
- На мембране располагаются рецепторные участки для распознавания внешних стимулов, поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма.
– С какой функцией мембраны связаны процессы о которых мы вспоминали в начале урока??? (транспортной), но так как в состав мембраны входят липиды, белки - то транспорт избирательный!
Транспорт веществ важен по ряду причин:
- Поддержание соответствующего Рн
- Поддержание определенной концентрации
- Поступление веществ является источником энергии
- Выведение токсичных отходов, секреция полезных веществ
- Создание ионных градиентов необходимых для нервной и мышечной активности
Существует четыре основных механизма для поступления веществ в клетку или выхода из клетки наружу:
пассивный транспорт, который идет по градиенту концентраций (без затрат энергии)
- диффузия Диффузия – это движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией по градиенту.
- перенос мелких молекул(газов, воды)
- облегченная диффузия
- осмос Осмос – это движение растворителя из области высокой концентрации в область более низкой концентрации (подвядание листьев, внесение избытка удобрений в цветы, при борьбе с сорняками, когда междурядья поливают поваренной солью)
активный транспорт, который идет против градиента концентрации (с затратами энергии)
- Экзоцитоз (это движение веществ из клетки) и Эндоцитоз (это движение веществ в клетку).
эндоцитоз (фагоцитоз, пиноцитоз)
экзоцитоз
натриево-калиевый насос (ионы Na выводятся из цитоплазмы, ионы К переносятся в нее)
II. Закрепление материала
Мы познакомились с строением и функциями плазмалеммы. Какие выводы можем сделать о значимости этого компонента для клетки в целом???
- Оболочка клетки имеет жидкостно-мозаичное строение. Функциональные особенности ее определяются ее химическим составом и структурой.
Таким образом, цитоплазматическая мембрана выполняет следующие основные функции
- Ограничивает и защищает клетку от воздействия окружающей среды;
- Регулирует обмен веществ и энергии между клеткой и внешней средой;
- Обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточного организма;
- Выполняет рецепторную функцию;
Мембрана имеется у всех живых клеток Важное условие существования клетки, а значит и жизни – целостность биологической мембраны ; она обеспечивает важные жизненные процессы – обмен веществ; саморегуляция; гомеостаз; связь с другими клетками.
Как практически применить полученные знания о строении и функциях клеточной мембраны? Потребуются ли они в жизни?" (опыт с картофелем)
При получении лекарств (фармакология), в генетике, в селекции, в биотехнологии, в медицине
Почему клеточная мембрана, обладая избирательной проницаемостью даже для питательных веществ, почти беспрепятственно пропускает спирт этанол?
Почему неварёный корнеплод свёклы в холодной воде сохраняет свой пигмент, и воду не окрашивает, и та же свёкла, но при варке окрашивает воду в красный цвет.
-Зная состав мембраны мы можем предположить под влиянием каких факторов пойдет ее нарушение (Биологические мембраны повреждаются при воздействии физических (температура) и химических факторов (тяжёлые металлы ртуть, спирт), нарушается их структурная целостность, вплоть до некроза. Цитологические исследования показали, что старение – результат изменений клеточной структуры. При старении происходит: а) снижение фагоцитарной активности и соответствующее обезвреживание частиц; б) изменение фосфолипидного состава плазматических мембран. Продлить молодость клетки могут соблюдение правил здорового образа жизни).
Составит синквейн
V. Подведение итогов.
два студента оперировали жабу. Для предупреждения высыхания они замочили внутренние органы в 9% - растворе соли. Внутренние органы сморщились, и жаба погибла. Какую ошибку допустили студенты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...