План-конспект урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, натуральными объектами, фиксацию информации в рабочих листах, выполнение лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plody_i_ih_klassifikatsiya._rasprostranenie_plodov_i_semyan.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока биологии в 6 классе
Тема урока: «Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян».
Инструктаж по ТБ. Л.р.№14. «Сухие и сочные плоды»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок- практикум.
Место урока: Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений».
Цель урока - достичь планируемых результатов:
1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека; формировать знания о способах распространения плодов и семян.
2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.
3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
Задачи формированияУУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
- достраивание, восполнение недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.
Используемые образовательные технологии
Элементы:
1. личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской;
2. современных образовательных технологий с применением ИКТ;
3. группового самостоятельного обучения;
4. игровых технологий.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах; ролевая игра.
Оборудование: препаровальные ванночки, скальпели, препаровальные иглы, набор натуральных плодов растений, салфетки, индивидуальные рабочие и оценочные листы, инструктивные карточки для выполнения групповой и лабораторной работ; учебная программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; «Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник.
Структура урока
- Организационный момент (приветствие детей) – 1 мин.
- Мотивация и актуализация деятельности. Формулирование цели урока - 6 мин.
Учитель: Ребята, мне хочется начать наш урок с чудесного стихотворения Николая Рыленкова, в котором скрыта тема нашего урока: (слайд №1)
Цветок всю ночь готовит мед–
Пчелу сластену в гости ждет
Бери мол, но, как другу,
Мне окажи услугу,
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял и зреет …...
Учитель: Что зреет? (плод)
Учитель: Это и есть тема нашего урока (слайд №2)
Учитель: Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? (высказывают предположения: узнать, что такое плод; из чего образуется плод; из чего состоит плод; какое значение имеют плоды и т.д.) Спасибо!
Учитель: Ребята, а как вы предлагаете достичь этих целей? Что для этого вам нужно делать? (рассмотреть, исследовать плоды) Спасибо, ребята!
Цели и задачи урока: (слайд №2)
- выяснить, как образуется плод и какое он имеет строение;
- познакомиться с многообразием плодов;
- научиться определять виды плодов;
- выяснить, какое биологическое значение и применение имеют плоды.
Учитель: Ребята, чтобы выполнить данные задачи, я предлагаю вам сегодня выступить в роли научных сотрудников ботанической лаборатории, руководителем которой буду я. Вы согласны с моим предложением? Тогда, мы сегодня с вами - коллеги!
Проводить теоретические и лабораторные исследования мы будем в 4 научных группах. Руководителя группы выберите сами, результаты своих исследований вносите, пожалуйста, в рабочие листы. На каждом этапе работы вы сможете набрать определённое количество баллов, которые внесете в оценочный лист. В конце урока баллы переведёте в оценку за урок. Удачной, вам работы!
Учитель: Итак, чтобы решить задачи урока, давайте еще раз обратимся к стихотворению Николая Рыленкова: (слайд 3)
- Какой орган растения является обязательным предшественником плода? (цветок).
Чтобы вспомнить, как устроен цветок вам предлагается выполнить работу №1, (слайд 4) на выполнение которой вам дается 2 мин. Руководители групп, организуйте, пожалуйста, совместную работу своих сотрудников!
Учитель: Уважаемые руководители, ваши группы готовы? Тогда приступаем к отчету.
1 –я группа, какие части цветка обозначены цифрами 1, 2, 3?
2-я группа – цифрами 4,5?
3-я группа – цифрами 6, 6а, 6б?
4-я группа – цифрами 7, 7в, 7г, 7д? Спасибо, за работу!
Задание для группы №1
- Пользуясь различными источниками информации (учебник, справочники, атласы, сеть Интернет) дайте определение понятиям:
- генеративный орган;
- завязь;
- плод.
- Подберите рисунки, изображения, которые могли бы проиллюстрировать каждое из этих понятий.
- Задание для группы №2
- 1. При выполнении задания соблюдайте правила техники безопасности!
- 1. Сравните выданные плоды. По каким внешним признакам они похожи? Чем различаются?
- 2. С помощью деревянной зубочистки попробуйте проколоть каждый плод. Что наблюдаете? Сделайте вывод: на какие группы по наблюдаемому признаку можно разделить плоды?
- 3. Разрежьте, разделите на части плоды. Что наблюдаете? Сделайте вывод: на какие группы по наблюдаемому признаку можно разделить плоды?
- 4. Пользуясь различными источниками информации (учебник, справочники, атласы, сеть Интернет) подберите рисунки, изображения, которые могли бы проиллюстрировать каждое из этих понятий.
Задание для группы №3
1. Вспомните пословицы, поговорки, загадки о плодах.
2. Составьте кроссворд «Плоды» из 5 слов, связанных между собой.
Работа в группах.
Формируется 3 рабочих группы.
Отчёт каждой группы – рисунок, графическое изображение выполненного задания.
- Работа с печатными источниками информации, с сетью Интернет.
- Работа с натуральными объектами.
- Работа с кроссвордом.
Сверьте ваши результаты с образцом (слайд 3) и отметьте полученные баллы в оценочном листе.
- Усвоение новых знаний – 18 мин.
Постановка проблемного вопроса: Уважаемые коллеги, каковы ваши предположения: «Как образуется плод и какое он имеет строение?» (учащиеся высказывают свое мнение)
Давайте проверим ваши предположения и обратимся уже к известным научным фактам по этому вопросу, изложенным в параграфе 13, на стр. 67. Через 2 минуты мы заслушаем отчет групп о проделанной работе №2.
Проверка выполнения работы №2 в группах (слайды № 5, 6, 7, 8)
Учитель: Коллеги, вспомните, в стихотворении Н. Рыленкова есть такие строчки:
«Цветок всю ночь готовит мед–
Пчелу сластену в гости ждет»
Зачем цветок ждет пчелу в гости? (пчела опыляет цветок)
Уважаемые, научные сотрудники, есть у вас дополнения по этому вопросу? Тогда поставьте баллы в оценочный лист за эту работу!
Коллеги, вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Выполняйте упражнения вместе со мной. (Физкультминутка - 2 мин)
Мы за веткой потянулись
Плод сорвали и прогнулись
Ровно встали
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
Учитель: Прошу занять свои рабочие места.
Учитель: Уважаемые коллеги, от теории нам нужно перейти к практике! Каждая научная группа имеет на столе набор плодов разных растений. Вам необходимо определить виды плодов.
При выполнении лабораторных исследований нужно соблюдать технику безопасности, давайте вспомним ее правила (слайд №9)
Учитель: Каждая научная группа имеет план работы в виде инструктивной карточки (слайд №10)
Первый пункт плана выполним вместе. Для этого возьмите препаровальную иглу и проколите аккуратно каждый плод.
Беседа с учащимися по вопросам: Все ли плоды удалось проколоть? (нет).
Почему? (у некоторых плодов оболочка жесткая).
Что выделяется из плодов при прокалывании? (из одних плодов вытекает сок, а из других – не вытекает).
- На какие группы можно разделить плоды по состоянию околоплодника? (сухие и сочные)
Учитель: Разделите плоды на группы. Дальше работайте самостоятельно, по инструктивной карточке (прочитать инструкцию) Результаты исследований вносите в бланк отчета (слайд №11) На эту работу отводится 3 мин.
Учитель: Руководители групп, познакомьте нас с результатами ваших исследований! Пожалуйста, вам слово (все группы сообщают о своей работе)
Учитель: Итак, уважаемые научные работники, какой вывод вы сделали после проведенных исследований? (делают вывод по работе)
Учитель: ребята, предлагаю вам посмотреть небольшой видео - ролик. Ребята, ваши выводы по работе совпадают с научной классификацией плодов? (да)
- Первичная проверка понимания - 5 мин.
Учитель: Уважаемые коллеги, к нам в лабораторию прислали продукты: лук, морковь, свекла, картофель. Они у вас на столах. Нас просят определить, можно ли эти продукты назвать плодами? Проведите исследования и дайте пояснения своему ответу на вопрос: «Какими органами растения являются луковица лука, клубень картофеля, морковь и свекла?»
Учитель: Уважаемые коллеги, спасибо вам за работу и вы можете вернуться к своей привычной роли учеников.
- Первичное закрепление знаний учащихся. – 7 мин.
Учитель: предлагаю выполнить задание: «Найди лишнее», «Верно – неверно» (слайд13-17) (ребята поясняют свой выбор)
Учитель:Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Объяснялки» и вы узнаете о том, как еще человек может использовать плоды растений.
Кто узнает растение с первого объяснения, добавит себе в оценочный лист 3 балла, со второго – 2 балла, с 3 – 1 балл! (слайды №18-22)
Рефлексия: Пришла пора, ребята, подвести итоги урока (слайд 23) - 4 мин.
- Давайте сопоставим цели урока и результат, которого вы достигли. Прошу вас, ребята, проанализировать свою работу на уроке. Свои высказывания вы можете начать следующими словами: я узнал ..., у меня получилось ..., было непросто …, я попробую …, урок дал мне для жизни…, я себя чувствую ….
- Самооценка учащихся.
Учитель: А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Подсчитайте набранные баллы, и переведите их в оценку (слайд 24). Кто получил сегодня «5»? «4»? «3»?
- Домашнее задание (слайд № 25): параграф учебника № 13 прочитать, выучить основные понятия, ответить на вопросы к параграфу; творческое задание по выбору: Подобрать стихи, загадки о плодах; Составить кроссворд на тему «Плоды»; Собрать и оформить коллекцию: «Сухие плоды» - 2 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок Распространение плодов и семян
Урок расчитан для сельской школы.После повторения домашнего задания доступно излагаются способы распространения плодов и семян.Предлагаются биологические задачи с учетом регионального компонента...
Конспект урока "Распространение плодов и семян"
Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы....
Презентация "Распространение плодов и семян."
Показаны различные способы распространения плодов и семян. Значение околоплодника....
Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".
Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....
Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"
Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...
Урок – исследование с использованием ИКТ по теме «Плоды. Распространение плодов и семян».
Урок – исследование с использованием ИКТпо теме «Плоды. Распространение плодов и семян».Раздел биологии 6-го класса....