Рабочая программа по биологии для 9 классов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Горовая Анна Валерьевна

   Количество часов: всего 68 час, 2 часа в неделю.

 

   Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности: на первых уроках курса раскрывается значение науки и свойства живого . На последующих уроках дается обзор основных уровней живого,  основы учения об эволюции, возникновении и развитии жизни на Земле. На последних занятиях рассматриваются основы экологии .

   Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_9_klass.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» авторов В.В. Пасечника А.А., Каменского, Е.А. Криксунова.

   

   Количество часов: всего 68 час, 2 час в неделю.

   Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности: на первых уроках курса раскрывается значение науки и свойства живого . На последующих уроках дается обзор основных уровней живого,  основы учения об эволюции, возникновении и развитии жизни на Земле. На последних занятиях рассматриваются основы экологии .

   Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

   

   УМК:

   Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. Дрофа, 2006.

   Рабочая тетрадь с печатной основой: Биология. Введение в общую биологию и экологию в 2 частях. 9 класс. Панфилова Л. А.

   Формы промежуточного контроля: тестирование, проверочные работы, биологические диктанты.

                                                                           


Основное содержание

Название разделов, тем

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Введение

3

Раздел 1. Уровни организации живой

                природы

50

Тема 1. Молекулярный уровень

10

Тема 2. Клеточный уровень

15

Тема 3. Организменный уровень

14

Тема 4. Популяционно-видовой

              уровень

3

Тема 5. Экосистемный уровень

5

Тема 6. Биосферный уровень

3

Раздел 2. Эволюция органического мира

9

Тема 1. Основы учения об эволюции

6

Тема 2. Возникновение и развитие жизни

              на Земле

3

Раздел 3. Основы экологии

6

Тема 1. Организм и среда

3

Тема 2. Биосфера и человек

3

 

Название раздела, темы

Тип урока

Форма контроля

Д. З.

9 А

9 Б

П

Ф

П

Ф

П

Ф

Введение   (3ч.)

1

Биология-наука о жизни

Изучение нового

Беседа

§1,сообщ

2

Методы исследования в биологии

Комбинированный

Фронтальная беседа

§2, вопр

3

Сущность жизни и свойства живого

Комбинированный

Сообщения уч-ся

§3. вопр

Раздел 1. Уровни организации живой природы  (50ч.)

Тема1. Молекулярный уровень ( 10ч.)

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

Изучение нового

Беседа

§1.1,вопр

5

Углеводы

Комбинированный

Биологич. диктант

§1.2,вопр

6.

Липиды

Комбинированный

Инд. опрос

§1.3,вопр

7

Состав и строение белков

Изучение нового

Фронтальная беседа

§1.4,табл

8

Функции белков

Комбинированный

Инд. опрос, сам. раб

§1.5,вопр

9

Нуклеиновые кислоты

Комбинированный

Составление схемы

§1.6,табл

10

АТФ, и другие органические соединения клетки

Комбинированный

Инд. опрос., Табл.

§1.7,вопр

11

Биологические катализаторы

Комбинированный

Л. Р.№ 1 «Расщепление пероксида вод. ферментом каталазой»

§1.8,вопр

12

Вирусы

Комбинированный

Сам. работа с учеб.

повтор

13

Обобщение по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

Контроль и обобщение знаний

Устная беседа

Письменная работа

Строен.

клетки

Тема 2. Клеточный уровень  (15ч.)

14

Основные положения клеточной теории

Изучение нового

Л.Р. №2 «Рассматривание клеток раст. и жив. под микроскопом»

§2.1,вопр

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Комбинированный

Инд. опрос. Таблица

§2.2,вопр

16

Ядро

Комбинированный

Карточки. Инд. опрос

§2.3,вопр

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Таблица

§2.4,вопр

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

Комбинированный

Таблица

§2.5,табл

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

Комбинированный

Биологический диктант. Таблица

§2.6,вопр

20

Различие в строении клеток прокариот и эукариот

Комбинированный

Тестирование. Табл.

§2.7,т, в

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Изучение нового

Установить соответствие, беседа

§2.8,вопр

Схема

22

Энергетический обмен в клетке

Комбинированный

Сам. работа с учеб

§2.9,вопр

23

Типы питания клетки.

Комбинированный

Составление таблицы

§2.10

24

Фотосинтез. Хемосинтез.

Комбинированный

Инд. опрос. Сам. раб.

§1.4,1.6

25

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

Комбинированный

Индивидуальный  опрос. Сам. раб. с уч.

§2.13 до

Тр. РНК

26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция

Комбинированный

Индивидуальный  опрос. Сам. раб с уч.

§2.13 до

конца

27

Деление клетки. Митоз

Комбинированный

Л.Р.№2 «Изучение митоза на постоянных микропрепаратах»

Подгот.

к обобщ.

28

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

Контроль и обобщение знаний

Тестирование

Устный опрос

Стр. 81

Тема 3. Организменный уровень   (14ч.)

29

Бесполое размножение организмов

Изучение нового

Составление схемы

§3.1, 3.2

30

Половое размножение организмов. Оплодотворение

Комбинированный

Устный опрос

§3.3,табл

31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Комбинированный

Устный опрос Составление таблицы

§3.4,вопр

Таблица

32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Комбинированный

Биологический диктант

§з.5 до

Чист.гам.

В 1-5(у)

33

Закон чистоты гамет.

Комбинированный

Фронтальный опрос

§3.5 до к.

34

Неполное доминирование. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание

Комбинированный

Устный опрос

§3.6,

вопросы

35

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Комбинированный

Устный опрос

Решение задач

§3.7,

вопросы

36

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов

Комбинированный

Проверка решения задач

§3.8,вопр

№3.9(к)

37

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Изучение нового

Решение задач

§3.10,воп

38

Модификационная изменчивость.

Комбинированный

Л.Р.№3 «Выявление изменчивости организмов»

§3.11,хар

М.И. (п)

39

Мутационная изменчивость

Комбинированный

Сам. раб с учебником

§3.12, в.

40

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

Комбинированный

Устный опрос

§3.13. в.

41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Комбинированный

Биологический диктант

Подг. к

обобщ.

42

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого»

Контроль и обобщение знаний

Работа по инд. карточкам.

Устный опрос

Стр. 130

Тема 4. Популяционно-видовой уровень  ( 3ч.)

43

Критерии вида

Изучение нового

материала

Л.Р. №4 «Изучение морфологического критерия вида»

§ 4.1,

вопросы

44

Популяции

Комбинированный

Устный опрос

§4.2,вопр

45

Биологическая классификация

Комбинированный

Био.Диктант.

Систем.

категории

§4.3,

конспект

Тема 5. Экосистемный уровень   (5ч.)

46

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Изучение нового

Устный опрос

§5.1,вопр

47

Состав и структура  сообщества

Комбинированный

Устный опрос

§5.2,вопр

48

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества

Комбинированный

Карточки

§5.3; 5.4

вопросы

49

Саморазвитие экосистемы

Комбинированный

Устный опрос

§5.5,вопр

50

Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»

Комбинированный

Письменная работа

Стр. 170

Тема 6. Биосферный уровень     (3ч.)

51

Биосфера. Среды жизни

Изучение нового

Сравнит.  таблица

§6.1,табл

52

Средообразующая деятельность организмов

Комбинированный

Устный опрос

§6.2,вопр

53

Круговорот веществ в биосфере

Комбинированный

Уст. опрос. Схемы

круговоротов вещ.

§6.3,

схемы

Раздел 2. Эволюция органического мира  (9ч.)

Тема 1. Основы учения об эволюции  (6ч.)

54

Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин

Изучение нового

Проверочная работа

§7.1,вопр

55

Изменчивость организмов

Комбинированный

Устный опрос

§7.2,вопр

56

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора

Изучение нового

Составление таблицы

§7.4; 7.5,

таблица

57

Изолирующие механизмы. Видообразование

Комбинированный

Тестирование

§7.7,вопр

58

Макроэволюция

Комбинированный

Устный опрос

§7.8,вопр

59

Основные закономерности эволюции

Комбинированный

Л.Р.№ 5«Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных»

§7.9,

вопросы

Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле   (3ч.)

60

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современные гипотезы происхождения жизни

Изучение нового

Биологический

диктант

§8.1-8.3,

конспект

61

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

Изучение нового

Фронтальный опрос

Таблица

62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Комбинированный

Устный опрос. Табл.

Таблица

Раздел 3. Основы экологии  ( 6ч.)

Тема 1. Организм и среда  ( 3ч.)

63

Экологические факторы. Условия среды

Изучение нового

Фронтальная беседа

§9.1,докл

64

Общие закономерности влияния экологических факторов  на организм. Экологические ресурсы

Комбинированный

Устный опрос

§9.2-9..3

65

Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов

Экологическая регуляция

Комбинированный

Л.Р. № 6 «Приспособленность растений к среде обитания»

§9.4; 9.5,

вопросы

Тема 2. Биосфера и человек  (3ч.)

66

Эволюция биосферы

Комбинированный

Тестирование

§10.1,в.

67

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

Комбинированный

Устный опрос

термины

68

Итоговый урок за курс

Повторение и обобщение знаний

Викторина

Учебно – методическое обеспечение

Учебник: А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник  для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, 2006.-304с.

Методические пособия для учителя:

  1. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2005
  2. Сборник нормативных документов. Биология  /Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература для  учителя:

Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.,  Дрофа, 2004

Для учащихся:

В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию.9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М., Дрофа, 2006. – 96с

      СОГЛАСОВАНО                                                                        СОГЛАСОВАНО                              

   на заседании ШМО                                                                      Зам. Директора по УВР              

  Учителей естественного цикла                                                          

  Протокол № _____      

______________________                                                             ________________________

                                                                                               

“____”________                    г.                                                                “____”________                     г.          

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....