Рабочая программа по биологии для 9 классов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Количество часов: всего 68 час, 2 часа в неделю.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности: на первых уроках курса раскрывается значение науки и свойства живого . На последующих уроках дается обзор основных уровней живого, основы учения об эволюции, возникновении и развитии жизни на Земле. На последних занятиях рассматриваются основы экологии .
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_klass.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» авторов В.В. Пасечника А.А., Каменского, Е.А. Криксунова.
Количество часов: всего 68 час, 2 час в неделю.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности: на первых уроках курса раскрывается значение науки и свойства живого . На последующих уроках дается обзор основных уровней живого, основы учения об эволюции, возникновении и развитии жизни на Земле. На последних занятиях рассматриваются основы экологии .
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
УМК:
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. Дрофа, 2006.
Рабочая тетрадь с печатной основой: Биология. Введение в общую биологию и экологию в 2 частях. 9 класс. Панфилова Л. А.
Формы промежуточного контроля: тестирование, проверочные работы, биологические диктанты.
Основное содержание
Название разделов, тем | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме |
Введение | 3 | |
Раздел 1. Уровни организации живой природы | 50 | |
Тема 1. Молекулярный уровень | 10 | |
Тема 2. Клеточный уровень | 15 | |
Тема 3. Организменный уровень | 14 | |
Тема 4. Популяционно-видовой уровень | 3 | |
Тема 5. Экосистемный уровень | 5 | |
Тема 6. Биосферный уровень | 3 | |
Раздел 2. Эволюция органического мира | 9 | |
Тема 1. Основы учения об эволюции | 6 | |
Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле | 3 | |
Раздел 3. Основы экологии | 6 | |
Тема 1. Организм и среда | 3 | |
Тема 2. Биосфера и человек | 3 |
№
| Название раздела, темы | Тип урока | Форма контроля | Д. З. | 9 А | 9 Б | 9В | |||
П | Ф | П | Ф | П | Ф | |||||
Введение (3ч.) | ||||||||||
1 | Биология-наука о жизни | Изучение нового | Беседа | §1,сообщ | ||||||
2 | Методы исследования в биологии | Комбинированный | Фронтальная беседа | §2, вопр | ||||||
3 | Сущность жизни и свойства живого | Комбинированный | Сообщения уч-ся | §3. вопр | ||||||
Раздел 1. Уровни организации живой природы (50ч.) | ||||||||||
Тема1. Молекулярный уровень ( 10ч.) | ||||||||||
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | Изучение нового | Беседа | §1.1,вопр | ||||||
5 | Углеводы | Комбинированный | Биологич. диктант | §1.2,вопр | ||||||
6. | Липиды | Комбинированный | Инд. опрос | §1.3,вопр | ||||||
7 | Состав и строение белков | Изучение нового | Фронтальная беседа | §1.4,табл | ||||||
8 | Функции белков | Комбинированный | Инд. опрос, сам. раб | §1.5,вопр | ||||||
9 | Нуклеиновые кислоты | Комбинированный | Составление схемы | §1.6,табл | ||||||
10 | АТФ, и другие органические соединения клетки | Комбинированный | Инд. опрос., Табл. | §1.7,вопр | ||||||
11 | Биологические катализаторы | Комбинированный | Л. Р.№ 1 «Расщепление пероксида вод. ферментом каталазой» | §1.8,вопр | ||||||
12 | Вирусы | Комбинированный | Сам. работа с учеб. | повтор | ||||||
13 | Обобщение по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | Контроль и обобщение знаний | Устная беседа Письменная работа | Строен. клетки | ||||||
Тема 2. Клеточный уровень (15ч.) | ||||||||||
14 | Основные положения клеточной теории | Изучение нового | Л.Р. №2 «Рассматривание клеток раст. и жив. под микроскопом» | §2.1,вопр | ||||||
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | Комбинированный | Инд. опрос. Таблица | §2.2,вопр | ||||||
16 | Ядро | Комбинированный | Карточки. Инд. опрос | §2.3,вопр | ||||||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Комбинированный | Фронтальный опрос Таблица | §2.4,вопр | ||||||
18 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | Комбинированный | Таблица | §2.5,табл | ||||||
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | Комбинированный | Биологический диктант. Таблица | §2.6,вопр | ||||||
20 | Различие в строении клеток прокариот и эукариот | Комбинированный | Тестирование. Табл. | §2.7,т, в | ||||||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | Изучение нового | Установить соответствие, беседа | §2.8,вопр Схема | ||||||
22 | Энергетический обмен в клетке | Комбинированный | Сам. работа с учеб | §2.9,вопр | ||||||
23 | Типы питания клетки. | Комбинированный | Составление таблицы | §2.10 | ||||||
24 | Фотосинтез. Хемосинтез. | Комбинированный | Инд. опрос. Сам. раб. | §1.4,1.6 | ||||||
25 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция | Комбинированный | Индивидуальный опрос. Сам. раб. с уч. | §2.13 до Тр. РНК | ||||||
26 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция | Комбинированный | Индивидуальный опрос. Сам. раб с уч. | §2.13 до конца | ||||||
27 | Деление клетки. Митоз | Комбинированный | Л.Р.№2 «Изучение митоза на постоянных микропрепаратах» | Подгот. к обобщ. | ||||||
28 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы» | Контроль и обобщение знаний | Тестирование Устный опрос | Стр. 81 | ||||||
Тема 3. Организменный уровень (14ч.) | ||||||||||
29 | Бесполое размножение организмов | Изучение нового | Составление схемы | §3.1, 3.2 | ||||||
30 | Половое размножение организмов. Оплодотворение | Комбинированный | Устный опрос | §3.3,табл | ||||||
31 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Комбинированный | Устный опрос Составление таблицы | §3.4,вопр Таблица | ||||||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Комбинированный | Биологический диктант | §з.5 до Чист.гам. В 1-5(у) | ||||||
33 | Закон чистоты гамет. | Комбинированный | Фронтальный опрос | §3.5 до к. | ||||||
34 | Неполное доминирование. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание | Комбинированный | Устный опрос | §3.6, вопросы | ||||||
35 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | Комбинированный | Устный опрос Решение задач | §3.7, вопросы | ||||||
36 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов | Комбинированный | Проверка решения задач | §3.8,вопр №3.9(к) | ||||||
37 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом | Изучение нового | Решение задач | §3.10,воп | ||||||
38 | Модификационная изменчивость. | Комбинированный | Л.Р.№3 «Выявление изменчивости организмов» | §3.11,хар М.И. (п) | ||||||
39 | Мутационная изменчивость | Комбинированный | Сам. раб с учебником | §3.12, в. | ||||||
40 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | Комбинированный | Устный опрос | §3.13. в. | ||||||
41 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Комбинированный | Биологический диктант | Подг. к обобщ. | ||||||
42 | Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого» | Контроль и обобщение знаний | Работа по инд. карточкам. Устный опрос | Стр. 130 | ||||||
Тема 4. Популяционно-видовой уровень ( 3ч.) | ||||||||||
43 | Критерии вида | Изучение нового материала | Л.Р. №4 «Изучение морфологического критерия вида» | § 4.1, вопросы | ||||||
44 | Популяции | Комбинированный | Устный опрос | §4.2,вопр | ||||||
45 | Биологическая классификация | Комбинированный | Био.Диктант. Систем. категории | §4.3, конспект | ||||||
Тема 5. Экосистемный уровень (5ч.) | ||||||||||
46 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Изучение нового | Устный опрос | §5.1,вопр | ||||||
47 | Состав и структура сообщества | Комбинированный | Устный опрос | §5.2,вопр | ||||||
48 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества | Комбинированный | Карточки | §5.3; 5.4 вопросы | ||||||
49 | Саморазвитие экосистемы | Комбинированный | Устный опрос | §5.5,вопр | ||||||
50 | Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень» | Комбинированный | Письменная работа | Стр. 170 | ||||||
Тема 6. Биосферный уровень (3ч.) | ||||||||||
51 | Биосфера. Среды жизни | Изучение нового | Сравнит. таблица | §6.1,табл | ||||||
52 | Средообразующая деятельность организмов | Комбинированный | Устный опрос | §6.2,вопр | ||||||
53 | Круговорот веществ в биосфере | Комбинированный | Уст. опрос. Схемы круговоротов вещ. | §6.3, схемы | ||||||
Раздел 2. Эволюция органического мира (9ч.) | ||||||||||
Тема 1. Основы учения об эволюции (6ч.) | ||||||||||
54 | Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин | Изучение нового | Проверочная работа | §7.1,вопр | ||||||
55 | Изменчивость организмов | Комбинированный | Устный опрос | §7.2,вопр | ||||||
56 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора | Изучение нового | Составление таблицы | §7.4; 7.5, таблица | ||||||
57 | Изолирующие механизмы. Видообразование | Комбинированный | Тестирование | §7.7,вопр | ||||||
58 | Макроэволюция | Комбинированный | Устный опрос | §7.8,вопр | ||||||
59 | Основные закономерности эволюции | Комбинированный | Л.Р.№ 5«Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных» | §7.9, вопросы | ||||||
Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле (3ч.) | ||||||||||
60 | Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современные гипотезы происхождения жизни | Изучение нового | Биологический диктант | §8.1-8.3, конспект | ||||||
61 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое | Изучение нового | Фронтальный опрос | Таблица | ||||||
62 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Комбинированный | Устный опрос. Табл. | Таблица | ||||||
Раздел 3. Основы экологии ( 6ч.) | ||||||||||
Тема 1. Организм и среда ( 3ч.) | ||||||||||
63 | Экологические факторы. Условия среды | Изучение нового | Фронтальная беседа | §9.1,докл | ||||||
64 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Экологические ресурсы | Комбинированный | Устный опрос | §9.2-9..3 | ||||||
65 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов Экологическая регуляция | Комбинированный | Л.Р. № 6 «Приспособленность растений к среде обитания» | §9.4; 9.5, вопросы | ||||||
Тема 2. Биосфера и человек (3ч.) | ||||||||||
66 | Эволюция биосферы | Комбинированный | Тестирование | §10.1,в. | ||||||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования | Комбинированный | Устный опрос | термины | ||||||
68 | Итоговый урок за курс | Повторение и обобщение знаний | Викторина |
Учебно – методическое обеспечение
Учебник: А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, 2006.-304с.
Методические пособия для учителя:
- В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2005
- Сборник нормативных документов. Биология /Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература для учителя:
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М., Дрофа, 2004
Для учащихся:
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию.9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М., Дрофа, 2006. – 96с
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. Директора по УВР
Учителей естественного цикла
Протокол № _____
______________________ ________________________
“____”________ г. “____”________ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....