Рабочая программа по биологии для 8 классов
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво-
дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются
индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_klass.docx | 41.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.М.: Дрофа, 2006,-с.172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво-
дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются
индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены ypoки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь ученика.
«Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, cxeмы рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений распознавать системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от учеников отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений -
Дрофа, 2006. - 336с
Введение | 1 |
Раздел 1. Происхождение человека | 2 |
Раздел 2. Строение и функции организма | 58 |
Тема 2.1. Общий обзор организма | 1 |
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани | 3 |
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов | 1 |
Тема 2.4. Опорно-двигательная система | 8 |
Тема 2.5. Внутренняя среда организма | 3 |
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6 |
Тема 2.7. Дыхательная система | 5 |
Тема 2.8.Пищеварительная система | 6 |
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии | 4 |
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция | 3 |
Тема 2.11. Выделение | 2 |
Тема 2.12. Нервная система человека | 4 |
Тема 2.13. Анализаторы | 5 |
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 |
Тема 2.15. Эндокринная система | 2 |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма | 7 |
Итого | 68 |
Основное содержание
№ | Тема урока | Термины и понятия | Тип урока | Дом. задание | Изме-ри- тели | 8 А | 8 Б | 8 В | 8 Г | ||||
Введение – 1 час | |||||||||||||
1. | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека | Анатомия, физиология, психология, гигиена. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Введение, § 1, 2 | Вопрос к § 1 рабочая тетрадь задание №3 | ||||||||
Раздел 1. Происхождение человека – 2 часа | |||||||||||||
2. | Место человека в живой природе. Доказательства животного происхождения человека. | Таксоны. Рудименты, атавизмы, | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | § 3 | рабочая тетрадь задание №6 | ||||||||
3. | Историческое прошлое людей. Расы человека. | Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная.
| Комбинированный | § 4, 5 | рабочая тетрадь задание №6 | ||||||||
Раздел 2. Строение и функции организма -58 часов | |||||||||||||
Тема 2.1. Общий обзор организма – 1 час | |||||||||||||
4. | Общий обзор организма. | Уровни организации, структура, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы. | Комбинированный | § 6 | Лабораторная работа № 1 | ||||||||
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани -3 часа | |||||||||||||
5. | Клеточное строение организма. | Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, гены, ДНК, РНК, ядрышко, органоиды, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, центриоли, обмен веществ, рост, развитие, ферменты. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 7 | Вопрос № 5 к § 7 рабочая тетрадь задание № 17,20,21 | ||||||||
6. | Ткани животных и человека. | Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани, тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 8 | Лабораторная работа № 2 рабочая тетрадь задание № 22 , 23 | ||||||||
7. | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организма. Ткани.» | Урок контроля и оценки знаний | тесты | ||||||||||
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов – 1 час | |||||||||||||
8. | Нервная регуляция. | Центральная и периферическая части нервной системы, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, исполнительный нейрон, рабочий орган, рефлексогенная зона, прямые и обратные связи. | Комбинированный | § 9 | Вопрос к § 9 | ||||||||
Тема 2.4. Опорно- двигательная система -8 часов | |||||||||||||
9. | Строение, состав и соединение костей. | Скелет ,мышцы, надкостница, компактное, губчатое вещество кости, костно-мозговая полость, красный костный мозг, жёлтый костный мозг, костные ткани, костные пластинки, клетки, образующие и растворяющие кость, типы костей. Соединение костей: подвижное, неподвижное, полуподвижное. Сустав. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | § 10, 12 соединение костей | рабочая тетрадь задание № 30, 31 | ||||||||
10. | Скелет головы и скелет туловища. | Осевой и добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый; позвоночный канал, грудная клетка, ребра, грудина. | Комбинированный | § 11, задание № 1 | Рабочая тетрадь задание № 35, 36 | ||||||||
11. | Скелет конечностей | Плечевой пояс (лопатки, ключицы).Кости кисти: плечо, предплечье (локтевая и лучевая кости), кисть. Тазовый пояс (кости таза). Кости ноги: бедро, голень (большеберцовая и малоберцовая кости), стопа. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные и подвижные (прерывистые соединения) – суставы. | Комбинированный | § 12 | Лабораторная работа № 3 | ||||||||
12. | Мышцы человека. | Брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышцы, мышцы – антагонисты, мышцы – синергисты, мышечные пучки, мышечное волокно, соединительнотканные оболочки мышечных пучков, фасции.. | Комбинированный | § 13 | |||||||||
13 | Работа мышц. | Двигательная единица, исполнительный нейрон, тренировочный эффект, биологическое окисление, динамическая и статическая работа, гиподинамия | Комбинированный | § 14 | Лабораторная работа № 4 | ||||||||
14. | Нарушение осанки и плоскостопие. | Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие. | Комбинированный | § 15 | Рабочая тетрадь задание № 53-55 | ||||||||
15. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | Ушиб, перелом (закрытый и открытый), синяк, шина, растяжение связок, вывих. | Комбинированный | § 15, 16 | Рабочая тетрадь задание № 56, 57 | ||||||||
16. | Обобщающий урок по теме «Опорно- двигательная система» | Урок контроля и оценки знаний | тест | ||||||||||
Тема 2.5. Внутренняя среда организма – 3 часа | |||||||||||||
17. | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, тимус (вилочковая железа), фагоцит, фагоцитоз, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 17 | Лабораторная работа № 5 | ||||||||
18. | Иммунитет. | Иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, постинфекционный иммунитет, « ворота инфекции», бацилло – и вирусоносители, интерферон. | Комбинированный | § 18 | Рабочая тетрадь задание № 65-72 | ||||||||
19. | Тканевая совместимость и переливание крови. | Иммунология, лечебные сыворотки, предупредительные прививки (вакцины), антитела, антитоксины, естественный иммунитет: видовой, наследственный приобретенный; искусственный иммунитет; пассивный, активный; аллергия, аллерген, тканевая совместимость, группы крови, резус – фактор, донор, реципиент. | Комбинированный | § 19 | Рабочая тетрадь задание № 75-78 | ||||||||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма-6 часов | |||||||||||||
20. | Органы кровеносной и лимфатической систем. | Артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, кармановидные клапаны. | Комбинированный | § 20 | Рабочая тетрадь задание № 80-82,85 | ||||||||
21. | Круги кровообращения. | Предсердия и желудочки сердца, аорта, артерии, капилляры, верхняя и нижняя полые вены, легочные артерии, артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия. | Комбинированный | § 21 | Рабочая тетрадь задание № 83-84 | ||||||||
22. | Строение и работа сердца | Околосердечная сумка, створчатые клапаны, сосочковые мышцы, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; Симпатический и блуждающий нервы, адреналин. | Комбинированный | § 22 | Рабочая тетрадь задание № 88,90,91 | ||||||||
23. | Движение крови по сосудам .Регуляция кровообращения органов. | Артериальное давление крови; пульс, кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр, фонендоскоп. | Комбинированный | § 23 | Практические работы №1 и 2 | ||||||||
24. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | Ударный объём сердца, перемежающая хромота, гангрена, стенокардия, электрокардиограмма, функциональная проба. Внутреннее и внешнее кровотечения, гематома, капиллярное, венозное и артериальное кровотечения, антисептик, жгут, | Комбинированный | § 24,25 | Рабочая тетрадь задание № 96,102 | ||||||||
25. | Обобщающий урок по теме: «Кровь. Кровеносная система» | Урок контроля и оценки знаний | |||||||||||
Тема 2.7. Дыхательная система- 5 часов | |||||||||||||
26. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких. | Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, лёгочная и пристеночная плевра, плевральная полость, «ворота лёгких», бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, околоносовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 26 до инфекций,27 (первая статья) | Рабочая тетрадь задание № 106,107, 108, 112 | ||||||||
27. | Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | Диффузия, дыхательный центр, диафрагма, межрёберные мышцы, продолговатый мозг, рефлекторная и гуморальная регуляция. Жизненная ёмкость лёгких, остаточный воздух. | Комбинированный | § 27 (вторая и третья статьи), 28 до с.144,29 до с.149 | Лабораторная работа № 6 | ||||||||
28. | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит, врач оториноларинголог, дифтерия. Наркогенные вещества, никотин, карбоксигемоглобин, респиратор, смог, флюорография, туберкулёз лёгких, палочка Коха,. | Комбинированный | § 26 со с. 137, 28 со с. 144, 29 со с.149 до 150 | Рабочая тетрадь задание № 119,120 | ||||||||
29. | Первая помощь при поражениях органов дыхания | Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, клиническая и биологическая смерть. | Комбинированный | § 29 со с. 150 | Рабочая тетрадь задание № 121 | ||||||||
30. | Обобщающий урок по теме: «Дыхание» | Урок контроля и оценки знаний | повторение | тест | |||||||||
Тема 2.8. Пищеварительная система- 6 часов | |||||||||||||
31. | Питание и пищеварение. | Пластический и энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брызжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 30 | Рабочая тетрадь задание № 123, 124 | ||||||||
32. | Пищеварение в ротовой полости. | Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка; зубная эмаль, дентин, зубная пульпа; резцы, клыки, малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит. | Комбинированный | § 31, | |||||||||
33. | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | Пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз. | Комбинированный | § 32 | Лабораторная работа № 7 | ||||||||
34. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Всасывание, ворсинка, воротная вена, печень, печеночная вена, заменимые и незаменимые аминокислоты, желчь, мочевина, глюкоза, гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит, перитонит. | Комбинированный | § 33 | Рабочая тетрадь задание № 132 - 135 | ||||||||
35. | Регуляция пищеварения. | Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление, гуморальное сокоотделение желудочных желез | Комбинированный | § 34 | |||||||||
36. | Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания. | Ботулизм, анаэробы, сальмонеллез, холера, холерный вибрион, карантин, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка, дезинфицирующие вещества. | Комбинированный | § 35 | Рабочая тетрадь задание № 141,142 | ||||||||
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии – 4 часа | |||||||||||||
37. | Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров. | Подготовительная, основная, заключительная стадии обмена, заменимые и незаменимые аминокислоты, | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 36 (до обмена жиров) | Рабочая тетрадь задание № 144, 145 | ||||||||
38. | Обмен углеводов, воды и минеральных солей. Нормы питания. | Амилаза, микроэлементы и макроэлементы. Основной и общий обмен, энерготраты организма, энергетическая ёмкость пищевых продуктов (калорийность), нормы питания, ненасыщенные жирные кислоты. | Комбинированный | § 36, 38 | Рабочая тетрадь задание № 146, 147, 153 | ||||||||
39. | Витамины. | Авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые и жирорастворимые витамины, цинга, бери – бери, родопсин, рахит, «куриная слепота», каротин. | Комбинированный | § 37 | Рабочая тетрадь задание № 149 - 151 | ||||||||
40. | Обобщающий урок по темам: «Пищеварительная система. Обмен веществ.» | Урок контроля и оценки знаний | тест | ||||||||||
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция – 3 часа. | |||||||||||||
41. | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные и потовые железы, ногти, терморегуляция | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 39 | Рабочая тетрадь задание № 155, 156 | ||||||||
42. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Угревая сыпь, болезни кожи: чесотка, лишаи; ожоги, обморожения. | Комбинированный | § 40 | Вопросы | ||||||||
43. | Терморегуляция организма. Закаливание. | Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой и солнечный удар, закаливание. | Комбинированный | § 41 | Рабочая тетрадь задание № 160 | ||||||||
Тема 2.11. Выделение – 2 часа | |||||||||||||
44. | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Органы выделения, почки, мочевые пути, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал; корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, вторичная моча, мочекаменная болезнь. | Комбинированный | § 42 | Рабочая тетрадь задание № 161 - 164 | ||||||||
45. | Обобщающий урок по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа.» | Урок контроля и оценки знаний | тест | ||||||||||
Тема 2.12. Нервная система человека – 4 часа | |||||||||||||
46. | Значение и строение нервной системы. | Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение, центральная и периферическая части нервной системы, серое и белое вещество мозга. Кора и ядра мозга. Нервные волокна. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | § 43, 44 (до спинного мозга) | Рабочая тетрадь задание № 166 - 168 | ||||||||
47. | Строение и функции спинного мозга. | Передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спиномозговая жидкость, центральный канал, рефлекторная и проводящая функции мозга, шок. | Комбинированный | § 44 | Рабочая тетрадь задание № 170, 173 | ||||||||
48. | Отделы головного мозга. | Задний мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, передний мозг: промежуточный мозг (таламус, гипоталамус), большие полушария головного мозга, желудочки мозга, мозолистое тело, борозды, извилины, доли мозга, зоны мозга, временные связи (условно – рефлекторные), старая и новая кора. | Комбинированный | § 45, 46 | Лабораторная работа № 8 | ||||||||
49. | Вегетативная нервная система, строение и функции. | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы, симпатическая и парасимпатическая подсистемы, вегетативные узлы, блуждающий нерв. | Комбинированный | § 47 | Рабочая тетрадь задание № 180 - 182 | ||||||||
Тема 2.13. Анализаторы – 5 часов. | |||||||||||||
50. | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга: первичные, вторичные, третичные; галлюцинации, иллюзия. Вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки и вкусовые рецепторы. | Комбинированный | § 48, 52 (с мышечного чувства) | Рабочая тетрадь задание № 183 | ||||||||
51. | Органы зрения и зрительный анализатор. | Глазное яблоко, глазница, глазные мышцы, слёзная железа, слёзный канал, белочная оболочка (склера), роговица, зрачок, радужная оболочка, хрусталик, ресничное тело, стекловидное тело, сетчатка, палочки и колбочки, жёлтое пятно, слепое пятно, бинокулярное зрение. | Комбинированный | § 49 | Лабораторная работа № 9 | ||||||||
52. | Заболевание и повреждение глаз. | Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, диоптрия, бельмо. | Комбинированный | § 50 | Рабочая тетрадь задание № 189 | ||||||||
53. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты, улитка, стереофоническое звучание, тугоухость. Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы,волосковые клетки. | Комбинированный | § 51, 52 ( до мышечного чувства) | Рабочая тетрадь задание № 190,191, 193 | ||||||||
54. | Обобщающий урок по темам: «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы.» | Урок контроля и оценки знаний | тест | ||||||||||
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. – 5 часов. | |||||||||||||
55. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | Высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, внешнее и внутреннее торможение, доминанта. | Комбинированный | § 53 | Вопросы. | ||||||||
56. | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление, этология. Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки. | Комбинированный | § 54 | Рабочая тетрадь задание № 197, 199, 200 | ||||||||
57. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный и быстрый сон, сновидения. | Комбинированный | § 55 | Рабочая тетрадь задание № 202 | ||||||||
58. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция; речь: внешняя и внутренняя; познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, представления, ум. | Комбинированный | § 56 | Рабочая тетрадь задание № 206 | ||||||||
59. | Воля и эмоции. Внимание. | Волевое действие: борьба мотивов, выбор цели, способа действия, самодействие, Оценка результатов; внушаемость, негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния: аффект, стресс; эмоциональные отношения: внимание, рассеянность. | Комбинированный | § 57 | Рабочая тетрадь задание № 207 | ||||||||
Тема 2.15. Эндокринная система – 2 часа | |||||||||||||
60. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | Эндокринная система, железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники; железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы; железы внешней секреции; нейрогормоны. | Комбинированный | § 58 | Рабочая тетрадь задание № 213, 114 | ||||||||
61 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | Гипофиз, гормон роста, акромегалия, щитовидная железа, базедова болезнь, микседема, кретинизм; половые железы: семенники, яичники; поджелудочная железа, инсулин, сахарный диабет, надпочечники: адреналин, норадреналин. | Комбинированный | § 59 | Рабочая тетрадь задание № 216, 217, 218 | ||||||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма – 6 часов + 1 час | |||||||||||||
62. | Половая система человека | Сперматозоиды, семенники (яички), семявыносящие каналы, предстательная железа (простата), семенная жидкость, редукционное деление, гены, половые хромосомы (Х, У), яичники, маточные трубы, матка, графов пузырёк, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение, менструация, поллюции. | Комбинированный | § 60 | Рабочая тетрадь задание № 220, 223 | ||||||||
63. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, трепонема, СПИД, гепатит В. | Комбинированный | § 62 | Рабочая тетрадь задание № 228, 229 | ||||||||
64. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, плацента, пуповина, зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодовые оболочки, пупок. | Комбинированный | § 61 | Рабочая тетрадь задание № 224, 225, 226, 230 | ||||||||
65. | Личность и её особенности. | Ребёнок новорожденный и грудной, пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интраверты, самооценка. Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки. | Комплексное использование ЗУН | § 63, 64 | Практическая работа | ||||||||
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | Комплексное использование ЗУН | повторение | Практическая работа | |||||||||
67. | Обобщающий урок по темам: «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма» | Урок контроля и оценки знаний | повторение | тест | |||||||||
68. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Урок обобщения и систематизации знаний |
Учебно – методическое обеспечение
Учебник:
Д.В.Колесов «Биология. Человек». 8 класс – М.: Дрофа, 2006
Методические пособия для учителя:
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику– М.: Дрофа, 2005.
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература
для учителя:
- Воронин Л.Г. Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн.для учителя. М. : Просвещение, 1983
- Фросин В.Н. Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2004
для учащихся:
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2006 .
- Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» – М.: Дрофа, 2005.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. Директора по УВР
Учителей естественного цикла
Протокол № _____
______________________ ________________________
“____”________ г. “____”________ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....