Рабочая программа по биологии для 8 классов
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Горовая Анна Валерьевна

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво-
дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются
индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.М.: Дрофа, 2006,-с.172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво-
дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются
индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены ypoки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: 

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь ученика.
«Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, cxeмы рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений распознавать системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от учеников отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений   -
Дрофа, 2006. - 336с

Введение

1

Раздел 1.  Происхождение человека

2

Раздел 2.  Строение и функции организма  

58

Тема 2.1. Общий обзор организма  

1

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани

3

Тема  2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов

1

Тема 2.4. Опорно-двигательная система

8

Тема 2.5.  Внутренняя среда организма  

3

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма  

6

Тема 2.7. Дыхательная система  

5

Тема 2.8.Пищеварительная система  

6

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии  

4

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция

3

Тема 2.11. Выделение  

2

Тема 2.12. Нервная система человека  

4

Тема 2.13. Анализаторы  

5

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

Тема 2.15. Эндокринная система  

2

Раздел 3.  Индивидуальное развитие организма

7

Итого

68

Основное содержание

Тема урока

Термины и понятия

Тип урока

Дом. задание

Изме-ри-

тели

8 А

8 Б

8 В

8 Г

Введение – 1 час

1.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека

Анатомия, физиология, психология, гигиена.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Введение, § 1, 2

Вопрос к § 1 рабочая  тетрадь задание №3

Раздел 1. Происхождение человека – 2 часа

2.

  Место человека в живой природе. Доказательства животного происхождения человека.

Таксоны. Рудименты, атавизмы,

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§ 3

рабочая  тетрадь задание №6

3.

Историческое прошлое людей. Расы человека.

Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная.

 

Комбинированный

§ 4, 5

рабочая  тетрадь задание №6

Раздел 2. Строение и функции организма -58 часов

Тема 2.1. Общий обзор организма – 1 час

4.

Общий обзор организма.

Уровни организации, структура, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

Комбинированный

§ 6

Лабораторная работа № 1

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани -3 часа

5.

Клеточное строение организма.

Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы,  гены, ДНК, РНК, ядрышко, органоиды, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, центриоли, обмен веществ, рост, развитие, ферменты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 7

Вопрос № 5 к § 7 рабочая  тетрадь задание № 17,20,21

6.

Ткани животных и человека.

Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани, тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 8

Лабораторная работа № 2 рабочая  тетрадь задание № 22 , 23  

7.

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организма. Ткани.»

Урок контроля и оценки знаний

тесты

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов – 1 час

8.

Нервная регуляция.

Центральная и периферическая части нервной системы, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, исполнительный нейрон, рабочий орган, рефлексогенная зона, прямые и обратные связи.

Комбинированный

§ 9

Вопрос к § 9

Тема 2.4. Опорно- двигательная система -8 часов

9.

Строение,  состав и соединение костей.

Скелет ,мышцы, надкостница, компактное, губчатое вещество кости, костно-мозговая полость, красный костный мозг, жёлтый костный мозг, костные ткани, костные пластинки, клетки, образующие и растворяющие кость, типы костей. Соединение костей: подвижное, неподвижное, полуподвижное. Сустав.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§ 10, 12 соединение костей

рабочая  тетрадь задание № 30, 31

10.

Скелет головы и скелет туловища.

Осевой и добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый; позвоночный канал, грудная клетка, ребра, грудина.

Комбинированный

§ 11, задание № 1

Рабочая  тетрадь задание № 35, 36

11.

Скелет конечностей

Плечевой пояс (лопатки, ключицы).Кости кисти: плечо, предплечье (локтевая и лучевая кости), кисть. Тазовый пояс (кости таза). Кости ноги: бедро,  голень (большеберцовая и малоберцовая кости), стопа. Соединения  костей: неподвижные, полуподвижные и подвижные (прерывистые соединения) – суставы.

Комбинированный

§ 12

Лабораторная работа № 3

12.

Мышцы человека.

Брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышцы, мышцы – антагонисты, мышцы – синергисты, мышечные пучки, мышечное волокно, соединительнотканные оболочки мышечных пучков, фасции..

Комбинированный

§ 13

13

Работа мышц.

Двигательная единица, исполнительный нейрон, тренировочный эффект, биологическое окисление, динамическая и статическая работа, гиподинамия

Комбинированный

§ 14

Лабораторная работа № 4

14.

Нарушение осанки и плоскостопие.

Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие.

Комбинированный

§ 15

Рабочая  тетрадь задание № 53-55

15.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Ушиб, перелом (закрытый и открытый), синяк, шина, растяжение связок, вывих.

Комбинированный

§ 15, 16

Рабочая  тетрадь задание № 56, 57

16.

Обобщающий урок по теме «Опорно- двигательная система»

Урок контроля и оценки знаний

тест

Тема 2.5. Внутренняя среда организма – 3 часа

17.

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, тимус (вилочковая железа), фагоцит, фагоцитоз, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 17

Лабораторная работа № 5

18.

Иммунитет.

Иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, постинфекционный иммунитет, « ворота инфекции», бацилло – и вирусоносители, интерферон.

Комбинированный

§ 18

Рабочая  тетрадь задание № 65-72

19.

Тканевая совместимость и переливание крови.

Иммунология, лечебные сыворотки, предупредительные прививки (вакцины), антитела, антитоксины, естественный иммунитет: видовой, наследственный приобретенный; искусственный иммунитет; пассивный, активный; аллергия, аллерген, тканевая совместимость, группы крови, резус – фактор, донор, реципиент.            

Комбинированный

§ 19

Рабочая  тетрадь задание № 75-78

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма-6 часов

20.

Органы кровеносной и лимфатической систем.

Артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, кармановидные клапаны.

Комбинированный

§ 20

Рабочая  тетрадь задание № 80-82,85

21.

Круги кровообращения.

Предсердия и желудочки сердца, аорта, артерии, капилляры, верхняя и нижняя полые вены, легочные артерии, артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия.

Комбинированный

§ 21

Рабочая  тетрадь задание № 83-84

22.

Строение и работа сердца

Околосердечная сумка, створчатые клапаны, сосочковые мышцы, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; Симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Комбинированный

§ 22

Рабочая  тетрадь задание № 88,90,91

23.

Движение крови по сосудам .Регуляция кровообращения органов.

Артериальное давление крови; пульс, кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр, фонендоскоп.

Комбинированный

§ 23

Практические работы №1 и 2

24.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Ударный объём сердца, перемежающая хромота, гангрена, стенокардия, электрокардиограмма, функциональная проба. Внутреннее и внешнее кровотечения, гематома, капиллярное, венозное и артериальное кровотечения, антисептик, жгут,

Комбинированный

§ 24,25

Рабочая  тетрадь задание № 96,102

25.

Обобщающий урок по теме: «Кровь. Кровеносная система»

Урок контроля и оценки знаний

Тема 2.7. Дыхательная система- 5 часов

26.

Значение дыхания.                                                                                                            Органы дыхания. Строение лёгких.

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, лёгочная  и пристеночная  плевра, плевральная полость, «ворота лёгких»,  бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, околоносовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 26 до инфекций,27 (первая статья)

Рабочая  тетрадь задание № 106,107, 108, 112

27.

Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Диффузия, дыхательный центр, диафрагма, межрёберные мышцы, продолговатый мозг, рефлекторная и гуморальная регуляция. Жизненная ёмкость лёгких, остаточный воздух.

Комбинированный

§ 27 (вторая и третья статьи), 28 до с.144,29 до с.149

Лабораторная работа № 6

28.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит, врач оториноларинголог, дифтерия. Наркогенные вещества, никотин, карбоксигемоглобин, респиратор, смог, флюорография, туберкулёз лёгких, палочка Коха,.

Комбинированный

§ 26 со с. 137, 28 со с. 144, 29 со с.149 до 150

Рабочая  тетрадь задание № 119,120

29.

Первая помощь при поражениях органов дыхания

Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, клиническая и биологическая смерть.

Комбинированный

§ 29 со с. 150

Рабочая  тетрадь задание № 121

30.

Обобщающий урок по теме: «Дыхание»

Урок контроля и оценки знаний

повторение

тест

Тема 2.8. Пищеварительная система- 6 часов

31.

Питание и пищеварение.

Пластический и энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брызжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 30

Рабочая  тетрадь задание № 123, 124

32.

Пищеварение в ротовой полости.

Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка; зубная эмаль, дентин, зубная пульпа; резцы, клыки, малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит.

Комбинированный

§ 31,

33.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.

Комбинированный

§ 32

Лабораторная работа № 7

34.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Всасывание, ворсинка, воротная вена, печень, печеночная вена, заменимые и незаменимые аминокислоты, желчь, мочевина, глюкоза, гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит, перитонит.

Комбинированный

§ 33

Рабочая  тетрадь задание № 132 - 135

35.

Регуляция пищеварения.

Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление, гуморальное сокоотделение желудочных желез

Комбинированный

§ 34

36.

Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.

Ботулизм,  анаэробы, сальмонеллез, холера, холерный вибрион, карантин, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка, дезинфицирующие вещества.

Комбинированный

§ 35

Рабочая  тетрадь задание № 141,142

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии – 4 часа

37.

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров.

Подготовительная, основная, заключительная стадии обмена, заменимые и незаменимые аминокислоты,

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 36 (до обмена жиров)

Рабочая  тетрадь задание № 144, 145

38.

Обмен углеводов, воды и минеральных солей. Нормы питания.

Амилаза, микроэлементы и макроэлементы. Основной и общий обмен, энерготраты организма, энергетическая ёмкость пищевых продуктов (калорийность), нормы питания, ненасыщенные жирные кислоты.

Комбинированный

§ 36, 38

Рабочая  тетрадь задание № 146, 147, 153

39.

Витамины.

Авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые и жирорастворимые витамины, цинга, бери – бери, родопсин, рахит, «куриная слепота», каротин.

Комбинированный

§ 37

Рабочая  тетрадь задание № 149 - 151

40.

Обобщающий урок по темам: «Пищеварительная система. Обмен веществ.»

Урок контроля и оценки знаний

тест

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция – 3 часа.

41.

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные и потовые  железы, ногти, терморегуляция

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 39

Рабочая  тетрадь задание № 155, 156

42.

 Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Угревая сыпь, болезни кожи: чесотка, лишаи; ожоги, обморожения.

Комбинированный

§ 40

Вопросы

43.

Терморегуляция организма. Закаливание.

Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой и солнечный удар, закаливание.

Комбинированный

§ 41

Рабочая  тетрадь задание № 160

Тема 2.11. Выделение – 2 часа

44.

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Органы выделения, почки, мочевые пути, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал; корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, вторичная моча, мочекаменная болезнь.

Комбинированный

§ 42

Рабочая  тетрадь задание № 161 - 164

45.

Обобщающий урок по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа.»

Урок контроля и оценки знаний

тест

Тема 2.12. Нервная система человека – 4 часа

46.

Значение и строение нервной системы.

Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение, центральная и периферическая части нервной системы, серое и белое вещество мозга. Кора и ядра мозга. Нервные волокна.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 43, 44 (до спинного мозга)

Рабочая  тетрадь задание № 166 - 168

47.

Строение и функции спинного мозга.

Передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спиномозговая жидкость, центральный канал, рефлекторная и проводящая функции мозга, шок.

Комбинированный

§ 44

Рабочая  тетрадь задание № 170, 173

48.

Отделы головного мозга.

Задний мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, передний мозг: промежуточный мозг (таламус, гипоталамус),  большие полушария головного мозга, желудочки мозга, мозолистое тело, борозды, извилины, доли мозга, зоны мозга, временные связи (условно – рефлекторные), старая и новая кора.

Комбинированный

§ 45, 46

Лабораторная работа № 8

49.

Вегетативная нервная система, строение и функции.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы, симпатическая и парасимпатическая подсистемы, вегетативные узлы, блуждающий нерв.

Комбинированный

§ 47

Рабочая  тетрадь задание № 180 - 182

Тема 2.13. Анализаторы – 5 часов.

50.

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга: первичные, вторичные, третичные; галлюцинации, иллюзия. Вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки и вкусовые рецепторы.

Комбинированный

§ 48, 52 (с мышечного чувства)

Рабочая  тетрадь задание № 183

51.

Органы зрения и зрительный анализатор.

Глазное яблоко, глазница, глазные мышцы, слёзная железа, слёзный канал, белочная оболочка (склера), роговица, зрачок, радужная оболочка, хрусталик, ресничное тело, стекловидное тело, сетчатка, палочки и колбочки, жёлтое пятно, слепое пятно, бинокулярное зрение.

Комбинированный

§ 49

Лабораторная работа № 9

52.

Заболевание и повреждение глаз.

Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, диоптрия, бельмо.

Комбинированный

§ 50

Рабочая  тетрадь задание № 189

53.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты, улитка, стереофоническое звучание, тугоухость. Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы,волосковые клетки.

Комбинированный

§ 51, 52 ( до мышечного чувства)

Рабочая  тетрадь задание № 190,191, 193

54.

Обобщающий урок по темам: «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы.»

Урок контроля и оценки знаний

тест

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. – 5 часов.

55.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, внешнее и внутреннее торможение, доминанта.

Комбинированный

§ 53

Вопросы.

56.

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление, этология. Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки.

Комбинированный

§ 54

Рабочая  тетрадь задание № 197, 199, 200

57.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный и быстрый сон, сновидения.

Комбинированный

§ 55

Рабочая  тетрадь задание № 202

58.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция; речь: внешняя и внутренняя; познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, представления, ум.

Комбинированный

§ 56

Рабочая  тетрадь задание № 206

59.

Воля и эмоции. Внимание.

Волевое действие: борьба мотивов, выбор цели, способа действия, самодействие, Оценка результатов; внушаемость, негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния: аффект, стресс; эмоциональные отношения: внимание, рассеянность.

Комбинированный

§ 57

Рабочая  тетрадь задание № 207

Тема 2.15. Эндокринная система – 2 часа

60.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Эндокринная система, железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники; железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы; железы внешней секреции; нейрогормоны.

Комбинированный

§ 58

Рабочая  тетрадь задание № 213, 114

61

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Гипофиз, гормон роста, акромегалия, щитовидная железа, базедова болезнь, микседема, кретинизм; половые железы: семенники, яичники; поджелудочная железа, инсулин, сахарный диабет, надпочечники: адреналин, норадреналин.

Комбинированный

§ 59

Рабочая  тетрадь задание № 216, 217, 218

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма – 6 часов + 1 час

62.

Половая система человека

Сперматозоиды, семенники (яички), семявыносящие каналы, предстательная железа (простата), семенная жидкость, редукционное деление, гены, половые хромосомы (Х, У), яичники, маточные трубы, матка, графов пузырёк, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение, менструация, поллюции.

Комбинированный

§ 60

Рабочая  тетрадь задание № 220, 223

63.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, трепонема, СПИД, гепатит В.

Комбинированный

§ 62

Рабочая  тетрадь задание № 228, 229

64.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, плацента, пуповина, зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодовые оболочки, пупок.

Комбинированный

§ 61

Рабочая  тетрадь задание № 224, 225, 226, 230

65.

Личность и её особенности.

Ребёнок новорожденный и грудной, пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интраверты, самооценка. Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки.

Комплексное использование ЗУН

§ 63, 64

Практическая работа

66.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных  веществ.

Комплексное использование ЗУН

повторение

Практическая работа

67.

Обобщающий урок по темам: «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма»

Урок контроля и оценки знаний

повторение

тест

68.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Урок обобщения и систематизации знаний

Учебно – методическое обеспечение

Учебник:

Д.В.Колесов «Биология. Человек». 8 класс – М.: Дрофа, 2006

Методические пособия для учителя:

  1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику– М.: Дрофа, 2005.
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература

для учителя:

  1. Воронин Л.Г. Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн.для учителя. М. : Просвещение, 1983
  2. Фросин В.Н. Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2004

для учащихся:

  1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2006 .
  2. Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий»  – М.: Дрофа, 2005.

      СОГЛАСОВАНО                                                                        СОГЛАСОВАНО                              

   на заседании ШМО                                                                      Зам. Директора по УВР              

  Учителей естественного цикла                                                          

  Протокол № _____      

______________________                                                             ________________________

                                                                                               

“____”________                г.                                                                “____”________                   г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....