РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА _Сеферовой Ирины Николаевны учителя биологии и экологии 1 квалификационной категории по биологии 6 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения».//Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях. Природоведение. Биология./авт.-сост. Е.И.Колусева, И.П.Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006. Является модификацией Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - 172. С учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kpt_bio_6_kl_2014-2015.docx | 68.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО _________/Пушкарева В.Н./ ФИО Протокол № ____ от « » 08.2014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 106 » __________ /_Слепова Е.В./ ФИО « » 09.2014 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ № 106» _______________/Ткачёва Н.В. ФИО Приказ № ____ от « » 09.2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
_Сеферовой Ирины Николаевны учителя биологии и экологии
1 квалификационной категории
Ф.И.О., категория
по_биологии 6 класс
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___
от « » .2014 г.
2014 - 2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………….…стр.
2. Учебно – тематическое планирование……….. ……………….стр.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе………………………………………….……..стр.
4. Перечень учебно- методического обеспечения………………. стр.
5. Список литературы (основная и дополнительная) …………… стр.
6. Календарно-тематическое планирование ……………………… стр.
Биология 6 класс
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения».//Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях. Природоведение. Биология./авт.-сост. Е.И.Колусева, И.П.Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006. Является модификацией Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - 172. С учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», столько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Формы контроля
1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.
2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.
3. Проведение тестовых работ по темам курса по рабочей тетради и пособиям.
Число часов в неделю – 1 час, всего в год – 34 часа
Виды контроля и система оценивания учащихся:
Вид работы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
контрольная работа | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
экскурсия | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
практическая | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 |
лабораторная | 3 | 6 | 7 | 0 | 16 |
Всего уроков | 9 | 8 | 9 | 8 | 34 |
Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования
Цель: |
|
Задачи: |
|
Межпредметные связи: |
|
Формы промежуточной и итоговой аттестации: |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ Для контроля уровня обученности используются две основные системы: Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки: за устный ответ или другую форму контроля тематического материала; за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями). Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок Зачетная система. В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт. Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания. Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/ понимать:
• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
•проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, ьвыполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Практическая часть программы .
Лабораторная работа №1.
«Устройство лупы и светового микроскопа.
Правила работы с ними. Рассмотрение клеток с помощью лупы»
Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа, научиться их сравнивать.
Оборудование: 1) лупа;
2) микроскоп;
3) мякоть полуспелого яблока и томата.
Ход работы:
1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.
2. Рассмотрите с помощью лупы мякоть яблока и томата.
3. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.
4. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
Оформление результатов:
запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.
Cделайте вывод, ответив на вопросы:
1. Почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?
2. Чем они отличаются?
Лабораторная работа №2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом».
Цель: научиться готовить временные микропрепараты,
закрепить умение пользоваться микроскопом.
Оборудование: 1) микроскоп;
2) предметное и покровное стекла;
3) пробирка с водой, стеклянная палочка;
4) луковица.
Ход работы:
1. На предметное стекло капните каплю воды.
2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.
Оформление результатов:
зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.
Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…
Лабораторная работа №3. «Изучение строения тел шляпочных грибов».
Цель: познакомиться со строением шляпочных грибов, научиться сравнивать их и делать выводы.
Оборудование: картинки с изображением шляпочных грибов.
Ход работы:
- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
2. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.
3. Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных грибов.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Федерального государственного стандарта.
- Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения.»
- //Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях. Природоведение. Биология./авт.-сост. Е.И.Колусева, И.П.Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006. Является модификацией Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //
- Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - 172.
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.
- Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007.
Учебник: Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2011
Используемая литература:
- Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко.- М.: «Дрофа», 2007. - 80с.
- Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2001.
- Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель», 2007.
- Контрольно-измерительные материалы. Биология 6 класс /Сост. С.Н.Березина. – М.:ВАКО, 2010.- 112 с.
Объекты натуральные
- гербарий «Растительные сообщества»,
- гербарий «Основные отделы растений»,
- коллекция семян и плодов,
- набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»,
- цветок вишни (модель демонстрационная),
- набор муляжей плодов и корнеплодов,
- таблицы «Отделы растений».
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Микроскоп учебный световой
- Цифровой микроскоп.
Дидактический материал:
- Раздаточный дидактический материал.
- Индивидуальные карточки с заданиями.
Учебно- тематическое планирование
Введение. - 1 час
Тема 1. Клеточное строение организмов. - 3 часа.
Тема 2. Царство Бактерии. - 2 часа.
Тема 3. Царство Грибы. - 3 часа.
Тема 4. Царство Растения. - 5 часов.
Тема 5. Многообразие покрытосеменных растений.
Классификация. - 4 часа.
Тема 6. Строение покрытосеменных растений. - 6 часов.
Тема 7. Жизнь растений. - 8 часов.
Тема 8. Природные сообщества. - 1 час.
Резерв - 1 час
ИТОГО - 34 часа
Список основной и дополнительной литературы.
- Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. –М.:Дрофа,2012, -128 с.
- Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника./авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель ,2005. -271 с.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.:Дрофа, 2002.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы /авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград:Учитель, 2007. – 174 с.
- Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. Смоленск: Русич. 2001 – 240 с. – (Занимательный мир).
- Лернер Г.И. Биология. Тема «Растения, бактерии, грибы, лишайники.(6 кл.)»: Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 160с.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 - 8 кл.: Метод. Пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001. – 160 с.
- Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
- Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.
- Новиков В.С., Губанов И.А. 2-изд. М.:Просвещение, 1991. – 240 с.: ил. Школьный атлас-определитель высших растений. Кн. Для учащихся.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 6 класс. Бактерии, грибы, растения..
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс учебное электронное издание, Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Календарно- тематическое планирование курса «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 6 класс
на 2014-2015 учебный год.
№ п/п | Название тем раздела и темы урока | Колво часов | Основные понятия | Требования к уровню подготовки (планируемый результат) | Педагогические средства. Форма и виды контроля | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||||
1 четверть | 9 | 01.09.14- 31.10.14 | |||||||
Введение. | 1 | ||||||||
1. | Биология – наука о живой природе. Практическая работа № 1. «Наблюдения за сезонными изменениями растений». | 1 | Биология. Экология. Фенология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Фенологические наблюдения за растениями осенью. Методы изучения растений. | Называть основные царства живых организмов Формулировать определения терминов. Наблюдать за сезонными изменениями растений. | Практическая работа № 1. Экскурсия. Составление коллекции семян и плодов, гербарий осенних листьев» | 1 неделя сентября | |||
ТЕМА 1. Клеточное строение организмов. | 3 | ||||||||
2. | Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 1 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука». | 1 | Правила работы с микроскопом. Хлоропласты. Хлорофилл. Клетки кожицы лука и мякоти листа. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. | Называть клеточные структуры и их значение. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. | ИКТ Лабораторная работа № 1 | 2 неделя сентября | |||
3. | Жизнедеятельность клетки. | 1 | Хромосомы Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Значение движения цитоплазмы. Изменения ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клеток. | Называть:
Описывать по рисунку деление клетки Называть структуры клетки, участвующие в делении Называть роль хромосом Объяснять механизм роста клетки Объяснять биологическое значение движения цитоплазмы Определять последовательность стадий деления клетки. | ИКТ | 3 неделя сентября | |||
4 | Ткани. | 1 | Ткань Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. Клетки - ткань -орган | Давать определение терминам Приводить примеры разных видов тканей Называть функции различных видов тканей Описывать строение тканей. Устанавливать соответствие между названием ткани и ее функцией. | ИКТ | 4 неделя сентября | |||
ТЕМА 2. Царство бактерии. | 2 | ||||||||
5. | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | Бактерии. Паразиты. Сапротрофы. Спора Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Давать определения терминам: бактерии, паразиты, сапротрофы, симбионты, спора Описывать строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Узнавать части бактериальной клетки по немому рисунку. Выделять отличительные особенности бактерий Доказывать, что бактерии – живые организмы | ИКТ | 1неделя октября | |||
6. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Симбиоз Многообразие прокариот: Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. Их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека. | Давать определение терминам паразиты, сапрофиты Перечислять роль бактерий в природе и жизни человека: Описывать повреждение растений бактериями Объяснять способы защиты продуктов питания от бактерий; защиты человека от заражения болезнетворными бактериями Характеризовать клубеньковые бактерии. Прогнозировать последствия жизни на Земле без бактерий. | ИКТ | 2неделя октября | |||
ТЕМА 3. Царство Грибы. | 3 | ||||||||
7. | Общая характеристика грибов. Плесневые грибы. Лабораторная работа №2 «Изучение строения плесневых грибов». | 1 | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Открытие антибиотиков и их использование. Дрожжи. | Давать определение терминам сапрофиты, паразиты Описывать строение мукора и пенициллла Называть способы размножения грибов Характеризовать значение мукора и пеницилла в природе и жизни человека.. | ИКТ Лабораторная работа №2 | 3неделя октября | |||
8. | Шляпочные грибы. Лабораторная работа №3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | 1 | Мицелий. Микориза Особенности строения шляпочных грибов. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Саратовской области. | Давать определение терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз Узнавать по немому рисунку структуры шляпочных грибов Охарактеризовать процессы: обмен веществ, размножение. Устанавливать взаимосвязь между понятиями симбиоз и микориза. | ИКТ Лабораторная работа №3 | 4неделя октября | |||
9. | Грибы-паразиты. | 1 | Паразиты. Меры профилактики Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение сельскохозяйственных растений. | Давать определение термину паразиты. Узнавать представителей грибов-паразитов и объяснять пути заражения грибами-паразитами Характеризовать влияние грибов-паразитов на растения: головня, спорынья, грибы-трутовики. | ИКТ | 5неделя октября | |||
2 четверть | 7 | 10.11.14-29.12.14 | |||||||
Раздел 4. Царство Растения | 5 | ||||||||
10. | Общая характеристика царства растений | 1 | Низшие растения. Высшие растения Группы растений Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; Появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений. Эволюция растений. | Перечислять основные группы растений. Приводить примеры. Объяснять происхождение высших растений. Выделять особенности строения низших и высших растений. | ИКТ | 2 неделя ноября | |||
11. | Водоросли. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения водорослей. Распознавание водорослей разных отделов». | 1 | Основные признаки водорослей. Низшие растения: слоевище (таллом), ризоиды. Места обитания и распространение. Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира. Значение водорослей в природе и жизни человека. Хламидомонада. Процессы: «цветение воды». | Давать определение терминам: низшие растения, таллом Приводить примеры водорослей различных групп водорослей. Описывать внешнее строение водорослей. Отличать строение одноклеточных водорослей от растительной клетки Значение водорослей в природе и в жизни человека. | ИКТ Лабораторная работа №4 | 3 неделя ноября | |||
12. | Высшие споровые растения. Выход растений на сушу. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения мхов. Распознавание растений отдела Моховидные». | 1 | Споровые растения. Классификация мхов. Спорангий, сперматозоид, Яйцеклетка. Основные признаки мхов. Причины выхода растений на сушу. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Роль в природе и жизни человека. | Давать определение терминам: высшие споровые растения - мхи. Приводить примеры мхов различных групп. Распознавать и описывать внешнее строение моховидных. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.
| ИКТ Лабораторная работа №5 | 4 неделя ноября | |||
13. | Папоротники. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения папоротников. Распознавание растений отдела Папоротнико - образные». | 1 | Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Значение их в природе и жизни человека. | Давать определение терминам: высшие споровые растения - папоротники. Приводить примеры папоротникообразных различных групп. Распознавать и описывать внешнее строение папоротника. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять роль папоротников в природе и в жизни человека; | ИКТ Лабораторная работа №6 | 1 неделя декабря | |||
14. | Голосеменные. Лабораторная работа №7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | 1 | Голосеменные растения *Фитонциды. Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Особенности строения, разнообразие и значение голосеменных растений. Появление семян. Развитие корневой системы. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. | Давать определение терминам Описывать направления использования голосеменных растений Объяснять происхождение термина голосеменные. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги Различать по строению шишек и хвои виды голосеменных растений. | ИКТ Лабораторная работа №7 | 2 неделя декабря | |||
ТЕМА 5. Многообразие покрытосеменных растений. Классификация. | 4 | ||||||||
15. | Общая характеристика строения покрытосе менных растений. Лабораторная работа №8 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений». | 1 | Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Виды корней: главный, придаточные, боковые. Внешнее строение листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные. | Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать органы цветкового растения. Распознавать и описывать жизненные формы растений. Выделять особенности строения покрытосеменных растений. | ИКТ Лабораторная работа №8 | 3 неделя декабря | |||
16. | Строение семян. Лабораторная работа №9 «Изучение органов (семени) цветкового растения». | 1 | Двудольные. Однодольные Эндосперм. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Примеры запасающей ткани. | Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка. | ИКТ Лабораторная работа №9 | 4 неделя декабря | |||
3 четверть | 10 | 12.01.15 – 22.03.15 | |||||||
17. | Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств. Лабораторная работа №10 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные». | 1 | Признаки семейств (строение цветка, тип соцветия, тип плодов) класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные культуры. Лекарственные растения. Масличные культуры. Кормовые культуры. | Узнавать растения семейств: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Распознавать: - наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; - сельскохозяйственные растения. | ИКТ Лабораторная работа №10 | 2 неделя января | |||
18. | Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств. Лабораторная работа №11 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные». | 1 | Признаки семейств Злаки и Лилейные (строение цветка, тип соцветия, тип плодов) класса Однодольные. Значение растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Лекарственные и декоративные растения. | Распознавать: - растения семейств: лилейные, злаки; - сельскохозяйственные растения. Доказывать принадлежность растений семейств лилейных и злаков к классу однодольных. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. | ИКТ Лабораторная работа №11 | 3 неделя января | |||
ТЕМА 6. Строение покрытосеменных растений. | 6 | ||||||||
19. | Строение и функции корня. | 1 | Правила работы с микроскопом. Функции корня. Ткани, образующие корень: покровная, образователь ная, механическая, всасыва щая, основная, проводящая Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения Особенности клеточного строения корня растений наземной и водной сред обитания. | Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями корня. Объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. | ИКТ | 4неделя января | |||
20. | Побег. Строение почки. Лабораторная работа №12 «Строение почек. Расположение на стебле». | 1 | Побег. Узлы. Междоузлия. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень | Описывать строение побега. Отличать по строению вегетативную и генеративную почки. Давать определения названий деревьев и кустарников, растущих около школы и вашего дома по внешнему строению почек. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги Объяснять механизм роста и развития побега | ИКТ Лабораторная работа №12 | 5 неделя января | |||
21. | Строение и функции листа. Лабораторная работа №13 «Клеточное строение кожицы листа». | 1 | Правила работы с микроскопом. Функции листа. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц).Строение мякоти листа (столбчатая и губчатая основные ткани). Строение жилок листа (проводящая ткань: ситовидные трубки и сосуды). Механическая ткань (волокна). *Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. | Распознавать и описывать по рисунку клеточное и на микропрепаратах строение листа. Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок. Определять тип ткани в клеточном строении листа. Доказывать, что строение листа связано с условиями обитания растений. Объяснять, почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погруженных отсутствуют совсем. | ИКТ Лабораторная работа №13 | 1 неделя февраля | |||
22. | Строение стебля. Лабораторная работа №14 «Клеточное строение стебля». | 1 | Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля: кожица, пробка. Механическая ткань: лубяные волокна и волокна древесины. Камбий – образовательная ткань. Проводящая ткань древесины: ситовидные трубки и сосуды. Рост дерева в толщину. | Приводить примеры тканей, расположенных в стебле Называть функции слоев стебля Объяснять механизм образования годичных колец. Определять возраст дерева по спилу. Распознавать и описывать по рисунку клеточное и на микропрепаратах строение стебля | ИКТ Лабораторная работа №14 | 2 неделя февраля | |||
23. | Цветок. Соцветия. Лабораторная работа №15 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания». | 1 | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раз дельнополые цветки. Однодом ные и двудомные растения. Обоз начения различных частей цвет ка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.Биологическое значение соцветий. | Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка, типы соцветий. Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана Объяснять биологическое значение соцветий. Составлять формулы различных видов цветков. | ИКТ Лабораторная работа №15 | 3 неделя февраля | |||
24. | Плоды. Распространение плодов и семян. Лабораторная работа №16 «Классификация плодов». | 1 | Функции плода. Критерии классификации: количество воды в околоплоднике (сухие и сочные плоды; по количест ву семян(односемянные и многосемянные плоды). Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных, само разбрасывание, перекати-поле. | Называть функции плодов; способы их распространения Приводить примеры различных видов плодов Классифицировать виды плодов Выделять приспособления к распространению плодов и семян Устанавливать причинно-следственную связь между строением семян и плодов и способом их распространения | ИКТ Лабораторная работа №16 | 1неделя марта | |||
ТЕМА 7. Жизнь растений. | 8 | ||||||||
25. | Обмен веществ у растений. | 1 | Химический состав растений: органические и неорганические вещества. Значение испарения для жизни растений. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад. Причины движения воды по сосудам стебля. Минеральное питание. Транспортировка веществ. | Определять химический состав клетки: минеральные соли, белки, жиры, углеводы. Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине. Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями. Выделять особенности минерального питания. | ИКТ
| 2неделя марта | |||
26. | Фотосинтез. Передвижение органических веществ. | 1 | Фотосинтез Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты. Локализация процессов фотосинтеза | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. | ИКТ | 3неделя марта | |||
4 четверть | 8 | 31.03.15– 30.05.15 | |||||||
27. | Дыхание растений. | 1 | Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. *Биологическое значение рыхления. | Выделять приспособления растений для дыхания. Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений Объяснять биологическое значение рыхления. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания | ИКТ | 1 неделя апреля | |||
28. | Способы размножения растений. | 1 | Бесполое размножение: спорообразование, вегетативное. Способы вегетативного размножения черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами, прививкой, культурой тканей. Особенности полового размножения. Гамета, сперматозоид, яйцеклетка. | Называть способы бесполого размножения растений. Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно Выделять особенности типов полового размножения у растений | ИКТ | 2 неделя апреля | |||
29. | Размножение споровых растений. | 1 | Спорангий. Заросток Предросток. Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников. Условие оплодотворения у высших споровых растений. Биологическое значение спор. Размножение и развитие водорослей, мхов и папоротников. | Давать определение терминам высшие споровые растения, половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников Узнавать по немому рисунку этапы размножения хламидомонады, мха, папоротника. | ИКТ | 3неделя апреля | |||
30. | Размножение голосеменных растений. | 1 | Строение пыльцы. Органы размножения голосеменных растений Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие молодого растения. Условия и приспособления для размножения. | Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение, эндосперм. Описывать этапы размножения и развития голосеменных растений на примере сосны обыкновенной Узнавать по немому рисунку этапы развития голосеменных растений Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни. | ИКТ | 4неделя апреля | |||
31. | Размножение покрытосеменных растений. | 1 | Опыление. Двойное оплодотворение. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление. Способы переноса пыльцы. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Оплодотворение у цветковых растений. * Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми. | Давать определение термину двойное оплодотворение. Узнавать по немому рисунку способы опыления растений Описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений. Выделять признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. | ИКТ | 1неделя мая | |||
32. | Прорастание семян. | 1 | Условия прорастания семян: температура, влажность. Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка. | Описывать условия прорастания семян. Объяснять целесообразность использования правил посева семян различных растений. Рассчитывать потребность в воде семян различных растений. Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева. | ИКТ | 2неделя мая | |||
33. | Рост растений. Практическая работа № 2 «Наблюдение за ростом и развитием растения. | 1 | Рост растения. Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения. | Называть стадии развития растения. Объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания. Наблюдать за ростом и развитием комнатного растения размножающегося вегетативно. | ИКТ Практическая работа № 2 | 3неделя мая | |||
Раздел 8. Природные сообщества | 1 | ||||||||
34. | Растительные сообщества. | 1 | Фитоценозы. Растительность Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. Взаимосвязи растений в сообществе. Ярусность в растительном сообществе: надземная и подземная. Причины смены растительных сообществ. | Приводить примеры растительных сообществ. Описывать видовой состав растений лесного сообщества. Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества. | 4неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа курса биологии для 11 класса составлена на основе• Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА _Сеферовой Ирины Николаевны учителя биологии и экологии 1 квалификационной категории по_биологии 7 класс
БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ. 7 КЛАСС. Настоящая рабочая программа для обучающихся 7 класса составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА _Сеферовой Ирины Николаевны учителя биологии и экологии 1 квалификационной категории по_биологии 8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Биология 8 класс. Настоящая рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Грачёва Олега Юрьевича, учителя физической культуры первой квалификационной категории. Шахматы 1 класс
Элементы рабочей программыПланируемые результаты освоения учебного предмета Содержание...