РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Камалова Татьяна Аркадьевна

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье»  в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Эта программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курса «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах.

Изучение раздела “Человек и его здоровье” курса биологии создает возможности для раскрытия физико-химических основ процессов жизнедеятельности человеческого организма на основе межпредметных связей с курсами физики и химии, изучаемых в основной школе.  

 Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом авторской программы Сонина Н.И., учебника «Человек и его здоровье. 8 класс»  Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 8   класса

учителя первой  квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны

Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от

" 21 " августа 2012 г.

2012-2013  учебный год

8 класс

Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье»  в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Эта программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курса «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах.

Изучение раздела “Человек и его здоровье” курса биологии создает возможности для раскрытия физико-химических основ процессов жизнедеятельности человеческого организма на основе межпредметных связей с курсами физики и химии, изучаемых в основной школе.  

 Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом авторской программы Сонина Н.И., учебника «Человек и его здоровье. 8 класс»  Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г.

Основные цели курса

  1. Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей.
  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
  3. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации.
  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и имеет следующие разделы:

  1. Введение (5 ч.)
  2. Общий обзор строения и функций организма (5 ч).
  3. Нервно – гуморальная регуляция (11 ч.).
  4. Опора и движение (7 ч.).
  5. Внутренняя среда организма и кровообращение (10ч.).
  6. Дыхание (5 ч.)
  7. Пищеварение и обмен веществ (8ч.)
  8. Выделение (2 ч.).
  9. Покровы тела (4 ч.).
  10. Воспроизведение и развитие человека (3 ч.).
  11. Высшая нервная деятельность (5 ч.)
  12. Человек и его здоровье (5 ч.).

В программе предусмотрены демонстрации, 13 лабораторных работ, 1 практическая работа.

       При изучении многих тем включаю региональный компонент, который является основным условием приобщения школьников к природе РТ к ее проблемам и перспективам. Для этого использую учебное пособие «Регионализация курса биологии в школах РТ» Казань – 1999. Этнонациональный компонент реализован в объёме 8 часов при выполнении практических , лабораторных работ и  в содержании учебного материала

             Учебно-методический комплекс:

1.Программа для общеобразовательных школ (автор Н.И.Сонин) М, Дрофа,2006г.

2.Учебник «Человек и его здоровье. 8 класс»  Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г. Рабочая тетрадь « Человек и его здоровье 8 класс» Н.И.Сонин.                                

Содержание программы.

1.Место человека в системе органического мира

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

2.Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.

4. Общий обзор организма человека

Место и роль человека в природе. Сходство человека и млекопитающих животных.

Общий обзор организма человека. Роль анатомии, физиологии, гигиены и других наук в изучении строения, жизнедеятельности и здоровья человека.

Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность.

Ткани, органы, их функции.

Системы органов организма человека. Организм - единое целое. Методы изучения организма человека.٭

Лабораторная работа:

Изучение клеток разных тканей человека на готовых микропрепаратах.

Демонстрация:

Торс, микропрепараты клеток ротовой полости человека.

                                    5. Нервно-гуморальная регуляция

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Строение и функции нервных клеток. Рефлексы и их значение. Рефлекторная дуга.

Строение и функции нервной системы, ее центральная и периферическая части.

Строение и функции головного мозга.

Строение и функции спинного мозга.

Вегетативный отдел нервной системы.

Железы внутренней, смешанной и наружной секреции и их связь с нервной системой. Понятие о гормонах. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Гипофиз и его значение. Надпочечники и их роль. Щитовидная железа. Деятельность поджелудочной железы. Заболевания, связанные с нарушением функций желез внутренней и смешанной секреции. Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.

Зрительный анализатор. Строение глаза и зрение.

Основные нарушения зрения и заболевания глаз. Профилактика близорукости и дальнозоркости.

Слуховой анализатор. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена.

Органы равновесия, их расположение и значение. Строение и функции органов обоняния, осязания и вкуса.

Лабораторная работа.

Изучение строения головного мозга по моделям.

Определение безусловных рефлексов различных отделов гол. мозга.

Изучение изменения размеров зрачка

Демонстрация.

Коленный рефлекс, мигательный рефлекс; результаты опытов по образованию и торможению рефлексов; модели головного мозга.

                                    6.Опорно-двигательная система

Компоненты опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета. Важнейшие отделы скелета человека.

Костная ткань. Строение, состав и рост костей, их соединение.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Мышцы. Строение скелетных мышц. Работа мышц и их утомление.

Нарушение осанки и плоскостопие. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие и формирование опорно-двигательной системы.

Лабораторные работы.

1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц (демонстрационно).

2. Определение правильности осанки и наличия плоскостопия.

Демонстрация.

Скелет человека; модель черепа, конечностей, распилов костей; опыты, иллюстрирующие влияние ритма и нагрузки на работу мышц, свойства декальцинированной и прокаленной кости, оказание первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

                      7. Внутренняя среда организма и кровообращение

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость, ее роль в организме. Состав и значение крови. Свертывание крови.

Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л. Пастера.

Лабораторные работы.

  1. Рассмотрение микропрепарата мазка крови человека.
  2. Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке.

8.Транспорт веществ

Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Строение и работа сердца. Особенности мышечной ткани сердца.

Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения.

Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Влияние различных факторов окружающей среды на работу сердца и кровеносных сосудов. Курение и алкоголь – факторы риска. Сердечно-сосудистые заболевания.

Нарушения работы сосудов. Артериальное и венозное кровотечения. Первая помощь при кровотечениях. 

Демонстрация.

Модель сердца; опыты, иллюстрирующие приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

9. Дыхание

Дыхание, его значение. Легкие и воздухоносные пути, их строение и функции.

Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения и их регуляция.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Роль дыхательной гимнастики и закаливания в профилактике заболеваний органов дыхания. Курение как фактор риска.

Значение чистоты воздуха для здоровья человека. Понятие о ПДК. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.

Практическая работа.

Определение частоты дыхания.

Демонстрация.

Модель гортани; модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха; опыты, иллюстрирующие содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе, опыт с задержкой дыхания, приемы искусственного дыхания, измерения жизненной емкости легких, оказание первой помощи при нарушениях дыхания.

10. Пищеварение

Понятие о питании. Культура питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительного тракта.

Строение и значение зубов. Уход за зубами. Пищеварение в ротовой полости. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Пищеварение в желудке. Роль ферментов в пищеварении.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.

Регуляция пищеварения. Основные заболевания органов желудочно-кишечного тракта, причины и профилактика.

Лабораторные работы.

  1. Действие ферментов слюны на крахмал (демонстрационно).
  2. Определение норм рационального питания.

11. Обмен веществ и энергии

Значение питательных веществ для организма. Пластический и энергетический обмен как две стороны единого процесса обмена веществ в организме.

Расход энергии. Рациональное питание. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Витамины, их роль в обмене веществ, способы их сохранения в пищевых продуктах. Авитаминоз.

12 Выделение

Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек.

Работа почек. Предупреждение заболеваний почек.

Питьевой режим. Значение воды и минеральных веществ для организма.

Демонстрация.

Модель почки человека.

13. Кожа

Значение и строение кожи. Функции кожи. Ногти. Волосы. Роль кожи в теплорегуляции и обмене веществ.

Заболевания кожи. Уход за кожей, ногтями, волосами. Первая помощь при повреждении кожных покровов, тепловом и солнечном ударах.

14. Воспроизведение и развитие человека

Половая система человека. Мужская половая система. Женская половая система. Половые и возрастные особенности.

Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Планирование семьи. Опасность аборта. Инфекции, передающиеся половым путем.

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, инфекционных и вирусных заболеваний, венерических заболеваний. Наследственные и врожденные заболевания.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста.

15. Высшая нервная деятельность

Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Закономерности работы головного мозга. Значение торможения условных рефлексов. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Психика и поведение человека.

Возникновение и развитие речи. Роль труда и общественного образа жизни в возникновении речи. Культура речи.

Познавательные процессы. Внимание.

Память и ее виды. Тренировка памяти.

Биологические ритмы жизни. Сон, его значение.

Работоспособность человека, ее динамика. Режим дня. Учебный труд – разновидность умственного труда. Гигиена умственного труда.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

16. Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлениях, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья закаливанием. Вредные привычки. Человек и окружающая среда.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

знать:

  1. место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных;
  2. зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
  3. особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов;
  4. регуляцию жизнедеятельности организма человека, роль гормонов и ферментов в организме;
  5. внутреннюю среду организма, иммунитет;
  6. обмен веществ и превращение энергии;
  7. развитие организма человека;
  8. вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
  9. правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
  10. приёмы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;
  11. особенности высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  1. распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
  2. выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
  3. соблюдать правила личной и общественной гигиены;
  4. пользоваться микроскопом, ставить простейшие опыты и проводить самонаблюдения;
  5. работать с учебником: с текстом, рисунками, терминами, аппаратом организации усвоения материала;
  6. проводить наблюдения за состоянием собственного организма.

Используемый УМК:

  1. Программа для общеобразовательных школ (автор Н.И.Сонин) М, Дрофа,2006г.
  2. Учебник «Человек и его здоровье. 8 класс»  Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г.
  3. Рабочая тетрадь « Человек и его здоровье 8 класс» Н.И.Сонин.

Дополнительная литература:

1. Оценка качества знаний по биологии

2. Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек» автор составитель ТВ Козачек. Волгоград Учитель 2006

  1. Гольнева ДП. Человек, его здоровье и окружающая среда. Челябинск: Издательство «Факел» 1995г.
  2. Журнал «Экологическое образование. Методические рекомендации для уроков биологии и экологическому воспитанию» 4 части. Челябинск 1991г.

5.  Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования. М.6 Просвещение 1992г

6.  Билич. Биология Полный курс в 3 т. М.: ОНИКС2005г

7.  Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г. Виноградов. Современные проблемы происхождения человека в биологии образования школьника. Челябинский институт усовершенствования учителей 2002г

Методические рекомендации

Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы. Темы, вопросы, наиболее сложные для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке. Отдельные вопросы, изучаемые ознакомительно на начальных этапах обучения по предмету, становятся обязательными для изучения в более старших классах (9 класс). Темы, выделенные курсивом, изучаются ознакомительно в классах со слабоуспевающими детьми. Это позволит обеспечить усвоение учащимися по окончании средней школы обязательного минимума содержания биологического образования.

В рабочей программе предусмотрены практические и лабораторные работы, часть которых можно проводить демонстрационно. 

Представленная программа для 8в и 8г классов, сохраняет основное содержание образования, принятое для средней общеобразовательной школы. Эти два класса имеют высокую мотивацию к обучению, отличную успеваемость по биологии. Учащиеся этих классов готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач.

                                    Предметные образовательные сайты


http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.

http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию

http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.

http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.
http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа».

 http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&lib_no=13669&tmpl=lib

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Мультимедийные пособия:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии 8   класс

Авторы программы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова

Учебник Н.И. Сонин  «Человек»

№ п/п

Тема, тип урока.

Кол-во

ча-сов

Характеристика деятельности учащихся или

виды учебной деятельности

Виды

контроля

Планируемые результаты освоения материала

Дата

проведения

Дата

проведения

по плану



1

I Введение

Значение наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиене, медицине, психологии

5

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный опрос

Иметь представления о значении  наук о человеке ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

3.09






2

Методы изучения организма человека, их значение, использование в собственной жизни

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о

методах изучения организма человека; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

6.09

3

Место и роль человека в системе органического мира

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о месте человека в орг. мире ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

10.09

4

Сходство человека с животными и отличие от них

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Тест

Иметь представления о сходстве и отличиях человека от животных   ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

13.09

5

Происхождение человека

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

. Иметь представления о происхождении человека ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

17.09

II Общий обзор строения и функций организма человека

5

6

Клеточное строение организма

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о строении клеток; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

20.09

7

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Тест

Иметь представления о типах тканей; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

24.09

8

Нервная ткань. Л. р.  «Изучение микроскопического строения тканей»

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о нервной ткани,  знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

27.09

9

Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов. Л. р.  «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления  о системах органов,,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

1.10

10

Обобщающий урок по теме «Общий обзор строения и функций организма человека»

Тест

4.10

III Координация и регуляция

11

11

Координация и регуляция.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о нейрогуморальной регуляции ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

8.10

12

Эндокринная система. Гормоны. Регуляция деятельности желез

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о эндокринной системе ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебн Иметь представления о  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника

11.10

13

Нервная система. Отделы НС: центральный и периферическая, соматическая, вегетативная

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления об основных отделах нервной систем ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

15.10

14

Рефлекторный характер деятельности нервной системы

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Тест

Иметь представления о рефлекторном характере деятельности нервной системы  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

18.10

15

Спинной мозг, строение и функции.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о строении и функциях спинного  мозга  ,знать определения темы; уметь работать с текстом Иметь представления о  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

22.10

16

Головной мозг, строение и функции. Л. р. «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о строении головного мозга ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

25.10

17

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Взаимодействие нервной и гуморальной систем

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о зонах коры головного мозга и их функциях  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

29.10

18

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления об анализаторах  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

1.11

19

Нарушение зрения и слуха, их профилактика Л. р. «Изучение изменения размера зрачка»

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о причинах нарушения слуха, зрения  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

12.11

20

Обобщающий урок по теме «координация и регуляция»

Тест

15.11

21

Зачет по темам: «Общий обзор и строение функций организма человека» «Координация и регуляция»

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Зачет

19.11

IV Опора и Движение

8


22

Строение опорно-двигательной системы. Л. р.  «Изучение внешнего вида отдельных костей»

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о строении опорно-двигательной системе  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

22.11

23

Скелет человека. Его отделы.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Иметь представления об основных отделах скелета человека ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

26.11

24

Мышечная система.

29.11

25

Функции опорно-двигательной системы Л. р. «Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц».

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о функциях скелета  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

3.12

26

Профилактика травматизма. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. Л. р.  «Измерение массы и роста своего организма»

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о причинах плоскостопия и искривлениях позвоночника  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

6.12

27

Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления об оказании первой помощи при травмах позвоночника, конечностей, черепа  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

10.12

28

Обобщённый урок по теме «Опора и движение»

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Сам.раб по

карточкам

Ззнать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

13.12

V Внутренняя среда организма. Транспорт веществ

10

29

Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о внутренней среде организма  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

17.12

30

Кровь, ее состав и значение.

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Иметь представления о внутренней среде организма ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

20.12

31

Группы крови. Переливание крови. Свертывание крови. Л. р.  «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о группах крови и резус факторе  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

24.12

32

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления об иммунитете ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

27.12

33

Кровеносная система. Состав и строение

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Иметь представления о строении и функциях кровеносной системы  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

14.01

34

Движение крови по сосудам, кровяное давление

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Тест

Иметь представления о движении крови по сосудам ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

17.01

35

Л. р. «Измерение кровяного давления»

Л. р. «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный индивидуальный опрос

Уметь измерять давление, подсчитывать пульс.

21.01

36

Лимфатическая система. Лимфа.

Иметь представления о лимфатической системе  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

24.01

37

Артериальное и венозное кровотечение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Л. р.  «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради

Устный фронтальный опрос

Иметь представления об оказании первой помощи при кровотечениях  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

28.01

38

Контрольная работа (зачёт) по темам «Опора и движение», «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»

Зачет

31.01

VI Дыхание

5

39

Система органов дыхания

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о системе органов дыхания ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

4.02

40

Механизм вдоха и выдоха Пр. р.  «Определение частоты дыхания»

Выполняют пр. раб.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о механизмах вдоха и выдоха  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

7.02

41

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о заболеваниях органов дыхания  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

11.02

42

Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья

Отвечают на вопросы рубрики « Подумайте»

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о факторах здоровья   знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

14.02

43

Приёма оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления об оказании первой помощи при отравлениях угарным газом, знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

18.02

VII Пищеварение. Обмен веществ

8

44

Питание. Пища как биологическая основа жизни

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

 Иметь представления о питании и пищеварении ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника..

21.02

45

Исследование И. П. Павлова в области пищеварения

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о исследованиях И.П.Павлова  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

25.02

46

Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Л. р.  «Изучение действия желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

Выполняют лаб.раб.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о роли ферментов в процессе пищеварения ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

28.02

47

Пищеварительная система. Строение и функции органов пищеварения.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Тест

Иметь представления о строении пищеварительной системы  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

4.03

48

Профилактика гепатита и кишечных инфекций

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о кишечных инфекциях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

7.03

49

Обмен веществ и превращение энергии

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления об обмене веществ  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

11.03

50

Л. р.  «Определение норм рационального питания»

Выполняют лаб.раб.

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о нормах питания ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

14.03

51

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения

Работа по карточкам, заполнение  таблицы

Тест

Иметь представления о витаминах  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

18.03

VIII Выделение  

2

52

Органы выделения. Почки, их строение и функции.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о выделительной системе и ее функциях  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

21.03

53

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

Работа по карточкам, заполнение  таблицы

Устный индивидуальный опрос

Иметь представления о  мочеполовых инфекциях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

1.04

IX Покровы тела

4

54

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о строении и функциях кожи  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

4.04

55

Закаливание. Заболевания кожи и их предупреждение. Гигиенические требования к одежде, обуви.

Отвечают на вопросы рубрики « Подумайте»

Иметь представления о  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

8.04

56

Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о приемах оказания первой помощи при ожогах и обморожениях  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

11.04

57

Контрольная работа (зачёт) по темам «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела»

Зачет

15.04

X Размножение и развитие

3

58

Система органов размножения. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о системе органов размножения ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

18.04

59

Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье

Выступления учащихся

Иметь представления о планировании семьи ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

22.04

60

Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ – инфекция и её профилактика

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Тест

Иметь представления об инфекциях передаваемых половым путем  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

25.04

XI  Высшая нервная деятельность

5

61

Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о видах рефлексов  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

29.04

62

Особенности ВНД и поведения человека. Торможение. Типы нервной системы.

Отвечают на вопросы, составляют план.

Иметь представления о ВНД  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

2.05

63

Речь. Мышление. Сознание.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

6.05

64

Память, Эмоции, Особенности психики человека.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Иметь представления об особенностях психики человека ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

9.05

65

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.






ХII ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 








5

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Тест

Иметь представления о биологических ритмах  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

13.05

66

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Пр. р.  «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Составляют план ответа в тетради

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о правилах поведения человека в природе  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

16.05

67

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Записывают в тетради нормы здорового образа жизни.

Иметь представления о санитарно-гигиенических нормах  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

20.05

68

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Устный фронтальный опрос

Иметь представления о закаливании организма  ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

23.05

69

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Зачет

Иметь представления о вредных привычках

27.05

70

Повторение . Общий обзор строения и функций организма..

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая  программа курса биологии для 11 класса составлена на основе•          Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...