РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Эта программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курса «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах.
Изучение раздела “Человек и его здоровье” курса биологии создает возможности для раскрытия физико-химических основ процессов жизнедеятельности человеческого организма на основе межпредметных связей с курсами физики и химии, изучаемых в основной школе.
Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом авторской программы Сонина Н.И., учебника «Человек и его здоровье. 8 класс» Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 8 класса
учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны
Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
" 21 " августа 2012 г.
2012-2013 учебный год
8 класс
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Эта программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курса «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах.
Изучение раздела “Человек и его здоровье” курса биологии создает возможности для раскрытия физико-химических основ процессов жизнедеятельности человеческого организма на основе межпредметных связей с курсами физики и химии, изучаемых в основной школе.
Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом авторской программы Сонина Н.И., учебника «Человек и его здоровье. 8 класс» Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г.
Основные цели курса
- Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и имеет следующие разделы:
- Введение (5 ч.)
- Общий обзор строения и функций организма (5 ч).
- Нервно – гуморальная регуляция (11 ч.).
- Опора и движение (7 ч.).
- Внутренняя среда организма и кровообращение (10ч.).
- Дыхание (5 ч.)
- Пищеварение и обмен веществ (8ч.)
- Выделение (2 ч.).
- Покровы тела (4 ч.).
- Воспроизведение и развитие человека (3 ч.).
- Высшая нервная деятельность (5 ч.)
- Человек и его здоровье (5 ч.).
В программе предусмотрены демонстрации, 13 лабораторных работ, 1 практическая работа.
При изучении многих тем включаю региональный компонент, который является основным условием приобщения школьников к природе РТ к ее проблемам и перспективам. Для этого использую учебное пособие «Регионализация курса биологии в школах РТ» Казань – 1999. Этнонациональный компонент реализован в объёме 8 часов при выполнении практических , лабораторных работ и в содержании учебного материала
Учебно-методический комплекс:
1.Программа для общеобразовательных школ (автор Н.И.Сонин) М, Дрофа,2006г.
2.Учебник «Человек и его здоровье. 8 класс» Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г. Рабочая тетрадь « Человек и его здоровье 8 класс» Н.И.Сонин.
Содержание программы.
1.Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
2.Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.
4. Общий обзор организма человека
Место и роль человека в природе. Сходство человека и млекопитающих животных.
Общий обзор организма человека. Роль анатомии, физиологии, гигиены и других наук в изучении строения, жизнедеятельности и здоровья человека.
Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность.
Ткани, органы, их функции.
Системы органов организма человека. Организм - единое целое. Методы изучения организма человека.٭
Лабораторная работа:
Изучение клеток разных тканей человека на готовых микропрепаратах.
Демонстрация:
Торс, микропрепараты клеток ротовой полости человека.
5. Нервно-гуморальная регуляция
Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.
Строение и функции нервных клеток. Рефлексы и их значение. Рефлекторная дуга.
Строение и функции нервной системы, ее центральная и периферическая части.
Строение и функции головного мозга.
Строение и функции спинного мозга.
Вегетативный отдел нервной системы.
Железы внутренней, смешанной и наружной секреции и их связь с нервной системой. Понятие о гормонах. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Гипофиз и его значение. Надпочечники и их роль. Щитовидная железа. Деятельность поджелудочной железы. Заболевания, связанные с нарушением функций желез внутренней и смешанной секреции. Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.
Зрительный анализатор. Строение глаза и зрение.
Основные нарушения зрения и заболевания глаз. Профилактика близорукости и дальнозоркости.
Слуховой анализатор. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена.
Органы равновесия, их расположение и значение. Строение и функции органов обоняния, осязания и вкуса.
Лабораторная работа.
Изучение строения головного мозга по моделям.
Определение безусловных рефлексов различных отделов гол. мозга.
Изучение изменения размеров зрачка
Демонстрация.
Коленный рефлекс, мигательный рефлекс; результаты опытов по образованию и торможению рефлексов; модели головного мозга.
6.Опорно-двигательная система
Компоненты опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета. Важнейшие отделы скелета человека.
Костная ткань. Строение, состав и рост костей, их соединение.
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Мышцы. Строение скелетных мышц. Работа мышц и их утомление.
Нарушение осанки и плоскостопие. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие и формирование опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы.
1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц (демонстрационно).
2. Определение правильности осанки и наличия плоскостопия.
Демонстрация.
Скелет человека; модель черепа, конечностей, распилов костей; опыты, иллюстрирующие влияние ритма и нагрузки на работу мышц, свойства декальцинированной и прокаленной кости, оказание первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
7. Внутренняя среда организма и кровообращение
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость, ее роль в организме. Состав и значение крови. Свертывание крови.
Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.
Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л. Пастера.
Лабораторные работы.
- Рассмотрение микропрепарата мазка крови человека.
- Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке.
8.Транспорт веществ
Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Строение и работа сердца. Особенности мышечной ткани сердца.
Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения.
Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
Влияние различных факторов окружающей среды на работу сердца и кровеносных сосудов. Курение и алкоголь – факторы риска. Сердечно-сосудистые заболевания.
Нарушения работы сосудов. Артериальное и венозное кровотечения. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация.
Модель сердца; опыты, иллюстрирующие приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
9. Дыхание
Дыхание, его значение. Легкие и воздухоносные пути, их строение и функции.
Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения и их регуляция.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Роль дыхательной гимнастики и закаливания в профилактике заболеваний органов дыхания. Курение как фактор риска.
Значение чистоты воздуха для здоровья человека. Понятие о ПДК. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.
Практическая работа.
Определение частоты дыхания.
Демонстрация.
Модель гортани; модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха; опыты, иллюстрирующие содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе, опыт с задержкой дыхания, приемы искусственного дыхания, измерения жизненной емкости легких, оказание первой помощи при нарушениях дыхания.
10. Пищеварение
Понятие о питании. Культура питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительного тракта.
Строение и значение зубов. Уход за зубами. Пищеварение в ротовой полости. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Пищеварение в желудке. Роль ферментов в пищеварении.
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.
Регуляция пищеварения. Основные заболевания органов желудочно-кишечного тракта, причины и профилактика.
Лабораторные работы.
- Действие ферментов слюны на крахмал (демонстрационно).
- Определение норм рационального питания.
11. Обмен веществ и энергии
Значение питательных веществ для организма. Пластический и энергетический обмен как две стороны единого процесса обмена веществ в организме.
Расход энергии. Рациональное питание. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Витамины, их роль в обмене веществ, способы их сохранения в пищевых продуктах. Авитаминоз.
12 Выделение
Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек.
Работа почек. Предупреждение заболеваний почек.
Питьевой режим. Значение воды и минеральных веществ для организма.
Демонстрация.
Модель почки человека.
13. Кожа
Значение и строение кожи. Функции кожи. Ногти. Волосы. Роль кожи в теплорегуляции и обмене веществ.
Заболевания кожи. Уход за кожей, ногтями, волосами. Первая помощь при повреждении кожных покровов, тепловом и солнечном ударах.
14. Воспроизведение и развитие человека
Половая система человека. Мужская половая система. Женская половая система. Половые и возрастные особенности.
Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Планирование семьи. Опасность аборта. Инфекции, передающиеся половым путем.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, инфекционных и вирусных заболеваний, венерических заболеваний. Наследственные и врожденные заболевания.
Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста.
15. Высшая нервная деятельность
Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Закономерности работы головного мозга. Значение торможения условных рефлексов. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Психика и поведение человека.
Возникновение и развитие речи. Роль труда и общественного образа жизни в возникновении речи. Культура речи.
Познавательные процессы. Внимание.
Память и ее виды. Тренировка памяти.
Биологические ритмы жизни. Сон, его значение.
Работоспособность человека, ее динамика. Режим дня. Учебный труд – разновидность умственного труда. Гигиена умственного труда.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
16. Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлениях, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья закаливанием. Вредные привычки. Человек и окружающая среда.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать:
- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных;
- зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов;
- регуляцию жизнедеятельности организма человека, роль гормонов и ферментов в организме;
- внутреннюю среду организма, иммунитет;
- обмен веществ и превращение энергии;
- развитие организма человека;
- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- приёмы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;
- особенности высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- пользоваться микроскопом, ставить простейшие опыты и проводить самонаблюдения;
- работать с учебником: с текстом, рисунками, терминами, аппаратом организации усвоения материала;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
Используемый УМК:
- Программа для общеобразовательных школ (автор Н.И.Сонин) М, Дрофа,2006г.
- Учебник «Человек и его здоровье. 8 класс» Н.И.Сонин, М.: Дрофа, 2005г.
- Рабочая тетрадь « Человек и его здоровье 8 класс» Н.И.Сонин.
Дополнительная литература:
1. Оценка качества знаний по биологии
2. Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек» автор составитель ТВ Козачек. Волгоград Учитель 2006
- Гольнева ДП. Человек, его здоровье и окружающая среда. Челябинск: Издательство «Факел» 1995г.
- Журнал «Экологическое образование. Методические рекомендации для уроков биологии и экологическому воспитанию» 4 части. Челябинск 1991г.
5. Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования. М.6 Просвещение 1992г
6. Билич. Биология Полный курс в 3 т. М.: ОНИКС2005г
7. Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г. Виноградов. Современные проблемы происхождения человека в биологии образования школьника. Челябинский институт усовершенствования учителей 2002г
Методические рекомендации
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы. Темы, вопросы, наиболее сложные для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке. Отдельные вопросы, изучаемые ознакомительно на начальных этапах обучения по предмету, становятся обязательными для изучения в более старших классах (9 класс). Темы, выделенные курсивом, изучаются ознакомительно в классах со слабоуспевающими детьми. Это позволит обеспечить усвоение учащимися по окончании средней школы обязательного минимума содержания биологического образования.
В рабочей программе предусмотрены практические и лабораторные работы, часть которых можно проводить демонстрационно.
Представленная программа для 8в и 8г классов, сохраняет основное содержание образования, принятое для средней общеобразовательной школы. Эти два класса имеют высокую мотивацию к обучению, отличную успеваемость по биологии. Учащиеся этих классов готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач.
Предметные образовательные сайты
http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.
http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию
http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.
http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.
http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа».
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&lib_no=13669&tmpl=lib
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные пособия:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии 8 класс
Авторы программы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова
Учебник Н.И. Сонин «Человек»
№ п/п | Тема, тип урока. | Кол-во ча-сов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | Дата проведения по плану |
1 | I Введение Значение наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиене, медицине, психологии | 5 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный опрос | Иметь представления о значении наук о человеке ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 3.09 | |
2 | Методы изучения организма человека, их значение, использование в собственной жизни | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о методах изучения организма человека; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 6.09 | ||
3 | Место и роль человека в системе органического мира | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о месте человека в орг. мире ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 10.09 | ||
4 | Сходство человека с животными и отличие от них | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Тест | Иметь представления о сходстве и отличиях человека от животных ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 13.09 | ||
5 | Происхождение человека | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | . Иметь представления о происхождении человека ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 17.09 | ||
II Общий обзор строения и функций организма человека | 5 | ||||||
6 | Клеточное строение организма | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о строении клеток; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 20.09 | ||
7 | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | Иметь представления о типах тканей; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 24.09 | ||
8 | Нервная ткань. Л. р. «Изучение микроскопического строения тканей» | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о нервной ткани, знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 27.09 | ||
9 | Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов. Л. р. «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о системах органов,,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 1.10 | ||
10 | Обобщающий урок по теме «Общий обзор строения и функций организма человека» | Тест | 4.10 | ||||
III Координация и регуляция | 11 | ||||||
11 | Координация и регуляция. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о нейрогуморальной регуляции ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 8.10 | ||
12 | Эндокринная система. Гормоны. Регуляция деятельности желез | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о эндокринной системе ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебн Иметь представления о ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника | 11.10 | ||
13 | Нервная система. Отделы НС: центральный и периферическая, соматическая, вегетативная | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления об основных отделах нервной систем ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 15.10 | ||
14 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Тест | Иметь представления о рефлекторном характере деятельности нервной системы ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 18.10 | ||
15 | Спинной мозг, строение и функции. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о строении и функциях спинного мозга ,знать определения темы; уметь работать с текстом Иметь представления о ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 22.10 | ||
16 | Головной мозг, строение и функции. Л. р. «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о строении головного мозга ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 25.10 | ||
17 | Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Взаимодействие нервной и гуморальной систем | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о зонах коры головного мозга и их функциях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 29.10 | ||
18 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления об анализаторах ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 1.11 | ||
19 | Нарушение зрения и слуха, их профилактика Л. р. «Изучение изменения размера зрачка» | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о причинах нарушения слуха, зрения ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 12.11 | ||
20 | Обобщающий урок по теме «координация и регуляция» | Тест | 15.11 | ||||
21 | Зачет по темам: «Общий обзор и строение функций организма человека» «Координация и регуляция» | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Зачет | 19.11 | |||
IV Опора и Движение | 8 | ||||||
22 | Строение опорно-двигательной системы. Л. р. «Изучение внешнего вида отдельных костей» | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о строении опорно-двигательной системе ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 22.11 | ||
23 | Скелет человека. Его отделы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Иметь представления об основных отделах скелета человека ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 26.11 | |||
24 | Мышечная система. | 29.11 | |||||
25 | Функции опорно-двигательной системы Л. р. «Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц». | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о функциях скелета ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 3.12 | ||
26 | Профилактика травматизма. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. Л. р. «Измерение массы и роста своего организма» | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о причинах плоскостопия и искривлениях позвоночника ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 6.12 | ||
27 | Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления об оказании первой помощи при травмах позвоночника, конечностей, черепа ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 10.12 | ||
28 | Обобщённый урок по теме «Опора и движение» | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Сам.раб по карточкам | Ззнать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 13.12 | ||
V Внутренняя среда организма. Транспорт веществ | 10 | ||||||
29 | Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о внутренней среде организма ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 17.12 | ||
30 | Кровь, ее состав и значение. | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Иметь представления о внутренней среде организма ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 20.12 | |||
31 | Группы крови. Переливание крови. Свертывание крови. Л. р. «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки) | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о группах крови и резус факторе ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 24.12 | ||
32 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления об иммунитете ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 27.12 | ||
33 | Кровеносная система. Состав и строение | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Иметь представления о строении и функциях кровеносной системы ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 14.01 | |||
34 | Движение крови по сосудам, кровяное давление | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | Иметь представления о движении крови по сосудам ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 17.01 | ||
35 | Л. р. «Измерение кровяного давления» Л. р. «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный индивидуальный опрос | Уметь измерять давление, подсчитывать пульс. | 21.01 | ||
36 | Лимфатическая система. Лимфа. | Иметь представления о лимфатической системе ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 24.01 | ||||
37 | Артериальное и венозное кровотечение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Л. р. «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | Выполняют лаб. раб. в рабочей тетради | Устный фронтальный опрос | Иметь представления об оказании первой помощи при кровотечениях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 28.01 | ||
38 | Контрольная работа (зачёт) по темам «Опора и движение», «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» | Зачет | 31.01 | ||||
VI Дыхание | 5 | ||||||
39 | Система органов дыхания | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о системе органов дыхания ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 4.02 | ||
40 | Механизм вдоха и выдоха Пр. р. «Определение частоты дыхания» | Выполняют пр. раб. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о механизмах вдоха и выдоха ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 7.02 | ||
41 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о заболеваниях органов дыхания ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 11.02 | ||
42 | Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья | Отвечают на вопросы рубрики « Подумайте» | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о факторах здоровья знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 14.02 | ||
43 | Приёма оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления об оказании первой помощи при отравлениях угарным газом, знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 18.02 | ||
VII Пищеварение. Обмен веществ | 8 | ||||||
44 | Питание. Пища как биологическая основа жизни | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Иметь представления о питании и пищеварении ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.. | 21.02 | |||
45 | Исследование И. П. Павлова в области пищеварения | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о исследованиях И.П.Павлова ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 25.02 | ||
46 | Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Л. р. «Изучение действия желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | Выполняют лаб.раб. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о роли ферментов в процессе пищеварения ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 28.02 | ||
47 | Пищеварительная система. Строение и функции органов пищеварения. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | Иметь представления о строении пищеварительной системы ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 4.03 | ||
48 | Профилактика гепатита и кишечных инфекций | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о кишечных инфекциях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 7.03 | ||
49 | Обмен веществ и превращение энергии | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления об обмене веществ ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 11.03 | ||
50 | Л. р. «Определение норм рационального питания» | Выполняют лаб.раб. | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о нормах питания ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 14.03 | ||
51 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения | Работа по карточкам, заполнение таблицы | Тест | Иметь представления о витаминах ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 18.03 | ||
VIII Выделение | 2 | ||||||
52 | Органы выделения. Почки, их строение и функции. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о выделительной системе и ее функциях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 21.03 | ||
53 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья | Работа по карточкам, заполнение таблицы | Устный индивидуальный опрос | Иметь представления о мочеполовых инфекциях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 1.04 | ||
IX Покровы тела | 4 | ||||||
54 | Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о строении и функциях кожи ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 4.04 | ||
55 | Закаливание. Заболевания кожи и их предупреждение. Гигиенические требования к одежде, обуви. | Отвечают на вопросы рубрики « Подумайте» | Иметь представления о ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 8.04 | |||
56 | Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о приемах оказания первой помощи при ожогах и обморожениях ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 11.04 | ||
57 | Контрольная работа (зачёт) по темам «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела» | Зачет | 15.04 | ||||
X Размножение и развитие | 3 | ||||||
58 | Система органов размножения. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о системе органов размножения ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 18.04 | ||
59 | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье | Выступления учащихся | Иметь представления о планировании семьи ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 22.04 | |||
60 | Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ – инфекция и её профилактика | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | Иметь представления об инфекциях передаваемых половым путем ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 25.04 | ||
XI Высшая нервная деятельность | 5 | ||||||
61 | Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о видах рефлексов ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 29.04 | ||
62 | Особенности ВНД и поведения человека. Торможение. Типы нервной системы. | Отвечают на вопросы, составляют план. | Иметь представления о ВНД ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 2.05 | |||
63 | Речь. Мышление. Сознание. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 6.05 | |||
64 | Память, Эмоции, Особенности психики человека. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Иметь представления об особенностях психики человека ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 9.05 | |||
65 | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. ХII ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ | 5 | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Тест | Иметь представления о биологических ритмах ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 13.05 | |
66 | Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Пр. р. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | Составляют план ответа в тетради | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о правилах поведения человека в природе ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 16.05 | ||
67 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Записывают в тетради нормы здорового образа жизни. | Иметь представления о санитарно-гигиенических нормах ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 20.05 | |||
68 | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | Иметь представления о закаливании организма ,знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника. | 23.05 | ||
69 | Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр. | Зачет | Иметь представления о вредных привычках | 27.05 | ||
70 | Повторение . Общий обзор строения и функций организма.. | 30.05 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа курса биологии для 11 класса составлена на основе• Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...