РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой , учебника Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности: М.: Дрофа, 2009
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 475 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 9 класса
учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны
Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
" 21 " августа 2012 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой , учебника Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности: М.: Дрофа, 2009
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программ:
- Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.Сборник нормативных документов. Биология.– М.:Дрофа, 2006.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа 9-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Программы по биологии для 9 классов построены на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры.
Цель программ 9 классов – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Важнейшие особенности данной программ:
- Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и Татарстана, бережному отношению к ней; добавлены к тому же материалы по изучению биоразнообразия ;
- Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;
- Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения учащихся.
В 9 классе программа курса «Биология» предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки в их систематизированном изложении.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 9 классе , а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса используются новые учебные пособия:
- Фросин В.Н.Биология. Тема «Общая биология» (9-11 классы): Готовимся а к ЕГЭ.– М.:Дрофа, 2004.
- Калинова Г.С. Биология: Подготовка к ЕГЭ.. – М.: Интеллект - Центр, 2007.
- Крестьянов В.Ю.Сборник задач по генетике.- Саратов:Лицей,1998
В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам биологии - общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием программ, обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.Биология. Общие закономерности. 9 кл. – М.: Дрофа, 2005 (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
1. Введение в основы общей биологии
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Особенность региональной флоры и фауны.
- Эволюция живого мира на Земле
Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мираТатарстана. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Лабораторные работы:
1. Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
2. Изучение приспособленности к среде обитания.
3. Изучение изменчивости критериев вида.
3. Структурная организация живых организмов.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Лабораторная работа:
- Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.
4. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
5. Основы учения о наследственности и изменчивости
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы. Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Татарстана.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
Лабораторные работы:
1-2. Решение генетических задач.
3. Составление родословных.
4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
6. Основы экологии (5ч + 3ч резервных)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Татарстана, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране,Татарстане.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Татарстана экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Татарстана при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Татарстана. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов ;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
- знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
- знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
- представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
- умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
- умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
- умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
- понимание особенностей социализации в подростковом возрасте;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
При разработке программы для девятых классов учитывались психолого-
педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся,
уровень предшествующей подготовки по биологии.
Учащиеся 9А и 9Б классов готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач. В 9А классе есть учащиеся невнимательные, неусидчивые, с плохой дисциплиной, не умеющие управлять своими эмоциями, дезорганизующие класс. В обучении и воспитании в этом классе особое внимание необходимо уделять личностно-ориентированному подходу, который содействует развитию индивидуальности учащихся, проявлению их субъективных качеств. Особое внимание необходимо уделять здоровому образу жизни, поэтому необходимо формировать у учащихся умение вести самонаблюдения, оценивать степень своего здоровья с помощью практических работ.
При изучении многих тем включаю региональный компонент, который является основным условием приобщения школьников к природе РТ к ее проблемам и перспективам. Для этого использую учебное пособие «Регионализация курса биологии в школах РТ» Казань – 1999. Этнонациональный компонент реализован в объёме 8 часов при выполнении практических , лабораторных работ и в содержании учебного материала.
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии 9 класс
Авторы программы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова.
Учебник В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин «Общая биология»
№ п/п | Тема,тип урока. | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | Дата проведения по плану |
1 | Введение Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Комбинированный, обучающий, | 1 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный опрос | иметь представление: о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом;
| 1.09 | |
2 | I Эволюция живого мира на Земле Основные свойства живых организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | 22 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;
| 7.09 | |
3 | Царства живой природы. Естественная система классификации живых организмов. Видовое разнообразие Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;
| 8.09 | ||
4 | Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 14.09 | ||
5 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 15.09 | ||
6 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материл Ч. Дарвина Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | иметь представление: о работах М. Лайеля, Велера, Щдейдена, Шванна, Рулье, Бекетова, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;
| 21.09 | |||
7 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 22.09 | ||
8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 28.09 | ||
9 | Борьба за существование. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 29.09 | ||
10 | Борьба за существование и естественный отбор Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
| 5.10 | ||
11 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л.р. «Изучение приспособленности к среде обитания» | Тест |
| 6.10 | ||
12 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 12.10 | |||
13 | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизм Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л.р. «Изучение изменчивости, критерии вида» | Устный фронтальный опрос |
| 13.10 | ||
14 | Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Географическое и экологическое видообразование Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 19.10 | ||
15 | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | • иметь представление о работах Г. Де Фриза, С. С. Четверикова.
| 20.10 | ||
16 | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
| 26.10 | ||
17 | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
• уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза. | 27.10 | ||
18 | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Этапы развития живой природы Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление: о мноообразии теорий, гипотез на вопрос происхождения жизни; формулировок определения «жизнь»;
| 2.11 | ||
19 | Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 16.11 | ||
20 | Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о развитии природных условий в данные эры;
| 17.11 | ||
21 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 23.11 | ||
22 | Происхождение человека. Признаки и свойства человека разных систематических групп царства животных. Стадия эволюции человека. Расы человека. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 24.11 | ||
23 | Обобщающий урок по теме «Эволюция живого мира на Земле» Контрольная работа по теме «Эволюция живого мира на Земле» | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Зачет |
| 30.11 | ||
24 | II Структурная организация живых организмов. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества, их значение. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку Комбинированный. | 11 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о химических веществах и соединениях, входящих в состав любого живого организма;
| 1.12 | ||
25 | Органические молекулы; их строение и функции. Обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
• уметь объяснять значения органических веществ. | 7.12 | ||
26 | ДНК, РНК структура и функции. , обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. , обучающий, первичное ознакомл. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о процессе биосинтеза белков;
| 8.12 | |||
27 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Синтез АТФ. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 14.12 | |||
28 | Биосинтез белков, жиров и углеводов клетке. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о процессе биосинтеза белков;
| 15.12 | ||
29 | Прокариотические клетки; форма, строение. Место и роль прокариотов в биоценозах Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о многообразии различных форм бактерий;
| 21.12 | ||
30 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органеллы, их структура и функции. Особенности строения растительной клетки Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» | Устный фронтальный опрос |
уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной | 22.12 | ||
31 | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структура клеточного ядра Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Сам.раб по карточкам |
| 28.12 | ||
32 | Деление клетки. Понятие о дифференцировке клеток. Митотический цикл. Значение митоза Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 29.12 | |||
33 | Клеточная теория строения организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 18.01 | ||
34 | Обобщенный урок по теме «Структурная организация живых организмов» Контрольная работа по теме «Структурная организация живых организмов» | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о процессе биосинтеза белков;
| 19.01 | |||
35 | III Размножение и индивидуальное развитие организмов )Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных | 6 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 25.01 | |
36 | Половое размножение животных и растений. Образование половых клеток. Мейоз Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 26.01 | ||
37 | Гаметогенез. Периоды образования половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии;
| 1.02 | |||
38 | Эмбриональный период развития. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 2.02 | ||
39 | Постэмбриональный период развития. Формы. Старение. Комбинированный. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 8.02 | ||
40 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. К. Бэр, Э. Геккель, К. Мюллер, А. Н. Северцов | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;
| 9.02 | |||
41 | IV Наследственность и изменчивость организмов. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности | 21 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 15.02 | |
42 | Законы Менделя (1-й и 2-й) Комбинированный | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 16.02 | |||
43 | Этапы решения генетических задач | Л. р. «Решение генетических задач» | Зачет |
| 22.02 | ||
44 | Дигибридное скрещивание Комбинированный | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 23.02 | ||
45 | Сцепленное наследование генов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Решение генетических задач» | Устный фронтальный опрос |
| 1.03 | ||
46 | Генетическое определение пола. Признаки, сцепленные с полом Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 2.03 | ||
47 | Генотип как целостная система Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 8.03 | ||
48 | Взаимодействие аллельных генов в определении признаков | Устный фронтальный опрос |
| 9.03 | |||
49 | Взаимодействие неаллельных генов в определении признаков Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Решение генетических задач» | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 15.03 | |||
50 | Методы изучения генетики человека Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Составление родословных» |
| 16.03 | |||
51 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о генотипической изменчивости
| 22.03 | ||
52 | Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 23.03 | ||
53 | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 5.04 | ||
54 | Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий среды в развитии и проявлении признаков и свойств | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 6.04 | ||
55 | Л. р. «Изучение изменчивости» Л. р. «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 12.04 | |||
56 | Обобщающий урок по теме « Наследственность и Изменчивость» | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 13.04 | ||
57 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
| 19.04 | ||
58 | Методы селекции растений и животных Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 20.04 | |||
59 | Достижения и основные направления современной селекции | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 26.04 | ||
60 | Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | 27.04 | |||
61 | Обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость организмов». Контрольная работа по теме «Наследственность и Изменчивость». | 3.05 | |||||
62 | V Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе | 8 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского («Учение о биосфере»);
| 4.05 | |
63 | Е6стественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Биоценозы. Компоненты, видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 10.05 | |||
64 | Абиотические факторы среды. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
• уметь объяснять их влияние и значение в природе. | 11.05 | ||
65 | Биотические факторы среды, цепи и сети питания. Экологические пирамиды. Смена биоценозов, формирование сообществ | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Зачет |
| 17.05 | ||
66 | Формы взаимоотношений между живыми организмами. Позитивные, антибиотические и нейтральные отношения | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
• уметь объяснять их влияние и значение в природе. | 18.05 | |||
67 | Природные ресурсы и их использование. Антропогенное воздействие на природу, последствия | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 24.05 | ||
68 | Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Обеспечение природными ресурсами населения планеты Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 25.05 | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии 9Г класс
Авторы программы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова.
Учебник В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин «Общая биология»
№ п/п | Тема,тип урока. | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | Дата проведения по плану |
1 | Введение Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Комбинированный, обучающий, | 1 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный опрос | иметь представление: о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом;
| 1.09 | |
2 | I Эволюция живого мира на Земле Основные свойства живых организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | 22 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;
| 7.09 | |
3 | Царства живой природы. Естественная система классификации живых организмов. Видовое разнообразие Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;
| 8.09 | ||
4 | Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 14.09 | ||
5 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 15.09 | ||
6 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материл Ч. Дарвина Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | иметь представление: о работах М. Лайеля, Велера, Щдейдена, Шванна, Рулье, Бекетова, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;
| 21.09 | |||
7 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 22.09 | ||
8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 28.09 | ||
9 | Борьба за существование. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 29.09 | ||
10 | Борьба за существование и естественный отбор Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
| 5.10 | ||
11 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л.р. «Изучение приспособленности к среде обитания» | Тест |
| 6.10 | ||
12 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 12.10 | |||
13 | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизм Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л.р. «Изучение изменчивости, критерии вида» | Устный фронтальный опрос |
| 13.10 | ||
14 | Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Географическое и экологическое видообразование Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 19.10 | ||
15 | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | • иметь представление о работах Г. Де Фриза, С. С. Четверикова.
| 20.10 | ||
16 | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
| 26.10 | ||
17 | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
• уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза. | 27.10 | ||
18 | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Этапы развития живой природы Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление: о мноообразии теорий, гипотез на вопрос происхождения жизни; формулировок определения «жизнь»;
| 2.11 | ||
19 | Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 16.11 | ||
20 | Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о развитии природных условий в данные эры;
| 17.11 | ||
21 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 23.11 | ||
22 | Происхождение человека. Признаки и свойства человека разных систематических групп царства животных. Стадия эволюции человека. Расы человека. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 24.11 | ||
23 | Обобщающий урок по теме «Эволюция живого мира на Земле» Контрольная работа по теме «Эволюция живого мира на Земле» | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Зачет |
| 30.11 | ||
24 | II Структурная организация живых организмов. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества, их значение. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку Комбинированный. | 11 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о химических веществах и соединениях, входящих в состав любого живого организма;
| 1.12 | ||
25 | Органические молекулы; их строение и функции. Обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
• уметь объяснять значения органических веществ. | 7.12 | ||
26 | ДНК, РНК структура и функции. , обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. , обучающий, первичное ознакомл. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о процессе биосинтеза белков;
| 8.12 | |||
27 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Синтез АТФ. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 14.12 | |||
28 | Биосинтез белков, жиров и углеводов клетке. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о процессе биосинтеза белков;
| 15.12 | ||
29 | Прокариотические клетки; форма, строение. Место и роль прокариотов в биоценозах Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о многообразии различных форм бактерий;
| 21.12 | ||
30 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органеллы, их структура и функции. Особенности строения растительной клетки Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» | Устный фронтальный опрос |
уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной | 22.12 | ||
31 | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структура клеточного ядра Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Сам.раб по карточкам |
| 28.12 | ||
32 | Деление клетки. Понятие о дифференцировке клеток. Митотический цикл. Значение митоза Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 29.12 | |||
33 | Клеточная теория строения организмов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 18.01 | ||
34 | Обобщенный урок по теме «Структурная организация живых организмов» Контрольная работа по теме «Структурная организация живых организмов» | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о процессе биосинтеза белков;
| 19.01 | |||
35 | III Размножение и индивидуальное развитие организмов )Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных | 6 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 25.01 | |
36 | Половое размножение животных и растений. Образование половых клеток. Мейоз Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 26.01 | ||
37 | Гаметогенез. Периоды образования половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии;
| 1.02 | |||
38 | Эмбриональный период развития. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест |
| 2.02 | ||
39 | Постэмбриональный период развития. Формы. Старение. Комбинированный. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 8.02 | ||
40 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. К. Бэр, Э. Геккель, К. Мюллер, А. Н. Северцов | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;
| 9.02 | |||
41 | IV Наследственность и изменчивость организмов. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности | 21 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 15.02 | |
42 | Законы Менделя (1-й и 2-й) Комбинированный | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 16.02 | |||
43 | Этапы решения генетических задач | Л. р. «Решение генетических задач» | Зачет |
| 22.02 | ||
44 | Дигибридное скрещивание Комбинированный | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 23.02 | ||
45 | Сцепленное наследование генов Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Решение генетических задач» | Устный фронтальный опрос |
| 1.03 | ||
46 | Генетическое определение пола. Признаки, сцепленные с полом Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 2.03 | ||
47 | Генотип как целостная система Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос |
| 8.03 | ||
48 | Взаимодействие аллельных генов в определении признаков | Устный фронтальный опрос |
| 9.03 | |||
49 | Взаимодействие неаллельных генов в определении признаков Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Решение генетических задач» | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 15.03 | |||
50 | Методы изучения генетики человека Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Л. р. «Составление родословных» |
| 16.03 | |||
51 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление о генотипической изменчивости
| 22.03 | ||
52 | Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 23.03 | ||
53 | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 5.04 | ||
54 | Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий среды в развитии и проявлении признаков и свойств | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 6.04 | ||
55 | Л. р. «Изучение изменчивости» Л. р. «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 12.04 | |||
56 | Обобщающий урок по теме « Наследственность и Изменчивость» | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
| 13.04 | ||
57 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Тест | иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
| 19.04 | ||
58 | Методы селекции растений и животных Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 20.04 | |||
59 | Достижения и основные направления современной селекции | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 26.04 | ||
60 | Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный индивидуальный опрос | 27.04 | |||
61 | Обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость организмов». Контрольная работа по теме «Наследственность и Изменчивость». | 3.05 | |||||
62 | V Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе | 8 | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос | иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского («Учение о биосфере»);
| 4.05 | |
63 | Е6стественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Биоценозы. Компоненты, видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
| 10.05 | |||
64 | Абиотические факторы среды. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
• уметь объяснять их влияние и значение в природе. | 11.05 | ||
65 | Биотические факторы среды, цепи и сети питания. Экологические пирамиды. Смена биоценозов, формирование сообществ | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Зачет |
| 17.05 | ||
66 | Формы взаимоотношений между живыми организмами. Позитивные, антибиотические и нейтральные отношения | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. |
• уметь объяснять их влияние и значение в природе. | 18.05 | |||
67 | Природные ресурсы и их использование. Антропогенное воздействие на природу, последствия | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 24.05 | ||
68 | Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Обеспечение природными ресурсами населения планеты Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление. Объяснительно-иллюстративный, словесный. Лекция с элементами беседы. | Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. | Устный фронтальный опрос |
| 25.05 | ||
Лабораторных и практических работ 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа курса биологии для 11 класса составлена на основе• Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...