Разработка урока для 6 класса по теме "Фотосинтез" (ФГОС)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
План-конспект урока по биологии для 6-го класса по теме "Фотосинтез" (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_6_klassa_po_teme_fotosintez_fgos.zip | 667.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Фотосинтез
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- давать определение понятиям;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Коммуникативные
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Предметные (ПР):
Учащиеся должны знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- результатом фотосинтеза является образование органических веществ в растениях;
- побочным продуктом фотосинтеза является кислород,
Учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения за зелеными растениями,
-осуществлять постановку биологических экспериментов, описывать их предоставлять отчет о наблюдениях и экспериментах, содержащий описание цели, методов, последовательности действий и условий проведения,
-объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,
- раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фотосинтезе как одном из важнейших способов питания растений, познакомить с историей его открытия, условиями, необходимыми для протекания этого процесса, раскрывать значение фотосинтеза в жизни зеленых растений и в природе; развивать практические умения и навыки по закладке, проведению и описанию результатов проведенных опытов и наблюдений; воспитывать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде через раскрытие космической роли фотосинтеза.
Основные понятия: фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл.
Межпредметные связи: окружающий мир, химия, физика
Место урока в разделе: текущий
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл», приложения с заданиями для работы в группах, растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина;
Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа обучающихся по инструктивным карточкам закладывает два опыта: «проба Сакса», выделение кислорода процессе фотосинтеза.
Учащиеся, осуществляющие лабораторные исследования во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат, универсальные учебные действия |
1. Организационный момент | Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, организация его мотивации к учебной деятельности на уроке. | Приветствие, эмоциональный настрой, создание благоприятной психологической атмосферы в классе, проверка готовности рабочих мест обучающихся. Формирование рабочих групп. | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, рассаживание по группам (5 групп). | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Мотивационно-целевой | Подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий 2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Предлагаю проблемную ситуацию, которая представляет собой краткий экскурс в историю изучения жизнедеятельности растений, для активизации мыслительной деятельности: Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Ответ был найден, но для этого потребовалось почти 2 века… - А вы можете сейчас ответить на этот вопрос? -Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на вопрос: Как питается растение? Поясняю, что для ответа на эти вопросы вам нужно будет заполнить таблицу 1 (Приложение 1). Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. (5-7 минут). | Учащиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос или выдвигают гипотезы, которые не могут обосновать. Учащиеся работают в группах и анализируют результаты исследований ученых по питанию растений, заполняют соответствующие колонки в таблице (Приложение 2) на листе. | анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Первичное восприятие и усвоение новых знаний | На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: ✓ ставят цель, ✓ согласовывают тему урока, ✓ выбирают способ, ✓ строят план достижения цели; ✓ определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов | Учитель организует работу в группах по изучению результатов исследований проведенных экспериментов (Приложение 2). -Ребята, скажите, а можем ли сделать вывод о правдивости проведенных исследований, только на основе анализа теоретических данных? - А что нам необходимо сделать, чтобы убедиться, что исследования, проведенные учеными, были достоверны? Предлагаю вам поделиться результатами собственных экспериментов, которые были подготовлены заранее. . -Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет? - Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? Прошу вторую группу учащихся рассказать, о том какой опыт они заложили, и продемонстрировать его результаты. -Что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении? Учитель предлагает обобщить полученные результаты исследований и заполнить след. схему: ? ? + ? ? + ? В этом нам поможет собранный пазл-слайд. Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение. -Что же такое фотосинтез? Задание 1: Составьте предложение, используя следующие слова: фотосинтез, углекислый газ, кислород, свет, органические вещества -В каких органах растения этих клеток содержится больше всего? -Какими приспособлениями обладает лист для осуществления фотосинтеза? Учащимся предлагается вспомнить с помощью видеофрагмента: «Солнце, жизнь и хлорофилл» http://www.youtube.com/watch?v=BDNiB8qu-5A вспомнить строение листа и выявить приспособления листа к фотосинтезу. Задание 2: Вставьте в предложения недостающие слова. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.
- Откуда же растение берет воду? - Каково же значение фотосинтеза в природе и жизни человека? Предлагаю посмотреть ЭОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7 Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%. - Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза? - Где и как можно создать такие условия? -Для чего человек создает такие условия? | Выступления представителей групп. Каждая группа представляет на доске, в таблице1 результаты своих исследований. -Нет! -Самим провести такой эксперимент. В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза 1 и 2,3 группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили (Приложение 3) и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету (к уроку закладывается опыт – «проба Сакса». Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта. - Крахмал при взаимодействии с йодом дает сине-фиолетовое окрашивание. (учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется). Учащиеся выдвигают гипотезы? -Гаснущие свечи. Составляют схему протекающего в растениях процесса. Учащиеся из предложенных слов составляют определение понятия «фотосинтеза»: Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях на свету. - В листьях, так как именно они обеспечивают воздушное питание растений. Учащиеся выявляют приспособления листа к фотосинтезу и выполняют задание 2 Учащиеся должны вспомнить материал о функциях корня. Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля. После просмотра в тетради записывается значение фотосинтеза. Учащиеся выдвигают гипотезы (улучшить условия фотосинтеза). - В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. -Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение(П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с отработкой алгоритма | Задание 3: Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс- фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать. Задание 4: Ответьте на вопросы: (задание в группах - 3 мин.). - В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород? - Вспомните сказку. К. Чуковского “Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? - Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти заводской дым? - Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? -В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? (ответ: 42,85 кг) | На основе просмотренного видеофрагмента, учащиеся самостоятельно записывают значение фотосинтеза в тетрадь, выполняя задание 3. Отвечают на вопросы в группах, затем организуется выступление представителями групп. | анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – извлечение из биологических текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); |
5.Объяснение и понимание домашнего задания | На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Поясняю выполнение д/з: 1. Прочитать текст §, выуч. опред. -Выписать термины по теме «фотосинтез» и дать им определение.
-Происходит ли фотосинтез у красных и бурых водорослей ? Ответ поясните. Придумайте способы борьбы с загрязнением воздуха. - решите познавательную задачу: Познавательная задача: Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа, 200 человек). | Записывают в дневник, слушают комментарии по выполнению, задают вопросы на уточнение, пояснение. | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); |
6. Рефлексия | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Чтобы подвести итог урока, учитель предлагает заполнить кроссворд. Проверим ваши ответы совместно, поменявшись с соседом по парте своими работами. Оцениваем работы: Ставим «5» - при 0 ошибок. «4» - при 1-2 ошибках «3» -при 3 ошибках «2»- 4 ошибки и более Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд, но и обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому кислород для дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими планеты». будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством. | Учащиеся разгадывают кроссворд. Учащиеся осуществляют взаимопроверку работ и оценивают их. | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
Использованные источники и литература:
- Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для общеобразоват. учреждений/ Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.
- ФЦИОР.
- Видеофрагмент «Солнце, жизнь и хлорофилл»- http://www.youtube.com/watch?v=BDNiB8qu-5A
- Познавательные задачи – Демьянков Е.Н.. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл.-М.,2004
- Кроссворд по теме: «Фотосинтез» -http://pechnikovo-dr.ucoz.ru/index/fotosintez_dykhanie/0-153
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...