РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)
элективный курс (география, 10 класс) по теме

Валиуллин Илшат Гусманович

Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_10_klass.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального районаРТ

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

__________А.А.Курмашева

Протокол № 1 от

« 31 » августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ

__________ Н.Н.Валиуллина.

« 02 » сентября 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

__________ А.Г.Марданов

Приказ № 81 от

« 31 » августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  элективному курсу «Изучение родного края»

10 класс учителя

первой квалификационной категории

Валиуллина Илшата Гусмановича

Рассмотрена на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от                      

 « 31 » августа 2013 г.

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по элективному курсу «Изучение родного края» для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

-  Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

        - Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

        - Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции);

        - Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.

        - Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196);         

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

        - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089) (для 4-11 кл),        

        - федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

        - приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;         

        - Учебного плана МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1  от  31 августа 2013 года).

- Развернутое тематическое планирование по элективному курсу «Изучение родного края» для 10 класса   разработано по авторской программе, рецензированной кандитатом педагогических наук, доцентом Института педагогики и психологии К(П)ФУ, профессором РАЕ  

Ф.Г.  Газизовой. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.   Практических    работ 19.

Одним из направлений воспитания будущего сельского труженика является регионализация образования. Это вызвано социальным, спросом. Система образования должна помочь сельскому выпускнику адаптироваться к жизни в данном регионе, указать реальные перспективы для жизни именно здесь, сегодня, завтра, через десять лет. И еще: региональный материал является средством конкретизации особенностей и закономерностей, изучающихся в других курсах. Огромен обучающий, воспитывающий и развивающий потенциал.

Одним из вариантов реализации регионального компонента Базисного учебного плана является ведение в школе курса " Изучение родного края " для учащихся в объеме 35 часов.

Цели курса: способствовать развитию личности, формировать у учащихся интерес к изучению родного села, воспитывать любовь и заботу о нем.

Задачи курса:

•        Конкретизировать планетарные представления учащихся о Земле при изучении своей местности.

•        Закрепить умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.

•        Сформировать стремление внести посильный вклад в духовно- экономическое развитие своей малой родины.

      Элективный курс позволяет расширить и углубить  свои знания по географии не только через теоретический материал, но и через практическую деятельность, что способствует  продолжению формирования  и отработку практических навыков у учащихся. Также  уроки данного курса способствуют положительной  мотивации учебной   работы  на занятиях по географии. Вместе с тем содержание данного курса позволяет ученику любого образовательного уровня включиться в учебно-познавательный процесс.

            Основу курса составляют личностно ориентированный, гуманистический, практико-ориентированный и интегративный принципы географии. Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей и саморазвитием личности. В связи с этим можно определить основные методики преподавания элективных курсов:

* междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

* обучение через опыт и сотрудничество;

* интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);

* личностно -  деятельностный подход в обучении;

* исследовательская работа;

* практикум.

Структура занятий определяется основным законам дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных занятий.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

* научность;

* доступность;

* последовательность и системность изложения материала;

* преемственность и перспективность изложения материала;

* связь теории с практикой;

* наглядность.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

* уметь выразить свою осмысленность, грамматически нормативно;

* уметь составить развернутое письменное и устное сообщение.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

* понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

* уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.

Содержание программы курса

Тема: Введение (2 ч.)

  1. ...И с гордостью скажу родному краю:"Люблю и знаю, знаю и люблю и тем полней люблю, чем глубже знаю!" Ефремов Ю.К.

Понятие "краеведение". Ученые, педагоги, писатели об изучении родного края. Изучение краеведческой литературы. Экскурсия в школьную библиотеку. Организация фенологических наблюдений.

Учащиеся должны знать: основные источники изучения природы своего края; возможности школьной библиотеки в изучении данного вопроса; методы фиксации фенологических наблюдений.

Учащиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации, фиксировать фенологические наблюдения.

2.        Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше бы, чем видел и знал его отец и дед.        Чехов А.П.

Вклад русских и татарских исследователей в изучение природы Апастовского муниципального района, современные исследования. Практическая работа "Нанесение на контурную карту возможных маршрутов путешествий по району".

Учащиеся должны знать: имена путешественников и исследователей и их вклад в изучение природы Апастовского района, методы работы с контурной картой.

Учащиеся должны уметь: наносить маршруты путешествий на контурную карту, работать со справочной литературой, фиксировать фенологические наблюдения.

Тема: План и карта (2 ч.)

1. Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения. Шокальский Ю.М.

Изображение территории села на различных картах: России, Республики Татарстан, Апастовского района. Практическая работа "Нанесение на контурную карту территорий, с которыми граничит Апастовский район".

Учащиеся должны знать: от чего зависит наличие наиболее полной информации на карте; "соседей" Апастовского района.

Учащиеся должны уметь: сравнивать карты различного масштаба, делать выводы, наносить названия территорий, которые граничат с Апастовским районом.

2. Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.        Гагарин Ю.А.

Определение географических координат и направлений на карте. Практическая работа "Нанесение на контурную карту населенных пунктов Апастовского района".

Учащиеся должны знать: как определить географические координаты объектов; населенные пункты Апастовского района.

Учащиеся должны уметь: определять географические координаты, направления и расстояния по картам.

Тема: Литосфера (3 ч.)

1.        Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет.        Ломоносов М.В.

Особенности строения поверхности территории села. Практическая работа "Нанесение на контурную карту основные названия рельефа в пределах Апастовского района".

Учащиеся должны знать: основные формы рельефа окрестностей села, условия их формирования; максимальную высоту Апастовского района над уровнем моря.

Учащиеся должны уметь: наносить на контурную карту названия окрестных сел, применять знания, полученные на уроке, в организации рационального природопользования.

  1. Здесь миллионы лет назад, может быть, плескалось море и играло, моллюсков и морских ежей волнами теплыми ласкало.

История развития территории. Неотектонические движения. Практическая работа "Нанесение зон сейсмичности Апастовского района".

Учащиеся должны знать: изменение облика территории села в палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры; особенности движения земной коры в четвертичный период.

Учащиеся должны уметь: наносить на контурную карту зоны сейсмичности ■> Апастовского района, возможные эпицентры землетрясений; объяснять причины возможных землетрясений.

3. Все видеть, все понять, все знать, все пережить, все формы, все цветы вобрать в себя глазащ /грайти по всей земле горящими слршещ все воспринять и снова воплотить.        Волошин М.

Полезные ископаемые окрестностей села. Практическая работа "Строение кристаллического фундамента и платформенного чехла территории села Азбабы".

Учащиеся должны знать: геологическое строение территории села, значение полезных ископаемых в развитии экономики села.

Учащиеся должны уметь: чертить схему строения глубинных слоев территории, объяснять причины и условия формирования отдельных пластов земной коры.

Тема: Атмосфера (3 ч.)

1.        Что может быть милей родного края!        Языков Н.М.

Характерные типы погоды нашей местности. Практическая работа "Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой".

Учащиеся должны знать: особенности климата окрестностей села, причины, от                    которых зависит климат.

Учащиеся должны уметь: работать с результатами фенологических наблюдений, описывать климат села, характеризовать сезоны года.

2.        Счастье дается только знающим.        Паустовский К. 

Зависимость температуры воздуха от высоты солнца надгоризонтом. Практическая работа "Построение графиков хода температур воздуха в январе и июле".

Учащиеся должны знать: терич\шь\ изменения температуры воздуха в окрестностях села.

Учащиеся должны уметь: объяснять характер происходящих изменений температуры воздуха.

3. Спасибо тебе, Земля, за ягоды и за цветы, заутренние поля, зато, ЧШ живая ты.        Черныш В.

Влияние ветров на климат села. Практическая работа "Построение розы ветров".

Учащиеся должны знать: закономерности движения воздушных масс над территорией села, причины выпадения осадков; особенности графического построения розы ветров.

Учащиеся должны уметь: объяснять зависимость количества осадков на территории села от направления ветров; строить розу ветров.

Тема 6: Гидросфера (4 ч.)

  1. Многолико влияние воды на природу. Для рельефа вода - скульптор, для климата - смягчающий фактор. Для почв, растений, животных - источник увлажнения и пития.

Поверхностные воды окрестностей села. Практическая работа "Нанесение на контурную карту рек и озер Апастовского района".

Учащиеся должны знать: особенности режима рек, ручьев, болот окрестностей села, происхождение озерных котловин, причины заболоченности территории; реки и озера Апастовского района.

Учащиеся должны уметь: объяснять зависимость режима рек и ручьев от климата территории; наносить на контурную карту реки и озера Апастовского района.

2. Духовная добродетель заключается в пяти качествах: самоуважении, великодушии, искренности, честности и доброжелательстве.        Рерих Н.К.

Описание озера или реки (по выбору учащегося).

Учащиеся должны знать: основные характеристики одного из водоемов окрестностей села, его основные экологические проблемы,пути их решения.

Учащиеся должны уметь: творчески обрабатывать данные фенологических наблюдений, работать со статистическим материалом.

Тема: Биосфера (8ч.)

  1. Коль не знаешь поле, где ты сеешь семя, вырастет лишь горе, труд погибнет и время.

Особенности почв окрестностей села. Практическая работа

"Определение типов почв".

Учащиеся должны знать: краткую характеристику основных типов почв, оценивать их плодородие.

Учащиеся должны уметь: определять степень влияния хозяйственной деятельности человека на эрозию почв в пределах окрестностей села.

  1. Много леса - не губи, мало леса - береги, нету леса - посади.

Мир растений Азбабы. Практическая работа "Лекарственные растения нашей местности".

Учащиеся должны знать: связь почвенного и растительного покрова окрестностей села, основные виды лекарственных, ядовитых, полезных растений; растения, подлежащие охране.

Учащиеся должны уметь: аргументировать степень полезности отдельных растений, способы их охраны.

3.        Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что к красоте можно прикоснуться только сердцем.

Фауна Азбабы. Практическая работа: "Какие животные окрестностей села подлежат охране".

Учащиеся должны знать: отличительные особенности и состав животного мира окрестностей села.

Учащиеся должны уметь: доказывать, что природа окрестностей села обладает уникальными особенностями; разрабатывать конкретные мероприятия по охране животного мира.

4. Природа - храм, и человеку — гостю в нем вести себя надо, как и подобает в храме.        Махлин М.Д.

Природные комплексы. Практическая работа "Описание природного комплекса" (по выбору учащихся).

Учащиеся должны знать: взаимосвязь рельефа, климата, почв, растительности и животного мира и их сочетание на определенной территории.

Учащиеся должны уметь: составлять описание природного комплекса на основе собственных наблюдений и данных учебника.

Тема: Население (9 ч.)

1.        Природа, люди и вещи суть воспитали человека. Радищев А Н.

Археологические находки. Практическая работа "Нанесение на контурную карту Апастовского района мест поселения древних людей".

Учащиеся должны знать: образ жизни древних людей.

Учащиеся должны уметь: соотносить образ жизни древних людей с природными условиями.

2.        Не спится у дедушки ночью. На яблонях лунная пыль. Дед розовым камешком точит ненужные внукам серпы. Черныш В.

История заселения Азбабы. Практическая работа "Построение столбчатой диаграммы "Изменение численности населения Азбабы по годам".

Учащиеся должны знать: причины переселения людей; места первых поселений; основные исторические события в государстве и их отражение на жизнь сельчан.

Учащиеся должны уметь: строить столбчатые диаграммы; работать со статистическим материалом.

3.        Если хотите переродить человечество к лучшему..., то наделите его землей.        Достоевский Ф.М.

Трудовые ресурсы. Практическая работа "Анализ диаграммы "Половозрастная структура населения Азбабы". '

Учащиеся должны знать: соотношение населения "дети - трудоспособные - пожилые"; причины колебания численности населения.Учащиеся должны уметь: анализировать диаграмму "Половозрастная структура населения", делать выводы.

4.        Что делает птица перед тем, как взлететь? — Она становится гордой!        Станиславский К.С. 

Просвещение. Практическая работа "Составление круговой диаграммы "Выпускники Азбабинской средней школы".

Учащиеся должны знать: основные этапы развития народного образования в селе; роль школы в жизни села и государства.

Учащиеся должны уметь: связывать исторические события государства и их отражение на жизнь села и школы; строить круговые диаграммы.

 5. В первобытной душе у человека польза и красота занимали одинаково почетное место: прекрасное - полезно, полезное - прекрасно.        Блок А.

Культура. Практическая работа "Особенности русского и татарского национального костюма".

Учащиеся должны знать: основные этапы становления культурных ценностей у русских и татар в Поволжье; связь культуры с особенностями природных условий.

Учащиеся должны уметь: объяснять особенности русского и татарского национального костюма; исполнять русские и татарсткие народные песни, побасенки, припевки.

  1. Если больному не стало легче после беседы с врачом, то он не врач. Бехтерев В.М.

Здравоохранение. Практическая работа "Как лечит моя бабушка".

Учащиеся должны знать: основные этапы формирования системы здравоохранения в селе; имена людей, внесших достойный вклад в дело сохранения здоровья сельчан.

Учащиеся должны уметь: выполнять простейшие бабушкины советы по сохранению здоровья.

  1. Хоть слово "мед" мы скажем десять раз, не станет сладко на губах у нас.

Хозяйство. Практическая работа "Составление диаграммы "Колхозная и приусадебная пасека Н.Г. Нигметзянова в различные годы".

Учащиеся должны знать: причины успехов и неудач экономических взаимоотношений сельских жителей и государства.

Учащиеся должны уметь: анализировать статистические данные, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Тема: Экология (2 ч.)

1. В моем селе и снег пушистей, и небо синее, синей, его нельзя любить сильнее, но я люблю еще сильней.  Ефремов Ю.К.

Экология села и его окрестностей. Практическая работа "Нанесение на контурную карту экологически опасных объектов".

Учащиеся должны знать: основные причины экологических нарушений в окружающей нас природе.

Учащиеся должны уметь: планировать и проводить мероприятия по оздоровлению экологической обстановки.

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Требования к ЗУНам

Кол-во часов

Вид деятельности учащихся

Дата

план

факт

Введение (2ч)

1

Понятие "краеведение". Ученые, педагоги, писатели об изучении родного края.Изучение краеведческой литературы.

знать: основные источники изучения природы своего края;

уметь: пользоваться различными источниками

1

Экскурсия в школьную библиотеку. Организация фенологических наблюдений.

2

Вклад русских и татарских исследователей в изучение природы Апастовского муниципального района, современные исследования.

знать: имена путешественников и исследователей и их вклад в изучение природы Апастовского района, методы работы с контурной картой.

 уметь: наносить маршруты путешествий на контурную карту, работать со справочной литературой.

1

Практическая работа "Нанесение на контурную карту возможных маршрутов путешествий по району".

План и карта (2 ч.)

3

Изображение территории села на различных картах: России, Республики Татарстан, Апастовского района.

 знать: от чего зависит наличие наиболее полной информации на карте; "соседей" Апастовского района.

уметь: сравнивать карты различного масштаба, делать выводы, наносить названия территорий, которые граничат с Апастовским районом.

1

Практическая работа "Нанесение на контурную карту территорий, с которыми граничит Апастовский район".

4

Определение географических координат и направлений на карте.

 знать:как определить географические координаты объектов; населенные пункты Апастовского района.

 уметь: определять географические координаты, направления и расстояния по картам.

1

Практическая работа "Нанесение на контурную карту населенных пунктов Апастовского района".

Литосфера (3 ч.)

5

Особенности строения поверхности территории села.

знать: основные формы рельефа окрестностей села, условия их формирования; максимальную высоту Апастовского района над уровнем моря

уметь: наносить на контурную карту названия окрестных сел, применять знания, полученные на уроке, в организации рационального природопользования

1

Практическая работа "Нанесение на контурную карту основные названия рельефа в пределах Апастовского района".

6

История развития территории.

Неотектонические движения.

знать: изменение облика территории села в палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры;

1

Работа со статистическими материалами и картами

7

Полезные ископаемые окрестностей села.

знать: геологическое строение территории села, значение полезных ископаемых в развитии экономики села.

уметь: чертить схему строения глубинных слоев территории, объяснять причины и условия формирования отдельных пластов земной коры.

1

Практическая работа "Строение кристаллического фундамента и платформенного чехла территории села Азбабы".

Атмосфера (3 ч.)

8

Характерные типы погоды нашей местности.

знать: особенности климата окрестностей села, причины, от                    которых зависит климат.

уметь: работать с результатами фенологических наблюдений, описывать климат села, характеризовать сезоны года

1

Анализ материалов по социологическому опросу:

 « Влияние погоды на человека»

Презентация проекта «Климат и человек»

9

Зависимость температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом

знать: причину изменения температуры воздуха в окрестностях села.

уметь: объяснять характер происходящих изменений температуры воздуха.

1

Практическая работа "Построение графиков хода температур воздуха в январе и июле".

10

Влияние ветров на климат села.

знать: закономерности движения воздушных масс над территорией села, причины выпадения осадков; особенности графического построения розы ветров.

уметь: объяснять зависимость количества осадков на территории села от направления ветров; строить розу ветров.

1

Работа на географической площадке.

Практическая работа "Построение розы ветров".

Гидросфера (4 ч.)

11-12

Поверхностные воды окрестностей села.

знать: особенности режима рек, ручьев, болот окрестностей села, происхождение озерных котловин, причины заболоченности территории; реки и озера Апастовского района.

уметь: объяснять зависимость режима рек и ручьев от климата территории; наносить на контурную карту реки и озера Апастовского района.

2

Практическая работа "Нанесение на контурную карту рек и озер Апастовского района". 

Работа над проектом на тему «Водоемы села»

13-14

Описание озера или реки (по выбору учащегося). Водные  ресурсы

 знать: основные характеристики одного из водоемов окрестностей села, его основные экологические проблемы, пути их решения.

2

Описание одного из водоемов окрестностей села, по плану. Работа над проектом на тему «Водные ресурсы села».

Биосфера (8 ч.)

15

Особенности почв окрестностей села.

знать: краткую характеристику основных типов почв, оценивать их плодородие.

1

Презентация проекта «Типы почв»

16

Практическая работа

"Определение типов почв".

уметь: определять степень влияния хозяйственной деятельности человека на эрозию почв в пределах окрестностей села.

1

Работа с атласами контурными картами

17-18

Мир растений Азбабы. Практическая работа "Лекарственные растения нашей местности".

знать: связь почвенного и растительного покрова окрестностей села, основные виды лекарственных, ядовитых, полезных растений; растения, подлежащие охране.

уметь: аргументировать степень полезности отдельных растений, способы их охраны.

2

Анализ материалов

19

Фауна Азбабы. Практическая работа: "Какие животные окрестностей села подлежат охране".

знать: отличительные особенности и состав животного мира окрестностей села.

уметь: доказывать, что природа окрестностей села обладает уникальными особенностями; разрабатывать конкретные мероприятия по охране животного мира.

1

Работа над проектом на тему  «Охрана животного мира»

20

Природные комплексы.

знать: взаимосвязь рельефа, климата, почв, растительности и животного мира и их сочетание на определенной территории.

уметь: составлять описание природного комплекса на основе собственных наблюдений и данных учебника.

1

Практическая работа "Описание природного комплекса" (по выбору учащихся).

21

Изменение природы своей местности под влиянием деятельности человека.

знать: взаимосвязь природы и человека и их сочетание.

уметь: выявить причины изменения природы своей местности под влиянием человека

1

Презентация проекта «Влияние человека на природные комплексы».

22

Биологические ресурсы: роль, значение, охрана.

знать: особенности биологических ресурсов своей местности.

уметь: разрабатывать конкретные мероприятия по охране биологических ресурсов

1

Презентация проекта «Биологические ресурсы».

Население (9 ч.)

23

Археологические находки. ".

знать: образ жизни древних людей.

уметь: соотносить образ жизни древних людей с природными условиями.

1

Практическая работа "Нанесение на контурную карту Апастовского района мест поселения древних людей

24-25

История заселения Азбабы.

знать: причины переселения людей; места первых поселений; основные исторические события в государстве и их отражение на жизнь сельчан.

уметь: строить столбчатые диаграммы; работать со статистическим материалом.

2

Практическая работа "Построение столбчатой диаграммы "Изменение численности населения Азбабы по годам".

25

Трудовые ресурсы.

 знать: соотношение населения "дети - трудоспособные - пожилые"; причины колебания численности населения.Учащиеся должны уметь: анализировать диаграмму "Половозрастная структура населения", делать выводы.

1

Практическая работа "Анализ диаграммы "Половозрастная структура населения Азбабы". '

26

Просвещение.

 знать: основные этапы развития народного образования в селе; роль школы в жизни села и государства.

 уметь: связывать исторические события государства и их отражение на жизнь села и школы; строить круговые диаграммы

1

Практическая работа "Составление круговой диаграммы "Выпускники Азбабинской средней школы".

27

Культура.

 знать: основные этапы становления культурных ценностей у русских и татар в Поволжье; связь культуры с особенностями природных условий.

1

Практическая работа "Особенности русского и татарского национального костюма".

28

Здравоохранение. ".

знать: основные этапы формирования системы здравоохранения в селе; имена людей, внесших достойный вклад в дело сохранения здоровья сельчан.

уметь: выполнять простейшие бабушкины советы по сохранению здоровья.

1

Практическая работа "Как лечит моя бабушка

30-31

Хозяйство.

 знать: причины успехов и неудач экономических взаимоотношений сельских жителей и государства.

уметь: анализировать статистические данные, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

1

Практическая работа "Составление диаграммы "Колхозная и приусадебная пасека Н.Г. Нигметзянова в различные годы".

Экология (2 ч.)

32-33

Экология села и его окрестностей.

 знать: основные причины экологических нарушений в окружающей нас природе.

уметь: планировать и проводить мероприятия по оздоровлению экологической обстановки.

2

Практическая работа "Нанесение на контурную карту экологически опасных объектов".

Резерв2ч

Библиографический список

  1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.

-155 с.

  1. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Учебник для 6 кл. сред. шк. ЛГ.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неюпокова. - М.: Просвещение, 1990. - 192с.
  2. Закиев М.З., Кузьмин-Юманади Я.Ф. Волжские булгары и их потомки. -М.: ИНСАН, Российский фонд культуры, 1993.-160 с.
  3. Краеведение: Пособие для учителя/ А.В. Даринский, JI.H. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; Под ред. А.В. Даринского. -М: Просвещение, 1987.- 158с.
  4. Краеведческая деятельность в школе и вузе: Материалы региональной научно-методической конференции, 29-30 марта 2007 года. Часть 1 /Сост. Ф.Г. Газизова, А.Р. Камалеева. - Казань: ТГТПУ, 2007. - 127с.
  5. Краеведческая деятельность в школе и вузе (Проблемы экологического образования и воспитания учащейся молодежи): Материалы региональной научно-методической конференции, 29-30 марта 2007 года. Часть 2 /Сост. Ф.Г. Газизова. - Казань: ТГТПУ, 2007. - 88с.
  6. Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. - Казань: Магариф, 1995. - 104 с.
  7. Тайсин А.С. География Республики Татарстан: Учебное пособие для 8-9 кл. сред, общеобр. шк. - Казань: Магариф, 2002. - 231с.
  8. Татарстан тарихы. - Казан: ТаРИХ, 2000. - 544 б.
  9. Видеоматериалы о природе и истории села.




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Элективный курс "Изучение родного края"

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, предпрофильбное обучение....

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса

Программные материалы  для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предпрофильного курса География родного края

программа предпрофильного курса, раскрывающая особеннности  природы Ростовской области....

Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область

Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...