Рабочая программа дополнительного курса изучения родного (русского) языка
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevedenie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                           «Согласовано»                                     «Утверждено»

Руководитель  ШМО                  Заместитель директора по УВР         Директор  

учителей гуманитарного цикла  МБОУ «Шумбутская СОШ»            МБОУ «Шумбутская СОШ»

_______________                        ___________________                         ________________

 Гайнутдинова Р.М.                     Муталлапова Р.Х.                               Фарзутдинов Р.Х.                

Протокол №___ от                       «   29» августа 2015г.                          Приказ № _98 о/д     от 

« 29 »  августа 2015г.                                                                               «29_» _августа_2015г. 

Рабочая программа

по дополнительному курсу изучения родного языка  «Речеведение»

МБОУ «Шумбутская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Каримуллина Эндже Наилевна

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

протокол №__1_ от

 «29_» августа _2015г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса родному (русскому) языку, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.

Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в развитии речи и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Программа элективного  курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели настоящего курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания 25 ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной   речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала),  

- составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
-работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (18 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)

Тема 1. Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы: 

  1. написание сочинений-рассуждений;
  2. редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Количество часов – 34 часа (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  •  анализировать форму исходного текста;
  •  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  •  создавать связное высказывание;
  •  излагать последовательно собственные мысли;
  •  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  •  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

В работе используется следующая литература:

1) Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч. упражнения, создание текста.

2)Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

3) Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».

4) Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.

5) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 г.

6) Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический

   материал (региональный компонент) 10-11 классы. Архангельск, 2003.

7)Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

8)Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –

    41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. wwwfipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
  5. http://www.pritchi.nm.ru

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Вид урока

Дата

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста  (9 часов)

 

1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

лекция

3

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

4

Лексические средства организации текста

Лекция

5

Морфологические средства организации текста

Лекция

6

Синтаксические средства организации текста

Лекция

7

Стили речи

Тренировочный

8

Типы речи

Тренировочный

9

Контрольная работа №1

Контрольный

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9 часов)

 

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

Лекция

 

11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

Практикум

12

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

Практикум

14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Практикум

18

Промежуточная контрольная работа №2

Контрольный

 

Тема 3. Анализ текста. (4 часа)

 

19

Содержание исходного текста

Лекция

20

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

Практикум

21

Рецензия. Эссе

Урок комплексного применения знаний

22

Промежуточная контрольная работа №3

Контроль и коррекция знаний

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (12 часов)

 

23

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум

24

Авторская позиция.

Лекция, практикум

25

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум

26

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум

27

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

Практикум

28

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Практикум

29-32

Тренировочные сочинения.

Урок комплексного применения знаний

33-34

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на родном (русском) языке

Программа по нововведенному предмету с 2018 года- литература на родном языке....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык"

Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего ...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" 5-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский)язык"...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" 5-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка....

Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"

Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения....