Программа кружка по биологии «ПОЗНАЙ СЕБЯ» ( для учащихся 8 - 9 классов)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности, развивать положительную мотивацию к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no4.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ» пст. Первомайский
_____________________________________
«_____»_________________________2012г.
ПРОГРАММА
кружка
ПО БИОЛОГИИ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
( для учащихся 8 - 9 классов)
Срок реализации программы – 13 часов
Автор программы:
Учитель биологии Главинская Е.А.
п. Первомайский, 2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ КУРСА:
В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.
развивать положительную мотивацию к учению.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- формирование у учащихся познавательный интерес к биологии и содействии воспитании и самовоспитании;
- подготовка к взрослой жизни и к сознательному выбору профессии;
- раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий;
- освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;
- овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти человека, воспитанию наблюдательности, внимания.
Посещая этот курс, ребята попытаются найти ответы на волнующие их вопросы. Такие как:
- Кто я?
- Чего я хочу?
- Что я могу?
В результате изучения курса учащиеся должны:
- уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия;
- владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность;
- знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики.
Как сказал один из великих ученых:
«Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I блок Наедине с собой или кто я?
Специальные (с помощью текстов) психологические методики дают возможность выяснить свои индивидуальные особенности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Занятие 1 Художник или мыслитель?
Чтобы узнать, кто вы, необходим ответ на вопросы теста и несложного экспресс – анализа (по некоторым биологическим признакам).
Если ваш «левополушарный» (л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (п), то значит вы принадлежите к логическому типу мышления.
п > л, значит, вы человек художественного склада. Перед человеком, в равной степени сочетаются признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности.
Занятие 2 Темперамент.
Сангвиник. Флегматик. Меланхолик или Холерик?
В каждом из основных типов темпераментов можно найти немало привлекательных черт. Недаром немецкий психолог прошлого века В.Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий – меланхоликом, впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холерического темперамента, а выполнить собственные решения лучше всего сможет флегматик.
Зная свои особенности темперамента, нетрудно определить, в какой области у вас успешнее пойдут дела. Затем, опираясь на свои сильные стороны и развивая слабые, можно быстрее добиться успеха.
Занятие 3 Формула судьбы.
Всем известно старое изречение: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Психологи систематизируют особенности мышления эмоционального проявления, мотивы поведения людей и выделили 8 основных психологических типов человеческих характеров. Д - доминирующий, Л – логик, Э – эстет, Б – боец, П – пассивен, Н – надежный, М – мечтатель, С – спринтер.
Чтобы выяснить к какому типу относитесь вы, необходимо оценить себя по высказываниям и записать соответствующие символы в порядке убывания значимости. Полученная формула примерно будет соответствовать вашей психологической структуре.
Занятие 4 Кто виноват, когда не везет.
На этом занятии речь пойдет о соотношении воли и гибкости в вашем характере, умение подчиняться им.
Кто вы – корабль со своим курсом или плывущий по течению листок?
Занятие 5 Три Я.
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем своим одним называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной
Не я один. Нас много. Я – живой!
Н. Заболоцкий
Я - Дитя, Я – Взрослый, Я- Родитель.
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Расположите эти символы в порядке убывания веса, напр. ВДР – вы обладаете развитием чувств ответственности, в мере импульсивны и непосредственны и не странны и назначениям и поучения необходимо сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Занятие 6 Контактный ли вы человек?
(интроверт, амбаверт, экстраверт)
Не так уж много на земле профессий, позволяющих обходиться без общения с людьми. Поэтому всем ребятам необходимо обратить внимание на такие качества, как общительность, контактность.
Занятие 7 Найди свой путь.
«Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
И.А.Крылов
Известный психолог Е.А.Климов разделил все профессии на 5 групп:
- «человек - природа» (лесовод, агроном, биолог)
- «человек - техника» (слесарь, механизатор, монтажник)
- «человек - человек» (педагог, медсестра, администратор)
- «человек – знаковая система» (стенографистка, оператор ЭВМ)
- «человек – художественный образ» (ювелир, фотограф, художник)
Ответив на вопросы, ребята смогут определить, какой тип профессии предпочитают.
II блок От «хочу» к «могу»
«Не многие умы гибнут от
износа, но большей части
они ржавеют от неупотребления»
Н.Боуви
Путь к любому делу лежит через труд – не только упорный, но и успешный. Поэтому ребятам необходимо познакомиться с некоторыми приемами самоорганизации, которые помогут в каждодневной работе.
Занятие 8 Память.
Это основа личности. Три типа памяти наглядно-образцовая, словесно-логическая, эмоциональная.
Законы памяти:
Думайте.
Интересуйтесь.
Ешь слона, но по частям.
Будьте готовы.
Не топчите следы.
Оглянитесь вокруг.
Учеба от А до Я.
Занятие 9 О тренировке память.
Укрепляя память, не надо забывать о таких качествах, как внимание, наблюдательность, воля. Они помогут вам, ребята, опираясь на законы памяти, вырабатывайте собственные приемы заучивания и повторения материала.
Тренировать память надо регулярно, хотя бы полчаса ежедневно.
Выполнение упражнений.
Занятие 10 Как тренировать мышление.
Один из лучших способов – решать задачи, но не любые, а лишь те, что тренируют творческий, нешаблонный подход к проблеме!
Занятие 11 Условия успеха.
Для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимо соблюдать некоторые условия:
а) последовательность и система
б) ритм
в) порядок
г) не забывай о перерывах
д) контролируй себя
Чего не надо делать:
- обгонять самого себя
- останавливаться на полпути
- действовать по шаблону.
Занятие 12 Учитесь властвовать собой.
Это следует делать по разным причинам. Первейшая из них – чтобы оставаться здоровым. (тест, аутотренинг).
Занятие 13 Обобщение занятия.
Защита реферата.
Примерные темы для реферата:
«Резервы человеческой психики» «Советы тем, кто против»
«Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» «В чем секрет лидера»
«Искусство быть собой» «Тренировка памяти»
«Эмоции и здоровье» «Умение убеждать»
Литература
- Е. Жариков. Е.Крушельницкий «Для тебя и о тебе», Москва. Просвещение. 1991г
- Е.Е.Каранешта «Сборник психологических тестов». Киев. 1992
- И.А. Оботурова «Школьнику о психологии». Методические рекомендации КРИ усовершенствования учителей. Сыктывкар, 1984
- А.Г.Драгомилов. Р.Д.Маш «Биология. Человек». Москва. Вентана –Граф, 2004
- Л.П.Гриман «Резервы человеческой психики». Москва,1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.
Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...
Программа "Познай себя" для учащихся 7-8 лет в рамках ведения ФГОС
Данная программа разработана для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий в рамках ведения ФГОС....
Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса
Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....
Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса
Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса
Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов....
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 11 класса...