Программа кружка по биологии «ПОЗНАЙ СЕБЯ» ( для учащихся 8 - 9 классов)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности, развивать положительную мотивацию к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no4.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа»  пст. Первомайский

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ» пст. Первомайский

_____________________________________

«_____»_________________________2012г.

 ПРОГРАММА  
кружка

ПО БИОЛОГИИ

 «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
( для учащихся 8  - 9 классов)

                               Срок реализации программы – 13 часов

Автор программы:

Учитель биологии Главинская Е.А.

п. Первомайский, 2012 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ КУРСА:

В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.

развивать положительную мотивацию к учению.

ЗАДАЧИ КУРСА:

- формирование у учащихся познавательный интерес к биологии и содействии воспитании и самовоспитании;

- подготовка к взрослой жизни и к сознательному выбору профессии;

- раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий;

- освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;

- овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти человека, воспитанию наблюдательности, внимания.

Посещая этот курс, ребята попытаются найти ответы на волнующие их вопросы. Такие как:

- Кто я?

- Чего я хочу?

- Что я могу?

В результате изучения курса учащиеся должны:

- уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия;

- владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность;

- знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики.

Как сказал один из великих ученых:

«Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I блок                 Наедине с собой или кто я?

Специальные (с помощью текстов) психологические методики дают возможность выяснить свои  индивидуальные особенности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях.

Занятие 1                         Художник или мыслитель?

Чтобы узнать, кто вы, необходим ответ на вопросы теста и несложного экспресс – анализа (по некоторым биологическим признакам).

Если ваш «левополушарный» (л) результат  более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (п), то значит вы принадлежите  к логическому  типу мышления.

п > л, значит, вы человек художественного склада. Перед человеком, в равной степени сочетаются признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности.

Занятие 2                         Темперамент.

Сангвиник. Флегматик. Меланхолик или Холерик?

        В каждом из основных типов темпераментов можно найти немало привлекательных черт. Недаром немецкий психолог прошлого века В.Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий – меланхоликом, впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холерического темперамента, а выполнить собственные решения лучше всего сможет флегматик.

Зная свои особенности темперамента, нетрудно определить, в какой области у вас успешнее пойдут дела. Затем, опираясь на свои сильные стороны и развивая слабые, можно быстрее добиться успеха.

Занятие 3                         Формула судьбы.

Всем известно старое изречение: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Психологи систематизируют особенности мышления эмоционального проявления, мотивы поведения людей и выделили 8 основных психологических типов человеческих характеров. Д - доминирующий, Л – логик, Э – эстет, Б – боец, П – пассивен, Н – надежный, М – мечтатель, С – спринтер.

Чтобы выяснить к какому типу относитесь вы, необходимо оценить себя по высказываниям  и записать соответствующие символы в порядке убывания значимости. Полученная формула примерно будет соответствовать вашей психологической структуре.

Занятие 4                         Кто виноват, когда не везет.

На этом занятии речь пойдет о соотношении воли и гибкости в вашем характере, умение подчиняться им.

Кто вы – корабль со своим курсом или плывущий по течению листок?

Занятие 5                         Три Я.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь  именем своим одним  называюсь, -

На самом деле то, что именуют мной

Не я один. Нас много. Я – живой!

Н. Заболоцкий

Я - Дитя, Я – Взрослый, Я- Родитель.

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Расположите эти символы в порядке убывания веса, напр. ВДР – вы обладаете развитием чувств ответственности, в мере импульсивны и непосредственны и не странны и назначениям и поучения необходимо сохранить эти качества и впредь. Они  помогут  вам в любом деле связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Занятие 6                         Контактный ли вы человек?

                                (интроверт, амбаверт, экстраверт)

Не так уж много на земле профессий, позволяющих обходиться без общения с людьми. Поэтому всем ребятам необходимо обратить внимание на такие качества, как общительность, контактность.

Занятие 7                         Найди свой путь.

 «Берись за то, к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

                                        И.А.Крылов

Известный психолог Е.А.Климов разделил все профессии на 5 групп:

  1. «человек - природа» (лесовод, агроном, биолог)
  2. «человек - техника» (слесарь, механизатор, монтажник)
  3. «человек - человек» (педагог, медсестра, администратор)
  4. «человек – знаковая система» (стенографистка, оператор ЭВМ)
  5. «человек – художественный образ» (ювелир, фотограф, художник)

Ответив на вопросы, ребята смогут определить, какой тип профессии предпочитают.

II блок                 От «хочу» к «могу»

«Не многие умы гибнут от
износа, но большей части
они ржавеют от неупотребления»

Н.Боуви

Путь к любому делу лежит через труд – не только упорный, но и успешный. Поэтому ребятам необходимо познакомиться с некоторыми приемами самоорганизации, которые помогут в каждодневной работе.

Занятие 8                         Память.

Это основа личности. Три типа памяти наглядно-образцовая, словесно-логическая, эмоциональная.

Законы памяти:

Думайте.

Интересуйтесь.

Ешь слона, но по частям.

Будьте готовы.

Не топчите следы.

Оглянитесь вокруг.

Учеба от А до Я.

Занятие 9                         О тренировке память.

Укрепляя память, не надо забывать о таких качествах, как внимание, наблюдательность, воля. Они помогут вам, ребята, опираясь на законы памяти, вырабатывайте собственные приемы заучивания и повторения материала.

Тренировать  память надо регулярно, хотя бы полчаса ежедневно.

Выполнение упражнений.

Занятие 10                         Как тренировать мышление.

Один из лучших способов – решать задачи, но не любые, а лишь те, что тренируют творческий, нешаблонный подход к проблеме!

Занятие 11                         Условия успеха.

Для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимо соблюдать некоторые условия:

а) последовательность и система

б) ритм

в) порядок

г) не забывай о перерывах

д) контролируй себя

Чего не надо делать:

- обгонять самого себя

- останавливаться на полпути

- действовать по шаблону.

Занятие 12                         Учитесь властвовать собой.

Это следует делать по разным причинам. Первейшая из них – чтобы оставаться здоровым. (тест, аутотренинг).

Занятие 13                         Обобщение занятия.

Защита реферата.

Примерные темы для реферата:

«Резервы человеческой психики»                                   «Советы тем, кто против»

«Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей»        «В чем секрет лидера»

«Искусство быть собой»                                                   «Тренировка памяти»

 «Эмоции и здоровье»                                                    «Умение убеждать»


Литература

  1. Е. Жариков. Е.Крушельницкий «Для тебя и о тебе», Москва. Просвещение. 1991г
  2. Е.Е.Каранешта «Сборник психологических тестов». Киев. 1992
  3. И.А. Оботурова «Школьнику о психологии». Методические рекомендации КРИ усовершенствования учителей. Сыктывкар, 1984
  4. А.Г.Драгомилов. Р.Д.Маш «Биология. Человек». Москва. Вентана –Граф, 2004
  5. Л.П.Гриман «Резервы человеческой психики». Москва,1989

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.

Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...

Программа "Познай себя" для учащихся 7-8 лет в рамках ведения ФГОС

Данная программа разработана  для  успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий в рамках ведения ФГОС....

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса

Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса

Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса

Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов....

Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 11 классов «Решение задач повышенной сложности»

В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 11 класса...