Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poznay_sebya_5kl.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Познай себя»
для 5 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для организации внеурочной деятельности школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, а также для коррекции развития познавательных сфер деятельности школьников.
Цель программы: оказание помощи и поддержка подростков в процессе самопознания, формирование человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию, человека самосовершенствующегося.
Задачи программы:
- побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
- ознакомление с основными понятиями психологии личности;
- выявление интересов, склонностей, способностей подростка;
- формирование адекватной самооценки и правильного отношения к себе;
- осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей;
- приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу.
Общая характеристика курса.
Программа «Познай себя» рассчитана на работу с учащимися 5 класса.
Занятия проводятся в течение учебного года со всем классом. Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает пятиклассникам легче адаптироваться в новой среде, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека. Во время занятий по программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, осознание своих возможностей, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и агрессивность поведения. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, материалы анкет и тестов.
Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.
.
Игровые упражнения способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма. На занятиях используются упражнения, которые нужно выполнять в парах либо малыми группами это способствует сплочению классного коллектива.
Описание места курса в учебном плане.
Данная программа рассчитана для 5 класса. Общий объем программы – 35 часов, режим занятий - 1 час в неделю. Срок реализации программы – один учебный год. Продолжительность занятия 1 академический час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса.
Личностные результаты:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения;
- формирование коммуникативной компетентности общении и сотрудничестве.
Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- умение работать индивидуально и в группе;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты отражают:
- понимание роли и значения психологии в формировании личностных качеств;
- формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и функциональных возможностей.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- Внимательно выполнять задания не отвлекаясь до 15 мин.; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 6-8 предметов; выполнять самостоятельно задания по образцу; копировать узор.
- Память – запоминать до 10 картинок; рассказывать по памятитекст из 3-4 предложений.
- Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 8-10 частей; находить и объяснять несоответствие на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами; находить среди предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Воображение – составлять вымышленный рассказик, небылицу, фантазировать.
Учащиеся получат возможность для дальнейшего развития психических процессов в следующих классах.
Содержание учебного предмета, курса.
Программа внеурочной деятельности состоит из 3 разделов, включающих в себя занятия на развитие психических функций, необходимых для успешного обучения в школе:
Раздел 1. «Мой внутренний мир» направлен на формирование и профилактику нарушений психологического здоровья детей.
Раздел 2. «Грани разума» направлен на развитие различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
Раздел 3. «Учимся общаться» направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни, их правильной социализации, воспитание терпимости и уважения к другому человеку, а также помочь детям научиться правильно общаться.
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся. Для реализации программы «Познай себя» используются следующие методы обучения:
- Диалог.
- Наблюдение.
- Свободное и тематическое рисование.
- Рассматривание рисунков и картин.
- Беседы.
- Ролевые и подвижные игры.
- Групповые дискуссии.
- Мини-конкурсы.
- Импровизация.
- Моделирование и анализ ситуаций.
- Упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия и других познавательных процессов.
- Релаксационные игры.
Учебно-тематический план.
№п/п | Название раздела (темы) | Количество часов |
1 | Раздел 1. «Мой внутренний мир» | 10 |
2 | Раздел 2. «Грани разума» | 15 |
3 | Раздел 3. «Учимся общаться» | 10 |
Итого 35 ч. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Дата по плану | Дата фактически |
Раздел 1. «Мой внутренний мир» | ||||
1 | Вводное занятие. ТБ «Правила поведения на занятиях». | Сплочение группы, настрой на продуктивную будущую работу. | ||
2 | Язык мира эмоций. | Знакомство с понятиями «эмоции», «мимика», «жесты», «язык жестов». | ||
3 | Мы владеем Эмоциями. | Развитие умений владеть и управлять своими эмоциями. | ||
4 | Способы снятия эмоционального напряжения | Тренинг- дискуссия. | ||
5 | Страхи, часть нашего Я. | Диагностика школьной тревожности. | ||
6 | Мешок хороших качеств. | Знакомство с внутренними и внешними качествами людей. | ||
7 | Что такое личность. | Участие в диалоге. Творческая презентация. | ||
8 | Твой характер. | Представление о связи характера человека. Игры и упражнения. | ||
9 | Что такое темперамент. | Представление о темпераменте. Игры и упражнения. | ||
10 | Моя индивидуальность | Тренинг | ||
Раздел 2. «Грани разума» | ||||
11 | Знакомимся с интеллектом. | Роль интеллекта в жизни человека. | ||
12 | Что такое память? Развиваем память. (2 занятия) | Раскрытия понятия «память», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления. | ||
13 | Виды восприятий. Тренировка восприятие. (2 занятия) | Раскрытие понятия «восприятие», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления. | ||
14 | Что такое внимание? Развиваем внимание. (2 занятия) | Раскрытие понятия «внимание», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления. | ||
15 | Что такое мышление? Развиваем мышление. (2 занятия) | Раскрытие понятия «мышление», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления. | ||
16 | Развиваем пространственные ориентации. (2 занятия) | Задания и упражнения на развитие пространственных ориентаций. | ||
Психология творчества «Мы фантазируем» | Диагностика. Элементы арттерапии. | |||
17 | Развитие наблюдательности. | Задания и упражнения на развитие наблюдательности. | ||
18 | Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук. (2 занятия) | Задания и упражнения на развитие связи левого и правого полушария с помощью пальчиковых игр и лабиринтов. | ||
Раздел 3. «Учимся общаться» | ||||
19 | Я и мой класс. (Социометрия) | Опрос, анкетирование, дискуссия | ||
20 | Умеем ли мы общаться? Позиции в общении. | Выявление степени коммуникативности учащихся; повторение известных формул вежливости и знакомство с новыми. | ||
21 | Умею ли я слушать других. | Развитие умения быть внимательным к окружающим людям, слушать и слышать окружающих. | ||
22 | Как подружиться. | Ознакомление с приёмами установление добрых отношений. | ||
23 | Почему люди ссорятся? | Тренинг поведения в конфликтной ситуации | ||
24 | Коммуникативная компетентность | Тренинг | ||
25 | Уверенное и неуверенное поведение | Тренинг | ||
26 | Точка опоры | Тренинг | ||
27 | Методы и приемы психологической защиты | Час общения с элементами тренинга | ||
28 | Дискуссионный клуб «Прощай» | Час общения, оценка эффективности проведенных занятий | ||
Итого 35ч. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методический комплекс
- Перечень понятий, которые должны быть изучены (основные понятия курса);
- Система отслеживания результатов обучения и воспитания (диагностические карты и т.п.);
- Дидактический материал.
Литература для учителя:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988.
- Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
- Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
- Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
- Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.
Литература для учащихся:
- Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
- Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
- Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
- Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...