Личностно-ориентированный подход в преподавании биологии
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичной и духовно-нравственной личности. Наши выпускники сегодня должны самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, умело реагировать на различные жизненные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-_orientirovannyy_podhod.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход в преподавании биологии
В эпоху цифровизации мы все меньше стали уделять внимание лично-ориентированному подходу в обучении. На сегодняшний день общество стоит на пути серьезного развития. И этому обществу требуются люди активные, убежденные, умеющие жить и работать в обстановке возрастающей экономической и социальной ответственности за себя, свой город и свою страну.
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичной и духовно-нравственной личности. Наши выпускники сегодня должны самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, умело реагировать на различные жизненные ситуации.
В своей работе я использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно-ориентированное обучение. Ведь именно эти технологии помогают мне на уроке обратить внимание на индивидуальные способности каждого ученика.
Цель личностно-ориентированного образования-создание условий для полноценного развития следующих функций личности:
- способность выбора
-поиск смысла
-умение рефлексировать
-формирование ответственности
В личностно-ориентированном образовании, главное действующее лицо всего образовательного процесса – ученик. А педагог в этом процессе скорее диагност и помощник в развитии личности ученика. Ведь главная задача учителя на уроке «помочь ребенку все сделать самому».
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд требований. На уроках создается атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
В рамках личностно ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе стараюсь использовать четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности.
Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. Кроме этого, контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.
При подведении итогов уроков с применением личностно ориентированной технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на уроках, личностно-ориентированный подход использую в работе с одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
"Формирование УУД как основа метапредиетного подхода в преподавании биологии"
Метапредметный подход - важная составляющая ФГОС...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Лишайники"...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...