Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Серова Наталья Юрьевна

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_biologiya.docx94.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Заветинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Федосеевской СОШ

Приказ от_________№______

______________(Мудрая В.Ф.)

Рабочая программа

по  биологии

Уровень общего образования: основное общее образование (9 класс)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Количество часов по учебному плану:  всего 65 часов  в год; в неделю 2 часа

Учитель:  Серова  Наталья Юрьевна

Программа разработана на основе:

- авторской программы по биологии  к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина (М. «Дрофа», 2011 г)

БИОЛОГИЯ

 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа  по ___биологии_____в __9__ классе   составлена  в соответствии с:

- Федеральным компонентом  государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)  

- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;                                                                                                                                            

 -«Образовательной программой для основного общего образования» на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №__98  ___

- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

на основании:

- примерной программы основного общего образования  по направлению «Биология 5-11 классы» к комплекту учебников созданных по руководством Н.И.Сонина, ( М. «Дрофа», 2011г)

- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ;

-календарного учебного  графика   МБОУ Федосеевской  СОШ на 2014-2015 учебный год.

Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Цели обучения биологии в 9 классе:

- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

Задачи:

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессови явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

 - формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об

отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения

Методы и формыобучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологиина данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии.

  3. Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану МБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП-2004г. для основного общего образования на изучение биологии в 9 классе из федерального компонента отводится 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю всего 34 недели. С учетом праздничных дней - 23.02.15г., 09.03.15г., 04.05.15г. рабочая программа составлена на 65 часов.

 4. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (22 часа).

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие..

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка[1].

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путеместественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 1.4. Приспособленность организмовк условиям внешней среды как результат действияестественного отбора

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция(2 часа).

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации.Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

 Лабораторная работа №1  «Выявление приспособленности к среде обитания»

 Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости и критериев вида на сортах культурных растений»

        Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира. Физическая география. История континентов.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов(12 часов).

Тема 2.1. Химическая организация клетки

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Лабораторная работа № 3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6часов).

Тема 3.1. Размножение организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов(18 часов).

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (9часов).

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Тема 5.2. Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

        Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

        Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность. Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

5. Тематическое планирование

Разделы программы

Основное содержание программы

Основные виды деятельности

Лабораторные работы

Контрольные работы

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путеместественного отбора.

Тема 1.4. Приспособленность организмовк условиям внешней среды как результат действияестественного отбора.

Тема 1.5. Микроэволюция .

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации.Макроэволюция.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле.

Лабораторная работа №1  «Выявление приспособленности к среде обитания»

    Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости и критериев вида на сортах культурных растений»

Контрольная работа №1 по теме «Эволюция животного мира на Земле»

Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

Тема 2.1. Химическая организация клетки.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

Контрольная работа №2  по теме «Структурная организация живых организмов»

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез

-

Контрольная работа № 3  по теме «Размножение  и индивидуальное развитие живых организмов»

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Контрольная работа № 4  по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

Тема 5.2. Биосфера и человек

                             -

Контрольная работа № 5 по теме «Итоговая за год»

6. Календарно-тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Биология 9 класс

п\п

Тема урока

Кол-во

час

Дата проведения

Требования к результату

Виды деятельности,

формы работы

Виды контроля

Оборудование

Эволюция жизни на Земле.

22 ч

1

Введение. Эволюция живого мира на земле. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов

1

01.09.14.

Давать определение понятию «жизнь», называть свойства живого. Выделять особенности развития живых организмов. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов.

Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

Чтение, слушание, составление плана урока, рассказывание, рассматривание иллюстраций

Фронтальный опрос, индивидуальные задания

Таблица «Классификация растений», «Уровни организации живой природы», диск

2-3

Развитие биологии в додарвиновский период

2

04.09.14.

08.09.14.

Характеризовать  естественную систему классификации живых организмов. Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа.

Индивидуальный опрос

 Таблица «Классификация растений», «Уровни организации живой природы», диск

4

Научные и социально –экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

11.09.14.

Давать определение понятию «эволюция». Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт».

Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка

Выступление с сообщениями, самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа.

Фронтальный опрос

Географическая карта, диск

5

Учение Дарвин об искусственном отборе

1

15.09.14.

Давать  определения понятиям «наследственная изменчивость», «борьба за существование». Называть основные положения эволюционного учения. Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, составление схемы «Искусственный отбор» в тетрадях

Фронтальный опрос

Таблица «Искусственный отбор», гербарные экспонаты,  диск

6

Учение Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

1

18.09.14.

Давать определение понятию «естественный отбор». Характеризовать сущность естественного отбора, называть факторы внешней среды приводящие к отбору.

Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы «Формы борьбы за существование», «Формы отбора», изучение текста в учебнике, коллективная беседа,

Фронтальный опрос

диск

7

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1

22.09.14.

Раскрывать содержание понятия «приспособленность вида». Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер    приспособительных признаков у организмов.

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций

Фронтальный опрос, проверочная  работа

 диск

8

Забота о потомстве

1

25.09.14.

Иметь представление о многообразии форм заботы о потомстве. Знать определения «адаптация», «забота о потомстве»

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, составление схемы.

Фронтальный опрос, Биологический диктант

          диск

9

Физиологические адаптации. Лабораторная работа № 1 «Выявление приспособленности к среде обитания»

1

29.09.14.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Объяснять относительность приспособлений.

Работа с учебником, коллективная беседа. Выполнение лабораторной  работы № 1

Фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

 Диск, гербарные экспонаты, комнатные растения, фотографии животных

10

Микроэволюция. Вид его критерии и структура. Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости и критериев вида на сортах культурных растений»

1

02.10.14.

Приводить  примеры  видов животных и растений.

Перечислять критерии вида.

Анализировать    содержание определения понятия «вид».

Характеризовать    критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, составление таблицы «Критерии вида»

Фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

 Диск, гербарные экспонаты, комнатные растения, фотографии животных

11

Микроэволюция. Эволюционная роль мутаций

1

06.10.14.

Анализировать содержание определения «популяция», отличать понятия «вид» и «популяция». Уметь давать экологические и генетические характеристики популяции.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам с взаимопроверкой

Диск

12

Макроэволюция. Биологические последствия адаптации.

1

09.10.14.

Давать определения понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Раскрывать сущность эволюционных изменений.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, заполнение таблицы «Основные пути эволюционного прогресса»

Проверочная работа «Микроэволюция»

Диск

13

Главные направления эволюции

1

13.10.14.

Давать определение понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация», называть основные направления эволюции.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа.

Фронтальный опрос

Диск

14

Общие закономерности биологической эволюции

1

16.10.14.

Давать определения понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация». Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне..

Самостоятельное изучение текста в учебнике в малых группах, коллективная беседа.

Индивидуальный опрос

 Диск

15

Обобщение по теме «Макро и микроэволюция»

1

20.10.14.

Уметь самостоятельно применять полученные знания

Выполнение тестовых заданий в тетрадях для  контрольных работ

Проверочная работа

16

Современные представления о возникновении жизни на земле Начальные этапы развития жизни

1

23.10.14.

Давать определение основным понятиям автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа,

Фронтальный опрос

Диск

17

Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1

27.10.14.

Давать определение термину «ароморфоз». Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп организмов и причины их вымирания.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Диск

18

Жизнь в палеозойскую эру

1

30.10.14.

Приводить примеры ароморфозов у растений и животных в палеозое. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Диск

19

Жизнь в мезозойскую эру

1

10.11.14.

Приводить примеры растений и животных существовавших в мезозое. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред обитания.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Диск

20-21

Жизнь в кайнозой скую эру. Происхождение человека

2

13.11.14.

17.11.14.

Выделять факторы которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов. Объяснять место и роль человека в природе.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Диск, наглядные пособия «Австралопитек», «Неандерталец»

22

Обобщение по теме « Эволюция животного мира на Земле»

1

20.11.14.

Уметь самостоятельно применять полученные знания

Выполнение тестовых заданий в тетрадях для контрольных работ

К.р. №1

Структурная организация живых организмов

12ч

23

Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки.

1

24.11.14.

Давать определение терминам «микроэлементы», «макроэлементы». Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной  организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

Самостоятельное изучение текста в учебнике, коллективная беседа, заполнение таблицы «Неорганические вещества клетки»

Фронтальный опрос

Диск, модель молекулы воды.

24

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

27.11.14.

Приводить примеры веществ, относящихся к белкам, углеводам и липидам. Называть органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые белками, липидами и углеводами. Характеризовать биологическую роль органических веществ. Классифицировать углеводы по группам. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Объяснять причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные.

Самостоятельное изучение текста, составление опорного конспекта  «Органические вещества клетки», коллективная беседа.

Фронтальный опрос

Таблица «Строение белковой молекулы» «Нуклеиновые кислоты», диск

25-26

Обмен веществ в клетке . Пластический обмен. Биосинтез белков.

2

01.12.14.

04.12.14.

Дать определение понятиям «ассимиляция», «диссимиляция». Называть этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать   сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные и взаимосвязанные части обмена веществ.

Чтение, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка», диск

27-28

Энергетический обмен.

2

08.12.14.

11.12.14.

Дать определение понятию «диссимиляция».

Анализировать   содержание определений терминов «гликолиз», «брожение», «дыхание».

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.

Самостоятельное изучение текста, заполнение таблицы «Этапы энергетического обмена», коллективная беседа.

Фронтальный опрос, проверочная работа «Обмен веществ»

 Диск

29

Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка

1

15.12.14.

Давать определение термину «прокариот».

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки.

рОписывать по таблице строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять   значение   спор для жизни бактерий. Доказывать   примитивность строения прокариот.

Чтение, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций, составление схем «Разнообразие бактерий по способу питания», «Роль бактерий в природе»

Фронтальный опрос

Таблица «Строение бактериальной клетки», диск

30

Эукариотическая клетка. Цитоплазма

1

18.12.14.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть способы  проникновения  веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Чтение, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций. Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки»

Индивидуальный опрос

Таблица «Строение растительной и животной клетки», диск

31

Эукариотическая клетка. Ядро. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

1

22.12.14.

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.

Чтение, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций. Выполнение лабораторной работы, составление письменного отчета

Проверочная работа «Органоиды клетки»

Таблица «Строение растительной и животной клетки», диск

32

Деление клеток

1

25.12.14.

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки.

Самостоятельное изучение текста учебника, составление опорного конспекта, коллективная беседа

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Деление клетки», диск

33

Клеточная теория строения организмов

1

12.01.15.

Приводить примеры организмов имеющих клеточное и неклеточное строение. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина «цитология». Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Самостоятельное изучение текста учебника, составление опорного конспекта, коллективная беседа

Индивидуальный опрос

 Диск

34

Обобщающий  урок по теме «Структурная организация живых организмов»

1

15.01.15.

Уметь самостоятельно применять полученные знания

Выполняют тестовые задания в тетрадях для самостоятельной работы

К.р № 2

Размножение и индивидуальное развитие организмов

6 ч

35

Бесполое размножение

1

19.01.15.

Дать определение понятию «размножение», называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения; способы  вегетативного  размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения..

Самостоятельное изучение текста учебника, составление опорного конспекта, коллективная беседа, заполнение таблицы «Бесполое размножение»

Фронтальный опрос

Таблица «Вегетативное размножение растений», диск

36

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

22.01.15.

Узнавать и описывать строение половых клеток, выделять различие мужских и женских половых клеток.

Самостоятельное изучение текста учебника, составление опорного конспекта, коллективная беседа

Индивидуальный опрос

Таблица «Мейоз», диск

37

Онтогенез . Эмбриональный период развития.

1

26.01.15.

Давать определение понятиям «онтогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организма.              

Изучают текст учебника, работают со схемой «Периодизация онтогенеза», заполняют таблицу «Эмбриональное развитие животных»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Индивидуальное развитие», муляж яйца, диск

38

Постэмбриональный период развития

1

29.01.15.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития. Виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов.

Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Изучают текст учебника, работают со схемой «Постэмбриональное развитие животных»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

 Диск

39

Общие закономерности развития . Биогенетический закон

1

02.02.15.

Давать определение понятию «эмбриогенез».

Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода развития организмов.

Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Анализировать и оценивать  воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие.

Самостоятельное изучение текста учебника, составление опорного конспекта, коллективная беседа.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Табл., диск

40

Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1

05.02.15.

Уметь самостоятельно использовать информацию полученную ранее

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К/Р №3

Наследственность и изменчивость организмов

18 ч

41

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

1

09.02.15.

Давать определение понятиям «генетика», «ген», «генотип», «фенотип». Называть признаки биологических объектов, генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости..

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

Фронтальный опрос

 Диск, портрет Г. Менделя

42

Законы Менделя. Закон доминирования

1

12.02.15.

Давать  определения понятиям «гомозигота», «гетерозигота», «доминантный признак», «моногибридное скрещивание», «рецессивный признак». Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить  формулировку правила единообразия. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций. Решают элементарные генетические задачи.

Биологический диктант

Таблица «Гибридологический метод», диск

43-44

Законы Менделя. Закон расщепления.

2

16.02.15.

19.02.15.

Давать определение понятиям: гомозигота, гетерозигота, доменанантныйпризнак,моногибридное скрещивание. Воспроизводить формулировку правила расщепления.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять схему моногибридного скрещивания и неполного доминирования.

Самостоятельно работают с текстом учебника. Решают элементарные генетические задачи. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Гибридологический метод», диск

45-46

Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон.

2

26.02.15.

02.03.15.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания.

Самостоятельно работают с текстом  учебника. Решают элементарные генетические задачи. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Гибридологический метод», диск

47

Сцепленное наследование генов

1

05.03.15.

Давать определение термину «аутосомы».

Называть типы хромосом в генотипе; число  аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Объяснять причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Описывать механизм проявления закономерности дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Решают элементарные генетические задачи. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Таблица «Мейоз», диск

48

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом

1

12.03.15.

Давать определение термину «аутосомы».

Называть типы хромосом в генотипе; число  аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Объяснять причину соотношения полов1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Решают элементарные генетические задачи. Участвуют в коллективной беседе.

Фронтальный опрос

Таблица «Мейоз», диск

49

Взаимодействие генов

1

16.03.15.

Приводить примеры аллельного   взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Решают элементарные генетические задачи. Участвуют в коллективной беседе.

Фронтальный опрос

Таблица « Взаимодействие генов» ,диск

50

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»

1

19.03.15.

Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение   отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.

Выполняют лабораторную работу, составляют письменный отчет.

Фронтальный опрос, Л/р №4

51

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

1

30.03.15.

Давать определение термина «изменчивость».  Называть вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе. Заполняют таблицу «Формы изменчивости»

Фронтальный опрос

Таблица «Наследственная изменчивость», диск

52

Фенотипическая изменчивость

1

02.04.15.

Давать определение термина «изменчивость».

Приводить примеры ненаследственной   изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе. Составляют схему «Свойства модификаций»

Индивидуальный опрос

Табл., диск

53

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

1

06.04.15.

Выполнять лабораторные исследования. Объяснять закономерности модификационной изменчивости.

Выполняют лабораторную работу, составляют письменный отчет.

Фронтальный опрос, Л/Р №5

54

Селекция растений животных и микроорганизмов.

1

09.04.15.

Давать определение понятиям: биотехнология и штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Диск

55

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

13.04.15.

Называть практическое значение генетики, приводить примеры пород животных и сортов растений выведенных человеком.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе

Индивидуальный опрос

Диск

56

Методы селекции растений и животных

1

16.04.15.

Давать определение понятиям: порода и сорт, называть методы селекции животных и растений.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе, заполняют таблицу «Методы селекции»

Табл., диск

57

Селекция микроорганизмов

1

20.04.15.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей, анализировать и оценивать значение генетики для развития с/х производства, медицинской и микробиологической и др. отраслей промышленности.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе

Фронтальный опрос.

Наглядные пособия.диск

58

Обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

1

23.04.15.

Уметь самостоятельно использовать информацию полученную ранее.

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К.р №4

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

7 ч

59

Биосфера ее структура и функции. Структура биосферы

1

27.04.15.

Давать определение понятию «биосфера».

Называть признаки биосферы; структурные компоненты   и свойства биосферы.

Характеризовать живое, биокосное  и  косное вещество биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе

Фронтальный опрос

диск

60

Круговорот веществ в природе

1

30.04.15.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Биохимический цикл воды, углерода, азота и фосфора.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе

Индивидуальный опрос

Диск

61

История формирования сообществ живых организмов

1

07.05.15.

Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме.

Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль  живых  организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе

Индивидуальный опрос

Диск

62

Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды

1

11.05.15.

Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль  живых  организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе, работают со схемой.

Индивидуальный опрос

Диск

63

Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды

1

14.05.15.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. Давать определение понятиям «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». Называть компоненты биогеоценоза; признаки популяции; показатели структуры популяций  (численность,  плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе, работают со схемой.

Индивидуальный опрос

Диск

64

Взаимоотношения между организмами. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование

1

18.05.15.

Называть типы взаимодействия организмов, приводить примеры разных типов взаимодействия, определять отдельные формы взаимоотношений. Раскрывать роль человека в биосфере, называть факторы вызывающие экологический кризис.

Самостоятельно изучают текст в учебнике. Участвуют в коллективной беседе, работают со схемой.

Индивидуальный опрос

Диск

65

Годовая контрольная работа

1

21.05.15.

Уметь самостоятельно использовать информацию полученную ранее.

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К.р.№ 5

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл/ Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. – Дрофа 2012 г.

2. Учебник «Биология. Общие закономерности», Н.И. Сонин., Сапин. – Дрофа 2013 г.

3. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Сапина. Биология  «Общие закономерности»

Мультимедийная поддержка курса:

 1. Биология. Общие закономерности. (диск)

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. мультимедийный проектор

3. Экран

4. Цифровые микроскопы

Другое :

1. Таблицы

2. Коллекции

8. Результаты освоения  учебного предмета биология в 9 классе и система его оценки

Требования к уровню подготовки учащихся 9-го класса:

Учащиеся в результате усвоения материала 9 класса должны знать, понимать:

1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток иорганизмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем иагроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,

раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшейнервной деятельности и поведения;

уметь

1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучнойкартины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство,общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примересопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека исобственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защитыокружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место ироль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимостьсобственного здоровья от состояния окружающей среды; причинынаследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитиемрастений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органыцветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных

отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространеннырастения и животных своей местности, культурные растения и домашнихживотных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и

животные;

4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы наоснове сравнения;

6. определять принадлежность биологических объектов к определеннойсистематической группе (классификация);

7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторовриска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияниесобственных поступков на живые организмы и экосистемы;

8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в текстеучебника отличительные признаки основных систематических групп; вбиологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в

различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в томчисле с использованием информационных технологий);

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных и практических работ

Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.

Если лабораторная и практическая  работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если  работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

При выставлении четвертной отметки учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех контрольных и лабораторных работ.

Годовая отметка по биологии в 5 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету. В спорных случаях берутся во внимание результаты контрольных работ, а также последние оценки, полученные на итоговых уроках.

Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных,

 годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовая отметка

5

4

5

4

5

5

5

4

4

4

4

4

5

5

5

4

5

4

5

5

5

4

4

5

5

4

5

5

4

5

4

3

4

3

4

4

4

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

3

4

4

3

4

4

3

4

3

3

2

2

2

2

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

2

2

СОГЛАСОВАНО                                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                         Заместитель директора поУВР

методического совета                                                      _____________________Ф.И.О.

МБОУ СОШ №                                                                                 подпись

от ____________    20__года № ___                                        ___________20_____года

_________        ________________                                                       дата

                                  подпись руководителя МС         Ф.И.О.


[1] Курсивом в данной программе выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...