Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Серова Наталья Юрьевна

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_biologiya.docx81.12 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Заветинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Федосеевской СОШ

Приказ от_________№______

______________(Мудрая В.Ф.)

Рабочая программа

по  биологии

Уровень общего образования: основное общее образование (8  класс)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Количество часов по учебному плану:  всего 70  часов  в год; в неделю 2 часа

Учитель:  Серова  Наталья Юрьевна

Программа разработана на основе:

- авторской программы по биологии  к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина (М. «Дрофа», 2011 г)

БИОЛОГИЯ

 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа  по ___биологии_____в __8__ классе   составлена  в соответствии с:

- Федеральным компонентом  государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)  

- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;                                                                                                                                            

-  «Образовательной программой для основного общего образования» на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №___98__

- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

        на основании:

- примерной программы основного общего образования  по направлению «Биология 5-11 классы» к комплекту учебников созданных по руководством Н.И.Сонина, ( М. «Дрофа», 2011г)

- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ;

-календарного учебного  графика   МБОУ Федосеевской  СОШ на 2014-2015 учебный год.

Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Целиобучения биологии в 8 классе:

-Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах.

- Сформировать представление о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи, координации и регуляции функций, размножении и развитии, высшей нервной деятельности.

Задачи:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об

отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция.

Методы и формыобучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологиина данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

  3. Место учебного предмета в учебном плане

По учебному  плану МБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год  в рамках реализации БУП -2004г. для основного общего образования на изучение биологии в 8 классе из федерального компонента отводится 70 учебных часов из расчёта 2  часа в неделю всего 35 недель.

      4. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)

Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.

Раздел 2. Происхождение человека (2 ч.)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека разумного. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Расизм.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

Понятия анатомии, физиологии и гигиены человека. Вклад различных ученых в развитие наук о человека.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (3 ч.).

Клеточное строение организма. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Органы и системы органов. Организм – единое целое.

Лабораторная работа №1 «Строение клетки»

Лабораторная работа №2 «Строение ткани»

Раздел 5.Координация и регуляция (12 ч.)

Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.

Лабораторная работа № 3 «Безусловные рефлексы человека»,

Лабораторная работа № 4 «Объём внимания»,  

Лабораторная работа № 5 «Объём памяти при механическом и логическом запоминании»

Раздел 6. Опора и движение (8 ч.)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.

Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

 Лабораторная работа № 6 «Свойства костей. Химический состав костей».

Лабораторная работа № 7 «Выявление нарушения осанки»,

Лабораторная работа № 8 «Выявление гибкости позвоночника».

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Лабораторная работа № 9 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Раздел 8. Транспорт веществ в организме (5 ч.)

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы в организме. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

Лабораторная работа № 10 «Подсчет пульса в разных условиях»

 Раздел 9.Дыхание (6 ч.)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Раздел 10.Пищеварение (6 ч.)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Лабораторная работа № 11 «Строение ротовой полости»,

  Лабораторная работа № 12 «Действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 13 «Пищеварение в желудке».

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание.

Раздел 12. Выделение (2 ч.)

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Раздел 13. Покровы тела (4 ч.)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляция. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.

Система органов размножения; строение и гигиена.

 Раздел 14.Размножение и развитие (3 ч.)

Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи..)

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (7ч.)

Поведение человека. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.

Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека

Раздел 16. Человек и его здоровье (3 ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлениях, травмах, ожогах, утоплении. Укрепление здоровья. Факторы риска: стрессы, переутомление, гиподинамия. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

5. Тематическое планирование

Разделы программы

Основное содержание по темам

Основные виды деятельности

Лабораторные работы

Контрольные работы

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

Место человека в системе органического мира.

-

-

Раздел 2. Происхождение человека

Эволюция  человека.

Расы человека.

-

-

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

-

-

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

Клетка ,ее строение химический состав , жизнедеятельность.

Ткани и органы животных и человека.  Системы органов.

Организм.

Лабораторная работа №1 «Строение клетки»

Лабораторная работа №2 «Строение ткани»

-

Раздел 5. Координация и регуляция

Гуморальная регуляция

Эндокринная система. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.

Роль гормонов в обмене веществ

Строение и значение нервной системы

Строение и функции спинного мозга

Строение и функции головного мозга

Полушария головного мозга.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Анализаторы слуха и равновесия

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние . Вкус.

Лабораторная работа № 3 «Безусловные рефлексы человека»,

Лабораторная работа № 4 «Объём внимания»,  

Лабораторная работа № 5 «Объём памяти при механическом и логическом запоминании»

Контрольная работа №1  по теме «Эндокринная и нервная системы»

Раздел 6. Опора и движение

Кости скелета

Строение скелета головы и туловища

Строение скелета конечностей.  

Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика.  

Мышцы. Общий обзор.

Работа мышц.

Нарушение осанки, плоскостопие

Лабораторная работа № 6 «Свойства костей. Химический состав костей».

Лабораторная работа № 7 «Выявление нарушения осанки»,

Лабораторная работа № 8 «Выявление гибкости позвоночника».

Контрольная работа № 2  по теме «Опорно-двигательная система»

Раздел 7. Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма . Значение крови и ее состав.

Как наш организм защищается от инфекции. Иммунитет.

Лабораторная работа № 9 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

-

Раздел 8. Транспорт веществ в организме

Органы кровообращения

Работа сердца

Движение крови по сосудам.  

Лабораторная работа № 10 «Подсчет пульса в разных условиях»

-

Раздел 9. Дыхание

Строение органов дыхания

Газообмен в легких и тканях.

Гигиена дыхания

Первая помощь при поражении органов дыхания

-

Контрольная работа № 3по теме «Дыхание и транспорт веществ»

Раздел 10. Пищеварение

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

Пищеварение в ротовой полости Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Гигиена питания. Профилактика заболевания органов пищеварения

Лабораторная работа № 11 «Строение ротовой полости»,

  Лабораторная работа № 12 «Действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 13 «Пищеварение в желудке».

Контрольная работа № 4 по теме «Пищеварение»

Раздел 11. Обмен веществ и энергии

Пластический и энергетический обмен

Витамины

-

-

Раздел 12. Выделение

Строение и работа почек

Предупреждение заболевания почек . Питьевой режим

-

-

Раздел 13. Покровы тела

Строение и функции кожи

Роль кожи в терморегуляции организма

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

-

Контрольная работа № 5по теме «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

Раздел 14. Размножение и развитие

Половая система человека

Оплодотворение и развитие зародыша

Развитие человека . Возрастные процессы

-

-

Раздел 15. Высшая нервная деятельность

Рефлекторная деятельность нервной системы

Врожденные и приобретенные формы поведения

Биологические ритмы бодрствование и сон

Сознание. Мышление и речь.

Познавательные процессы и интеллект

Память

Эмоции и темперамент

-

-

Раздел 16. Человек и его здоровье

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание.

Гигиена человека.

-

Контрольная работа № 6 «Итоговая за год»

 

6. Календарно-тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

8 класс

Биология. Человек  

N

п/п

уроков

Тема  урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Требования к уровню подготовки

Виды деятельности, формы работы

Виды контроля

Оборудование, литература

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2ч)

1-2

Место человека в системе органического мира

2

02.09.14.

04.09.14.

Уметь определять принадлежность  человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Определить место человека в системе орг. Мира; черты сходства человека с животными, сущность понятий «рудименты» «атавизмы».

Работают с учебником, совершают мыслительные операции и оформляют их результаты в устной и письменной форме.

Фронтальный опрос

Муляжи скелетов человека и млекопитающих, таблицы демонстрирующие их  внутреннее и внешнее строение, рабочая тетрадь к учебнику.

Раздел 2.  Происхождение человека (2 ч)

3

Эволюция  человека

1

09.09.14.

Знать основные этапы происхождения человека, уметь определять принадлежность к группе по муляжу. Объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции, работать с дополнительной литературой.

Работают с учебником, заполняют таблицу «Этапы эволюции человека», участвуют в коллективной беседе

Фронтальный опрос

Коллекция муляжей « Происхождение человека» диск

4

Расы человека

1

11.09.14.

Знать основные причины деления на расы. Уметь характеризовать морфологические признаки рас.

Самостоятельно работают с источниками знаний и извлекают из них нужную информацию, осуществляют  мыслительные операции, оформляют результаты в виде таблицы, доказывают несостоятельность расизма.

Индивидуальный опрос

Альбом        «Происхождение человека»,Таблицы с изображением представителей человеческих рас.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

  5          

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

16.09.14.

Знать основные науки, изучающие человека. Должны уметь самостоятельно работать с источниками информации, извлекать из них необходимую информацию

Самостоятельно работают с источниками знаний и извлекают из них нужную информацию, осуществляют  мыслительные операции, оформляют результаты в виде таблицы, участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

портреты ученых

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (3ч)

6

Клетка ,ее строение химический состав , жизнедеятельность.

Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»

1

18.09.14.

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных , человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Работают с учебником, заполняют таблицу «Органоиды клетки», участвуют в коллективной беседе. Выполняют лабораторную работу.

Фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Таблица,  диск

7

Ткани и органы  человека.  Лабораторная работа № 2 «Ткани»

1

23.09.14.

Давать определения понятию ткань, называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Работают с учебником, заполняют таблицу «Типы и виды тканей», участвуют в коллективной беседе. Выполняют лабораторную работу.

Проверочная работа «Органоиды клетки, их строение и функции», письменный отчет по проделанной работе  

Таблица,  диск

8

Системы органов.

Организм.

1

25.09.14.

Давать определение понятиям : ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать системы органов. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Работают с учебником в группах, заполняют таблицу «Системы органов», участвуют в коллективной беседе

Индивидуальный опрос

таблица «Системы органов человека»

Раздел 5. Координация и регуляция (12 ч)

9

Гуморальная регуляция

1

30.09.14.

Определять сущность гуморальной регуляции, особенности работ желез внутренней секреции, отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции, роль гормонов.

Работают с различными источниками знаний, извлекая нужную информацию, оформляют  результаты логических операций в устной или письменной форме.

Проверочная работа по теме «Клеточное строение организма»

Таблицы с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы, вегетативной н.с., модель почки с надпочечником.

10

Эндокринная система. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.

1

02.10.14.

Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, желез внутренней секреции, желез внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Работают с учебником, составляют небольшие сообщения, излагают их содержание и формулируют вопросы, логически мыслят и отвечают на поставленные вопросы.

Индивидуальный опрос

Таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы  вегетативной н.с., модель почки с надпочечниками

11

Роль гормонов в обмене веществ

1

07.10.14.

Давать определение понятию: гормоны. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте , развитии и поведении организма. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Работают с учебником, составляют небольшие сообщения, излагают их содержание и формулируют вопросы, логически мыслят и отвечают на поставленные вопросы.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы  вегетативной н.с., модель почки с надпочечниками

12

Строение и значение нервной системы

1

09.10.14.

Давать определения понятию: рефлекс. Называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы

Распознавать основные отделы ц.н.с.

Выполняют проверочную работу, участвуют в коллективной беседе. Работают с учебником.

Проверочная работа по теме «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека»

Таблица, диск схема нервной системы.

13

Строение и функции спинного мозга

1

14.10.14.

Знать особенности строения спинного мозга, его функции, распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Работают с текстом учебника, участвуют в коллективной беседе

Индивидуальный опрос

Таблицы «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса»,

 диск

14-15

Строение и функции головного мозга

2

16.10.14.

21.10.14.

Знать особенности строения головного мозга, отделы, функции головного мозга Называть отделы головного мозга, функции гол-го мозга

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Головной мозг», составляют краткий конспект урока

Индивидуальный опрос работа по карточкам

 «Таблицы «Схема строения нервной системы» «Спинной мозг и схема коленного рефлекса» «Головной мозг человека», разборные модели головного мозга.

16

Полушария головного мозга.  Лабораторная работа № 3 «Безусловные рефлексы человека»,

  Лабораторная работа № 4 «Объём внимания»,  Лабораторная работа № 5 «Объём памяти при механическом и логическом запоминании»

1

23.10.14.

Знать особенности строения больших полушарий головного мозга, доли ( лобная, теменная, затылочная, височные),  аналитико-синтетическую функцию  коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Работают с текстом учебника, участвуют в коллективной беседе,  выполняют рисунки, заполняют таблицу. Выполняют лабораторную работу.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам, письменный отчет по проделанной работе.

Таблицы «Схема строения нервной системы» «Спинной мозг и схема коленного рефлекса» «Головной мозг человека», разборные модели головного мозга.

17

Обобщение по теме « Эндокринная и нервная системы»

1

28.10.14.

Самостоятельно применять полученные знания

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

Кр№1

18

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

1

30.10.14.

Знать строение органа зрения, уметь распознавать основные части в строении глаза и   зрительного анализатора

Работают с учебником, в группах, заполняют таблицу «Строение глазного яблока»

Фронтальный опрос

Таблица диск, модель глаза

19

Анализаторы слуха и равновесия

1

11.11.14.

Знать особенности строения названных органов, их функции.

Использовать знания для соблюдения мер профилактики

Работают с учебником, в группах, заполняют таблицу «Строение и функции органа слуха»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица , диск, модель уха

20

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние . Вкус.

1

13.11.14.

Давать определения понятиям: орган обоняния, рецептор, анализатор. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния. Осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль анализаторов и органов чувств в жизни человека.

Самостоятельно изучают текст  учебником, работают в группах, участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица.диск

Раздел 6. Опора и движение (8ч)

21

Кости скелета

1

18.11.14.

Знать строение . химический состав и типы соединения костей. Определять значение аппарата опоры и движения. Распознавать части опорно–двигательного аппарата. Уметь показывать на своем теле или модели скелета основные кости.

Самостоятельно работают с текстом учебника, участвуют в обсуждении прочитанного.

Проверочная работа по теме «Анализаторы».

Модель скелета млекопитающего и человека, таблица, диск

22

Строение скелета головы и туловища

1

20.11.14.

Знать особенности строения скелета головы и туловища, распознавать основные части скелета

Самостоятельно работают с текстом учебника, участвуют в обсуждении прочитанного.

Индивидуальный опрос

Модель скелета, модель « челюсти с зубами» таблица, диск

23

Строение скелета конечностей.  Лабораторная работа № 6 «Свойства костей. Химический состав костей».

1

25.11.14.

Знать строение и функции частей скелета, называть особенности скелета конечностей человека в сравнении с млекопитающими

Самостоятельно работают с текстом учебника, участвуют в обсуждении прочитанного. Выполняют лабораторную работу.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе.

Таблица, модель скелета, диск, модель локтевого сустава

24

Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика.  Лабораторная работа № 7 «Выявление нарушения осанки»,

Лабораторная работа № 8 «Выявление гибкости позвоночника».

1

27.11.14.

Знать цели доврачебной помощи и мерах первой помощи при травмах. Уметь оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах суставов, переломах костей

Заполняют таблицу «Первая помощь при растяжениях, вывихах, переломах». Упражняются в наложении шин и повязок. Выполняют лабораторную работу.

Работа по карточкам, письменный отчет по проделанной работе.

Таблица   « Травмы», модель скелета

25

Мышцы. Общий обзор.

1

02.12.14.

Знать морфологию строения мышц, основные группы мышц и их предназначение, механизм работы мышц.

 Выступают с сообщениями по теме «Заболевания опорно-двигательной системы». Самостоятельно работают с текстом и рисунками учебника,анализируют текст, логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в таблицу «Мышцы человека»

Индивидуальный опрос.

Модели скелета и торса человека, таблица «Скелетные мышцы», микроскопы, микропрепараты мышечных тканей

26

Работа мышц.

1

04.12.14.

Раскрывать  сущность биологического процесса работы мышц.

Работают с текстом учебника в малых группах. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос.

Диск, Таблицы «Скелетные мышцы», портрет Сеченова И.С.,

27

Нарушение осанки, плоскостопие

1

09.12.14.

Знать признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Коррекция. Предупреждение плоскостопия.

Работают с текстом учебника.  Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос. Работа по карточкам

Таблица , диск

28

Обобщение по теме

 «Опорно - двигательная система»

1

11.12.14.

Уметь применять полученные знания на практике

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К.р. №2

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3ч)

29-30

Внутренняя среда организма . Значение крови и ее состав. Лабораторная работа № 9 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

2

16.12.14.

18.12.14.

Называть составляющие крови, составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Самостоятельно работают с учебником; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме в виде таблицы «Форменные элементы крови». Выполняют лабораторную работу.

Фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе.

Таблица, диск, муляж «Строение кровеносной системы»

31

Как наш организм защищается от инфекции. Иммунитет.

1

23.12.14.

Давать определение  понятия иммунитет. Объяснять проявление иммунитета.  Знать виды  иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия. Знать значение переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Составляют схему «Виды иммунитета»,  работают с текстом учебника, участвуют в коллективной беседе.

Проверочная работа «Внутрен

няя среда организма»

 Диск,  таблица «Кровь», портреты И.И. Мечников, Пастер.

Раздел 8. Транспорт веществ в организме (5ч)

32

Органы кровообращения

1

25.12.14.

Давать определение понятиям: аорта, артерия, капилляры, вены. Объяснять,  как происходит движение крови и лимфы в организме, каково значение этого процесса.

Самостоятельно работают с текстом учебника, оформляют результаты логических операций в устной и письменной формах.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

Таблица «Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце» модель сердца», диск

33-34

Работа сердца

2

13.01.15.

15.01.15.

Знать стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности регуляции работы сердца: автоматизм, нервная и гуморальная регуляции. Называть признаки, особенности строения биологических объектов- кровеносных сосудов.

Самостоятельно работают с учебником; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тестовая проверочная работа «Органы кровообращения»

 Таблицы «Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца», муляжи сердца, диск.

35-36

Движение крови по сосудам.  Лабораторная работа № 10 «Подсчет пульса в разных условиях»

2

20.01.15.

22.01.15.

Объяснять что такое кровяное давление, в каких отделах кровеносной системы оно больше, а где наименьшее, причины изменения кровяного давления и движения крови по организму, что такое пульс, скорость движения крови в отделах к.с. особенности движения крови по венам, особенности работы лимфатической системы.

Подсчитывают пульс, измеряют артериальное давление, самостоятельно работают с текстом и рисунками учебника, логически мыслят: сравнивают, анализируют, обобщают и делают выводы. Выполняют лабораторную работу.

биологический диктант, проверочная работа по теме «Транспорт веществ в организме», письменный отчет по проделанной работе.

 Диск, секундомер, тонометр, таблицы «Круги кровообращения»,«Лимфообращение»

Раздел 9. Дыхание (6ч)

37

Строение органов дыхания

1

27.01.15.

Называть особенности строения органов дыхания. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Самостоятельная работа учащихся с текстом, , участие в коллективной беседе, работа в малых группах по заполнению таблицы «Органы дыхания»

Фронтальный опрос,

Диск, таблица «Органы дыхания человека», муляж гортани, рельефная таблица «Органы дыхания»

38-39

Газообмен в легких и тканях.

2

29.01.15.

03.02.15.

 Знать особенности газообмена в лёгких и тканях. Давать понятие о жизненной ёмкости лёгких, сущности дыхательных движений. Характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; сущность биологического процесса дыхания.

Самостоятельно работают с учебником; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Индивидуальный опрос

 диск, модель гортани, таблицы «Органы дыхания, гортань. Органы полости рта при дыхании и глотании»

40

Гигиена дыхания

1

05.02.15.

Сформировать представления о заболеваниях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к воздушной среде, правилах дыхания. Объяснять необходимость проветривания в жилых помещениях. Уметь оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности. Обосновывать вредное воздействие курения.

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу, участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы «Органы дыхания» «Гигиена дыхания»

41

Первая помощь при поражении органов дыхания

1

10.02.15.

Сформировать представление об оказании первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Отрабатывают навык оказания первой помощи утопающему

Индивидуальный опрос

Таблица «Органы дыхания»

42

Обобщение знаний по теме  «Дыхание и транспорт веществ»

1

12.02.15.

Выполняют тестовые задания  в тетрадях для контрольных работ

К.Р.№ 3

Раздел 10. Пищеварение (6ч)

43

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

1

17.02.15.

Давать определения понятиям пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты. Объяснять роль питательных веществ в организме,  функции пищеварительной системы;

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Фронтальный опрос

Таблица «Схема строения органов пищеварения», диск

44

Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа № 11 «Строение ротовой полости»,  Лабораторная работа № 12 «Действие слюны на крахмал»

1

19.02.15.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, условный рефлекс.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Выполняют лабораторную работу.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе.

диск, таблица «Схема строения органов пищеварения»

45

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа № 13 «Пищеварение в желудке».

1

24.02.15.

Знать строение желудка и кишечника; процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока и условия их активности. Объяснять роль поджелудочной железы, печени, кишечных желёз; особенности всасывания питательных веществ. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме в виде таблицы «Органы и процессы пищеварения». Выполняют лабораторную работу.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам,

письменный отчет по проделанной работе.

Таблица «Схема строения органов пищеварения», диск

46

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

26.02.15.

Уметь характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.  Знать строение желудка и кишечника; процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока и условия их активности. Объяснять роль поджелудочной железы, печени, кишечных желёз; особенности всасывания питательных веществ. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме в виде таблицы

Индивидуальный опрос

Таблица , диск

47

Гигиена питания. Профилактика заболевания органов пищеварения

1

03.03.15.

Объяснять необходимость  соблюдении мер профилактики заболеваний органов пищеварения.

Выступление с сообщениями по текущей теме, выполнение теста «Не слишком ли много жира вы едите»

Индивидуальный опрос

Презентация учителя

48

Обобщение знаний по теме « Пищеварения»

1

05.03.15.

Уметь самостоятельно использовать полученную  ранее информацию

Выполнение тестовых заданий в тетради для контрольных работ

К.р.№4

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2ч)

49

Пластический и энергетический обмен

1

10.03.15.

Сформировать представление о пластическом энергетическом обмене.

Работа с текстом учебника в малых группах, участие в коллективной беседе.

Фронтальный опрос, взаимопроверка в малых группах

Таблицы «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения», диск

50

Витамины

1

12.03.15.

Называть основные группы витаминов, их роль в организме, содержание в пище. Объяснять  значение  витаминов, содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме в виде таблицы «Витамины»

Биологический диктант

Таблица «Суточные нормы витаминов».

Раздел 12. Выделение (2ч)

51

Строение и работа почек

1

17.03.15.

Знать анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы; Объяснять значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Фронтальный опрос

Таблица «Органы выделения человека», диск

52

Предупреждение заболевания почек . Питьевой режим

1

19.03.15.

Знать основные методы  профилактики заболеваний выделительной системы. Объяснять роль гигиены питания, питьевого и солевого режима на функционирование органов выделения.

Изучают текст в учебнике, выступают с подготовленными заранее сообщениями по теме «Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

  Таблица «Органы выделения человека», диск

Раздел 13. Покровы тела (4ч)

53

Строение и функции кожи

1

31.03.15.

Называть строение кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи. Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  в учебнике

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Индивидуальный опрос

Таблица «Строение кожи» , диск

54

Роль кожи в терморегуляции организма

1

02.04.15.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Уметь объяснять механизм терморегуляции; оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Строение кожи» , диск

55

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

1

07.04.15.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Уметь объяснять механизм терморегуляции; оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Индивидуальный опрос

Таблица , диск

56

Обобщение по темам « Обмен веществ. Выделение . Кожа.»

1

09.04.15.

Уметь самостоятельно использовать информацию полученную ранее

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К.р.№5

Таблица , диск

Раздел 14. Размножение и развитие (3ч)

57

Половая система человека

1

14.04.15.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Объяснять причины наследственности.

Поисковая работа с текстом учебника по объяснению определений, заполнение таблицы «Половое и бесполое размножение», участие в коллективной беседе

Таблица , диск

58

Оплодотворение и развитие зародыша

1

16.04.15.

Характеризовать сущность процесса размножения и развития человека. Давать определение понятиям: размножение , оплодотворение.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Биологический диктант

Таблица , диск

59

Развитие человека . Возрастные процессы

1

21.04.15.

Характеризовать календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Самостоятельно работают с текстом  и рисунками, данными в  учебнике; логически мыслят и оформляют результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Работа по карточкам и взаимопроверка

Таблица , диск

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (7ч)

60

Рефлекторная деятельность нервной системы

1

23.04.15.

Характеризовать особенности работы головного мозга, биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Называть принцип работы нервной системы.

Выступают с подготовленными заранее сообщениями по темам «Сеченов- отец русской  физиологии», «Павлов-великий физиолог», самостоятельно работают с текстом учебника

Фронтальный опрос

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга» «Строение головного мозга» Портреты Сеченова И.М., И.П. Павлова, диск

61

Врожденные и приобретенные формы поведения

1

28.04.15.

Давать определение понятиям: безусловный рефлекс, условный рефлекс. Сущность регуляции жизнедеятельности организмов.

Работают с тексом учебника, заполняют таблицу «Рефлексы и их сравнение»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга» «Строение головного мозга» Портреты Сеченова И.М., И.П. Павлова.диск

62

Биологические ритмы бодрствование и сон

1

30.04.15.

Раскрывать биологическое значение чередования сна и бодрствования; прослеживать расстройства, возникающие  у человека, фазы сна и их характеристики. Характеризовать значение сна для организма человека.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Индивидуальный опрос

Таблица , диск

63

Сознание. Мышление и речь.

1

05.05.15.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.(речь, мышление и их значение)

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Индивидуальный опрос

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга человека», портрет И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

64

Познавательные процессы и интеллект

1

07.05.15.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Индивидуальный опрос

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга человека», портрет И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

65

Память

1

12.05.15.

Характеризовать особенности психики человека, осмысленность восприятия, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Виды памяти.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Индивидуальный опрос

Таблица , диск

66

Эмоции и темперамент

1

14.05.15.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности как физиологические основы эмоций.

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Индивидуальный опрос

Таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга человека», портрет И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Раздел 16. Человек и его здоровье (3ч)

67

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание.

1

19.05.15.

Объяснять зависимость здоровья человека от его двигательной активности. Знать значение процедур закаливания для организма человека

Самостоятельно работать с текстом  и рисунками данными  учебнике, дополнительной литературой, оформлять результаты в устной и письменной форме, выступать с сообщениями.

Индивидуальный опрос

Таблица , диск

68

Итоговая контрольная работа

1

21.05.15.

Уметь применять полученные знания на практике

Выполняют итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»

К. Р. № 6

69

Гигиена человека.

1

26.05.15.

Сформировать представление о необходимости соблюдения основных гигиенических правил и норм. Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Участвуют в коллективной беседе, выступают с сообщениями по заданной теме.

Фронтальный опрос

Таблица , диск

70

Повторение за курс  «Биология. Человек»

1

28.05.15.

Участвуют в коллективной беседе.

Фронтальный опрос

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл/ Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. – Дрофа 2012 г.

2. Учебник «Биология. Человек. 8 класс», Н.И. Сонин., Сапин. – Дрофа 2013 г.

3. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Сапина. Биология  «Человек»

4. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»

Мультимедийная поддержка курса:

 1. Биология. Человек. (диск)

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. мультимедийный проектор

3. Экран

4. Цифровые микроскопы

Другое :

1. Таблицы

2. Муляжи

3. Коллекции

8. Результатыосвоения  учебного предмет биология в 8 классе и система его оценки

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе.зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организм

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных работ

Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.

Если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

При выставлении четвертной отметки учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех контрольных и лабораторных работ.

Годовая отметка по биологии в 5 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету. В спорных случаях берутся во внимание результаты контрольных работ, а также последние оценки, полученные на итоговых уроках.

Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных,

 годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовая отметка

5

4

5

4

5

5

5

4

4

4

4

4

5

5

5

4

5

4

5

5

5

4

4

5

5

4

5

5

4

5

4

3

4

3

4

4

4

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

3

4

4

3

4

4

3

4

3

3

2

2

2

2

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

2

2

СОГЛАСОВАНО                                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                         Заместитель директора поУВР

методического совета                                                      _____________________Ф.И.О.

МБОУ СОШ №                                                                                 подпись

от ____________    20__года № ___                                        ___________20_____года

_________        ________________                                                       дата

                              подпись руководителя МС                Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...