Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_biologiya.docx | 82.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Заветинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Федосеевской СОШ
Приказ от_________№______
______________(Мудрая В.Ф.)
Рабочая программа
по биологии
Уровень общего образования: основное общее образование (7 класс)
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 66 часов в год; в неделю 2 часа
Учитель: Серова Наталья Юрьевна
Программа разработана на основе:
- авторской программы по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина (М. «Дрофа», 2011 г)
БИОЛОГИЯ
7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по _____биологии___в7 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- «Образовательной программой основного общего образования» на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №__98___
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.
на основании:
- примерной программы основного общего образования по направлению «Биология»,
- авторской программы по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина.(М. «Дрофа», 2011г)
- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской СОШ;
-календарного учебного графика МБОУ Федосеевской СОШ на 2014-2015 учебный год.
Цели изучения биологии в 7 классе:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
Задачи:
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения
Методы и формыобучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологиина данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии.
3. Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП-2004 для основного общего образования на изучение биологии в 7 классе отводится 70 учебных часов в год, из расчета 2 часа в неделю всего 35 недель. С учетом праздничных дней:23.02.15г., 09.03.15 г., 01.05.15г., 04.05.15г рабочая программа составлена на 66 часов.
4. Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать основные понятия: безъядерные (прокариотические) клетки; эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро; клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Учащиеся должны уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом; характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах; приводить примеры распространенности прокариот.
Раздел 2. Царство Грибы (5 часов)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов[1]. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы[2], особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать основные понятия: царства живой природы; доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии; эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Учащиеся должны уметь: объяснять строение грибов и лишайников; приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
Лабораторные работы:
№1 «Строение плесневого гриба мукора»
№2 «Строение дрожжей»
№3 «Строение шляпочных грибов»
Раздел 3. Царство Растения (20 часов)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать основные понятия: растительный организм; низшие растения; отделы растений; зеленые, бурые и красные водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит; голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит; высшие растения; отделы растений; покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
Учащиеся должны уметь: объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
Лабораторные работы:
№ 4 «строение растительной клетки»
№5 «Изучение внешнего строения водорослей».
№ 6 «Строение мха кукушкин лён»
№ 7 «Строение хвои сосны»
Раздел 4. Царство Животные (34 часа)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы.Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: основные понятия: животный организм; одноклеточные животные; многоклеточные животные; систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация; основные типы червей, их классификация; лучевая и двусторонняя симметрия; вторичная полость тела (целом); моллюски; смешанная полость тела; систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек; тип Хордовые; внутренний осевой скелет, вторичноротость;надкласс Рыбы; хрящевые и костные рыбы; приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела; класс Земноводные; бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания; класс Пресмыкающиеся; многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи; приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания; класс Птицы; многообразие птиц; приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания; класс Млекопитающие; многообразие млекопитающих.
Учащиеся должны уметь: объяснять особенности животного организма; приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах; объяснять особенности организации многоклеточного животного организма; приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах; приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах; объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей;приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах; объяснять особенности организации моллюсков; приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах; объяснять особенности организации членистоногих; приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах; объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении; объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении;объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами; объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями; объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.
Лабораторные работы:
№8 «Строение эвглены зелёной»
№9 «Внешнее строение дождевого червя» работа
№ 10 «Строение раковины моллюска»
№ 11 «Внешнее строение речного рака»
№ 12 «Внешнее строение насекомого»
№ 13 «Внешний вид птицы».
Раздел 5. Царство Вирусы (1 час)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать понятия: вирус, бактериофаг; взаимодействие вируса и клетки; вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Учащиеся должны уметь: объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
5. Тематическое планирование
Разделы программы | Основное содержание программы | Основные виды деятельности | |
Лабораторные работы | Контрольные работы | ||
Введение | Мир живых организмов. Уровни организации живых организмов. Основные положения учения Ч. Дарвина. Систематика – наука о разнообразии и классификации живых организмов. | - | - |
Царство Прокариоты | Общая характеристика. Происхождение. ПодцарствоАрхебактерии. Подцарство настоящие бактерии. Подцарствооксифотобактерии. | - | - |
Царство Грибы | Общая характеристика царства грибов Отделы : Настоящие грибы, Оомицеты. Отдел Лишайники. | №1 «Строение плесневого гриба мукора» №2 «Строение дрожжей» №3 «Строение шляпочных грибов» | Контрольная работа №1 по теме «Прокариоты. Грибы.» |
Царство Растения | Общая характеристика царства растений. Водоросли как древнейшая группа растений. Отделы водорослей: Зелёные, Красные. Отдел Бурые водоросли. Классификация высших растений. Отдел Моховидные. Отделы Плауновидные, хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных, их многообразие. Строение покрытосеменных. Размножение покрытосеменных. Класс однодольные. Класс двудольные. | № 4 «Строение растительной клетки» №5 «Изучение внешнего строения водорослей». № 6 «Строение мха кукушкин лён» № 7 «Строение хвои сосны» | Контрольная работа № 2 по теме «Низшие растения» Контрольная работа № 3 «Отделы моховидные, плауновидные, папоротниковидные, голосеменные» Контрольная работа № 4 «Царство растений» |
Царство Животные | Общая характеристика царства животных Особенности организации одноклеточных или простейших. Особенности организации многоклеточных. Губки. Особенности организации кишечнополостных Многообразие кишечнополостных, их значение Особенности организации плоских червей Плоские черви- паразиты Тип круглые черви, особенности организации Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Многообразие кольчатых червей, классы многощетинковые и малощетинковые Особенности организации моллюсков, их строение, происхождение, многообразие. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Класс паукообразные Класс насекомые. Особенности строения, размножения и развития. Многообразие насекомых, их роль в природе Обобщение по теме «Тип членистоногие» Тип хордовые. Бесчерепные животные Класс рыбы Класс земноводные Класс пресмыкающиеся Класс птицы. Особенности организации птиц связанные с полетом. Экологические группы птиц. Класс млекопитающие. Особенности строения , жизнедеятельности Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности Обобщение «Особенности организации животных , их роль в природе» | №8 «Строение эвглены зелёной» №9 «Внешнее строение дождевого червя» работа № 10 «Строение раковины моллюска» № 11 «Внешнее строение речного рака» № 12 «Внешнее строение насекомого» № 13 «Внешний вид птицы». | Контрольная работа № 5 «Тип членистоногие» Контрольная работа № 6 «Итоговая за год» |
Вирусы | Царство вирусы | - | - |
6. Календарно-тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
7 класс
Биология. Многообразие живых организмов.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Требования к результату | Виды деятельности, формы работы | Виды контроля | Оборудование, литература | |
Введение 3ч | ||||||||
Мир живых организмов. Уровни организации живых организмов. | 1 | 01.09.14 | Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации живых организмов. | Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека. | Фронтальный опрос. | Табл. Клетка. Схема уровней организаций. | ||
2 | Основные положения учения Ч. Дарвина | 1 | 05.09.14 | Знать о многообразии видов, уметь объяснить механизм образования видов: приводить примеры различных видов. | Знакомятся с основными положениями учения Ч. Дарвина. Работают с учебником. | Индивидуальный опрос | Портрет Ч. Дарвина, таблицы: искусственный отбор, изменчивость. | |
3 | Систематика – наука о разнообразии и классификации живых организмов. | 1 | 08.09.14 | Знать о многообразии видов, о науке систематике: уметь объяснить по каким признакам классифицируются живые организмы: приводить примеры классификации живых организмов | Работают с текстом учебника, делают записи в тетрадях. | Фронтальный опрос | Таблица «Классификация живых организмов», карточки для составления классификации | |
Раздел 1: «Царство прокариоты» 3ч | ||||||||
4 | Общая характеристика. Происхождение. ПодцарствоАрхебактерии. | 1 | 12.09.14 | Называть признаки царства, раскрывать строение, жизнедеятель-ность, роль в природе для человека | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, работают со схемами. | Фронтальный опрос | Таблицы,микропрепараты «бактерии». | |
5 | Подцарство настоящие бактерии | 1 | 15.09.14 | Знать особенности организации и жизнедеятельности прокариот: уметь определять представителей прокариот по рисункам: определять значение организмов в жизни человека | Делают зарисовки этапов размножения в тетрадях, выбирают в тексте основные характеристики настоящих бактерий. Участвуют в коллективной беседе. | Индивидуальный опрос. Работа по карточкам. | Таблицы, микропрепараты | |
6 | Подцарствооксифотобактерии | 1 | 19.09.14 | Знать об особенностях строения и жизнедеятельности оксифотобактерий: уметь сравнивать с другими видами бактерий: определять значимость Оксифотобактерий | Работают с учебником, участвуют в коллективной беседе. | Индивидуальный опрос. Работа по карточкам. | «цветущая» вода | |
Раздел 2: «Царство грибы» 5ч | ||||||||
7 | Общая характеристика царства грибов | 1 | 22.09.14 | Знать признаки царства, раскрывать строение. Жизнедеятельность грибов, сравнивать с клетками бактерий, находить усложнения, Обосновывать роль грибов. | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, выделяют главное в тексте. | Проверочная работа по теме «Бактерии» | Таблицы, коллекции, муляжи, гербарии грибов | |
8 | Отделы : Настоящие грибы, Оомицеты. | 1 | 26.09.14 | Знать о представителях отдела настоящие грибы: уметь объяснить особенности строения настоящих грибов: сравнивать, анализировать | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, выделяют главное в тексте | Словарный диктант | Гебарий спорыньи и головни, шляпочные грибы-муляжи,препаратмукор. | |
9 | Лабораторные работы: №1 «Строение плесневого гриба мукора» №2 «Строение дрожжей» №3 «Строение шляпочных грибов» | 1 | 29.09.14 | Знать о представителях отдела настоящие грибы: уметь объяснить особенности строения настоящих грибов: сравнивать, анализировать | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Плесневый гриб, дрожи, шляпочные грибы. Лупы, микроскоп, м/пр. | |
10 | Отдел Лишайники. | 1 | 03.10.14 | Знать особенности лишайников как симбиотических организмов, строение, питание, размножение, роль в природе, практическое применение. Узнавать лишайники на таблицах, классифицировать их. Доказывать взаимозависимое существование водоросли и гриба. | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, выделяют главное в тексте | Индивидуальный опрос | Коллекции лишайников | |
11 | Контрольная работа: «Царства прокариоты, грибы» | 1 | 06.10.14 | Уметь применять полученные знания на практике в самостоятельной работе. | К.р. №1 | |||
Раздел 3: «Царство растения» 20 ч | ||||||||
12 | Общая характеристика царства растений. Лабораторная работа №4 «Строение растительной клетки» | 1 | 10.10.14 | Знать признаки царства, отделов классов растений; раскрывать строение, жизнедеятельность; сравнивать клетки растений с клетками др. царств; | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Схема «древо» растений, гербарии, живые растения, таблицы разных подцарств. | |
13 | Водоросли как древнейшая группа растений. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения водорослей». | 1 | 13.10.14 | Знать характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений. Называть признаки отличия их от бактерий, грибов, лишайников. Уметь проводить наблюдения, сравнивать, делать выводы, работать с микроскопом. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Гербарий разных водорослей | |
14 | Отделы водорослей: Зелёные, Красные | 1 | 17.10.14 | Знать о многообразии водорослей: охарактеризовать особенности строения водорослей: определять значение водорослей. | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, выделяют главное в тексте | Индивидуальный опрос | Гербарии, пресноводные нитчатые водоросли, микроскоп,м/п. | |
15 | Отдел Бурые водоросли | 1 | 20.10.14 | Знать о многообразии водорослей: охарактеризовать особенности строения водорослей: определять значение водорослей | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, выделяют главное в тексте | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | гербарии, таблица «Водоросли» | |
16 | Контрольная работа I четверть | 1 | 24.10.14 | Уметь применять полученные знания на практике | К/р.№2 | |||
17 | Классификация высших растений. Отдел Моховидные. Лабораторная работа №6 «Строение мха кукушкин лён» | 1 | 27.10.14 | Знать особенности организации высших растений, многообразие видов высших растений, общие признаки основных отделов, ткани, органы, этапы развития высших растений. Распознавать высшие растения по рисункам. Уметь анализировать и обобщать информацию. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Схема классификации высших растений, гербарии мхов, натуральные объекты. | |
18 | Отделы Плауновидные, хвощевидные | 1 | 31.10.14 | Знать особенности строения и жизнедеятельности плаунов, их роль в природе, значение для человека, многообразие, распространение. Уметь сравнивать строение плаунов с более низшими растениями. | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, выделяют главное в тексте | Фронтальный опрос, работа по карточкам. | Гербарии, м/п, микроскопы | |
19 | Отдел Папоротниковидные | 1 | 10.11.14 | Знать особенности организации, размножения и развития папоротниковидных; уметь сравнивать, делать выводы. | Работают с учебником, делают записи в тетрадях, выделяют главное в тексте | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | Гербарии, таблицы, м/п., микроскопы | |
20 | Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа № 7 «Строение хвои сосны» | 1 | 14.11.14 | Знать особенности строения голосеменных, особенности жизнедеятельности, происхождения, происхождение, многообразие. Уметь узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой. Работать с гербариями. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Коллекция шишек, гербарии, м/п., микроскопы, динамическое пособие | |
21 | Контрольная работа «Отделы моховидные, плауновидные, папоротниковидные, голосеменные» | 1 | 17.11.14 | Уметь самостоятельно применять полученную ранее информацию. | К/ р №3 | |||
22 | Общая характеристика покрытосеменных, их многообразие | 1 | 21.11.14 | Знать строение, размножение, развитие покрытосеменных, их происхождение, особенности и разнообразие побеговой системы. Уметь объяснять причины многообразия покрытосеменных растений | Работают с текстом учебника, делают записи в тетради. Обобщают, сравнивают. | Фронтальный опрос. | Натуральные объекты однодольных, двудольных растений; гербарии. | |
23-24 | Строение покрытосеменных | 2 | 24.11.1428.11.14 | Знать строение, размножение, развитие покрытосеменных, их происхождение, особенности и разнообразие побеговой системы. Уметь объяснять причины многообразия покрытосеменных растений | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. | Индивидуальный опрос, работа по карточкам. | Срез дерева, таблицы, м/п., микроскопы, коллекции и натуральные плоды | |
25-26 | Размножение покрытосеменных | 2 | 01.12.1405.12.14 | Знать значение размножения для покрытосеменных, особенности полового и бесполого способов размножения, сущность двойного оплодотворения. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. | Проверочная работа «Размножение покрытосеменных» | Таблицы, гербарии, натуральные объекты | |
27 | Класс однодольные | 1 | 08.12.14 | Знать признаки класса однодольных ; их роль в природе. Узнавать изученные объекты | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике | Индивидуальный опрос | Гербарии, натуральные объекты, семена пшеницы, лупы | |
28-29 | Класс двудольные | 2 | 12.12.1415.12.14 | Знать признаки класса двудольных ; их роль в природе. Узнавать изученные объекты | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике | Индивидуальный опрос | Гербарии, таблицы, плоды, натуральные объекты. | |
30 | Обобщение по теме: «Подцарство высшие растения» | 1 | 19.12.14 | Знать уровни организации живых организмов; характерные признаки живых организмов; черты сходства и различия растений, грибов, бактерий. | Обобщают полученные знания, анализируют, сравнивают, работают с учебником, участвуют в коллективной беседе. | Фронтальный опрос | Гербарии, таблицы, плоды, натуральные объекты. | |
31 | Контрольная работа за II четверть «Царство растений» | 1 | 22.12.14 | Уметь применять полученные знания в ходе самостоятельной работы по вопросам. | К.р.№4 | |||
Раздел 4: «Царство животных» 34ч | ||||||||
32 | Общая характеристика царства животных | 1 | 26.12.14 | Знать особенности строения и жизнедеятельности животных; многообразие видов, распространение и заселение различных сред жизни. Уметь классифицировать , анализировать, доказывать различие и родство между растениями и животными. | Работают с учебником, выделяют в тексте главное, составляют опорный конспект. Участвуют в коллективной беседе. | Фронтальный опрос | Диск, таблицы | |
33-34 | Особенности организации одноклеточных или простейших. Лабораторная работа №8 «Строение эвглены зелёной». | 2 | 12.01.1516.01.15 | Знать особенности строения и жизнедеятельности простейших, их значение и многообразие. Уметь сравнивать, обосновывать отличительные черты строения одноклеточных. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Таблицы одноклеточ-ных, диск, вл.преп. | |
35 | Особенности организации многоклеточных. Губки. | 1 | 19.01.15 | Знать уровни организации многоклеточных, особенности их происхождения, строения и жизнедеятельности. Знать значение губок. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях. | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | Таблицы, чучела, диск. | |
36 | Особенности организации кишечнополостных | 1 | 23.01.15 | Знать систематику типа Кишечнополостных, отличительные особенности представителей различных классов; этапы развития гидры, особенности размножения. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | Таблицы гидры, кишечнополостные. | |
37 | Многообразие кишечнополостных, их значение | 1 | 26.01.15 | Знать многообразие кишечнополостных, их значение в природе, практическое значение для человека. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Индивидуальный опрос | Вл.преп. медуз, табл. | |
38 | Особенности организации плоских червей | 1 | 30.01.15 | Знать особенности строения, отмечать усложнения; многообразие видов, классификацию. Узнавать представителей изученных групп плоских червей. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | тестовая работа «Кишечнополостные» | Таблицы, диск | |
39 | Плоские черви- паразиты | 1 | 02.02.15 | Знать особенности строения, жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви; черты приспособленности к паразитизму. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Индивидуальный опрос | Таблицы, диск | |
40 | Тип круглые черви, особенности организации | 1 | 06.02.15 | Знать особенности организации и жизнедеятельности круглых червей, многообразие видов круглых червей; черты приспособленности аскариды к паразитическому образу жизни. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Индивидуальный опрос | Вл. преп, таблицы | |
41 | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Лабораторная работа №9 «Внешнее строение дождевого червя». | 1 | 09.02.15 | Знать особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Таблицы, дождевой червь | |
42-43 | Многообразие кольчатых червей, классы многощетинковые и малощетинковые | 2 | 13.02.15 16.02.15 | Знать приспособленность к среде обитания у представителей разных классов. Узнавать кольчатых червей , сравнивать их между собой, обосновывать принадлежность к своему классу. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | тестовая проверочная работа «Типы червей» | Диск, таблицы, экциклопедии, справочники | |
44-45 | Особенности организации моллюсков, их строение, происхождение, многообразие. Лабораторная работа № 10 «Строение раковины моллюска». | 2 | 20.02.15 27.02.15 | Знать особенности происхождения строения, жизнедеятельности моллюсков. Особенности основных классов. Уметь узнавать изученные виды. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Вл.преп, раковины, таблицы | |
46-47 | Тип членистоногие. Класс ракообразные. Лабораторная работа № 11 «Внешнее строение речного рака» | 2 | 02.03.1506.03.15 | Знать строение, особенности жизнедеятельности членистоногих; многообразие видов, происхождение. Уметь работать с текстом , дополнительной литературой. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Табл, вл.преп, коллекция членистоногих | |
48 | Класс паукообразные | 1 | 13.03.15 | Знать особенности строения и жизнедеятельности связанные с наземной средой обитания, происхождение, значение в природных биогеоценозах, многообразие; представителей классов Паукообразных. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Индивидуальный опрос | Табл, вл.преп, диск | |
49-50 | Класс насекомые. Особенности строения, размножения и развития. Лабораторная работа № 12 «Внешнее строение насекомого» | 2 | 16.03.15 20.03.15 | Особенности строения и размножения насекомых; многообразие видов; распространение ;заселение всех основных сред обитания. Уметь узнавать изученных животных на таблицах, сравнивать между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Коллекция, таблицы | |
51 | Многообразие насекомых, их роль в природе | 1 | 30.03.15 | Знать представителей разных классов насекомых; особенности первичнобескрылых и крылатых насекомых; их роль в различных природных сообществах. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Фронтальный опрос | Коллекции, таблицы, диск | |
52 | Обобщение по теме «Тип членистоногие» | 1 | 03.04.15 | Уметь самостоятельно применять полученные знания на практике. | Выполняют контрольную работу | К.р.№5 | ||
53 | Тип хордовые. Бесчерепные животные | 1 | 06.04.15 | Знать особенности строения и жизнедеятельности классификацию хордовых; бесчерепных как наиболее низкоорганизованных позвоночных. Уметь систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Фронтальный опрос | Чучела, энциклопедия. Диск. | |
54-55 | Класс рыбы | 2 | 10.04.15 13.04.15 | Знать особенности организации рыб как водных позвоночных, их многообразие и классификацию. Уметь узнавать изученные объекты, обосновывать особенности их строения, связанные со средой обитания. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | Чучела, скелет, таблицы | |
56-57 | Класс земноводные | 2 | 17.04.15 20.04.15 | Знать особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде; происхождение; распространение. Знать ароморфозы, усложнение внутренних органов. Уметь сравнивать.анализировать, делать выводы. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Ср.р. «Рыбы. Земноводные» | Табл, вл.преп., скелет, диск | |
58-59 | Класс пресмыкающиеся | 2 | 24.04.15 27.04.15 | Знать особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых наземных позвоночных; их происхождение; распространение. Уметь объяснять роль климата в эволюции живых организмов. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Фронтальный опрос | Табл, чучела | |
60 | Класс птицы. Особенности организации птиц связанные с полетом. Экологические группы птиц. Лабораторная работа № 13 «Внешний вид птицы». | 1 | 08.05.15 | Знать особенности строения, жизнедеятельности, распространение; происхождение; систематику птиц. Уметь сравнивать с представителями других классов живых организмов. | Работают с учебником, обобщают, сравнивают, делают выводы. Работают в тетрадях. | Тестовая работа «Пресмыкающиеся» | Чучела, перья, скелет, таблицы, | |
61 | Класс млекопитающие. Особенности строения , жизнедеятельности | 1 | 11.05.15 | Знать особенности строения систем органов, их усложнение. Роль птиц в природных сообществах | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе | Скелет, табл, диск | |
62-63 | Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности | 2 | 15.05.15 18.05.15 | Знать прогрессивные черты строения , сходство с пресмыкающимися. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Тестовая работа «Пресмыкающиеся и птицы» | Чучела, картины, скелет, табл. | |
64 | Обобщение «Особенности организации животных , их роль в природе» | 1 | 22.05.15 | Совершенствовать умение обосновывать принадлежность организма к определенному таксону. Уметь сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике, делают записи в тетрадях | Фронтальный опрос, работа по карточкам | Модели головного мозга, табл., диск | |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | 25.05.15 | Уметь самостоятельно использовать полученные ранее знания. | Выполняют тестовую работу | К/р № 6 | ||
Раздел 5 «Вирусы» 1 ч | ||||||||
66 | Царство вирусы | 1 | 29.05.15 | Знать специфичность вирусов. | Работают с учебником, делают записи в тетрадях. | Индивидуальный опрос | Табл, плакаты о СПИДе, диск |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл/ Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. – Дрофа 2012 г.
2. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – Дрофа 2013 г.
3. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонина Биология «Многообразие живых организмов»
4. Рабочая тетрадь к учебнику Биология « Многообразие живых организмов»
Мультимедийная поддержка курса:
1. Биология « Многообразие живых организмов». (диск)
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. мультимедийный проектор
3. Экран
4. Цифровые микроскопы
Другое :
1. Таблицы
2. Муляжи
3. Коллекции
8. Результаты освоения учебного предмета биология в 7 классе и система его оценки
Требования к уровню подготовки обучающихся 7класса
Учащиеся должны знать:
– основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы;
– иерархию основных систематических категорий;
– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;
– о сравнительном методе, как важнейшем методе научного познания (на примере биологии);
– о роли бактерий в природе и жизни человека;
– о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов;
– о роли грибов в природе и жизни человека;
– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;
– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
– особенности растительной клетки;
– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
– об особенностях жизни растений в воде и строении водорослей;
– о роли водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека;
– о симбиотической природе лишайников;
– об особенностях жизни растений на суше;
– о строении и жизненном цикле мхов, хвощей, плаунов, папоротников;
– о роли мхов в жизни болота и леса;
– о строении и жизненном цикле голосеменных;
– о роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека;
– основные органы цветкового растения и их видоизменения;
– о роли цветка в размножении растений;
– о взаимоотношениях насекомоопыляемых растений и их опылителей;
– жизненный цикл цветкового растения;
– характерные признаки однодольных и двудольных растений;
– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
– ядовитые растения своей местности;
– способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком;
– важнейшие охраняемые растения своей местности;
– о роли растений в сообществах;
– взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.
Учащиеся должны уметь:
– различать основные царства живых организмов;
– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений);
– использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний;
– различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов;
– определять основные органы цветковых растений (по таблице);
– различать основные жизненные формы растений;
– различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения;
– различать однодольные и двудольные растения;
– узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности;
– выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.);
– соблюдать правила поведения в природе;
– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ
Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.
Если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
При выставлении четвертной отметки учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех контрольных и лабораторных работ.
Годовая отметка по биологии в 5 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету. В спорных случаях берутся во внимание результаты контрольных работ, а также последние оценки, полученные на итоговых уроках.
Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных,
годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | годовая отметка |
5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
3 | 4 | 3 | 4 | 4 |
4 | 3 | 3 | 4 | 4 |
3 | 4 | 4 | 3 | 4 |
3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора поУВР
методического совета _____________________Ф.И.О.
МБОУ СОШ № подпись
от ____________ 20__года № ___ ___________20_____года
_________ ________________ дата
подпись руководителя МС Ф.И.О.
[1] Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Знание систематических таксонов не является обязательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...