Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класса составленна в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_biologiya.docx | 63.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Заветинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Федосеевской СОШ
Приказ от_________№______
______________(Мудрая В.Ф.)
Рабочая программа
по биологии
Уровень общего образования: основное общее образование (5 класс)
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час
Учитель: Серова Наталья Юрьевна
Программа разработана на основе
- программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.
Москва, изд. «Дрофа», 2013 год.
БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по __биологии______в __5__ классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программой основного общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №_98_
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.
на основании:
- примерной программы основного общего образования по направлению «Биология», ( М. «Дрофа», 2011г.)
- авторской программы по биологии разработанной к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина, Москва, изд. «Дрофа», 2011 год.
- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской СОШ;
-Календарного учебного графика МБОУ Федосеевской СОШ на 2014-2015 учебный год.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Для достижения данных целей ставятся задачи:
Образовательные:
усвоение знаний о том, что:
- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;
- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.
Развивающие:
- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.
Воспитательные:
Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии.
3. Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плануМБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год в рамках ФГОС ООО на изучение биологии в 5 классе из обязательной части отводится 35 часов в год из расчета 1 час в неделю.
4. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение( 8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа,световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные и практические работы
1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
3. Строение клеток (на готовых микро-препаратах). Строение клеток кожицы чешуи лука*.
4. Определение состава семян пшеницы.Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные работы
5. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).
6. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация:
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
П.р.1 Измерение своего роста и массы тела.
П.р.2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
5. Тематическое планирование
Разделы программы | Основное содержание по темам | Основные виды деятельности | |
Практические и лабораторные работы | Контрольные работы | ||
Живой организм: строение и изучение | Введение. Живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. | 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*. 3. Строение клеток (на готовых микро-препаратах). 4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. | Контрольная работа по теме «Живой организм» |
Многообразие живых организмов | Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы Растения. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные (цветковые) растения. Значение растений в природе и жизни человека. Животные. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека. | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | |
Среда обитания живых организмов | Три среды обитания живых организмов Жизнь на разных материках Природные зоны Земли Жизнь в морях и океанах. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения» | 5. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.). 6. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» |
Человек на Земле | Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни. | П.р.1 Измерение своего роста и массы тела. П.р.2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» |
Резервное время | Обобщение и повторение по теме «Многообразие живых организмов» Обобщение и повторение за год | ||
Всего | 35 | 2/6 | 4 |
6. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Биология.Введение в биологию.
5 класс.
№ урока п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | Требования к результату | Виды деятельности, формы работы | Виды контроля | Литература, оборудование |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов) | |||||||
1 | Введение. Живой организм. | 1 | 03.09.14. | Называть основные свойства живых организмов, давать определение термину «биология», уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. | Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека. | Фронтальный опрос | Учебник, эл. приложение, объекты живого уголка, коллекции минералов. |
2 | Наука о живой природе. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 | 10.09.14. | Называть основные свойства живых организмов, давать определение термину «биология», уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, определять основные методы биологических исследований. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторным и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы. | Определяют основные методы биологических исследований, работают с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, эл. приложение, объекты живого уголка, коллекции, гербарии, муляжи грибов. |
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | 1 | 17.09.14. | Определять основные методы биологических исследований, объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза, характеризовать методы биологических исследований, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебники, рабочие тетради, оборудование для л/р, объекты живого уголка. |
4 | Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов» | 1 | 24.09.14 | Знать устройство светового микроскопа. Называть основные органоиды клетки, узнавать на таблицах основные органоиды клетки, соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебники, рабочие тетради, лупы, микроскопы, готовые микро-препараты. |
5 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение химических свойств белков, жиров, углеводов» | 1 | 01.10.14 | Называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, тетрадь, диск. |
6 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | 08.10.14. | Называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, приводить примеры простых и сложных веществ, называть элементарное определение «молекула», «атом». | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск. |
7 | Великие естествоиспытатели | 1 | 15.10.14. | Знать имена ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. | Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями. | Фронтальный опрос, работа по карточкам. | Учебник, тетрадь, диск. |
8 | Контрольная работа по теме «Живой организм» | 1 | 22.10.14. | Уметь применять полученные знания в практической работе. | Контрольная работа №1 | ||
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов) | |||||||
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | 29.10.14. | Уметь выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов, основные признаки представителей Царств живой природы. Проводить простейшую классификацию живых организмов. Называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли. | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. | Работа с таблицей. | Учебник, тетрадь, диск, коллекции ископаемых останков, окаменелости вымерших растений и животных. |
10 | Разнообразие живого | 1 | 12.11.14. | Называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ. Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств. | Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей Царств живой природы, сравнивают их. Участвуют в коллективной беседе. Приводят примеры. | Работа по карточкам. | Учебник, тетрадь, диск, комнатные растения, муляжи, коллекции, влажные препараты. |
11 | Бактерии | 1 | 19.11.14. | Уметь различать изученные объекты в природе. | Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск. |
12 | Грибы | 1 | 26.11.14 | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. | Различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. Участвуют в коллективной беседе. | Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск, коллекции грибов. |
13 | Растения. Водоросли. | 1 | 03.12.14. | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. | Участвуют в коллективной беседе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. | Тестирование по темам: «Бактерии. Грибы». | Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты. |
14 | Мхи. Папоротники | 1 | 10.12.14. | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. | Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты |
15 | Голосеменные растения | 1 | 17.10.14. | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. | Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. | Работа по карточкам. | Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты |
16 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | 24.12.14. | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. Объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. | Тестирование по темам: «Мхи. Папоротники. Голосеменные растения». | Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты, комнатные растения. |
17 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | 14.01.15. | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека, проводить простейшую классификацию живых организмов по Царствам. | Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты. |
18 | Животные. Простейшие | 1 | 21.01.15. | Уметь объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. | Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. | Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск. |
19 | Беспозвоночные | 1 | 28.01.15. | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. | Наблюдают за способом передвижения беспозвоночных животных. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. | Работа по карточкам с заданиями. | Учебник, тетрадь, диск, коллекции беспозвоночных. |
20 | Позвоночные | 1 | 04.02.15. | Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы, устанавливать черты сходства и различия. | Наблюдают за способом передвижения позвоночных животных; за изменениями внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития. | Фронтальный опрос. Работа по карточкам с заданиями. | Учебник, тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных. |
21 | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | 11.02.15. | Уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах. Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека, проводить простейшую классификацию живых организмов по Царствам. | Объясняют роль представителей животных в природе и жизни человека. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. | Фронтальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных. |
22 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | 18.02.15. | Уметь применять полученные знания в практической и самостоятельной работе. | Контрольная работа № 2. | ||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов) | |||||||
23 | Три среды обитания живых организмов | 1 | 25.02.15. | Уметь называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных населяющих их. Участвуют в коллективной беседе. | Работа по карточкам с заданиями. Работа с таблицей. | Учебник, тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных, изображения животных. |
24 | Жизнь на разных материках | 1 | 04.03.15. | Знать основные среды обитания живых организмов, называть природные зоны нашей планеты, их обитателей, сравнивать условия обитания в различных природных зонах. | Выявляют особенности строения и жизнедеятельности организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. | Терминологический диктант, индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск, чучела, коллекции, физическая карта полушарий. |
25 | Природные зоны Земли | 1 | 11.03.15. | Называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определенным условиям. | Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон. | Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск, чучела, коллекции, физическая карта полушарий. |
26 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | 1 | 18.03.15. | Знать и называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности. Определять название растений и животных по атласу – определителю. Сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания. Уметь наблюдать за живыми организмами. | Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для редких и исчезающих объектов. Обобщают и систематизируют знания. | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, тетрадь, диск, коллекции водорослей и влажные препараты с морскими организмами. |
27 | Лабораторная работа №6 «Исследование особенностей строения растений и животных связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения» | 1 | 01.04.15. | Уметь сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания. Уметь наблюдать за живыми организмами. Приводить примеры обитателей морей и океанов. | Называют природные зоны Земли, характеризуют их особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы. | Письменный отчет о проделанной работе. | коллекции растений, препараты с морскими и наземными организмами. |
28 | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | 1 | 08.04.15. | Уметь применять полученные знания в самостоятельной работе. | Контрольная работа № 3. | ||
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов) | |||||||
29 | Как человек появился на Земле. Практическая работа №1 «Измерение своего роста и массы тела» | 1 | 15.04.15. | Называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни. Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. | Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют практическую работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы. | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, тетрадь, диск, модели голов предков человека. |
30 | Как человек изменил Землю | 1 | 22.04.15. | Называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством. Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Приводить примеры изменений происходящих в живой и неживой природе. | Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. | Индивидуальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск, физическая карта полушарий. |
31 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | 29.04.15. | Уметь объяснять роль растений и животных в жизни человека. Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы. | Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. | Фронтальный опрос. | Учебник, тетрадь, диск. |
32 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №2 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи» | 1 | 06.05.15. | Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях. Понимать необходимость ведения здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками. | Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют практическую работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы. | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, тетрадь, диск, оборудование для п/р. |
33 | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» | 1 | 13.05.15. | Уметь применять полученные знания в самостоятельной работе. Объяснять роль растений и животных в жизни человека. | Контрольная работа № 4 | ||
Резервное время (2 часа) | |||||||
34 | Обобщение и повторение по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | 20.05.15. | Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Уметь применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др. Называть приспособления у животных организмов для выживания. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. | Фронтальный опрос | Учебник, тетрадь, коллекции, гербарий. |
35 | Обобщение и повторение за год | 1 | 27.05.15. | Понимать необходимость здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками. Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдения правил поведения в природе. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Фронтальный опрос | Учебник, тетрадь. |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл/ Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. – Дрофа 2012 г.
2. Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» А.А Плешаков, Н.И. Сонин. – Дрофа 2013 г.
3. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология. Введение в биологию под редакцией В.Н.Кириленковой, В. И. Сивоглазова. – Дрофа 2012 г.
Мультимедийная поддержка курса:
1. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение 5 класс» (диск)
Интернет – ресурсы:
1. Электронные приложения к учебникам- режим доступа: http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. мультимедийный проектор
3. Экран
4. Цифровые микроскопы
Другое :
1. Таблицы
2. Муляжи
3. Коллекции
8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета биология в 5 классе
Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Результаты изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на предметные, метапредметные и личностные.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника направленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности
Система оценивания
При промежуточной аттестации устанавливается бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.
Оценка устных ответов обучающихся по биологии
Оценка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения понятийнеполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.
Оценка «3»:
- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятии недостаточно чёткие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка практических умений обучающихся.(Лабораторные работы)
Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.
Если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.
Оценка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Оценка «4»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
- при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
Оценка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.
Оценка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
При выставлении четвертной отметки учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех контрольных и лабораторных работ.
Годовая отметка по биологии в 5 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету. В спорных случаях берутся во внимание результаты контрольных работ, а также последние оценки, полученные на итоговых уроках.
Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных,
годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | годовая отметка |
5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
3 | 4 | 3 | 4 | 4 |
4 | 3 | 3 | 4 | 4 |
3 | 4 | 4 | 3 | 4 |
3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора поУВР
методического совета _____________________Ф.И.О.
МБОУ СОШ № подпись
от ____________ 20__года № ___ ___________20_____года
_________ ________________ дата
подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...