Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Серова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по биологии 5 класса составленна в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_biologiya.docx63.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Заветинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Федосеевской СОШ

Приказ от_________№______

______________(Мудрая В.Ф.)

Рабочая программа

по  биологии

Уровень общего образования: основное общее  образование (5  класс)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Количество часов по учебному плану:  всего 35  часов  в год; в неделю 1 час

Учитель:  Серова  Наталья Юрьевна

Программа разработана на основе

- программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.

Москва, изд. «Дрофа», 2013 год.

БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа  по __биологии______в __5__ классе   составлена  в соответствии с:

- Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897)  

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;                                                                                                                                        

    - Основной образовательной программой основного общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №_98_

- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

        на основании:

- примерной программы основного общего образования  по направлению «Биология», ( М. «Дрофа», 2011г.)

- авторской программы по биологии разработанной к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина, Москва, изд. «Дрофа», 2011 год.

- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ;

-Календарного учебного  графика   МБОУ Федосеевской  СОШ на 2014-2015 учебный год.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Для достижения данных целей ставятся задачи:

Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.

Развивающие:

- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

Воспитательные:

Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии.

          3. Место учебного предмета в учебном плане

 По учебному плануМБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год в рамках ФГОС ООО на изучение биологии в 5 классе из обязательной части отводится 35 часов в год из расчета 1 час в неделю.

    4. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение( 8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа,световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели

Лабораторные и практические работы

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

3. Строение клеток (на готовых микро-препаратах). Строение клеток кожицы чешуи лука*.

4. Определение состава семян пшеницы.Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:

- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные работы

5. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

6. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь
:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация:

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы

П.р.1 Измерение своего роста и массы тела.

П.р.2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь
:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.

5. Тематическое планирование

Разделы программы

Основное содержание по темам

Основные виды деятельности

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

Живой организм: строение и изучение

Введение. Живой организм.

Науки о живой природе.

Методы изучения природы.

Увеличительные приборы. Живые клетки.

Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире.

Великие естествоиспытатели.

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

3. Строение клеток (на готовых микро-препаратах).

4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Контрольная работа по теме «Живой организм»

Многообразие живых организмов

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого.

Бактерии.

Грибы

Растения. Водоросли.

Мхи. Папоротники.

Голосеменные растения.

Покрытосеменные (цветковые) растения.

Значение растений в природе и жизни человека.

Животные. Простейшие.

Беспозвоночные.

Позвоночные.

Значение животных в природе и жизни человека.

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Среда обитания живых организмов

Три среды обитания живых организмов

Жизнь на разных материках

Природные зоны Земли

Жизнь в морях и океанах.

Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»

5. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

6. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»

Человек на Земле

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю.

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

Здоровье человека и безопасность жизни.

П.р.1 Измерение своего роста и массы тела.

П.р.2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

Резервное время

Обобщение и повторение по теме «Многообразие живых организмов»

Обобщение и повторение за год

Всего

35

2/6

4

6. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Биология.Введение в биологию.

5 класс.

№ урока п/п

Тема урока

Кол- во

часов

Дата

проведения

Требования к результату

Виды деятельности, формы работы

Виды контроля

Литература, оборудование

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)

1

Введение. Живой организм.

1

03.09.14.

Называть основные свойства живых организмов, давать определение термину «биология», уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека.

Фронтальный опрос

Учебник, эл. приложение, объекты живого уголка, коллекции минералов.

2

Наука о живой природе. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

10.09.14.

Называть основные свойства живых организмов, давать определение термину «биология», уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, определять основные методы биологических исследований. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторным и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.

Определяют основные методы биологических исследований, работают с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Письменный отчет о проделанной работе.

Учебник, эл. приложение, объекты живого уголка, коллекции, гербарии, муляжи грибов.

3

Методы изучения природы. Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

1

17.09.14.

Определять основные методы биологических исследований, объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза, характеризовать методы биологических исследований, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Письменный отчет о проделанной работе.

Учебники, рабочие тетради, оборудование для л/р, объекты живого уголка.

4

Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов»

1

24.09.14

Знать устройство светового микроскопа. Называть основные органоиды клетки, узнавать на таблицах основные органоиды клетки, соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Планируют и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Письменный отчет о проделанной работе.

Учебники, рабочие тетради, лупы, микроскопы, готовые микро-препараты.

5

Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение химических свойств белков, жиров, углеводов»

1

01.10.14

Называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав  клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Планируют и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Письменный отчет о проделанной работе.

Учебник, тетрадь, диск.

6

Вещества и явления в окружающем мире.

1

08.10.14.

Называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, приводить примеры простых и сложных веществ, называть элементарное определение «молекула», «атом».

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск.

7

Великие естествоиспытатели

1

15.10.14.

Знать имена ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос, работа по карточкам.

Учебник, тетрадь, диск.

8

Контрольная работа по теме «Живой организм»

1

22.10.14.

Уметь применять полученные знания в практической работе.

Контрольная работа №1

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

9

Как развивалась жизнь на Земле

1

29.10.14.

Уметь выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов, основные признаки представителей Царств живой природы. Проводить простейшую классификацию живых организмов. Называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.

Работа с таблицей.

Учебник, тетрадь, диск, коллекции ископаемых останков, окаменелости вымерших растений и  животных.

10

Разнообразие живого

1

12.11.14.

Называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ. Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств.

Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей Царств живой природы, сравнивают их. Участвуют в коллективной беседе. Приводят примеры.  

Работа по карточкам.

Учебник, тетрадь, диск, комнатные растения, муляжи, коллекции, влажные препараты.

11

Бактерии

1

19.11.14.

Уметь различать изученные объекты  в природе.

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов.

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск.

12

Грибы

1

26.11.14

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах.

Различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск, коллекции грибов.

13

Растения. Водоросли.

1

03.12.14.

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах.

Участвуют в коллективной беседе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов.

Тестирование по темам: «Бактерии. Грибы».

Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты.

14

Мхи. Папоротники

1

10.12.14.

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах.

 Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты

15

Голосеменные растения

1

17.10.14.

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах.

Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов.

Работа по карточкам.

Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты

16

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

24.12.14.

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах. Объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения.

Тестирование по темам: «Мхи. Папоротники. Голосеменные растения».

Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты, комнатные растения.

17

Значение растений в природе и жизни человека

1

14.01.15.

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах. Устанавливать черты приспособленности  организмов к среде обитания, объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека, проводить простейшую классификацию живых организмов по Царствам.

Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск, гербарные экспонаты.

18

Животные. Простейшие

1

21.01.15.

Уметь объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск.

19

Беспозвоночные

1

28.01.15.

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах.

Наблюдают за способом передвижения беспозвоночных животных. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.

Работа по карточкам с заданиями.

Учебник, тетрадь, диск, коллекции беспозвоночных.

20

Позвоночные

1

04.02.15.

Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы, устанавливать черты сходства и различия.

Наблюдают за способом передвижения позвоночных животных; за изменениями внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития.

Фронтальный опрос. Работа по карточкам с заданиями.

Учебник, тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных.

21

Значение животных в природе и жизни человека

1

11.02.15.

Уметь различать изученные объекты  в природе и на таблицах. Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека, проводить простейшую классификацию живых организмов по Царствам.

Объясняют роль представителей животных в природе и жизни человека. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных.

22

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

1

18.02.15.

Уметь применять полученные знания в практической и самостоятельной работе.

Контрольная работа № 2.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

23

Три среды обитания живых организмов

1

25.02.15.

Уметь называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных населяющих их. Участвуют в коллективной беседе.

Работа по карточкам с заданиями. Работа с таблицей.

Учебник, тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных, изображения животных.

24

Жизнь на разных материках

1

04.03.15.

Знать основные среды обитания живых организмов, называть природные зоны нашей планеты, их обитателей, сравнивать условия обитания в различных природных зонах.

Выявляют особенности строения и жизнедеятельности организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.

Терминологический диктант, индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск, чучела, коллекции, физическая карта полушарий.

25

Природные зоны Земли

1

11.03.15.

Называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определенным условиям.

Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон.

Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск, чучела, коллекции, физическая карта полушарий.

26

Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

1

18.03.15.

Знать и называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности. Определять название растений и животных по атласу – определителю. Сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания. Уметь наблюдать за живыми организмами.

Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для редких и исчезающих объектов. Обобщают и систематизируют знания.

Письменный отчет о проделанной работе.

Учебник, тетрадь, диск, коллекции водорослей и влажные препараты с морскими организмами.

27

Лабораторная работа №6 «Исследование  особенностей строения растений и животных связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»

1

01.04.15.

Уметь сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания. Уметь наблюдать за живыми организмами. Приводить примеры обитателей морей и океанов.

Называют природные зоны Земли, характеризуют их особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.

Письменный отчет о проделанной работе.

коллекции растений, препараты с морскими и наземными организмами.

28

Контрольная работа  по теме «Среда обитания живых организмов»

1

08.04.15.

Уметь применять полученные знания в самостоятельной работе.

Контрольная работа № 3.

Раздел 4. Человек на Земле (5 часов)

29

Как человек появился на Земле. Практическая работа №1 «Измерение своего роста и массы тела»

1

15.04.15.

Называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни. Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют практическую работу. Обобщают  и систематизируют знания. Делают выводы.

Письменный отчет о проделанной работе.

Учебник, тетрадь, диск, модели голов предков человека.

30

Как человек изменил Землю

1

22.04.15.

Называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством. Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Приводить примеры изменений происходящих в живой и неживой природе.

Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск, физическая карта полушарий.

31

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

29.04.15.

Уметь объяснять роль растений и животных в жизни человека. Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы.

Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Фронтальный опрос.

Учебник, тетрадь, диск.

32

Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №2 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи»

1

06.05.15.

Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях. Понимать необходимость ведения здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют практическую работу. Обобщают  и систематизируют знания. Делают выводы.

Письменный отчет о проделанной работе.

Учебник, тетрадь, диск, оборудование для  п/р.

33

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

1

13.05.15.

Уметь применять полученные  знания в самостоятельной работе. Объяснять роль растений и животных в жизни человека.

Контрольная работа № 4

Резервное время (2 часа)

34

Обобщение и повторение по теме «Многообразие живых организмов»

1

20.05.15.

Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Уметь применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др. Называть приспособления у животных организмов для выживания.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос

Учебник, тетрадь, коллекции, гербарий.

35

Обобщение и повторение за год

1

27.05.15.

Понимать необходимость здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками. Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдения правил поведения в природе.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Фронтальный опрос

Учебник, тетрадь.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл/ Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. – Дрофа 2012 г.

2. Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» А.А Плешаков, Н.И. Сонин. – Дрофа 2013 г.

3. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология. Введение в биологию под редакцией В.Н.Кириленковой, В. И. Сивоглазова. – Дрофа 2012 г.

Мультимедийная поддержка курса:

1. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение 5 класс» (диск)

Интернет – ресурсы:

1. Электронные приложения к учебникам- режим доступа: http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. мультимедийный проектор

3. Экран

4. Цифровые микроскопы

Другое :

1. Таблицы

2. Муляжи

3. Коллекции

8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные и предметные) освоения  учебного предмета биология в 5 классе

Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.

Результаты изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на предметные, метапредметные и личностные.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.  Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника направленные на:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности

Система оценивания

При промежуточной аттестации устанавливается бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.

Оценка устных ответов обучающихся по биологии

Оценка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения понятийнеполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно;  не всегда последовательно, определение понятии недостаточно чёткие;

- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

 

Оценка практических умений обучающихся.(Лабораторные работы)

 Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.

Если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

Оценка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Оценка «4»:

- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

- при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

- в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.

Оценка «3»:

- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.

Оценка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

При выставлении четвертной отметки учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех контрольных и лабораторных работ.

Годовая отметка по биологии в 5 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету. В спорных случаях берутся во внимание результаты контрольных работ, а также последние оценки, полученные на итоговых уроках.

Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных,

 годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовая отметка

5

4

5

4

5

5

5

4

4

4

4

4

5

5

5

4

5

4

5

5

5

4

4

5

5

4

5

5

4

5

4

3

4

3

4

4

4

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

3

4

4

3

4

4

3

4

3

3

2

2

2

2

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

2

2

СОГЛАСОВАНО                                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                         Заместитель директора поУВР

методического совета                                                      _____________________Ф.И.О.

МБОУ СОШ №                                                                                 подпись

от ____________    20__года № ___                                        ___________20_____года

                                                _________        ________________                                                                     дата

                             подпись руководителя МС         Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...