Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного)общего образования (Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_biologiya.docx | 59.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Заветинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Федосеевской СОШ
Приказ от_________№______
______________(Мудрая В.Ф.)
Рабочая программа
по биологии
Уровень общего образования: среднее общее образование (11 класс)
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 65 часов в год; в неделю 2 часа
Учитель: Серова Наталья Юрьевна
Программа разработана на основе:
- авторской программы по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина (М. «Дрофа», 2011 г)
БИОЛОГИЯ
11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по ___биологии_____в __11__ классе составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- «Образовательной программой для среднего общего образования» на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №__98___
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.
на основании:
- примерной программы основного общего образования по направлению «Биология 5-11 классы» к комплекту учебников созданных по руководством Н.И.Сонина, ( М. «Дрофа», 2011г)
- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской СОШ;
-календарного учебного графика МБОУ Федосеевской СОШ на 2014-2015 учебный год.
Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Цели и обучения биологии в 11 классе:
- формировать знанияучащихсяо биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
Задачи:
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; -
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитывать убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения
Методы и формыобучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологиина данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии.
3. Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП-2004г. для среднего общего образования на изучение биологии в 11 классе отводится: 1 час из федерального компонента и 1 час из компонента образовательного учреждения для формирования умений связанных с проектной деятельностью и экологии с опорой на практико-исследовательскую работу, с помощью технологии проекта происходит интеграция содержания образования, формирование надпредметных знаний и умений, развитие социальных практик с учетом психофизиологических особенностей обучающихся, всего 68 учебных часов. С учетом праздничных дней -23.02.15г., 09.05.15г., 04.05.15г. рабочая программа составлена на 65 часов
4. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Вид.
Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле.
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4. Происхождение человека.
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие отряд Приматы род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Раздел 2. Экосистемы.
Тема 5.1. Экологические факторы.
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
5.2. Структура экосистем.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Тема 5.3. Биосфера-глобальная экосистема.
Биосфера- глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ.
Тема 5.4. Биосфера и человек.
Биосфера и человек. Глобальныеэкологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
5. Тематическое планирование
Разделы программы | Основное содержание по темам | Основные виды деятельности | |
Проектные работы | Контрольные работы/ зачёты | ||
Раздел 1.Вид | Тема 4.3.Происхождение жизни на земле. Тема 4.4. Происхождение человека. | Проект №1 «Современное состояние и возможные варианты решения некоторых экологических проблем территории Федосеевского сельского поселения» | Контрольная работа №1 «Происхождение жизни на Земле». Зачет № 1 по теме «Вид» |
Раздел 2. Экосистема | Тема 5.1. Организм и среда. Экологические факторы. Тема 5.2. Абиотические факторы среды. Тема 5.3. Биотические факторы среды. Тема 5.4. Структура экосистем. Тема 5.5. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в природе. Тема 5.6. Причины устойчивости и смены экосистем. Тема 5.7. Влияние человека на экосистемы. Тема 5.8. Биосфера – глобальная экосистема. Тема 5.9. Роль живых организмов в биосфере. Тема 5.10. Биосфера и человек. Тема 5.11. Основные экологические проблемы современности. Тема 5.12. Пути решения экологических пробем. | Проект №2 «Экологически чистая квартира. Действительное и возможное» Проект №3 «Школьный учебно-опытный участок как экосистема» Проект №4 «Родословная моей семьи» | Контрольная работа №2 «Экологические факторы» Контрольная работа №3 «Структура экосистем» Зачет №2 по теме «Экосистемы» |
6. Календарно-тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование по биологии
11 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения | Требования к результату | Виды деятельности, формы работы | Виды контроля | Оборудование и литература | |
1 | Введение | 1 | 01.09.14. | |||||
Вид | 24 | |||||||
2-3 | Доказательства эволюции органического мира | 2 | 04.09.14. 08.09.14. | Объяснять сущность сравнительно – морфологического метода исследования, сравнивать организмы, принадлежащие к разным таксонам, для выявления у них сходства и различия, степень родства. Устанавливать родственные связи между таксонами на основании сходства зародышей. | Работа с учебником, коллективное обсуждение, работа с таблицей в учебнике «Эволюция лошади» | Фронтальный опрос | Диск, таблицы по теме, коллекция аналогичных и гомологичных органов | |
4 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | 1 | 11.09.14. | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий. | Работа с учебником, коллективное обсуждение, заполнение таблицы «Развитие представлений о происхождении жизни на Земле» | Индивидуальный опрос | Диск, таблицы по теме, портреты учёных | |
5 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | 15.09.14. | Анализировать и оценивать работы Миллера,Опарина по разрешениюпроблемы происхождения жизни. Объяснять путь образования первых биологических мембран, раскрывать характерные черты организмов у пробионтов, называть способы питания первых организмов | Работа с учебником, участие в коллективной беседе. | Тест-опрос | Таблицы, портреты учёных, видео-фильм «Возникновение жизни на Земле» | |
6-7 | Развитие жизни на Земле | 2 | 18.09.14. 22.09.14. | Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития орг. мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, заполнение таблицы «Этапы развития жизни на земле» | Индивидуальный опрос | Диск, таблицы по теме, коллекция «Ископаемые виды растений и животных» | |
8 | Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни на Земле» | 1 | 25.09.14. | Уметь самостоятельно применять знания полученные ранее. | Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ | К/р №1 | ||
9 | Гипотезы происхождения человека | 1 | 29.09.14. | Называть положения гипотез происхождения человека. Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, заполнение таблицы «Антропогенез- историческое развитие человека» | Фронтальный опрос | Диск, таблицы иллюстрирующие антропогенез | |
10 | Положение человека в системе животного мира. | 1 | 02.10.14. | Называть место человека в системе органического мира. Обосновывать принадлежность человек к животном миру, используя данные сравнительной анатомии , эмбриологии и других наук. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, составление схемы «Место человека в системе животного мира» | Индивидуальный опрос | Диск, иллюстрации происхождение человека от животных, мультимедийный материал | |
11 | Эволюция человека. | 1 | 06.10.14. | Называть стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. Характеризовать представителей каждой эволюционной стадии. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе | Фронтальный опрос | Диск, модели черепов. | |
12 | Человеческие расы. | 1 | 09.10.14. | Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизм формирования расовых признаков. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе | Диск, фотографии | ||
13 | Зачёт по теме «Вид» | 1 | 13.10.14. | Уметь самостоятельно применять знания полученные ранее. | Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ | Зачёт №1 | ||
14 | Проектирование как средство социального и интеллектуального саморазвития. | 1 | 16.10.14. | Обосновывать значимость социальных проектов. | Выполняют записи в тетрадях, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
15 | Основные направления проектной деятельности. Рекомендации по работе над проектом. | 1 | 20.10.14. | Называть основные направления проектной деятельности. | Выполняют записи в тетрадях, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
16 | Методы работы над проектом | 1 | 23.10.14. | Знать основные разделы проектных работ | Выполняют записи в тетрадях, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
Проект 1 ««Современное состояние и возможные варианты решения некоторых экологических проблем территории Федосеевского сельского поселения» (8 часов) | ||||||||
17 | Общий обзор проблемы. | 1 | 27.10.14. | Выявлять различные виды экологических проблем территории Федосеевскогосельсккого поселения | Работают над изучением данной темы из дополнительных источников | Фронтальный опрос | ||
18 | Современное состояние окружающей среды | 1 | 30.10.14. | Выявлять различные виды экологических проблем территории Федосеевского сельского поселения | Экскурсия по территории Федосеевского сельского поселения | Фронтальный опрос | ||
19 | Характеристика района исследования | 1 | 10.11.14. | Давать экологическую характеристику района исследования | Составляют характеристику населённого пункта | Фронтальный опрос | ||
20-21 | Социологический опрос «Восприятие нашего села» | 2 | 13.11.14.17.11.14. | Уметь проводить социальные исследования (опрос) населения | Проводят социальный опрос жителей Федосеевского сельского поселения «Восприятие нашего села» | Анализ анкет | ||
22-23 | Влияние автотранспорта на экологию села | 2 | 20.11.14. 24.11.14. | Выявлять влияние автотранспорта на экологическое состояние села | Готовят материалы для итогового занятия | |||
24 | Итоговое занятие по презентации проекта | 1 | 27.11.14. | Самостоятельно выполнять презентации, уметь освещать выбранную проблему | Выступают с сообщениями о проделанной работе | Отчёт о проделанной работе в виде презентации | ||
Экосистемы | 41 | |||||||
25 | Организм и среда. Экологические факторы. | 1 | 01.12.14. | Называть задачи экологии; экологические факторы. Обосновывать роль экологии в решении практических задач. Выявлять закономерности влияния факторов на организм. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, составление схемы «Экологические факторы» в тетрадях | Фронтальный опрос | Диск, таблица, иллюстрирующая среды обитания | |
26 | Абиотические факторы среды. | 1 | 04.12.14. | Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, самостоятельная работа по заполнению таблицы «Водный баланс организмов и способы его поддержания» | Индивидуальный опрос | Диск, таблица «Абиотические факторы среды» | |
27 | Биотические факторы среды. Хищничество. Паразитизм | 1 | 08.12.14. | Называть виды взаимоотношений между организмами. Давать характеристику основным типам взаимоотношений. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, заполнение таблицы «Биотические взаимоотношения» | Индивидуальный опрос | Диск | |
28 | Биотические факторы среды. Конкуренция. Симбиоз. | 1 | 11.12.14. | Называть виды взаимоотношений между организмами. Давать характеристику основным типам взаимоотношений. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, заполнение таблицы «Биотические взаимоотношения» | Индивидуальный опрос | Диск | |
29 | Обобщение знаний по теме «Экологические факторы» | 1 | 15.12.14. | Уметь самостоятельно применять знания полученные ранее. | Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ | К/р №2 | ||
30-31 | Структура экосистем. | 2 | 18.12.14. 22.12.14. | Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, составление схемы «Пространственная структура экосистемы» | Фронтальный опрос | Диск, таблица «Структура экосистем» | |
32 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | 1 | 25.12.14. | Приводить примеры организмов представляющих трофические уровни. Характеризовать трофическую структуру биоценоза; роль организмов в потоке веществ и энергии; солнечный свет как энергетический ресурс. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, составление цепей питания | Фронтальный опрос | Диск, таблица «Экологическая пирамида» | |
33 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | 12.01.15. | Объяснять причину устойчивости экосистем; смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов. Описывать этапы смены экосистем. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе, заполнение таблицы «Развитие экосистемы» | Мини-тест на соотношение | Диск | |
34 | Влияние человека на экосистемы. | 1 | 15.01.15. | Приводить примеры экологических нарушений. Называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов, способы сохранения естественных экосистем. | Работа с учебником, участие в коллективной беседе | Фронтальный опрос | Диск, фотографии иллюстрирующие влияние антропогенного фактора на экосистемы | |
35 | Обобщение знаний по теме «Структура экосистем» | 1 | 19.01.15. | Уметь самостоятельно применять знания полученные ранее. | Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ | К/Р №3 | ||
Проект 2 «Экологически чистая квартира. Действительное и возможное» (6 часов) | ||||||||
36 | Общий обзор проблемы. Флора и фауна жилого помещения. | 1 | 22.01.15. | Называть основных представителей флоры и фауны жилых помещений. Выявлять взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры, как среды его обитания | Участвуют в коллективной беседе, составляют схему «Микроклимат квартиры и причины на него влияющие» | Фронтальный опрос | Диск | |
37 | Энергия и микроклимат жилого помещения | 1 | 26.01.15. | Выявлять взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры, как среды его обитания | Участвуют в коллективной беседе, заполняют таблицу «Отделочные материалы в квартире» | Фронтальный опрос | Диск | |
38 | Препараты бытовой химии и их безопасное использование | 1 | 29.01.15. | Определять действия средств бытовой химии | Участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | Диск | |
39 | Изучение состава и качества питьевой воды | 1 | 02.02.15. | Уметь проводить лабораторные исследования качеств питьевой воды | Участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | Диск | |
40-41 | Обобщение по проекту «Экологически чистая квартира. Действительное и возможное» | 2 | 05.02.15.09.02.15. | Самостоятельно выполнять презентации, уметь освещать выбранную проблему | Выступают с докладами и презентациями | Презентация, доклады | ||
42 | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | 12.02.15. | Называть структурные компоненты биосферы и свойства биосферы; границы биосферы и факторы их обуславливающие. Давать характеристику биосфере, биогенному веществу, живому веществу. | Работают с учебником, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | Диск, портрет А.И. Вернадского | |
43 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | 16.02.15. | Описывать биохимические циклы воды и углерода. Характеризовать значение круговорота веществ в природе. | Работают с учебником, участвуют в коллективной беседе, составляют схемы круговорота воды и углерода в природе | Индивидуальный опрос | Диск, таблица «Круговорот веществ в природе» | |
44-45 | Биосфера и человек. | 2 | 19.02.15.26.02.15. | Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Анализировать и оценивать данное воздействие. | Работают с учебником, участвуют в коллективной беседе, выступают с докладами и презентациями | презентации «Влияние человек на биосферу» | Таблицы по охране природы | |
Проект 3 «Школьный учебно-опытный участок как экосистема» (5 часов) | ||||||||
46 | Общий обзор проблемы. | 1 | 02.03.15. | Знать особенности школьного учебно-опытного участка (УОУ), как экосистемы, выявлять взаимосвязи ее компонентов и на этой основе составлять рекомендации по высадке овощных культур | Участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
47 | Характеристика экосистемы УОУ | 1 | 05.03.15. | Уметь давать общую характеристику экосистемам | Участвуют в коллективной беседе, дают характеристику УОУ по характеру растительных и животных организмов обитающих на прилегающей территории | Фронтальный опрос | ||
48 | Севооборот на УОУ | 1 | 12.03.15. | Уметь составлять план севооборота овощных культур | Участвуют в коллективной беседе, составляют схемы севооборота овощных культур на УОУ | Фронтальный опрос | ||
49 | Использование ядохимикатов и удобрений | 1 | 16.03.15. | Знать типы удобрений, обосновывать необходимость использование удобрений и ядохимикатов | Участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
50 | Защита проектов «Мой приусадебный участок» | 1 | 19.03.15. | Самостоятельно выполнять презентации, уметь освещать выбранную проблему | Защита проектов | Презентация, доклад | ||
51-52 | Основные экологические проблемы современности. | 2 | 30.03.15. 02.04.15. | Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. | Работа в группах, самостоятельная работа с текстом, коллективная беседа | Фронтальный опрос | Диск, таблицы по охране природы | |
53-54 | Пути решения экологических проблем | 2 | 06.04.15.09.04.15. | Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. | Работа с текстом, коллективная беседа | Фронтальный опрос | Диск, таблицы по охране природы | |
55 | Зачет по теме «Экосистемы» | 1 | 13.04.15. | Уметь самостоятельно применять знания полученные ранее. | Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ | Зачет №3 | ||
Проект 4 «Родословная моей семьи» (6 часов) | ||||||||
56 | Общий обзор проблемы | 1 | 16.04.15. | Знать генеалогический метод изучения родословных, уметь составлять генеалогическое дерево своей семьи | Работают с дополнительной литературой, ищут информацию в интернете, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
57 | Символика построения родословной | 1 | 20.04.15. | Уметь использовать символику построения родословных линий | Работают с дополнительной литературой, ищут информацию в интернете, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
58 | Сбор информации | 1 | 23.04.15. | Знать генеалогический метод изучения родословных, уметь составлять генеалогическое дерево своей семьи | Работают с дополнительной литературой, ищут информацию в интернете, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
59-60 | Оформление полученных данных | 2 | 27.04.15. 30.04.15. | Уметь использовать символику построения родословных линий | Работают с дополнительной литературой, ищут информацию в интернете, участвуют в коллективной беседе | Фронтальный опрос | ||
61 | Защита проектов «Родословная моей семьи» | 1 | 07.05.15. | Самостоятельно выполнять презентации, уметь освещать выбранную проблему | Защита проектов | Доклад, презентация | ||
62 | Роль биологии в будущем. | 1 | 11.05.15. | Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе. | Участие в коллективной беседе | Сочинение- рассуждение «Роль биологии в будущем» | ||
63-65 | Повторение основных разделов общей биологии | 3 | 14.05.15. 18.05.15. 21.05.15. |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник - Общая биология. Базовый уровень: учеб, для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2013 г.
методических пособий для учителя:
- Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебникуВ.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.:Дрофа, 2006. -140 с.;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. К комплекту учебников созданных под руководством Н.И. Сонина - М.: Дрофа, 2011г.
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы /авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович.2-е изд., стереотип. –М.:Глобус, 2008. –
дополнительной литературы для учителя:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;
- Козлова Т.А. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология» - М. : Дрофа, 2002
- Фнусбаев Б.Х. Биология. Общая биология,-М, 2001
Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина» (диск)
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. мультимедийный проектор
3. Экран
4. Цифровые микроскопы
Другое:
1. Таблицы
2. Муляжи
3. Коллекции
8. Результаты освоения учебного предмета биология в 11 классе
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ
Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.
Если лабораторная и практическая работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
При выставлении полугодовой отметки учащимся 11 класса учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех зачётов, контрольных, лабораторных работ и практических работ.
Годовая отметка по биологии в 11 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету.
Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, полугодовых и
годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»
1п/г | 2 п/г | годовая отметка |
5 | 4 | 4 |
4 | 5 | 5 |
4 | 3 | 3 |
3 | 4 | 4 |
2 | 3 | 3 |
3 | 2 | 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора поУВР
методического совета _____________________Ф.И.О.
МБОУ СОШ № подпись
от ____________ 20__года № ___ ___________20_____года
_________ _________________ дата
подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...