Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Серова Наталья Юрьевна

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_biologiya.docx77.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Заветинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Федосеевской СОШ

Приказ от_________№______

______________(Мудрая В.Ф.)

Рабочая программа

по  биологии

Уровень общего образования: среднее общее  образование (10 класс)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Количество часов по учебному плану:  всего 69 часов  в год; в неделю 2 часа

Учитель:  Серова  Наталья Юрьевна

Программа разработана на основе:

- авторской программы по биологии  к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина (М. «Дрофа», 2011 г)

БИОЛОГИЯ

 10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа  по ___биологии_____в __10__ классе   составлена  в соответствии с:

- Федеральным компонентом  государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)  

- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;                                                                                                                                        

-«Образовательной программой для среднего общего образования» на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №_98____

- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

на основании:

- примерной программы  основного общего образования  по направлению «Биология 5-11 классы» к комплекту учебников созданных по руководством Н.И.Сонина, ( М. «Дрофа», 2011г)

- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ;

-календарного учебного  графика   МБОУ Федосеевской  СОШ на 2014-2015 учебный год.

Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Цель обучения биологии в 10 классе:

- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания.

Задачи:

-овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об

отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения

Методы и формыобучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологиина данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии.

  3. Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану МБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП-2004г. для среднего общего образования на изучение биологии в 10 классе из федерального компонента отводится 1 час и 1 час из компонента образовательного учреждения для реализации программы, всего 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю всего 35 недели. С учетом  праздничного дня - 01.05.15г. рабочая программа составлена на 69 часов.

  4. Содержание учебного предмета

               Введение.1 час

Раздел 1.  Биология как наука. Методы научного познания. (3 часа)

Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Систематика биологических наук.

Объект изучения биологии-живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации  и методы познания живой природы.

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Раздел 2. Клетка. (15 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Бера, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественно научной картины мира.

Тема 2.2. Химический состав клетки.

Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества- сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические соединения. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток.

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии , пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки.Основные отличия в строении животной и растительной клетки.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Лабораторная работа № 1 «»

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке.

ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка.

Тема 2.5.Вирусы.

Вирусы- неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Раздел 3. Организм. (32 часа)

Тема 3.1. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии.

Энергетический обмен –совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Тема 3.3. Размножение.

Деление клетки. Митоз- основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое  и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика- наука о закономерности наследственности и изменчивости.

Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя- закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследования. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутационные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.

Основы селекции: методы и достижения. Генетика- теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Вавилова  о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторый исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Раздел 4. Вид.

Тема 4.1. История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учение Ламарка, теория Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле.

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека.

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие отряд Приматы род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Раздел 5. Экосистемы.

Тема 5.1. Экологические факторы.

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

5.2. Структура экосистем.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Тема 5.3. Биосфера-глобальная экосистема.

Биосфера- глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ.

Тема 5.4. Биосфера и человек.

Биосфера и человек. Глобальныеэкологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

5. Тематическое планирование

Разделы программы

Основное содержание по темам

Основные виды деятельности

Лабораторные работы

Контрольные работы/

зачёты

Введение

-

-

Раздел 1.  Биология как наука. Методы научного познания

Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Тема 1.2.сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

-

-

Раздел 2. Клетка

Тема 2.1история изучения клетки. Клеточная теория.

Тема 2.2. Химический состав клетки.

Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток.

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке.

Тема 2.5.Вирусы.

Лабораторная работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Их наблюдение и описание»

Зачёт №1 по теме «Клетка»

Раздел 3. Организм

Тема 3.1.Организм -единое целое. Многообразие живых организмов.

Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии.

Тема3.3.Размножение.

Тема 3.4.Индивидуальное развитие организма.

Тема 3.5.Наследственность и изменчивость.

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.

Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания»

 Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач»

К/Р №1 «Итоговая за 1 полугодие»

К/р № 2 по теме: «Наследственность и изменчивость»

Зачет № 2 по теме «Организм»

Раздел 4. Вид

Тема 4.1.История эволюционных идей.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение.

Тема 4.3.Происхождение жизни на земле.

Тема 4.4. Происхождение человека.

Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

Зачет № 3 по теме «Вид»

6. Календарно-тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование  по биологии

10 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во. часов

Дата проведения

Требования к результату

Виды деятельности, формы работы

Виды  контроля

Литерату-ра и оборудование

1

Введение

1

03.09.14.

Знать какие общебиологические проблемы раскрываются в данном учебнике

Коллективная беседа. Работа с учебником.

Таблицы по общей биологии

Раздел 1.  Биология как наука. Методы научного познания (3ч)

2

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

05.09.14.

Знать краткую историю развития биологии. Роль биологических теорий. Систему биологических наук.Характеризовать основные направления развития современной биологии.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают со схемой «Уровни организации живой материи», «свойства живого»

Фронтальный опрос

Диск Портреты ученых.

3-4

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

2

10.09.14.

12.09.14.

Знать основные свойства и уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. Вычленять  и характеризовать критерии живого при изучении живой природы. Характеризовать уровни организации живого, показывать их тесную взаимосвязь и соподчиненность.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Заполняют таблицу «Свойства живого»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Диск Таблицы, роста, развития, размножения живых орг.

Раздел 2. Клетка (15ч)

5

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

17.09.14.

Знать методы изучения клетки, раскрывать основные положения современной клеточной теории, уметь применять эти положения для доказательства материального единства органического мира, показывать роль научно-технических достижений в изучении клеток.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Проверочная работа по теме «Уровни организации живой материи»

Дисктабл. «Клетка»

6

Химический состав клетки.

1

19.09.14.

Уметь доказывать единство элементарного химического состава живых организмов. Характеризовать химические элементы клетки, выделяя особенности макро-,микро-,и ультро-микроэлементов.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Заполняют таблицу «Вода в жизни клетки»

Индивидуальный опрос

Диск

7

Неорганические вещества клетки.

1

24.09.14.

Уметь доказывать единство элементарного химического состава живых организмов. Характеризовать химические элементы клетки, выделяя особенности макро-,микро-,и ультромикроэлементов. Знать значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

8

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

1

26.09.14.

Уметь доказывать единство элементарного химического состава живых организмов. Характеризовать химические элементы клетки, выделяя особенности макро-,микро-,и ультромикроэлементов. Иметь представление  об органических соединениях как о сложных углеродосодержащих соединениях.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск, табл. «Периодическая таблица элементов».

9

Органические вещества. Углеводы. Белки.

1

01.10.14.

Уметь доказывать единство элементарного химического состава живых организмов.Характеризовать химические элементы клетки, выделяя особенности макро-,микро-,и ультро-микроэлементов; знать принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в  организме человека.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск, табл. «Строение молекулы белка»

10

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

03.10.14.

Раскрывать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе: хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК, как биополимеров, уметь объяснить механизм удвоения ДНК, схематично изображать этот процесс.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск, табл. «Строение молекулы ДНК. РНК.»

11-12

Эукариоти-ческая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Лабораторная работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Их наблюдение и описание»

2

08.10.14.10.10.14.

Знать отличительные особенности животной и растительной клеток. Знать функции основных частей и органоидов клетки. Объяснить суть мембранного принципа её строения, характеризовать строение различных органоидов клетки.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Проверочная работа «Вещества входящие в состав клетки»,  фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Диск, таблицы «Строение клеток растений, грибов, животных, бактерий».

13

Клеточное ядро. Хромосомы.

1

15.10.14.

Знать строение хромосом и их функцию. Уметь объяснять значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск,

14

Строение прокариотической клетки.

1

17.10.14.

  Знать  строение прокариотической клетки, её сходство и различие с эукариотической клеткой.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с таблицей «Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот»

Индивидуальный опрос

Диск, табл. «Строение прокариотической клетки».

15-16

Реализация наследственной информации в клетке.

2

22.10.14. 24.10.14.

Знать, что ДНК является носителем наследственной информации. Уметь объяснять свойства генетического кода.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с рисунками.

Индивидуальный опрос

Диск

17

Зачет по теме «Клетка»

1

29.10.14.

Уметь самостоятельно применять знания полученные ранее

Выполняют задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Зачёт №1

18-19

Вирусы.

2

31.10.14. 12.11.14.

Знать особенности строения и размножения вирусов. Их значение в природе, меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск, табл. «Схема строения вируса»

Раздел 3. Организм (32ч)

20

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

1

14.11.14.

Доказывать, что организм-это единое целое, приводить  примеры  многообразие живых организмов, продолжить развивать навыки сравнения на примере сравнения одноклеточных и многоклеточных организмов.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Фронтальный опрос

        Диск

21-22

Обмен веществ и превращение энергии.

2

19.11.14. 21.11.14.

Знать сущность  энергетического обмена, как совокупность реакций расщепления сложных органических веществ до простых

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Заполняют таблицу «Этапы энергетического обмена»

Фронтальный опрос

Диск

23-24

Пластический обмен. Фотосинтез.

2

26.11.14. 28.11.14.

Объяснять термины: ассимиляция, диссимиляция, автотрофы, гетеротрофы.  Знать этапы пластического обмена. Описывать типы питания. Принцип фотосинтеза.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Составляют план-конспект урока.

Фронтальный опрос

Диск

25

Деление клетки. Митоз

1

03.12.14.

Знать, что митоз – основа роста, регенерации и бесполого размножения. Объяснять что такое жизненный цикл клетки,  каким путём происходит удвоение молекулы ДНК и в чем смысл этого процесса. Описывать последовательно фазы митоза.  Понимать биологическое значение митоза.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с  таблицей «Фазы митоза»

Проверочная работа по теме «Обмен веществ»

Диск, табл. «Митоз»

26

Размножение: бесполое и половое

1

05.12.14.

Знать типы бесполого размножения. Особенности полового и бесполого размножения. Формулировать общие сведения о  размножении в живой природе, приобретенные в предшествующих классах; систематизировать эти сведения и характеризовать на новой, цитологической основе, раскрывать сущность и практическое значение как бесполого, так и полового размножения

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

27-28

Образование половых клеток. Мейоз.

2

10.12.14. 12.12.14

Знать, как происходит образование половых клеток. Уметь объяснять сущность мейоза. Продолжить формирование знаний о половом размножении на основе процесса формирования половых гамет; Называть факторы, оказывающие отрицательные воздействия на половые клетки и последствиях таких воздействий, характеризовать мейоз. Раскрывать сущность  изменения молекул ДНК и хромосом на  протяжении мейоза. Объяснять биологическое значение мейоза.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с таблицей «Фазы мейоза»

Индивидуальный опрос

Диск, табл. «Мейоз»

29

Оплодотворение.

1

17.12.14.

Формировать умения делать вывод о материальном единстве живой природы. Знать, как происходит процесс оплодотворения у животных и растений. Объяснять в чем состоит биологическое значение оплодотворения.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

30

Индивидуальное развитие организмов.

1

19.12.14.

Формировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира. Знать  типы онтогенеза и его периоды: эмбриональный и постэмбриональный. Знать отличия между прямым  и непрямым развитием. Знать основные этапы эмбриогенеза.

Работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Делают зарисовки в тетрадях.

Индивидуальный опрос

Диск, табл. «Основные стадии онтогенеза»

31

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

1

24.12.14.

Знать последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Знать периоды постэмбрионального развития.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

32

Итоговая к/р за 1 полугодие

1

26.12.14.

Уметь самостоятельно применять знания  полученные ранее.

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К/Р № 1

33

Урок – семинар: «Влияние вредных привычек на здоровье человека».

1

14.01.15.

Уметь пользоваться дополнительными источниками информации, самостоятельно добывать необходимые сведения, выделять главное. Развивать умение выступать перед слушателями.

Выступают с докладами по теме «Влияние вредных привычек на здоровье человека», показывают презентации

Фронтальный опрос

Презентации

34

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

16.01.15.

Знать что генетика это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Характеризовать объекты исследований Г. Менделя и метод изучения наследственности, который он разработал. Давать определения понятий «наследственность», «изменчивость».

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

35-36

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания»

2

21.01.15.

23.01.15.

Знать закономерности  моногибридного скрещивания, формулировать и объяснять сущность закона единообразия гибридов первого поколения. Давать определение понятию «ген», «аллели», «монозигота», «гетерозигота».

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Диск

37-38

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач»

2

28.01.15.

30.01.15.

Знать закономерности дигибридного скрещивания.  Формулировать второй закон Менделя. Давать определение понятию «ген», «аллели», «монозигота», «гетерозигота».

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Диск

39

Хромосомная теория наследствен-ности.

1

04.02.15.

Знать основные положения хромосомной теории наследственности. Уметь объяснять, что такое хромосома и какие функции она выполняет в клетке. Иметь представления и характеризовать процесс сцепленного наследования. Знать причины нарушения сцепления генов.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают со схемой «Генетическая карта Х-хромосомы дрозофилы» в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

40

Современные представления о гене и геноме.

1

06.02.15.

Давать определение термину «геном». Знать современные представления о гене и геноме. Объяснять чем определяется специализация клеток. Приводить примеры взаимодействия генов.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

41-42

Генетика пола.

2

11.02.15.

13.02.15.

Знать какие хромосомы называют половыми, что такое аутосомы. Объяснять процесс наследования сцепленного с полом, в чем состоит генетика  пола.

Приводить примеры организмов гермафродитов.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с рисунками и схемами в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

43

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

18.02.15.

Знать закономерности изменчивости. Виды изменчивости. Приводить примеры признаков изменяющихся под воздействием внешней среды. Давать определение терминам «мутация», «изменчивость», «норма реакции».  Называть мутагенные факторы.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Заполняют таблицу «Типы наследственной изменчивости».

Проверочная работа «Основы генетики»

Диск

44

Генетика и здоровье человека.

1

20.02.15.

Знать значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактику.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Заполняют таблицу «Виды мутаций»

Индивидуальный опрос

Диск

45

Урок –семинар: «Наслед-ственные заболевания человека»

1

25.02.15.

Уметь пользоваться дополнительными источниками информации, самостоятельно добывать необходимые сведения, выделять главное. Развивать умение выступать перед слушателями.

Выступают с докладами и презентациями

Презентации, доклады

Презентации

46

К/р  по теме: «Наследствен-ность и изменчивость»

1

27.02.15.

Уметь применять полученные ранее знания на практике. Развивать умение мыслить, анализировать и делать выводы.

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К/Р № 2

Диск

47-48

 Селекция: основные методы и достижения.

2

04.03.15.

06.03.15.

Знать основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения  и направления развития современной селекции.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Фронтальный опрос

Диск

49-50

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

2

11.03.15.

13.03.15.

Знать основы биотехнологии, достижения и перспективы развития. Объяснять этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с рисунками и схемами в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

51

Зачет по теме «Организм»

1

18.03.15.

Уметь применять полученные ранее знания на практике. Развивать умение мыслить, анализировать и делать выводы.

Выполняют задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Зачёт № 2

Раздел 4. Вид (17ч)

52

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

1

20.03.15.

Знать ученых, внесших наибольший вклад в развитие биологии. Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, характеризовать вклад ученых в развитие биологии как науки.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с рисунками и схемами в учебнике.

Фронтальный опрос

Диск

53

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

01.04.15.

Уметь: формулировать законы Ж.-Б. Ламарка; объяснять единство живой и неживой природы

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с рисунками и схемами в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

54

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

03.04.15.

Знать естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Уметьобъяснять роль биологии

в формировании научного мировоззрения.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Заполняют таблицу

Индивидуальный опрос

Диск

55-56

Эволюционная теория Чарлза Дарвина

2

08.04.15. 10.04.15.

Знать основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Уметь: характеризовать сущность действия искусственного отбора; сравнивать искусственный и естественный отбор; объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Выступают с сообщениями о Ч. Дарвине. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Работают с рисунками и схемами в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

57

Вид: критерии и структура.

1

15.04.15.

Уметь: характеризовать критерии вида; обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев; составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Фронтальный опрос

Диск

58

Популяция как структурная единица вида.

1

17.04.15.

Знать: определения вида, популяции, генофонда.

Уметь: характеризовать популяцию как структурную единицу вида; популяцию как единицу эволюции.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Составляют план – конспект урока.

Индивидуальный опрос

Диск

59

Популяция как единица эволюции.

1

22.04.15.

Иметь представление о популяции как о структурной единице вида, единице эволюции.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Биологический диктант

Диск

60

Факторы эволюции.

1

24.04.15.

Знать факторы эволюции.

Уметь: объяснять причины изменяемости видов; выявлять изменчивость у особей одного вида.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Составляют план-конспект урока

Индивидуальный опрос

Диск

61

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

29.04.15.

Знать: причины борьбы за существование, формы естественного отбора.

Уметь: характеризовать естественный отбор как результат

борьбы за существование; сравнивать действие движущего и

стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. Уметь объяснять влияние естественного отбора на генофонд популяций.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Составляют план-конспект урока

Индивидуальный опрос

Диск

62

Адаптация организмов к условиям

обитания, как результату действия естественного отбора. Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

1

06.05.15.

Знать: виды адаптации.

Уметь: характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции; объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, механизм возникновения приспособлений, относительный характер приспособлений; выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Знать, что адаптации организмов к условиям обитания есть результат действия естественного отбора.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Фронтальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Диск, гербарные экспонаты

63

Видообразование как результат эволюции.

1

08.05.15.

Уметь объяснять процесс видообразования , как результат эволюции. Знать способы и пути видообразования.

Уметь: описывать механизм основных путей видообразования,

приводить соответствующие

примеры.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Работа по карточкам

Диск

64

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

1

13.05.15.

Сформировать представление о многообразии видов , как основе устойчивого развития биосферы.Уметь:приводить примеры процветающих, вымирающих или

исчезнувших видов растений и

животных; характеризовать причины процветания или вымирания видов, условия сохранения видов; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Заполняют таблицу

Индивидуальный опрос

Диск

65-66

Доказательства эволюции органического мира.

2

15.05.15.

20.05.15.

Уметь объяснять причины вымирания видов. Уметь:находить и систематизировать информацию о прямых и косвенных доказательствах

эволюции; приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования

всех групп доказательств.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск

67

Зачет по теме «Вид»

1

22.05.15.

Уметь применять полученные ранее знания на практике. Развивать умение мыслить, анализировать и делать выводы.

Выполняют задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Зачёт № 3

68-69

Повторение за курс 10 класса

2

27.05.15. 29.05.15.

Уметь применять полученные ранее знания на практике. Развивать умение мыслить, анализировать и делать выводы.

Выполняют тестовые задания в тетрадях для контрольных работ

К/Р № 3

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебник - Общая биология. Базовый уровень: учеб, для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2013 г.

методических пособий для учителя:

  • Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебникуВ.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология. Базовый уровень». - М.:Дрофа, 2006. -140 с.;
  • Программы для общеобразовательных учреждений.  Биология. 5-11 классы.  К комплекту учебников созданных под руководством Н.И. Сонина - М.: Дрофа, 2011г.
  • Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
  • Рабочие программы по биологии 6-11 классы /авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович.2-е изд., стереотип. –М.:Глобус, 2008. –

дополнительной литературы для учителя:

  • Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  • Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.:  «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  • Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;

Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина» (диск)

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. мультимедийный проектор

3. Экран

4. Цифровые микроскопы

Другое:

1. Таблицы

2. Коллекции

8. Результаты  освоения  учебного предмета биология в 10 классе и система его оценки

В результате изучения биологии в 10 классе ученик должен:

знать/понимать

  • основные   положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность    биологических    процессов:  размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в   формирование   современной   естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
    родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;    причины    эволюции,    изменяемости    видов, нарушений   развития  организмов,   наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,   глобальные  экологические  проблемы  и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,  стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных  и практических работ.

Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.

Если лабораторная и практическая  работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если  работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

При выставлении полугодовой отметки учащимся 10 класса учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех зачётов, контрольных, лабораторных работ и практических работ.

Годовая отметка по биологии в 10 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету.

Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, полугодовых и

 годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»

1п/г

2 п/г

годовая отметка

5

4

4

4

5

5

4

3

3

3

4

4

2

3

3

3

2

2

СОГЛАСОВАНО                                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                         Заместитель директора поУВР

методического совета                                                      _____________________Ф.И.О.

МБОУ СОШ №                                                                                 подпись

от ____________    20__года № ___                                        ___________20_____года

_________        ________________                                       дата

                     подпись руководителя МС           Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...