Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.
Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым многообразием и условиями жизни растений и животных в воде.
2.Развивать умение самостоятельной работы с микроскопом и книгой.
3.Расширить круг знаний о приспособлении живых организмов к водной среде.
Оборудование: Глобус,микроскопы,магнитная доска, рисунки,тематические карты.
Ход урока.
1.Организациооный момент.
2.Актуализация опрных знаний.Знаменитый академик Г. Ландау сказал: "Без повторения нет глубины"
Фронтальная проверка знаний по вопросам.
Работа с таблицами.
Работа по теме урока :1)Определение темы урока.Прислушайтесь к звукам природы.Показ слайда " Путешествие капельки".
Вопросы после показа презентации.
Дети сами называют тему урока. Записываем на доске и в тетради.Изучение новой темы.
Лабораторная работа "Обнаружение микроорганизмов в капле воды"
Обьяснение новой темы.
Физминутка: Чок-чок, каблучок!
Сообщение учащихся о животных обитающих в водной среде.
Работа с карточками " В мире живой природы"
Заполнение таблицы.
Заключительная часть урока.Рефлексия. Задание на дом.Подготовить сообщение о лягушке, карасе, рогозе, камыше.
Подведение итогов.Самооценивание себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Кто живет в воде.
Цель урока: дать представление о водной среде обитания .
Задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием видовым разнообразием и условиями жизни растений и животных в воде;
- Развивать умение самостоятельной работы с микроскопом и книгой.
- Расширить круг знаний о приспособлении живых организмов к водной среде.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся должны узнают о многообразии водных животных, их характерных признаках.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки водных животных, различать , сравнивать представителей беспозвоночных и позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения, умение работать самостоятельно с микроскопом и книгой.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животным, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным. Воспитывается бережное отношение к водоёмам, как к среде обитания живых организмов .Развивается экологическая культура на основе понимания важности охраны животных.
Используемое оборудование:
Глобус, микроскоп, магнитная доска, рисунки. На каждой парте тематические карты
Краткое описание:
« Как это получается, что вода столь нужная для человека и живых организмов в ней обитаемых, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке. Прозвенел опять звонок. Мы начнем сейчас урок. Будем знанья получать. Громко четко отвечать.
2. Основная часть урока
1. Актуализация опорных знаний. Знаменитый академик Г.Ландау сказал: "Без повторения нет глубины". И сегодня мы повторим некоторые ключевые моменты прошлого урока, на котором мы изучали общую характеристику сред обитания.
а) Опрос:
- Что такое среда обитания?
- Какие среды жизни населяют животные Земли?
- Что называют местообитанием животных?
б) Работа с таблицами
I. Распределите животных по средам жизни
водная | Наземно - воздушная | почвенная | организменная |
|
|
|
|
1- Аскарида, 2-ласточка, 3-крот, 4-лев, 5- кит, 6-лось, 7-волк, 8-карсь, 9- сорока.
II. Найдите ошибки и исправьте их
Биотические | Абиотические | Антропогенные |
Ветер | Охота | Опыление цветка пчелой |
Температура | Загрязнение окружающей среды | Поедание малька щукой |
свет | Осушение болот |
|
|
|
|
2. Работа по теме урока
1) Определение темы урока.
Прислушайтесь к звукам природы. ( прослушивание звука воды)
Посидите, какое – то время тихонько, прислушайтесь
- Что вы слышите? Отгадайте загадки и подумайте, о какой природе в них говорится?
1. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (Вода)
Вода начнет открывать вам свои тайны.
Учитель. Какие ассоциации у вас возникают при слове вода? (Дети отвечают).
Сегодня на уроке мы будем путешествовать вместе с капелькой (стихи на фоне звуков природы).
Праздничной струйкой вырвался
Из-под сухих корней
И побежал по рощице
Журча, малыш-ручей!
В него березки смотрятся,
Кружат вверху стрижи.
- Куда ты, путешественник?
Как звать тебя, скажи?
Открылся за опушкою
Просторный луг-лужок.
- Как звать, и сам не ведаю,
Зовите – капелька. Показ презентации «Путешествие Капельки»
Вопросы после просмотра презентации
1. Какие природные водоёмы вы увидели в презентации?
ответы: моря, реки , озёра.
2. Как чувствуют себя в воде разные животные?
3. А где ещё можно встретить воду?( воздухе, ледниках, телах живых организмов.)
У вас в стаканчиках вода. Попробуйте ее на вкус, посмотрите цвет, исследуйте на запах и скажите какая она – вода. Вода прозрачна, вода текуча, вода без запаха и без цвета.
4. А можно ли в воде жить?
Как мы назовём тему сегодняшнего урока?
Сообщение темы и цели урока.
2) Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя: Вода не часто привлекает наше внимание, хотя
мы сталкиваемся с ней каждое утро.
Умыться, выпить чашку чая, помыть посуду, принять душ – все это вода.
Вода есть не только у нас в доме, но она имеется и в природе.
Вода окружает сушу повсюду. Это хорошо видно, если посмотреть на глобус.
Океаны и моря покрывают 2/3 земной поверхности. Вода течет в реках и под землёй.
Вода – это не только природные водоёмы, реки, озёра, вода – это ещё среда обитания целого мира, в котором хорошо чувствуют себя крупные растения и животные, а также микроскопические организмы ( которые можно увидеть только с помощью микроскопа).
б) Выполнение Лабораторной работы.
«Обнаружение микроорганизмов в капле воды.»
- Назовите правила работы с микроскопом.
- Подготовьте микроскоп к работе и выполните практическую работу по инструктивной карточке.
Инструктивная карта.
1. Возьмите в руки пробирку с водой. Что вы видите?
2. Нанесите на предметное стекло каплю воды.
3. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении.
4. Ответьте на вопросы:
-- Можно ли каплю воды назвать средой обитания почему?
-- Почему их не видно невооруженным глазом?
Открытие микроскопа позволило изучить целый мир микроорганизмов.
в) Учитель:
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
/Заболоцкий/
Водная среда обитания была первой, где возникла и распространилась жизнь. Водная среда характеризуется рядом факторов это:
- большая плотность
- относительно малое содержание кислорода
- сильное поглощение солнечных лучей ( т. е. чем глубже погружаться, тем меньше света проникает)
- сильные перепады давления.
И живые организмы, обитающие в водной среде имеют свои особенности, которые помогают им адаптироваться в этой среде.:
- веретеновидная форма тела
- дыхание жабрами
- хорошо развитая мышечная система
- толстый подкожный слой жира
- цвет тела под цвет окружающей среды
Физминутка: Чок – чок, каблучок!
(Потопать ногами).
В танце кружится сверчок
(Покружиться).
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке
(Движения руками,
как при игре на скрипке).
Крылья бабочки мелькают –
(Движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает
(Покружиться парами).
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок
(Танцевальные движения, как в гопаке).
Звонко хлопают ладошки!
(Похлопать в ладоши).
Всё! Устали ножки!
Учитель: А теперь мы поработаем.
г) Сообщения учащихся о животных обитающих в водной среде.
Работа с карточками «В мире живой природы»
- кит ( после сообщения заполнить таблицу и проверить)
- камбала
-сельдь
- медуза
остальные заполняют таблицу (опорные слова написаны на доске: обтекаемая форма, веретенообразная форма, окраска под цвет дна, толстый слой жира, дыхание легкими, форма листа, глаза на одной стороне, хорошо развитые мышцы, прозрачное тело состоящее из воды, реактивный способ передвижения.)
Название животного | Приспособления к водной среде обитания |
|
|
Все эти животные получили название – гидробионты.
На доске они расположены в порядке обитания их в водоеме.
бентос –
нектон-
планктон-
( записать в тетрадь основные понятия)
д) работа с рисунками.
Какие животные изображены на этом рисунке.
Назовите у изображенных животных черты сходства. ( форма тела, цвет)
3. Закрепление.
а)Заполните таблицу.
Среда жизни | Местообитание | Название животного |
водная | Реки и озёра |
|
Толща морской воды |
| |
Морское дно |
|
б) Вопросы:
---Назовите самое крупное животное, которое живет на Земле. В какой среде оно обитает и почему?
---Ученые ихтиологи ( изучающие рыб) сталкиваются с серьезными проблемами при сохранение глубоководных рыб для музеев.
-Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле взрываются. Объясните, почему это происходит.
--- Объясните, почему у китов и дельфинов имеется мощный подкожный жир,
а у животных обитающих в суровых холодных условиях он меньше.
( Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже -1,3 С, а на поверхности суши она может падать до -70 С)
Для закрепления темы заполним КРОССВОРД. На доске демонстрация карточек с ответами в виде рисунка изображение животных.
III. Заключительная часть урока
Рефлексия. 1. Вот и закончился наш урок.
2. Давайте узнаем, что полезного вы узнали сегодня на уроке?
3. Вы удовлетворены результатом своей работы на уроке?
Если да, то выберите веселого смайлика, если нет, то грустного.
6. Задание на дом. Подготовить сообщение о лягушке, рогозе, карасе, камыш.
7. Подведение итогов. Самооценивание себя.
Учитель: Ребята, спасибо вам большое за работу на нашем уроке. Вы все проявили себя как активные, творческие личности - было очень интересно работать с вами. Сегодня каждый из вас получает за урок оценку 5. Урок окончен, до свидания.
Тематическая карта. лабораторная работа.
Инструктивная карточка.
1. Возьмите в руки пробирку с водой. Что вы видите?
2. Нанесите каплю, воды стеклянной палочкой на предметное стекло.
3. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении.
4. Ответьте на вопросы:
--- Можно ли каплю воды назвать средой обитания?
--- Почему их не видно невооруженным глазом?
Записать в тетрадь
Характеристика водной среды:
- большая плотность
- относительно малое содержание кислорода
- сильное поглощение солнечных лучей
- сильные перепады давления.
Гидробионты – обитатели водной среды.
бентос – организмы, обитающие на дне.
нектон –организмы, обитающие в толще воды.
планктон –пассивно плавающие организмы.
Кроссворд « Гидробионты».
1. В Антарктиде есть чудак: 7. В реках Африки живет
Днем и ночью носит фрак Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит….
2. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный, 8.Прыгай в прорубь не дрожи –
Вес его – до сотни тонн, Закаляйся, как ….
Крошка рядом с ним и слон!
Он плывет – вода « кипит»! 9. Ты со мною не знаком?
Угадай, кто это - Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -…
3. Подставляя людям спины,
В море нас спасут…. 11. Не летит, не поёт, А клюет
4. Он, как малыш, в пруду играет,
Хвостом игриво ударяет
И летней, солнечной порой
Блестит зеркальной чешуей.
5. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
С пауком большим он схож.
6. Он на дне морском живет.
Боком движется вперед.
Клешни режут, словно нож,
10. Рыба-меч его не тронет,
Даже если и догонит.
В нем электрический заряд.
Он разрядиться будет рад.
| 1 |
|
| Г |
|
|
|
| ||||||||
|
|
| 2 | И |
|
| ||||||||||
|
| 3 Д |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
4 |
| Р |
|
| ||||||||||||
| 5 | О |
|
|
| |||||||||||
6 |
|
| Б |
|
|
|
| |||||||||
7 |
|
|
|
|
| И |
|
| ||||||||
|
| 8 | О |
|
|
|
| |||||||||
| 9 |
|
|
|
| Н |
|
|
|
| ||||||
|
| 10 |
|
| Т |
|
| |||||||||
|
| 11 | Ы |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области
Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...
Конспект урока экологии в 10 классе "Социально-географические особенности демографии человечества"
Подробный конспект поможет учителю провести урок в интересной форме....
Конспект урока экологии в 5 классе
Конспект урока экологии в 5 классе "Многообразие живых организмов". Тип урока - комбинированный. На уроке учащиеся знакомятся со строением природного сообщества. для формирования и закрепления нового ...
Конспект урока экология
Тема "Первичная экологическая экспертиза"...
Конспект урока экологии "Красная книга Алтайского края"
Урок знакомит учащихся с редкими и исчезающими видами растений и животных Алтайского края, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте....
Презентация и конспект урока географии в 9 классе. Сфера туризма Архангельской области
Урок географии в рамках РНК...
Конспект урока экологии в 7 классе " Водоём многоэтажное жилище" (ФГОС)
План-конспект урока по экологии в 7 классе с технологической картой "Водоём многоэтажное жилище"....