Конспект урока экологии в 5 классе
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме
Конспект урока экологии в 5 классе "Многообразие живых организмов". Тип урока - комбинированный. На уроке учащиеся знакомятся со строением природного сообщества. для формирования и закрепления нового материала проводится практическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema2.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Многообразие животных и растений нашей местности»
Предмет: экология
Класс: 5
Цель урока: актуализация знаний учащихся о многообразие животных и растений родного края.
Задачи урока:
1) образовательные
– рассмотреть многообразие животных и растений нашей местности.
2) развивающие
– развивать навыки наблюдения, сравнения.
3) воспитательные
– воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным родного края.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: ИКТ-технологии, технологии логического мышления.
Методические приёмы: виртуальная экскурсия, работа с дидактическим материалом, беседа, решение экологической проблемы, практическая работа.
Оборудование: видеоролик «Природные сообщества родного края», мультимедийная презентация, гербарий, карточки-задания, лист оценки качества знаний учащихся.
Ход урока
- Организационный момент
Психологический настрой на работу.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний
- - Я предлагаю вам отгадать кроссворд
с | о | в | а | |||||||
о | п | я | т | а | ||||||
л | о | с | ь | |||||||
б | е | р | ё | з | а | |||||
щ | а | в | е | л | ь | |||||
ч | е | р | ё | м | у | х | а | |||
л | и | с | а | |||||||
л | а | с | т | о | ч | к | а | |||
к | р | а | п | и | в | а | ||||
о | д | у | в | а | н | ч | и | к |
Задания:
1. Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло.
2. Утром рано под кустами Отыскались просто сами! На пеньке — как на скамейке, Развесёлая семейка!
3. Тяжелы рога по весу, Ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – Хмурый и сердитый
4. В белом сарафане. Встала на поляне.
5. В роще травы шевеля, мы нащиплем…
6. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, А когда пора настала, Разом сделалась она. Вся от ягоды черна.
7. Не любит семечки из шишек, А ловит бедных серых мышек. Среди зверей она – краса! Плутовка рыжая…
8. Это кто под нашей крышей Маленький слепил домишко? Из окошка уже слышен Чей-то звонкий голосишко.
9. Не огонь, а жжется. Не шмель, не пчела, а жалит.
10. Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух.
- Какое слово получилось?
- Сообщество чего?
- А в нашей местности обитают эти животные, произрастают ли эти растения, грибы?
- А скажите, они все одинаковые или обладают какими-то различиями? (Разные, они все обладают определёнными особенностями. Животные могут передвигаться на дальние расстояния, другие лазить по деревьям, птицы умеют летать, растения растут на одном месте всю жизнь )
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова в кроссворде? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
(Многообразие животных и растений нашей местности)
2. Заполнение таблицы «Природные сообщества нашего края»
- Давайте с вами вспомним определение, что называется природным сообществом? (Это группы взаимосвязанных между собой растений и животных, характерных для определённой территории и объединённые условиями обитания)
- Какие природные сообщества нашей местности вы можете назвать? (луг, лес, река)
- Я предлагаю вам, заполнить таблицу. Впишите в неё названия растений, животных, птиц, насекомых, которых мы можем встретить в том или ином сообществе, определите их особенности.
Живые организмы | Луг | Лес | Пойма реки | |||
Название | Особенности | Название | Особенности | Название | Особенности | |
Растения | Пырей, клевер, тимофеевка, костёр | Травянистые низкорослые растения, светолюбивые | Клён, дуб, берёза, ландыш | В основном деревья, встречаются и травы, но их мало | Камыш, лилия, стрелолист | Приспособились расти в местах где много влаги |
Животные | Хомяк, лиса, полевая мышь | Так как oни живут на открытом пространстве, умеют быстро передвигаться | Кабан, дятел, лось | Легко ориентируются среди деревьев, имеют покровительственную окраску | Бобр, лягушка | Бобры делают плотины и строят среди воды хатки, лягушки не могут жить далеко от воды |
Птицы | Жаворонки, ястреб, дрофа | Гнездятся среди травы, одни питаются насекомыми, другие охотятся на мышей, третьи поедают семена растений | Дятел, синица, сова | В основном поедают жуков, личинок, совы охотятся на мышей | Цапля, дикие утки | цапли имеют длинные ноги, легко передвигаются в воде вдоль берега, утки хорошо плавают и ныряют |
- Ребята, а всех ли животных, все ли растения, птиц и насекомых нашей местности вы перечислили? (Нет)
- А почему не всех? (Их слишком много)
- А они одинаковые все или разные? (Разные)
- Значит ребята, какова главная цель урока? (Рассмотреть многообразие животного и растительного мира нашей местности)
- А с помощью каких действий, мы сможем с вами это сделать? (наблюдения, сравнения)
- Значит, какова наша вторая цель? (Развивать навыки наблюдения и сравнения)
- А как мы, ребята, должны обращаться с природой? (бережно)
- Какова же третья цель нашего урока? (воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным родного края)
III. Строение природного сообщества.
- А теперь мы с вами поговорим о строении природного сообщества. Все ли виды растений в сообществе равнозначны? (Нет, одни растения больше других, другие меньше)
- Какова роль растений в сообществе, как вы думаете? (Они создают особые условия для жизни других растений, животных, птиц, насекомых)
- Давайте с вами рассмотрим строение природного сообщества на примере леса. Если вы бывали в лесу, то, наверное, замечали, что не все растения леса имеют одинаковую высоту. Одни растения выше, другие ниже. Это одно из приспособлений растений к совместной жизни. В процессе совместной эволюции растения, произрастающие на одной территории, научились делить пространство между собой. Такое распределение растительности называют ярусностью растительного сообщества. Наиболее чётко ярусное строение проявляется в лесу.
Верхний ярус – образуется кронами самых высоких деревьев. Они влияют на регулирование поступления света на нижние ярусы.
- Назовите деревья леса нашей местности. (дуб, берёза, клён, сосна, вяз и т.д.)
- А как называет лес, где преимущественно произрастаю дубы, или одни берёзы, сосны и т.д. (дубрава, роща, бор)
- Кто там обитает?
(гусеницы, жуки, бабочки)(Учащиеся называют, выходят к доске и прикрепляют картинки с изображением на плакат)
Второй ярус – в лесном сообществе представлен невысокими деревьями и кустарниками.
- Какие кустарники и невысокие деревья вы знаете? (рябина, черёмуха, боярышник, бузина, калина, волчья ягода, лещина)
- В основном плоды этих кустарников и небольших деревьев – ягоды. Некоторые из них ядовитые. Ребята, а вы знаете какие из них ядовитые? (бузина, волчья ягода)
- Какие животные и птицы там обитают?
(сорока, синица, снегирь, куница, белка, дятел)(Учащиеся называют, выходят к доске и прикрепляют картинки с изображением на плакат)
- А почему мы с вами назвали одних и тех же животных и птиц с верхним ярусом? Зачем они спускаются пониже? (За кормом)
- Третий ярус обычно называют травянистым. Для нашего леса характерными растениями являются: сныть обыкновенная, ландыш майский, медуница, купена, ветреница, вороний глаз.
- Какие животные и птицы там обитают?
(кабан, лось, заяц, ёж, лиса, муравьи) (Учащиеся называют, выходят к доске и прикрепляют картинки с изображением на плакат)
- Да, но нужно заметить, что иногда и жители верхних ярусов спускаются вниз в поисках пищи, поохотиться.
- Нижний ярус – надпочвенный. Здесь произрастают преимущественно мхи, лишайники, встречаются плодовые тела грибов. Много старых листьев, перегной.
- Кто здесь обитает? (жуки, личинки жуков, насекомых, кроты, черви, мыши)
- Как вы думаете, растения какого яруса, получат наибольшее количество света, а какие наименьшее? (Более всего верхний, менее - нижний)
- Какие же взаимоотношения складываются в лесу между его обитателями?
1.Поедание растений животными.
2. Поедание животных животными.
- Составьте цепь питания (дерево – жук-короед – дятел – куница)
- Как животные помогают распространять плоды и семена?( Сойка, белка, мышь распространяют желуди.)
- А какое значение животные имеют для растений?( Распространяют плоды и семена, шмели и осы опыляют растения)
- Что мы можем с вами сказать в заключении? (Лес – это дом для животных, здесь они живут и питаются)
- А мы должны беречь лес? (Да. Мы должны сохранять природу, не бросать мусор, не пугать птиц и зверей, если идём в лес)
- А какая наука изучает взаимоотношения животных и растений с окружающей средой (экология)
ФИЗМИНУТКА
Музыка №1
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Какие жизненные формы растений встречаются в нашей местности? (травы, кустарники, деревья)
- Давайте с вами, рассмотрим и сравним два растения из лесного сообщества. Определим их общие и различные черты.
«Сравнение внешнего строения растений леса»
Оборудование: гербарий, лупы на каждый стол, салфетки, инструктивные карточки, линейка.
Задание №1
Рассмотрите образцы растений.
Задание №2
К какой группе они относятся (дерево, кустарник, травянистое растение)?
Задание №3
К какому ярусу они относятся?
Задание №4
Какие из вегетативных органов вы видите? Запишите их.
Задание №5
Рассмотрите форму листьев, измерьте их размер, зарисуйте их.
Задание №6
Найдите генеративные органы. Рассмотрите их. Результат запишите в таблицу.
Задание №7
Рассмотрите корневые системы, отметьте различия, результат запишите в таблицу.
Вывод: В чём заключается сходство и различие между растениями разных ярусов?
Сходство: У всех растений есть следующие органы – корни, стебель, листья, цветок, плод.
Различия:
1. Растения разных ярусов имеют различную жизненную форму.
2. Одни растения размножаются семенами, другие спорами.
3. Различия есть и в корневой системе: одни растения имеют стержневую систему, другие – мочковатую.
Обобщение: Растения верхнего яруса крупнее, выше, чем растения среднего яруса, а растения среднего яруса выше нижнего. Растения верхнего яруса получают больше света, чем растения нижнего. Зато растения нижнего яруса получают большее количество влаги. В нижнем ярусе нет ветра, там много перегноя, а значит теплее.
V. Обсуждение результатов практической работы.
Дети оценивают свою работу, подводят итог.
ФИЗМИНУТКА
Музыка № 13
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
VI. Просмотр видеоролика
- Ребята, вы хорошо поработали, и в награду я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по родному краю.
Видеоролик.
VII. Итог урока (рефлексия деятельности)
- Исследование какой темы мы вели с вами на уроке? (Рассмотрели многообразие живых организмов нашей местности)
- Какие понятия повторили, разобрали? (Ярусность леса, природные сообщества)
- Какую практическую работу провели на уроке? (Рассмотрели и сравнили строение растений разных ярусов)
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
VIII. Домашнее задание
Ваше домашнее задание будет такое, сделайте презентацию в защиту леса и всех лесных животных, продумайте, что нужно сделать, чтобы сохранить лес и его обитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока экологии в 10 классе "Социально-географические особенности демографии человечества"
Подробный конспект поможет учителю провести урок в интересной форме....
Конспект урока экология
Тема "Первичная экологическая экспертиза"...
Зачетная работа «Конспект урока в 9 классе по теме «Экология» по курсу ФГОС «Филология» учителя английского языка
Урок- обобщение по английскому языку в 9 классе на тему «Проблемы окружающей среды и пути их решения» I четверть Unit 2 Урок № 8,...
введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс
некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...
Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова
Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым многообразием и условиями жизни растений и животных в воде. ...
Конспект урока экологии в 7 классе " Водоём многоэтажное жилище" (ФГОС)
План-конспект урока по экологии в 7 классе с технологической картой "Водоём многоэтажное жилище"....
План-конспект урока экологии 7 класс на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"
План - конспект урока экологии 7 класса на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"....