конспект урока экологии "Шум и здоровье человека"
план-конспект занятия по экологии (11 класс)

Толстунова  Екатерина Владимировна

конспект урока экологии "Шум и здоровье человека" (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shum_i_zdorove_cheloveka.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Шум и здоровье человека.

Цель: расширить и углубить знания  о шумовом загрязнении окружающей среды и его воздействии на человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Актуализация знаний

Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна. Сегодня мы ограничимся ее небольшой частью и познакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды.

Прочитав отрывок из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», определите, о каком загрязнении пойдет речь.

«Туристу, а особо столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта, многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень, он не просто душу холодит, он трясет ее без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево – теплое да многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней да бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает беззащитное человеческое сердце. И уже нет этому сердцу покоя ни днем, ни ночью, и только во сне видит оно росные зори и прозрачные закаты. И мечтает душа человеческая о покое ».

О чем идет речь в этом отрывке?

В средствах массовой информации шуму обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так? Мы это выясним на данном занятии.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психологическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, спеша по делам в общественном транспорте, смотря вечером телевизор или слушая музыку, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот. И это воздействие, даже если мы не придаем ему значение, не остается безразличным для нашего организма.

II. Изучение нового материала

  • Так что же собой представляет звук?

 Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду).
Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей – инфразвуком. А беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков носит название шума. Иными словами, шум – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и не продолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции.
Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум.
Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок.
Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность – уровень звукового давления, измеряемый в децибелах. Для человека область слышимых звуков определяется в интервале от 16 до 20 000 Гц. Наиболее привычно наше ухо к восприятию звуков частотой 1 000 – 3 000 Гц (речевая зона). Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.
Уровень шума в 20–30дБ практически безвреден для человека, это естественный звуковой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 – становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь « под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих производствах он достигает 90-110 дБ и более. А шум на улице? Если в 60-70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 дБ, то в настоящее время он достигает 100 дБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он не должен превышать 40 дБ. По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Имея в виду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового «нашествия».

  • Как же влияет шум на организм человека?

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.
Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклерозов.

III. Практическая работа. Изучение шума в квартире и на прилегающей к дому территории (можно проводить с балкона)

Оборудование: приложение на телефон «Шумомер;

Ход исследования: установите на свой телефон приложение «Шумомер». При помощи шумомера произведите измерение уровня шума в вашей квартире и на прилегающей к дому территории (измерение производить с балкона). Данные занести в таблицу.

IV. Изменение частоты пульса под влиянием шума

Оборудование: секундомер, аудиофайл с громкой музыкой.

Ход исследования: измерьте свой пульс после 20 минут пребывания  в тишине. Запишите результат. Включите аудиофайл с музыкой (громкость 60 Дб). Снова произведите измерение пульса. Как изменился пульс?

V. Разработка проектов защиты человека от шумового воздействия

Предложите пути защиты человека от шума на разных социальных уровнях и их защита.

  • группа – Я – обыватель.
  • группа – Я – мэр города.
  • группа – Я – архитектор.
  • группа – Я – директор школы.

VI. Домашнее задание: 

Результаты вашего исследования  присылайте в нашу группу ВКонтакте.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кто такой успешный человек? Биография М.В.Ломоносова"

Класс: седьмой.УМК: «EnjoyEnglish» 8 (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).Тема: «Кто такой успешный человек?»Подтема: «Биография М.В. Ломоносова».Тип учебного занятия: Обобщение и ...

Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...

План-конспект по теме:Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Цель:    -создать условия для ознакомления обучающихся с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.Задачи: - способствовать формированию положительной «Я- конц...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Презентация к уроку на тему «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

Для сопровждения урока на тему "Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка" выполнена презентация в программе Power Point. Слайды имеют описание. Периодичность ч...

Презентация к уроку "Сон и здоровье человека"

В современном мире правильный и крепкий сон очень важен для продуктивного рабочего дня, что уже приобретает актуальность этой темы. К тому же, большинство людей просыпаются не выспавшимися, что...