Конспект урока экологии в 10 классе "Социально-географические особенности демографии человечества"
план-конспект урока по экологии (10 класс) по теме

Аверьянова Елена Геннадьевна

Подробный конспект поможет учителю провести урок в интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_10_klasse_ekologii.docx89.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект урока экологии в 10 классе

по теме «Социально-географические особенности демографии человечества»

Цель урока:

  1. познакомить уч-ся с причинами и последствиями демографических процессов;
  2. выявить зависимость экологической ситуации в мире;
  3. показать, что идеал развития демографического процесса – переход к стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости;

Оборудование: карта мира, компьютер, презентации, схемы, таблицы.

Ход урока

I . Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Артура Кларка “Человеку несвойственно задумываться над теми вариантами будущего, которые внушают страх”.

Вопрос: Подумайте и ответьте, почему современная демографическая ситуация может вызывать страх? (ответы детей)

Учитель: Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом.

Народонаселение – это совокупность людей, живущих на нашей планете в целом или в пределах какой-либо ее части (запись правила в рабочую тетрадь). Существование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые делятся на медико-биологические, социально-экономические и ценностно-мировоззренческие.

Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численность неуклонно увеличивается. На доске схема:

Причины:

В период, предшествовавший развитию науки и медицины, отмечались высокие показатели рождаемости и смертности и, как следствие, - низкий прирост населения. По мере совершенствования здравоохранения это равновесие нарушилось: уровень смертности упал, тогда, как рождаемость осталась без изменения. Соответственно страны, где процесс развивался, таким образом, пережили этап демографического взрыва (см. учебник стр. 187 чтение правила).

Демографический взрыв – это быстрое увеличение численности населения (запись правила в тетрадь).

Последствия:

Перенаселение Земли чревато включением экологических факторов, зависящих от плотности населения: теоретически вероятны шквалы заболеваний – гриппа, ВИЧ-инфекции. Высокая плотность населения ведет к утрате социальной значимости личности, к ее саморазрушению (алкоголизм, наркомания).

Задание: даны схемы, где вы должны указать стрелками возможные последствия роста населения на Земле (один уч-ся работает у доски с аналогичной схемой).

Демографическая проблема относится к одной из самых тяжелых, поскольку для ее решения требуется длительный период времени.

(На доске таблицы-диаграммы)

Вопрос: ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ? В каком регионе большая численность населения, а в каком меньшая?

Причины:

Работа по карте (у доски): покажите на карте мира регион с самой высокой численностью населения и с самой низкой численностью.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах? Каковы последствия?

(Ппо мере ответов уч-ся делают записи в рабочих тетрадях):

  1. ранние браки (с 12 лет);
  2. невысокая занятость женщин в производстве;
  3. влияние религии;
  4. традиция многодетности детей;
  5. запрещение абортов.

Последствия:

  1. истощение почв;
  2. дефицит продовольствия;
  3. рост безработицы;
  4. миграции в развитые страны;
  5. болезни;
  6. нищета.

Учитель: Прослушайте информацию, которую нам подготовила ученица о Китае.

Дополнительная информация о Китае:

К 1978 г. численность населения страны почти достигла 1 млрд и продолжала расти. Тогда было положено начало кампании, цель которой сводилась к тому, чтобы убедить каждую семью иметь не более одного ребенка. Главная же задача состояла в том, чтобы к концу нынешнего столетия добиться остановки роста численности населения на уровне 1,2 млрд человек, а затем способствовать ее снижению до уровня 800 млн человек.

В рамках этой кампании супругов убеждали подписывать обязательство не иметь больше одного ребенка. В качестве поощрения им предоставлялись сертификаты, дающие право на разнообразные льготы в зависимости от места жительства. В числе таких льгот были: бесплатное медицинское обслуживание и школьное образование для единственного ребенка, денежные дотации и дополнительное питание, повышенные пенсии по старости родителей, льготное техническое обслуживание жилища и, наконец, помощь в трудоустройстве ребенка по окончании школы. Если же в семье, подписавшей такое обязательство, все-таки появлялся второй ребенок, то супруги не только лишались всех привилегий, но и должны были платить большой штраф, который лишал их значительной части семейного бюджета. Эта кампания имела исключительно большой успех в городах Китая, в сельской же местности результаты оказались куда скромнее.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с проектом-презентацией

“Может ли человечество заполонить весь земной шар?”

(См. приложения № 1 - презентация)

Учитель: Взрыв численности развивающихся стран отразится и на развитые страны. Произойдет депопуляция (запись правила в тетрадь) – это сокращение и замещение коренных жителей одних стран населением из других регионов. ( см. учебник на стр. 188, чтение правила)

А какова демографическая ситуация в России, Саратовской области?

Сообщение ученицы:

В России продолжается демографический спад. Смертность превышает рождаемость, и началось фактическое сокращение населения. России также грозит депопуляция в будущем. Уже сейчас происходит миграция населения со стран ближнего зарубежья: азербайджанцы, армяне, аварцы, чеченцы, китайцы и др.

Задание:

Рассчитайте по годам ожидаемую разность ОКР-ОКС и впишите в таблицу.

Демографическая ситуация в Саратовской области:

РОЖДАЕМОСТЬ - 8,1 человек.

СМЕРТНОСТЬ - 16, 3 человек.

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ - 8,2 человека.

Учитель: Каковым должен быть выход из ситуации? (ответы детей)

  1. проводить разного рода акции, направленные на повышение рождаемости;
  2. увеличить детское пособие на ребенка;
  3. принимать государственные меры по улучшению жизни;
  4. материальное стимулирование;
  5. запретить аборты в стране;

Давайте посмотрим, что об этом думает еще нерожденный ребенок.

(См. приложение № 2 - презентация “Дневник нерожденного ребенка”)

Учитель: - Какие выводы вы для себя сделали, просмотрев презентацию?

Обратим внимание на лозунги:

1 семья – 1 ребенок;

1 семья – 2 ребенка;

1 семья – 3 и более детей.

Вопросы для дискуссии:

  1. Какой лозунг приемлем для развивающихся стран, чтобы стабилизировать ситуацию?
  2. Какого лозунга нужно придерживаться россиянам?
  3. А сколько детей будет в вашей будущей семье? Будете ли вы участвовать в стабилизации ситуации в России?

Вывод:

Итак, находим идеальный путь для исправления демографической проблемы:

  1. рождаемость и смертность высокая;
  2. рождаемость и смертность низкая;
  3. высокая рождаемость и низкая смертность;
  4. низкая рождаемость и высокая смертность.

Идеальный путь для развивающихся стран? (ответы детей)

Идеальный путь для России? (ответы детей)

III. Закрепление.

- Численность, каких стран увеличивается, а каких падает?

- К каким последствиям может привести рост населения?

- Почему политика должна заниматься регулированием численности населения?

- Ребята, а вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини-спектакле. Кто желает?

Учащиеся:

Сценка I.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй: А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! (обыграли сюжет).

Сценка II.

Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, Господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!

Учитель:

- Спасибо. В каких странах могут происходить данные действия?

  1. Заключительное слово учителя

Представьте себя депутатами городского совета. Какие мероприятия, предложения, могли бы вы внести для улучшения демографической ситуации у нас в городе? (дебаты)

- Многие ваши предложения заслуживают внимания и они, возможно, могут повлиять на демографическую ситуацию у нас в городе.

IV. Обобщение.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового вы узнали?

V. Д.З. - § - 33; подготовить информацию о демографической ситуации в Саратовской области.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии в 11 классе "Особенности экологических связей человека"

Урок экологии «Особенности экологических связей человека» - это урок формирования знаний в теме «Экологические связи человека».Данный урок позволяет использовать ролевые игры, работу учащихся в ...

Конспект урока экологии в 5 классе

Конспект урока экологии в 5 классе "Многообразие живых организмов". Тип урока - комбинированный. На уроке учащиеся знакомятся со строением природного сообщества. для формирования и закрепления нового ...

Конспект урока экология

Тема "Первичная экологическая экспертиза"...

Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова

Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым  многообразием и условиями жизни растений и животных в воде.      ...

Конспект урока экологии "Красная книга Алтайского края"

Урок знакомит  учащихся с редкими и исчезающими видами растений и животных Алтайского края, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте....

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Духовные ценности человечества. Культура. Религии "

Учащиеся узнают, чем связаны культура и религия; сформируют представление об основных мировых религиях. Поймут, как важно уважительное отношение к  разным  религиозным культурам....