Системно-деятельностный подход реализации ФГОС на уроках биологии
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС в биологии | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход
реализации ФГОС на уроках биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)- принципиально новый для отечественной школы документ.
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
ФГОС вводят новое понятие учебная ситуация, под которым подразумевается такая
особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача:
научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Переход к новым ФГОСам.
Как известно, повсеместное введение ФГОС в 5-х классах назначено на 2015 год, до которого остается несколько десятков дней.
К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов:
- личностных,
- метапредметных,
- предметных.
Личностные результаты
На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как «экологическое сознание, признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях»
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися разнообразных
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных компетенций.
Метапредметные умения должны реализоваться в 4-х междисциплинарных программах:
1. Развитие УУД (универсальных учебных действий);
2. Формирование ИКТ-компететности;
3. Развитие стратегии смыслового чтения;
4. Основы проектной и исследовательской деятельности.
Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.
Основной технологией, которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная, основными принципами которой являются:
- Принцип деятельности
- Принцип непрерывности
- Принцип целостности
- Принцип минимакса
- Принцип психологической
- комфортности
- Принцип вариативности
- Принцип творчества
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Урок «открытия» нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности.
4. Урок развивающего контроля.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся.
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Затруднения вызывает описание планируемых результатов: предметных, метапредметных и особенно личностных. И часто наблюдается нестыковка между задачами, ожидаемыми результатами, содержанием и методикой проведения урока.
Учителю трудно отойти от привычной схемы: опрос, изучение, закрепление и спланировать учебные действия учащихся, необходимые для самостоятельного «добывания знаний».
Предлагаемые схемы не включают обсуждения цели урока на основе проблемного вопроса, мало элементов эвристической беседы, диалога, работы в малых группах. Учитель не знаком с модульной технологией, предполагающей индивидуальный маршрут изучения материала; технологией работы в парах сменного состава; технологией развития критического мышления, проектной и т.д. В представляемых проектах отсутствуют задания по развитию смыслового чтения, а формирование ИКТ-компетентностей реализуется только, как правило, в слайд-презентациях или использовании интерактивной доски.
К сожалению, выполнение лабораторных работ не сопровождается постановкой цели и выводами, а дается только алгоритм их выполнения. Выполнение практических, лабораторных работ, предметных заданий не сопровождается рефлексией и самооценкой по заданному образцу, как того требует стандарт.
Контроль знаний по теме должен быть 2-х уровневым: базовый, проверяющий требования раздела стандарта «ученик научится», который должен быть выполнен не менее, чем на 2/3, после чего следует проверять требования раздела «ученик может научиться». Итоговой оценкой метапредметных умений должна стать защита проекта.
Однако, предлагаемый учителями контроль знаний по теме, как правило, одноуровневый, а тематика проектов по изучаемому разделу вызывает затруднения.
До введения стандартов школе и учителю нужно выбрать программу (линейную или концентрическую) и к выбранной программе – учебник. По выбранному учебнику необходимо составить тематическое планирование и программу развития метапредметных умений, в которой поэтапно распределить формирование у учащихся познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций при изучении того или иного раздела курса. Для итоговой оценки метапредметных результатов учителю необходимо продумать тематику проектных заданий, определить материальные и информационные ресурсы.
Помимо этого, учитель должен быть готов к проведению диагностики пришедших в 5-ый класс учащихся и определить их возможности по освоению курса.
Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.
Итак, движущей силой развития ученика является деятельность.
Постоянное решение учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"
Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...
Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"
Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....
Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Лишайники"...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"
Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....