Рабочая программа по биологии. 9 класс. 70 часов. По Н.И. Сонину
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 254с., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 81.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 254с., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа курса (70 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
Цели и задачи изучаемого раздела:
- Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки об общих закономерностях биологического развития, строении, жизнедеятельности клетки; об индивидуальном и историческом развитии живых организмов ; о системе органического мира.
- Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений.
- Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира, о месте и роли человека в нем.
- Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
- Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
Изменения в авторскую программу, при подготовке данной рабочей программы не вносились
Условные обозначения –
Т теоретическое занятие
П – практическое занятие
Лаб – лабораторная работа
Пр.р – практическая работа
Тст – тестовая работа
Сам – самостоятельная работа
Сам У – самостоятельная работа с учебником
Гр – групповая работа -
Пар – работа в парах
Планируемые результаты
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Наследственность и изменчивость opганизмов», «Эволюция живого мира на Земле», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». С этой же целью предусмотрены демонстрации.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естестннонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ 1
Эволюция живого мира на Земле (21 час)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых) организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
- Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка1.
- Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
- Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5
Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
- Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
- Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
- Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
- Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
- Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
- Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
- Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие геогеографические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Физическая география. История континентов.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов
(10 часов)
Тема 2.1
Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полиме-1 ры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пи- но- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
- Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
* Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
- Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
- Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
- Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
- Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов
(20 часов)
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. • Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
- Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их стенотипические проявления.
- Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2
Закономерности изменчивости (6 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
- Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
• Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Т е м а 4.3
(Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Знамение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
- Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
- Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, фенотип. Генетическое определение пола у
животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
- Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
- Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды.
Основы экологии (5 часов)
Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции (3 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видо- иое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. взаимодействие факторов среды, пределы выносли- иости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды, чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. 11ейтральные отношения — нейтрализм.
- Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
- Лабораторные и практические работы Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2
Биосфера и человек (2 часа)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресур-1 сами населения планеты.
- Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
" Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
- Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические 1 факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
- Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Ф изическая география. Климат Земли, климатическая зональность.
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Заключение (1 час)
Резервное время — 7 часов.
Тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Теоретическое или практическое занятие | Тема урока | Основные понятия, демонстрации, лабораторные и практические работы | Виды и формы учебной деятельности |
Введение (1 час) | |||||
Т | Место курса «Общая биология» в системе естестннонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса | ||||
РАЗДЕЛ 1 Эволюция живого мира на Земле (21 час) |
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма. | ||||
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа) |
| ||||
Т | Основные свойства живых организмов | ||||
Т | Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. | Сам У | |||
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа) | Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. | ||||
Т | Развитие биологии в додарвиновский период. | ||||
П | Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка | Пар | |||
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов) | Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». Основные понятия Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». | ||||
Т | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. | ||||
П | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | Груп | |||
Т | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | Тст | |||
Т | Вид - элементарная эволюционная единица. | Сам У | |||
Т | Борьба за существование и естественный отбор. | ||||
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа) | |||||
П | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | Груп | |||
Т | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | Тст | |||
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа) | Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*. | ||||
Т | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяция — элементарная эволюционная единица. | Сам у | |||
Т | Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. | Лаб | |||
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа) | Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. Основные понятия Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. | ||||
Т | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс | Пр.р | |||
П | Пути достижения биологического прогресса | Тст | |||
Т | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | Пар | |||
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле (2 часа) | Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных. Основные понятия Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. | ||||
Т | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. | ||||
П | Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. | Гр | |||
Тема 1.8 Развитие жизни на Земле (3 часа) |
Модели скелетов человека и позвоночных животных. Основные понятияРазвитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма. | ||||
Т | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. | ||||
П | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. | Пар | |||
Т | Происхождение человека. Место человека в живой природе. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; | Тст | |||
РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов(10 часов) | Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. | ||||
Тема 2.1 Химическая организация клетки (2 часа) | Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид). Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. | ||||
Т | Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. | ||||
Т | Органические молекулы. Биологические полимеры — белки;. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. | Тст | |||
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа) | |||||
Т | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. | Пар | |||
Т | Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | Тст | |||
П | Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы | Пр.р | |||
Тема 2.3 Строение и функции клеток (5 часов) |
* Лабораторная работа Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*. Основные понятия Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов. | ||||
Т | Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. | Сам у | |||
П | Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. | Лаб | |||
Т | Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра. | Пар | |||
П | Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Биологический смысл и значение митоза | ||||
Т | Клеточная теория строения организмов. | Тст | |||
РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) | Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. | ||||
Тема 3.1 Размножение организмов (2 часа) | Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. | ||||
Т | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. | ||||
Т | Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. | Сам у | |||
Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа) | Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе. Основные понятия Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение. | ||||
Т | Эмбриональный период развития. | ||||
П | Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. | Пар | |||
Т | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | Тст | |||
РАЗДЕЛ 4 Наследственность и изменчивость организмов(20 часов) | Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. | ||||
Тема 4.1 Закономерности наследования признаков (10 часов) | Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их стенотипические проявления. Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, фенотип. Генетическое определение пола животных и растений. | ||||
Т | Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. | ||||
Т | Гибридологический метод изучения наследственности. | Реш задач | |||
Т | Законы Г. Менделя | Пар | |||
П | Законы Г. Менделя | Пр р | |||
Т | Генетическое определение пола. | Реш задач | |||
Т | Генотип как целостная система. | Тст | |||
П | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. | Гр | |||
П | Практическая работа Решение генетических задач и составление родословных. | Пр. р | |||
Т | Урок обобщения по теме «Закономерности наследования признаков» | Тст | |||
Тема 4.2 Закономерности изменчивости (6 часов) | Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. Лабораторная работа Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Основные понятия Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. | ||||
Т | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. | Сам у | |||
Т | Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | ||||
П | Комбинативная изменчивость. | Пр р | |||
Т | Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | Пар | |||
Т | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. | ||||
Т | Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. | Тст | |||
Т е м а 4.3(Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) | Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. Основные понятия Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. | ||||
П | Центры происхождения и многообразия культурных растений. | Сам у | |||
Т | Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. | Тст | |||
Т | Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | ||||
П | Урок обобщения по теме «Наследственность и изменчивость организмов» | Тст | |||
РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов) |
| ||||
Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции (3 часа) | Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; Лабораторные и практические работы Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*. Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. | ||||
Т | Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. | Пар | |||
Т | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Смена биоценозов. | Лаб | |||
П | Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. | Пр | |||
Тема 5.2 Биосфера и человек (2 часа) | Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны. Основные понятия Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика. | ||||
Т | Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. | Сам у | |||
Т | Проблемы рационального природопользования, охраны природы. Практическая работа Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах | Сам | |||
Т | Заключение (1 час) | ||||
Резервное время — 7 часов. |
Литература
Методические пособия для учителя биологии
- Аттестация учителей биологии и химии. Методические рекомендации. –М.-2006г. 118с.
- Настольная книга учителя биологии (Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя)./ Авт. – сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО «издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2003. – 158с.
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. М. – Глобус, 2008г. 225с.
Рабочая тетрадь
Биология. Общие закономерности. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику, С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова Н.И. Сонина "Биология. Биология. Общие закономерности. М.: Дрофа, 2011. – 137 с.
Методические пособия Основные
- Биология. 9 класс. Поурочные планы. по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Автор-составитель – М.В. Высоцкая. Волгоград: Учитель, 2007. – 447 с.
Методические пособия Дополнительные
- Биология. 6-11 классы: модульное обучение / авт.-сост. В.В. Гаевая. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.
- Драгомилова В.Н. Тесты по биологии: Итоговая проверка знаний учашихся. 6-11 класс, М.: Издательский дом «Генжер», 2000. – 40с.
- Открытые уроки по биологии. 7-9 классы /авт. –сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 65с.
- Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие для учителя. Сост. Сорокина Л.В., М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
рабочая программа по биологии 10 класс. Сонин. 1 час по программе 105 часов 10-11 класс
рабочая программа по биологии по Сонину 1 часа в неделю. 10 класс по программе 105 часов...
Рабочая программа по биологии. 8 класс. 70 часов. По Н.И. Сонину
Рабочая программа основывается на авторской программе Н.И. Сонина.Авторская программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и являетс...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа по биологии (108 часов)
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины...
Рабочая программа по биологии 7 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос
Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для учащихся 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «Об образован...
Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012Федерального компонента государственного образовательного стандарта основн...