Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос
рабочая программа по биологии (8 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
- Авторской программой Н.И. Сонина для 5-11 классов (базовый уровень)
- Н.И. Сонин. «Биология. Рабочие программы. 5-11 классы»
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
- Учебного плана МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
- Годового календарного учебного графика МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании МО _______/_____________/ ФИО Протокол № ___ от «___»__________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:_________ Галданова С.З. «___»_____________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:__________ Ринчинова С.С.. Приказ № ____ от «___»____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _Биологии_____________________________
предмет
класс__8__________________________________
ФИО учителя_Данзанова Хандама Чойжамсоевна
______учитель биологии____________________
Должность, категория
2017– 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
- Авторской программой Н.И. Сонина для 5-11 классов (базовый уровень)
- Н.И. Сонин. «Биология. Рабочие программы. 5-11 классы»
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»;
- Учебного плана МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
- Годового календарного учебного графика МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 63 с.
Программа является продолжением линии Н.И.Сонин на изучение курса отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Содержание программы учебного предмета
Место человека в системе органического мира (2 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение микроскопического строения тканей.
Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение изменения размера зрачка.
- Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
Опора и движение (6 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение внешнего строения костей.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение микроскопического строения крови
Транспорт веществ (6 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы.
- Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
- Измерение кровяного давления
- Минутный и систолический объемы крови.
Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы.
- Определение частоты дыхания.
Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Лабораторные и практические работы.
- Воздействие слюны на крахмал
- Воздействие желудочного сока на белки
- Определение норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Человек и его здоровье (8 часов)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Количество лабораторных и практических работ | НРК | Примечание |
Введение | 1 | |||
1.Место человека в системе органического мира | 2 | |||
2. Происхождение человека | 2 | |||
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | |||
4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | Л.р.1, п.р.1 | ||
5. Координация и регуляция | 11 | П.р.1, л.р. 1 | Влияние различных антропогенных факторов на железы внутренней секреции, изучение здравоохранения занимающиеся лечением эндокринной системы. | |
6. Опора и движение | 8 | Л.р.1,п.р.2 | ||
7. Внутренняя среда организма | 3 | Л.р.1 | Методы исследования, определение состава, группы и резуса крови. Мед. Учреждения на территории Закаменского района | |
8. Транспорт веществ | 5 | П.р.3 | ||
9. Дыхание | 5 | П.р.1 | Заболевание органов дыхания наиболее распространенных в Закаменском районе связанные с антропогенной деятельностью. | |
10. Пищеварение | 5 | Л.р.2, п.р.1 | Заболевание органов пищеварения наиболее распространенных в районе, связанных с антропогенной деятельностью человека. Получение продуктов питания в пищевой промышленности Закаменского района. | |
11. Обмен веществ и энергии | 3 |
| ||
12. Выделение | 2 | |||
13. Покровы тела | 3 | |||
14. Размножение и развитие | 3 | Экскурсия в медпункт. Влияние экологических факторов на развитие плода. | ||
15. Высшая нервная деятельность | 6 | |||
16. Человек и его здоровье | 6 | П.р.1 | ||
ИТОГО: | 70 | Л.р.6, п.р.10 |
Требование к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
- особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
- строение и функции основных тканей и систем органов;
- функциональные системы организма;
- значение гомеостаза внутренней среды организма;
- об обмене веществ, его значении и видах;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
- строение и функции анализаторов;
- механизмы ВНД;
- функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
- особенности индивидуального развития человека;
- правила личной гигиены;
- причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
- о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития организма человека.
Уметь:
- распознавать органы и их топографию;
- оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
- измерять кровяное давление и частоту пульса;
- давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
- работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
Перечень учебно-методических средств обучения
Список дополнительной литературы для учителя:
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
- Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
- Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
- Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
- Журнал «Биология в школе»
- «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
- Е.В. Краева «Тесты по биологии» к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2008 год.
Список дополнительной литературы для учащихся:
- Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
- Журнал «Биология для школьников».
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
- Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- Большой справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва. «Дрофа» 2000 г.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Приложение
Календарно-тематическое планирование биология 8 класс
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Место человека в системе органического мира (2 часа) | |||
1 | Введение. Место человека в системе органического мира. | 1 | |
2 | Рудименты и атавизмы. | 1 | |
Происхождение человека (2 часа) | |||
3 | Эволюция человека. | 1 | |
4 | Расы человека. | 1 | |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) | |||
5 6 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 2 | |
Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) | |||
7 | Клеточное строение организмов. Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки» | 1 | |
8 | Ткани и органы. | 1 | |
9 | Лабораторная работа № 2 «Ткани человека» | 1 | |
10 | Системы органов. Лабораторная работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | 1 | |
Координация и регуляция (10 часов) | |||
11 | Гуморальная регуляция. | 1 | |
12 | Строение щитовидной железы. | 1 | |
13 | Строение и значение нервной системы. | 1 | |
14 | Строение и функции спинного мозга. Топография № 1 «Строение спинного мозга» | 1 | |
15 | Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа № 4 «Строение головного мозга» | 1 | |
16 | Полушария большого мозга. Топография № 3 «Полушария большого мозга» | 1 | |
17 | Анализаторы. Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка» | 1 | |
18 | Анализаторы слуха и равновесия. Топография № 5 «Строение человеческого уха» | 1 | |
19 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. | 1 | |
20 | Контрольная работа № 1 «Анализаторы» | 1 | |
Опора и движение (6 часов) | |||
21 | Кости скелета | 1 | |
22 | Лабораторная работа № 3 «Строение костей» Топография № 6 «Строение скелета человека» | 1 | |
23 | Строение скелета. Топография № 7 «Строение черепа, грудной клетки, туловища» | 1 | |
24 | Мышцы. Общий обзор. Топография № 8 «Мышцы головы, туловища и конечностей» | 1 | |
25 | Работа мышц. | 1 | |
26 | Контрольная работа № 2 «Кости и мышцы человека» | 1 | |
Внутренняя среда организма (3 часа) | |||
27 | Кровь. Лабораторная работа № 6 «Кровь» | 1 | |
28 | История открытия фагоцитоза. | 1 | |
29 | Как наш организм защищается от инфекций. | 1 | |
Транспорт веществ (6 часов) | |||
30 | Органы кровообращений. Топография № 9 «Строение сердца человека» | 1 | |
31 | Круги кровообращений. Топография № 10 «Круги кровообращения» | 1 | |
32 | Работа сердца. | 1 | |
33 | Движение крови по сосудам. | 1 | |
34 | Лабораторная работа № 5 «Определение пульса» Лабораторная работа № 6 «Измерение артериального давления» | 1 | |
35 | Лабораторная работа № 7 «Минутный и систолический объемы крови» | 1 | |
Дыхание (5 часов) | |||
36 | Строение органов дыхания. | 1 | |
37 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | |
38 | Регуляция дыхания. Голосовой аппарат | 1 | |
39 | Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания» | 1 | |
40 | Обобщение знаний по теме «Дыхание» | 1 | |
Пищеварение (5 часов) | |||
41 | Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме Лабораторная работа № 9 «Определение норм рационального питания» | 1 | |
42 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | |
43 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1 | |
44 | Лабораторная работа № 10 «Воздействие желудочного сока на белки» | 1 | |
45 | Лабораторная работа № 11 «Воздействие слюны на крахмал» | 1 | |
Обмен веществ и энергии (2 часа) | |||
46 | Пластический и энергетический обмен. | 1 | |
47 | Витамины | 1 | |
Выделение (2 часа) | |||
48 | Выделение | 1 | |
49 | Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена | 1 | |
Покровы тела (3 часа) | |||
50 | Строение и функции кожи. | 1 | |
51 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. | 1 | |
52 | Заболевание кожи и их предупреждение. | 1 | |
Размножение и развитие (3 часа) | |||
53 | Половая система человека. | 1 | |
54 | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды | 1 | |
55 | Рост и развитие человека. Возрастные процессы. | 1 | |
Высшая нервная деятельность (5 часов) | |||
56 | Рефлекторная деятельность нервной системы. | 1 | |
57 | Бодрствование и сон. | 1 | |
58 | Сознание и мышление. Речь | 1 | |
59 | Познавательные процессы и интеллект. | 1 | |
60 | Память. Эмоции и темперамент. | 1 | |
Человек и его здоровье (8 часов) | |||
61 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 | |
62 | Ушибы. Растяжение связок. Вывихи. Переломы | 1 | |
63 | Ожоги. Тепловой и солнечный удар | 1 | |
64 | Раны и укусы. Обморожение и отравление | 1 | |
65 | Лабораторная работа № 12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения» | 1 | |
66 | Оказание помощи утопающему. Потеря сознания. | 1 | |
67 | Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца | 1 | |
68 | Зачет «Оказание первой до врачебной помощи». | 1 | |
69 | Резервное время | 1 | |
70 | Резервное время | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....
Рабочая программа по биологи УМК Н.И. Сонин. ФГОС ООО.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2013 г., реализу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс
программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую раскладку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс...
Рабочая программа по алгебре 10класс УМК Мордкович 3 часа в неделю
Рабочая программа...
рабочая программа спортивной секции по баскетболу на 2 часа в неделю
Физическое воспитание в учреждениях общего образования (школа, гимназия, лицей) является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически разв...
Рабочая программа по физике для 10 кл (3 часа в неделю)
Планирование к учебнику Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н (3 часа в неделю)...