Рабочая программа по биологии. 8 класс. 70 часов. По Н.И. Сонину
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа основывается на авторской программе Н.И. Сонина.
Авторская программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. -254с., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_chelove1.docx | 57.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основывается на авторской программе Н.И. Сонина.
Авторская программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. -254с., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены самостоятельные работы. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 272с;
Цели и задачи изучаемого раздела:
- Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
- Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
- Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира, о месте и роли человека в нем.
- Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
- Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
Изменения в авторскую программу, при подготовке данной рабочей программы не вносились
Условные обозначения –
Т теоретическое занятие
П – практическое занятие
Лаб – лабораторная работа
Пр.р – практическая работа
Тст – тестовая работа
Сам – самостоятельная работа
Сам У – самостоятельная работа с учебником
Гр – групповая работа -
Пар – работа в парах
Планируемые результаты
В результате изучения биологии ученик 8-го класса должен знать/понимать
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- анализировать и оценивать факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о человеке (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей*. Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо- хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
- Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
- Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей*. Измерение массы и роста своего организма*. Выявление влияния статической и динамической
работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета1 .
- Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
- Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
- Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
- Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления*. Определение пульса и подсчет числа сердечныхсокращений*.
Тема 9. Дыхание(5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
- Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
- Практическая работа Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
- Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
- Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюнына крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
- Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплоре-гуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
- Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Резервное время — 7 часов.
Тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ урока | № урока по теме | Теоретическое или практическое занятие | Тема | Виды и формы учебной деятельности | Демонстрации |
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа) | Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных. | ||||
Т | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. | ||||
П | Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. | Сам У | |||
Тема 2. Происхождение человека (2 часа) | Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека. | ||||
Т | Этапы и факторы становления человека. | ||||
Т | Расы человека, их происхождение и единство. | Тст | |||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1 час) | Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов. | ||||
П | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи. | Пар | |||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) | Демонстрация схем систем органов человека. | ||||
Т | Клеточное строение организма. | ||||
П | Лабораторная работа Изучение микроскопического строения тканей Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. | Лаб | |||
Т | Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | ||||
П | Практическая работа Распознавание на таблицах органов и систем органов*. | Пр р | |||
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов) | Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга | ||||
Т | Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. | ||||
Т | Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. | Тст | |||
Т | Нервная регуляция. Значение нервной системы. | ||||
П | Центральная и периферическая нервные системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. | Сам У | |||
Т | Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. | Сам | |||
П | Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Лабораторная работа Изучение головного мозга человека (по муляжам) | Лаб | |||
Т | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения.. | Сем | |||
Т | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. | ||||
П | Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | Тст | |||
П | Урок обобщения по теме «Координация и регуляция» | Сам | |||
Тема 6. Опора и движение (8часов) | Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы. | ||||
Т | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. | ||||
П | Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо- хождением. | Тст | |||
П | Состав и строение костей. Рост костей. Лабораторная работа Изучение внешнего строения костей | Лаб | |||
Т | Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | Пар | |||
Т | Мышечная система. Строение и развитие мышц. | ||||
Т | Основные группы мышц, их функции. | ||||
П | Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка | ||||
П | Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы | ||||
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа) | Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови. | ||||
Т | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Плазма крови. | ||||
П | Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови | Лаб | |||
Т | Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. | ||||
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа) | Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. | ||||
Т | Сердце, его строение и регуляция деятельности. | ||||
П | Движение крови по сосудам. Лабораторная работа Определение пульса и подсчет числа сердечныхсокращений | Лаб | |||
Т | Движение крови и лимфы по сосудам | ||||
Т | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение | ||||
Тема 9. Дыхание(5 часов) | Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания | ||||
Т | Потребность организма человека в кислороде воздуха. | ||||
П | Органы дыхания, их строение. | Груп | |||
Т | Дыхательные движения. | ||||
Т | Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. | ||||
П | Регуляция дыхания. Практическая работа Определение частоты дыхания*. | Пр. р | |||
Тема 10. Пищеварение (5 часов) | Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов. | ||||
Т | Питательные вещества и пищевые продукты. | ||||
Т | Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. | ||||
П | Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа Воздействие слюны на крахмал*. | Лаб | |||
Т | Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в желудке | ||||
Т | Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в кишечнике | ||||
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа) | |||||
Т | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | ||||
П | Витамины. Их роль в обмене веществ. | Груп | |||
Тема 12. Выделение (2 часа) | Демонстрация модели почек. | ||||
Т | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. | ||||
П | Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | Стс | |||
Тема 13. Покровы тела (3 часа) | Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. | ||||
Т | Строение и функции кожи | ||||
Т | Роль кожи в теплоре-гуляции | ||||
П | Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. | Пр. р | |||
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа) | |||||
Т | Система органов размножения; строение и гигиена. | Сам у | |||
Т | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. | ||||
Т | Рост и развитие ребенка. | Стс | |||
Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов) | |||||
Т | Рефлекс — основа нервной деятельности. | ||||
П | Виды рефлексов. Формы поведения. | Пар | |||
Т | Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. | ||||
Т | Торможение. | ||||
П | Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. | Сам У | |||
Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа) | |||||
П | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. | Пр. р | |||
Т | Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | ||||
Т | Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. | Груп | |||
П | Лабораторная и практическая работы Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье | Лаб, пр.р | |||
Резервное время — 7 часов. |
Литература
для учителя:
1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. -254с.,
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
1)Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010. -64с;
2)Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с
http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
рабочая программа по биологии 10 класс. Сонин. 1 час по программе 105 часов 10-11 класс
рабочая программа по биологии по Сонину 1 часа в неделю. 10 класс по программе 105 часов...
Рабочая программа по биологии. 9 класс. 70 часов. По Н.И. Сонину
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.Рабочая программа составлена на основе Федерального Госуда...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа по биологии (108 часов)
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины...
Рабочая программа по биологии 7 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос
Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для учащихся 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «Об образован...
Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012Федерального компонента государственного образовательного стандарта основн...