Рабочая программа по биологии. 8 класс. 70 часов. По Н.И. Сонину
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Акимова Ольга Алексеевна

Рабочая программа основывается на авторской программе Н.И. Сонина.

Авторская программа предназначена для изуче­ния курса «Человек и его здоровье» в 8 классе сред­ней общеобразовательной школы и является логиче­ским продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в на­чальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. -254с., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_chelove1.docx57.97 КБ

Предварительный просмотр:

8 КЛАСС Человек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа основывается на авторской программе Н.И. Сонина.

Авторская программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. -254с., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
  • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены самостоятельные работы. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 272с;

Цели и задачи изучаемого раздела:

  1. Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
  2. Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
  3. Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира, о месте и роли человека в нем.
  4. Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
  5. Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.

Изменения в авторскую программу, при подготовке данной рабочей программы не вносились

Условные обозначения –

Т теоретическое занятие

П – практическое занятие

Лаб – лабораторная работа

Пр.р – практическая работа

Тст – тестовая работа

Сам – самостоятельная работа

Сам У – самостоятельная работа с учебником

Гр – групповая работа        -

Пар – работа в парах


Планируемые результаты

В результате изучения биологии ученик 8-го класса должен знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • анализировать и оценивать факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о человеке (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

 Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей*. Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо- хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

  • Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
  • Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей*. Измерение массы и роста своего организма*. Выявление влияния статической и динамической

работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета1 .

  • Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
  • Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

  • Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
  • Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления*. Определение пульса и подсчет числа сердечныхсокращений*.

Тема 9. Дыхание(5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

  • Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
  • Практическая работа Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

  •         Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
  • Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюнына крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

  • Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплоре-гуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

  • Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

Резервное время — 7 часов.


Тематическое планирование

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

№ урока

№ урока по теме

Теоретическое или практическое занятие

Тема

Виды и формы учебной деятельности

Демонстрации

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Т

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира.

П

Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.

Сам У

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Т

Этапы и факторы становления человека.

Т

Расы человека, их происхождение и единство.

Тст

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1 час)

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

П

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.

Пар

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Демонстрация схем систем органов человека.

Т

Клеточное строение организма.

П

Лабораторная работа Изучение микроскопического строения тканей Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

Лаб  

Т

Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

П

Практическая работа Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Пр р

Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга

Т

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции.

Т

Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Тст

Т

Нервная регуляция. Значение нервной системы.

П

Центральная и периферическая нервные системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Сам У

Т

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга.

Сам

П

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Лабораторная работа Изучение головного мозга человека (по муляжам)

Лаб

 Т

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения..

Сем

Т

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

П

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

Тст

П

Урок обобщения по теме «Координация и регуляция»

Сам

Тема 6. Опора и движение (8часов)

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Т

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.

П

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо- хождением.

Тст

П

Состав и строение костей. Рост костей. Лабораторная работа Изучение внешнего строения костей

Лаб

Т

 Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Пар

Т

Мышечная система. Строение и развитие мышц.

Т

Основные группы мышц, их функции.

П

Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка

П

Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Т

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Плазма крови.

П

Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови

Лаб

Т

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Т

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

П

Движение крови по сосудам. Лабораторная работа Определение пульса и подсчет числа сердечныхсокращений

Лаб

Т

Движение крови и лимфы по сосудам

Т

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение

Тема 9. Дыхание(5 часов)

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания

Т

Потребность организма человека в кислороде воздуха.

П

Органы дыхания, их строение.

Груп

Т

Дыхательные движения.

Т

Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови.

П

Регуляция дыхания. Практическая работа Определение частоты дыхания*.

Пр. р

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Т

Питательные вещества и пищевые продукты.

Т

Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.

П

Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа Воздействие слюны на крахмал*.

Лаб

Т

Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в         желудке

 Т

Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в         кишечнике

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Т

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

П

Витамины. Их роль в обмене веществ.

Груп

Тема 12. Выделение (2 часа)

Демонстрация модели почек.

Т

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения.

П

Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Стс

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Т

Строение и функции кожи

Т

Роль кожи в теплоре-гуляции

П

Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Пр. р

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Т

Система органов размножения; строение и гигиена.

Сам у

Т

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

Т

Рост и развитие ребенка.

Стс

Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)

Т

Рефлекс — основа нервной деятельности. 

П

Виды рефлексов. Формы поведения.

Пар

Т

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы.

Т

Торможение.

П

Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Сам У

Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа)

П

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Пр. р

Т

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Т

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Груп

П

Лабораторная и практическая работы Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Лаб, пр.р

Резервное время — 7 часов.



Литература

для учителя:

1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. -254с.,

Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1)Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010. -64с;

2)Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с

2. Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

рабочая программа по биологии 10 класс. Сонин. 1 час по программе 105 часов 10-11 класс

рабочая программа по биологии по Сонину 1 часа в неделю. 10 класс по программе 105 часов...

Рабочая программа по биологии. 9 класс. 70 часов. По Н.И. Сонину

Программа предназначена для изучения предме­та «Общая биология» в 9 классах общеобразователь­ных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.Рабочая программа составлена на основе Федерального Госуда...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа по биологии (108 часов)

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины...

Рабочая программа по биологии 7 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос

Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для учащихся 7  класса  разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «Об образован...

Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012Федерального компонента государственного образовательного стандарта основн...