Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_el_kursa.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 2 »
Элективный курс
«Биология и мир современных профессий»
Учитель: Дамбаева Ц. Б.,
категория 1, стаж 13 лет
п. Могойтуй
Пояснительная записка.
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу.
Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что тема «Биология и мир современных профессий» является важным компонентом в системе общего образования и направлена на целенаправленную подготовку девятиклассников к выбору профиля и в будущем поступлению в высшие учебные заведения медицинского, экологического, сельскохозяйственного и других профилей. Данный курс поможет определить правильность предварительного профессионального выбора, послужит источником дополнительной информации для увлеченных биологией учащихся, стремящихся к получению разносторонних знаний. Отличительная черта данного курса – возможность его использования и для углубления, и для расширения знаний по биологии, и для ориентации в мире профессий. Программа рассчитана на 8 часов.
Цели курса: создать условия для формирования интереса к современным профессиям, связанным с биологическими знаниями, расширения области знаний по биологии. Познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям.
Предоставить ученику возможность определиться с выбором профиля.
Данный курс решает задачи:
1. Расширение представлений о профессиях, связанных с изучением биологии, методах их исследования.
2. Углубление знаний о способах выполнения экспериментов, практических и лабораторных работ, создание условий для приобретения учащимися опыта участия в учебном исследовании.
3. Осуществление знакомства с приемами и содержанием профессиональной деятельности специалистов в области естествознания
3. Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Ожидаемые результаты:
1. Выбор профиля в дальнейшем
2. Профессиональная ориентация
3. Приобрести опыт поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения лабораторных работ.
4. Овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской и ветеринарной помощи, составления проекта ландшафтного дизайна, проведения элементарной судебно – медицинской экспертизы, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим.
Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта). В ходе написания рефератов и других видов отчетности закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умении систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.
Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти общеучебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Лабораторные и практические работы, экскурсии |
1
2 3 4 5 6 7 8 | Введение. Лекция «Мир современных профессий, связанных с биологическими знаниями». Тайны судебной медицины. Врач – это звучит гордо. Профессия ветеринарного врача. Введение в косметологию. Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист? Лесничий, егерь, лесоустроитель, охотовед! Все профессии хороши, выбирай на вкус! | №1 «Методы биологических исследований. Биологическая микролаборатория ». №2 «Дифференцирование волос и волокон» №3 «Правила наложения повязок. Способы наложения повязок на разные области тела» №4 «Приемы оказания первой доврачебной помощи при различных видах травм домашних животных». №5 «Определение типа кожи лица и основных приемов ухода за ней» №6 ««Моделирование цветочной клумбы» с использованием программы «Twisted Brush»» №7 «Составление пищевых связей в лесном сообществе». Экскурсия в школьный музей. Презентации учащихся о разных профессиях. |
Содержание
Тема 1. Мир современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
Цель: ознакомить учащихся с различными профессиями, связанными с биологией.
Перечень профессий, связанных с биологическими знаниями. Профессии, наиболее востребованные обществом. Коротко о каждой профессии. Учебные заведения, в которых можно получить необходимое образование.
Лабораторная работа №1 «Методы биологических исследований. Биологическая микролаборатория ».
Тема 2. Тайны судебной медицины.
Цель: дать понятие о судебной медицине, о профессии судебно – медицинского эксперта, раскрыть ее значение в жизни общества.
Содержание и структура судебной медицины, ее задачи. Положение среди других медицинских дисциплин. Основные разделы судебной медицины. Профессия судебно – медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств (эксперт - биолог).
Лабораторная работа №2 «Дифференцирование волос и волокон»
Тема 3. Врач – это звучит гордо!
Цель: расширить знания о профессии врача, раскрыть ее значение в сохранении жизни общества и каждой личности, значение само- и взаимопомощи.
Содержание медицины и ее задачи. Основные разделы. Сведения о профессии врача. Врачебная этика. Учебные заведения, в которых можно получить необходимое образование.
Практическая работа №3 «Правила наложения повязок. Способы наложения повязок на разные области тела»
Тема 4. Профессия ветеринарного врача.
Цель: сформировать представление о работе ветеринарного врача, познакомить учащихся с историей ветеринарии.
Работа ветеринарного врача, содержание и значение. История ветеринарии. Различные виды травм домашних животных.
Практическая работа №4 «Приемы оказания первой доврачебной помощи при различных видах травм домашних животных».
Тема 5. Введение в косметологию.
Цель: познакомить с искусством косметологии, историей ее возникновения, показать тесную связь косметологии с медициной, биологией и другими науками.
Косметология – наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо. Косметика Египта. Использование косметических средств древними греками. «Косметы» Древнего Рима. Широкое распространение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики Франции, европейских государств, России. Связь косметологии с медициной, биологией, фармакологией, хирургией, гигиеной.
Практическая работа №5 «Определение типа кожи лица и основных приемов ухода за ней»
Тема 6. Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист?
Цель: познакомить со спецификой деятельности ландшафтного дизайнера, показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.
Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист? Сведения о профессии. Типичные виды деятельности. Учреждения, готовящие специалистов в этой области. Востребованность услуг ландшафтного дизайнера, возросшая с повышением уровня благосостояния людей.
Практическая работа №6 «Моделирование цветочной клумбы» с использованием программы «Twisted Brush»
Тема 7. Лесничий, егерь, лесоустроитель, охотовед!
Цель: познакомить учащихся с профессиями, связанными с лесом, показать значение леса в природе и жизни человека, развивать практические умения, связанные с лесом и его обитателями.
Основоположник науки о лесе – русский ученый Г.Ф.Морозов. Леса планеты, России, Забайкалья. Лесное сообщество, взаимодействие климата и лесной растительности. Профессии, связанные с лесом - лесничий, егерь, лесоустроитель, охотовед. Учебные заведения, готовящие специалистов в этой области.
Практическая работа №7 «Составление пищевых связей в лесном сообществе». Экскурсия в школьный музей.
Тема 8. Все профессии хороши, выбирай на вкус!
Цель: обобщить и оценить полученные знания, составить компьютерную презентацию о различных профессиях, связанных с биологическими знаниями.
Оформление отчета. Групповая работа. Создание компьютерной презентации.
Литература
Пособия для учителя:
1. Биология 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006 – 203 с.
2. Калинова Г. С., Кучменко В. С., Мягкова А. Н. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. – М.: Дрофа, 2001
3. Захаров В. Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003
4. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Логцилина Т. Е. Общая биология: Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 224.
5. Халина Хайтц. 1000 прекрасных растений в вашем доме. – М.: БММ АО, 1997. - 383 с.
6. Стойчев Любен Ив. Парковое и ландшафтное искусство. – София, 1982.
7. Булгакова И.В. Косметология от А до Я. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.
Пособия для учащихся:
1. Захаров В. Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003
2. Биология. Энциклопедический словарь. – М.: Аванта + 2001 г.
3. Естествознание. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001 г.
4. Человек в 2 томах, Энциклопедический словарь. – М.: Аванта + 2001 г.
5. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
6. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
Тема 2. Тайны судебной медицины.
Цель: дать понятие о судебной медицине, о профессии судебно – медицинского эксперта, раскрыть ее значение в жизни общества.
Оборудование: микроскопы, биологическая микролаборатория, образцы волос и волокон, спирт 90%, раздаточный материал.
Технические средства: телевизор, документ – камера.
План занятия:
1. Содержание и структура судебной медицины, ее задачи. Положение среди других медицинских дисциплин.
2. Профессия судебно – медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств (эксперт - биолог).
3. Лабораторная работа №2 «Дифференцирование волос и волокон».
4. Подведение итогов занятия
Ход занятия:
1. Вводно – мотивационный этап:
Фрагмент фильма «След». Вопросы к фильму.
- С какой профессией мы будем сегодня знакомиться?
- Чем они занимаются?
- Какие учебные предметы, связаны с этой профессией?
- А где можно выучиться на судебно – медицинского эксперта?
Учитель: Сегодня на нашем занятии мы попытаемся приоткрыть тайну судебной медицины.
Выступление учителя (презентация)
«Судебная медицина как наука служит в нашей стране целям и задачам правосудия и здравоохранения.
Судебно – медицинская экспертиза (СМЭ) необходимое звено системы охраны прав граждан Российской Федерации и безопасности государства. Применение медицинских и биологических знаний для решения вопросов, возникающих в практической деятельности органов дознания, следствия и суда, называют судебно – медицинской экспертизой. Заключение судебно – медицинского эксперта – одно из доказательств в следственном и судебном процессах. За результаты экспертизы эксперт несет уголовную ответственность.
К предмету судебно – медицинской экспертизы относятся:
- экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.
- экспертиза трупов в случаях насильственной смерти.
- экспертиза вещественных доказательств путем применения лабораторных методов исследования объектов.
- экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.
Судебно – медицинская экспертиза производится в бюро судебно – медицинской экспертизы. Такие бюро создаются в области, крае, республике, Москве и Санкт – Петербурге. У нас в Агинском бурятском округе работает Могойтуйское межрайонное отделение бюро СМЭ (филиал краевого бюро).
Структура бюро СМЭ: 4 отдела:
- отдел судебно – медицинской экспертизы трупов включает в себя судебно – гистологическое отделение.
- отдел сложных экспертиз.
- отдел судебно – медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.
- отдел судебно – медицинской экспертизы вещественных доказательств, который включает в себя:
- судебно – биологическое отделение (эксперт – биолог)
- судебно – цитологическое отделение (эксперт – цитолог)
- судебно - биохимическое отделение (эксперт – биохимик)
- судебно - химическое отделение (эксперт – химик)
- судебно - криминалистическое отделение (эксперт – криминалист)
- судебно - бактериологическое отделение (эксперт – бактериолог)
- спектральная лаборатория
- лаборатория судебно – медицинских, молекулярно – генетических исследований»
Мы сегодня побываем в роли врача, судебно – медицинского эксперта биолога по исследованию вещественных доказательств. В качестве вещественных доказательств судебно – биологическая экспертиза исследует различные объекты биологического происхождения: кровь, сперму, волосы, пот, слюну, выделения влагалища и носа, мочу, кал, меконий, сыровидную смазку, околоплодную жидкость, лохи, женское молоко и молозиво, а также кости и различные ткани и органы.
2. Операционно – содержательный этап:
Чтобы почувствовать себя настоящими врачами судебно – медицинскими экспертами мы надели спецодежду: белые халаты, хирургические шапочки, перчатки. После завершения работы с биологическим материалом обработайте руки специальными салфетками. К нам на рассмотрение поступило постановление о назначении биологической судебной экспертизы от следователя прокуратуры лейтенанта юстиции Балданова Б.Д. Внимательно ознакомьтесь с постановлением. (смотри приложение).
Лабораторная работа:
«Дифференцирование волос и волокон»
Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:
- Являются ли присланные объекты волосами?
- Какова видовая принадлежность волос?
- Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
- Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?
Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.
Ход работы:
1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или «-».
2. Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле 90 % - го спирта. Закройте покровным стеклом и аккуратно удалите излишки спирта с помощью фильтровальной бумаги (не забудьте надеть маски, в целях сохранения вещественных доказательств).
3. Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование: рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях. Сравните свои наблюдения с данными таблицы 1 и изображением документ-камеры по телевизору.
4. Рассмотрите микропрепарат, передвигая по предметному столику. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или «-».
5. Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.
Обсуждение результатов экспертизы. Учащиеся зачитывают выводы по экспертному заключению.
3. Рефлексивно – оценочный этап:
Анкета для учащихся:
- Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
- Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
- Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
- Интересна ли эта профессия?
- Где можно получить соответствующее образование?
Сначала необходимо получить медицинское образование по специальности «Лечебное дело», затем пройти интернатуру по судебной медицине.
4. Домашнее задание:
Желающим приготовить небольшую компьютерную презентацию «Тайны судебной медицины»
Постановление
о назначении ____биологической______ судебной экспертизы
(какой именно)
Пос. Могойтуй____
(место составления)
Следователь (дознаватель) СО при АБАО СУ СК при прокуратуре___
(наименование организации)
Читинской области_лейтенант юстиции_Балданов_Б.Д._______________
(классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)
рассмотрев материалы уголовного дела №_____39403_______
постановил:
1. Назначить _______биологическую________ судебную экспертизу
(какую именно)
производство, которой поручить ___9_классу_МСОШ_№2_________
2. Поставить перед экспертами вопросы:
- Являются ли присланные объекты волосами?
- Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
- Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?
3. Предоставить в распоряжение экспертов:
- Постановление
- Бумажный пакет с волокнами, изъятыми с места происшествия.
4. Разъяснить ______________экспертам__________________________
(кому именно)
права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ и предупредить его об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Следователь (дознаватель) ________________________
(подпись)
Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены
«___»_______________2010_г. Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Эксперт _________________________
(подпись)
Таблица 1
Универсальная таблица
для регистрации и сопоставления морфологических признаков волос человека в экспертизе сходства и различия
Макроскопическое исследование
Морфологические признаки волос | Сравниваемые группы волос | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Длина (в см.) 2. Форма волос: - прямая, почти прямая - дугообразная, изогнутая - волнистая, едва волнистая - мелковолнистая - извитая - курчавая 3. Цвет волос: - черный - коричневый - темно-коричневый - светло-коричневый - красно-коричневый - желто-коричневый - серо-коричневый - желтый - серый - белый С более темным концом С более светлым концом |
Микроскопическое исследование
Морфологические признаки волос | Сравниваемые группы волос | ||
1 | 2 | 3 | |
1.Корневой (центральный) конец волоса Представлен луковицей формы: - в виде крючка - цилиндрическая - коническая - в виде колбы - фрагмент верхней части Наличие оболочек: - с оболочками - с оболочками в виде вуали - с обрывками оболочек - без оболочек 2. Периферический конец волоса (верхушка) Форма периферического конца: - игловидно истончен - истончен на протяжении - расширен в поперечнике - сферически закруглен - в виде кисточки - в виде метлы - расщеплен, разволокнен Края поверхности периферического конца: - острые - слегка сглажены - закруглены |
Заключение эксперта
(экспертиза вещественных доказательств)
Выводы:
«____» __________2007 г. Судебно–медицинский эксперт_______________
(подпись)
Лабораторная работа:
«Дифференцирование волос и волокон»
Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:
- Являются ли присланные объекты волосами?
- Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
- Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?
Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.
Ход работы:
1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+»:
- с помощью линейки измерьте длину волос
- определите форму волос, выбрав из вариантов, указанных в таблице 1
- отметьте цвет волос, выбрав из вариантов.
2. Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле воды:
- налейте в чашки Петри мыльный раствор и чистую воду, вымойте исследуемый объект в мыльном растворе, прополоскайте в чистой воде и высушите на фильтровальной бумаге.
- на предметное стекло положите объект обоими концами, закройте покровными стеклами, затем капните каплю воды под покровные стекла
- излишки воды со стекла уберите с помощью фильтровальной бумаги.
3. Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование:
- рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях.
- найдите корневой конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».
- найдите периферический конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».
4. Вывод запишите в конце таблицы 1, используя свои наблюдения. Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
Анкета для учащихся
1. Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.
2. Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?
3. Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?
4. Интересна ли эта профессия?
5. Где можно получить соответствующее образование?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Я и моя профессия»
Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требо...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"
Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов: «Здоровье человека в современных экологических условиях».
Программа данного курса составлена на основе программно-методических материалов: Экология. 5 – 11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, - 2-е изд. –М.: Дрофа, 1999 и собственного опыта преподав...
Программа элективного курса для предпрофильного уровня "Профессии,связанные с биологией"
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов....
Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии»
Курс рассчитан на 34 часа для 9 классов предпрофильной подготовки. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обуч...
Программа элективного курса по географии "Мир профессий" 8 класс
Программа элективного курса по географии "Мир профессий" 8 класс...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов " Мир профессий"
Проблема выбора будущей профессии остро стоит перед каждым выпускником школы, его родителями и близкими людьми. Программа курса « Мир профессий» расширяет кругозор знаний о профессиях у уч...