Программа элективного курса для учащихся 9-х классов: «Здоровье человека в современных экологических условиях».
элективный курс по биологии по теме

Колодиева Светлана Юрьевна

 

   Программа данного курса составлена на основе программно-методических материалов: Экология. 5 – 11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, - 2-е изд. –М.: Дрофа, 1999 и собственного опыта преподавания экологии в 9-х классах.

   Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах, но опирается на знания биологии, химии, физики, географии, математики и истории за курс 1 – 8 классов. Содержание подобрано таким образом, что изучение любой темы обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов.

   Темы для изучения выбирались и анализировались в течении пяти лет работы с учащимися 9-х классов по принципам: гуманизации, научности, доступности, практичности, интеграции и систематичности. Программа основывается на методах активного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса   для учащихся 9-х классов:

«Здоровье человека в современных экологических условиях».

Автор:           Колодиева Светлана Юрьевна

Место работы:     МБОУ СОШ №9 , г.Карабаново, Владимирской области

Должность:                    учитель биологии

План программы:

1. Пояснительная записка  

2. Тематическое планирование  

  1. Основное содержание
  2. Список литературы

6.  Приложения (раздаточный материал на уроках, примерные тесты для контроля, сценарий экологического спектакля).

Тематическое планирование элективного курса

для учащихся  9 – х классов

 «Здоровье человека в современных экологических условиях – в руках самого Homo sapiens»

Вводная тема

1

Что изучает экология. О необходимости экологических знаний.

2

Экологические “законы” Барри Коммонера.

3

Профессия – эколог.

Основы здорового образа жизни.

4

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. «Средний» человек и его здоровье.

5

Какая среда комфортна для человека.

6

Что такое адаптация. Конституция как адаптивный признак.

7

Функционирование организма человека во времени (биоритмы).

8

Стресс – реакция адаптации. Что такое информационный невроз и как с ним бороться?

9

Человек в экстремальных условиях.

10

Биологические сроки жизни вида Homo sapiens. Популяция людей.

Окружающая среда и здоровье человека.

11

Современное состояние природной среды. Основные виды загрязнения(природное и антропогенное)

12

Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

13

Добровольное отравление своего организма никотином, алкоголем и наркотиками.

14

Радиационное загрязнение среды и здоровье человека.

15

Биологическое загрязнение среды и болезни человека.

16

Вода, определение ее качества. Как улучшить качество водопроводной воды?

17

Питание и здоровье человека. Современные взгляды на пищу, пищеварение и оптимальное сочетание пищевых продуктов.

18

Защита населения от негативного влияния геопатогенных зон, мониторов персональных компьютеров, телевизоров и другой электронной техники.

19

Влияние звуков и шума на организм человека. Музыкальные наркотики.

20

Погода и самочувствие человека.

21

Одежда, обувь и здоровье человека. Мода и экологические интересы.

22

Ландшафт как фактор здоровья.

23

Правила общения между людьми с точки зрения экологии.

24

Создание собственной системы здоровья.

Нарушения экологического равновесия в местах проживания.

25

Ваша квартира как экологическая система. Можно ли свое жилище превратить в оазис и как это сделать?

26

Экологическая оценка состояния помещений и территории школы.

27

Экология города Карабаново. Экологический спектакль.

28

Экологическое здоровье лесов, окружающих город Карабаново.

29

Экологические проблемы России и пути их решения.

Защита и охрана окружающей природной среды.

30

Основы экологического права.

31

Экологизация общественного сознания. Формирование нового экологического сознания.

32

Экологический Манифест Н.Ф. Реймерса.

Пояснительная записка.

Актуальность.

   Экологические проблемы стали важнейшей проблемой современности.

   В данной экологической ситуации первостепенной образовательно-воспитательной целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.

   В связи с этим необходимо  систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны.  

   Учитывая реформирование системы образования, когда большая часть учащихся покинет стены школы после окончания 9-го класса, считаю целесообразным ввести данный курс именно для этих классов.  

   Элективный курс «Здоровье человека в современных экологических условиях – в руках самого Homo sapiens» подведет итог в изучении экологических основ и подготовит выпускников к дальнейшей жизни.

Цель и задачи.

   Основная цель курса – воспитание экологической ответственности учащихся, которая проявляется в:

  • ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;
  • ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;
  • активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

 ( Кузнецов В.Н. Программно-методические материалы: Экология. 5 – 11 кл. М.: Дрофа,1999 с.5)

   Задачи курса формировать необходимое экологическое мышление. Они решаются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

   Обучение: формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

   Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

   Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространениюэкологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

(Кузнецов В.Н. Программно-методические материалы: Экология. 5 – 11 кл. М.: Дрофа,1999 с.5)

Ожидаемые результаты обучения.

   Изучая курс «Здоровье человека в современных экологических условиях – в руках самого Homo sapiens», школьники должны приобрести знания, помогающие им понять:

  • что изучает экология;
  • связь здоровья человека с состоянием окружающей среды;
  • действие экологических факторов на организм человека;
  • значение адаптации  человека к окружающей среде;
  • взаимосвязи глобальных, региональных и локальных проблем;
  • влияние измененных ландшафтов на здоровье людей, на ведение хозяйственной деятельности;
  • возможности науки и техники в осуществлении экологически целесообразной деятельности;
  • особенности современного состояния природной среды;
  • основы экологического права;
  • принципы формирования нового экологического сознания.

Изучение курса может способствовать формированию умений:

  • учитывать закономерности действия экологических факторов при решении экологических задач, связанных с практической деятельностью человека;
  • осуществлять уход за ландшафтом, формировать культурный ландшафт;
  • проводить наблюдения за состоянием компонентов природы своей местности;
  • описывать результаты наблюдения;
  • работать со справочной литературой;
  • принимать участие в практической деятельности по восстановлению геосистем своей местности;
  • анализировать схемы и таблицы;
  • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности.

   Программа данного курса составлена на основе программно-методических материалов: Экология. 5 – 11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, - 2-е изд. –М.: Дрофа, 1999 и собственного опыта преподавания экологии в 9-х классах.

   Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах, но опирается на знания биологии, химии, физики, географии, математики и истории за курс 1 – 8 классов. Содержание подобрано таким образом, что изучение любой темы обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов.

   Темы для изучения выбирались и анализировались в течении пяти лет работы с учащимися 9-х классов по принципам: гуманизации, научности, доступности, практичности, интеграции и систематичности. Программа основывается на методах активного обучения.

Структура.

   В программе выделяется 5 тем, рассчитанных на 34 часа учебного времени (2 часа резервные) Первая тема – вводная, тема №2 – “Основы здорового образа жизни”, тема №3 – “Окружающая среда и здоровье человека”, тема №4 – “Нарушение экологического равновесия в местах проживания”и заключительная тема “Защита и охрана окружающей природной среды”.

Контроль.

   Важно с первых занятий предложить учащимся работать на разных уровнях глубины и объема учебного материала. Предлагаю использовать три уровня сложности: 1 – базовый, используя материал учебников; 2 – дополнительный материал, отпечатанный учителем и подобранный из других источников; 3 – справочный.

   Методический подход к контролю: “разными путями к главной цели”, что позволит реализовать дидактический принцип: “научи, опираясь на индивидуальные особенности ученика и контролируй знания с учетом такого подхода”. Контроль базовых знаний и умений будет проводиться в виде тестовых заданий открытых и закрытых, по каждой теме. При проведении практических работ учащиеся будут сдавать отчеты с выводами по данной работе. Контроль за знаниями и умениями будет проводиться на семинарских занятиях: 1 – “Современное состояние природной среды. Основные виды загрязнения.” 2 – “Экологические проблемы России и пути их решения”. Учитывая сложность подготовки девятиклассников к семинарским занятиям, планирую провести не более двух. Как контрольное мероприятие планируется проведение экологического спектакля в конце года, при подготовке к которому учащиеся самостоятельно собирают материал по экологическим проблемам нашего города.

   Итоговый контроль изучения курса проходит в конце года на заключительной конференции, где проходит защита рефератов. Индивидуальные задания, рассчитанные на время изучения всего курса, выбираются в начале (Вводная тема). Для этого необходимо (при участии школьного психолога, классного руководителя и родителей) определить профессиональную направленность учащегося. В зависимости от будущей профессии учащиеся выбирают тему реферата, над которой работают в течение года.

Реалистичность.

   Данная программа реалистична для нашей школы с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств.

В школьной библиотеке имеются комплекты учебников:

  1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорина А.П.

                                                        «Экология. 9 класс» М.: Дрофа,1995

  1. Мамедов Н.М., Суравегина И.П., Глазачев С.Н.

                                          «Основы общей экологии» М.: «МДС», 1998

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология России» М.: «МДС», 1996

Библиотека учителя биологии насчитывает более 100 наименований учебников, пособий, практикумов, научной литературы по экологии.

В кабинете имеется телевизор и видеомагнитофон.

Учитель имеет в своем распоряжении разнообразный раздаточный материал, рассчитанный на каждого ученика (см.приложения).

Основное содержание.

  • Тема №1 Введение (3 часа)

   Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. История развития экологических идей. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические “законы” Б. Коммонера. Профессия – эколог.

№ урока

Тема урока

Организация учебной деятельности

Рекомендуемая литература (№ из списка литературы)

1

Что изучает экология.

О необходимости экологических знаний.

 

Лекция с элементами беседы.Фрагменты видеофильмов.

с.5-18 №7;

с. 6-18 №11;

с. 17-21 №12

2

Экологические “законы” Барри Коммонера.

Беседа с использованием раздаточного материала.

с.10-12 №12

с. 170-171 №15

3

Профессия – эколог.

Фрагменты видеофильмов.

Встреча с экологами профессиональными и любителями.

с. 161-163 №10

  • Тема №2 Основы здорового образа жизни (7 часов)

   Связи человека с окружающей средой. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. Понятия: здоровье, “средний” человек, комфорт, здоровый образ жизни. Оценка здоровья: соматометрия, психометрия, самооценка, составление родословного дерева. Адаптация: виды адаптаций, адаптационный синдром. Механизмы адаптации: гормональная система, иммунитет, поведение, болезнь. Период адаптации. Биоритмы человека и их определение. Стресс – реакция адаптации. Информационный невроз. Человек в экстремальных условиях: пустыня, высокогорье, невесомость. Популяция людей. Популяционное здоровье.

№ урока

Тема урока

Организация учебной деятельности

Рекомендуемая литература (№ из списка литературы)

1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. «Средний» человек и его здоровье.

Лекция с элементами беседы.Фрагменты видеофильмов.Работа со справочной литературой

.

с. 148-154 №11

с. 26-30 №19

2

Какая среда комфортна для человека.

Беседа с использованием раздаточного материала. Фрагменты видеофильмов и мультфильмов.

с.155-159 №11

3

Что такое адаптация. Конституция как адаптивный признак.

Работа с текстом учебника и справочными материалами.

С. 224-226 №7

С. 160-170 №11

4

Функционирование организма человека во времени (биоритмы).

Лекция.

Практикум “Определение биоритмов человека”

С. 23 №2

С. 170-174 №11

5

Стресс – реакция адаптации. Что такое информационный невроз и как с ним бороться?

Лекция с элементами беседы.

Встреча с постоянными пользователями интернета.

С. 175-178 №11

6

Человек в экстремальных условиях.

Фрагменты видеофильмов. Беседа с использованием “домашних заготовок”.

С. 178-183 №11

7

Биологические сроки жизни вида Homo sapiens. Популяция людей.

Лекция с использованием раздаточного материала.

С. 187-197 №11

  • Тема №3 Окружающая среда и здоровье человека

                                                                                 (14 часов).

   Современное состояние природной среды. Загрязнители окружающей среды и их основные виды. Предельно допустимый сброс (ПДС). Предельно допустимая концентрация (ПДК). Мониторинг.

   Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Добровольное отравление своего организма никотином, алкоголем и наркотическими веществами.

   Радиационное загрязнение среды и здоровье человека. Лучевая болезнь. Загрязнение продуктов питания радиактивными веществами.

   Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Возбудители болезни. Переносчики инфекции. Меры профилактики.

   Вода. Определение ее качества. Улучшение качества водопроводной воды.

   Питание и здоровье человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.

   Защита населения от негативного влияния геопатогенных зон, мониторов компьютеров, телевизоров и др. электронной техники.

 Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.

   Физические факторы среды и самочувствие человека. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.

   Влияние одежды и обуви на здоровье человека. Мода и экологические интересы (косметика, окрашивание, пирсинг, татуировки и т.д.)

   Ландшафт как фактор здоровья. Природный ландшафт. Городской ландшафт.

   Правила общения между людьми с точки зрения экологии.

   Создание собственной системы здоровья.

№ урока

Тема урока

Организация учебной деятельности

Рекомендуемая литература (№ из списка литературы)

1

Современное состояние природной среды.

Основные виды загрязнения(природное и антропогенное)

Семинарское занятие.

Фрагменты видеофильмов.

Раздаточный материал.

с. 156-162 №7

2

Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

с.204-207 №7

с.30-44;102-103 №19

3

Добровольное отравление своего организма никотином, алкоголем и наркотиками.

Диспут. Анализ анкетирования.

4

Радиационное загрязнение среды и здоровье человека

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

с.183-185 №7

с. 95-102 №19

№9

5

Биологическое загрязнение среды и болезни человека.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал. Фрагменты видеофильмов.

с.207-209 №7

с.382-384 №5

6

Вода, определение ее качества. Как улучшить качество водопроводной воды?

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

Практикум “Анализ качества воды”

с.176-182 №7

с.85-88 №19

с. 24;32 №14

7

Питание и здоровье человека. Современные взгляды на пищу, пищеварение и оптимальное сочетание пищевых продуктов.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

Практикум “Составление рациона

                         питания”

с. 216-219 №7

с.70-81;93-95 №19

с.27 №2

8

Защита населения от негативного влияния геопатогенных зон, мониторов персональных компьютеров, телевизоров и другой электронной техники.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

Работа в компьютерном классе.

с. 384-388 №5

с. 139-145 №19

№9

9

Влияние звуков и шума на организм человека. Музыкальные наркотики.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

с. 209-213 №7

с.379-382 №5

№9

10

Погода и самочувствие человека.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

с. 214-216 №7

11

Одежда, обувь и здоровье человека. Мода и экологические интересы.

Ток-шоу с привлечением специалистов

(модельеров,

                косметологов).

12

Ландшафт как фактор здоровья.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

с.220-223 №7

13

Правила общения между людьми с точки зрения экологии.

Лекция с элементами беседы. Раздаточный материал.

с.198-200 №19

14

Создание собственной системы здоровья.

Самостоятельная работа по созданию собственной системы с использованием раздаточного материала

.

с.161-167 №19

  • Тема №4 Нарушение экологического равновесия

                                               в местах проживания (5 часов).

   Экология жилища. Грамотное обустройство жилища. Химическое, физическое, биологическое загрязнение; энерго- и ресурсосбережение.

   Экологическая оценка состояния помещений и территории школы. Составление экологического паспорта школы.

   Город как антропогенная, гетеротрофная, неравновесная, аккумулирующая экосистема. Проблемы города Карабаново и пути их решения.

   Экологическое здоровье лесов, окружающих наш город. Влияние леса на жизнь и здоровье жителей города. Пути решения проблем.

   Экологические проблемы России, их причины, последствия и пути решения. Истощение недр, лесов, почвы; загрязнение речных и морских экваторий; чрезмерная концентрация промышленности в городах; понижение уровня качества среды обитания человека и ухудшение здоровья населения; недостаточная надежность проектов АЭС; снижение биологического разнообразия экосистем.

   

№ урока

Тема урока

Организация учебной деятельности

Рекомендуемая литература (№ из списка литературы)

1

Ваша квартира как экологическая система. Можно ли свое жилище превратить в оазис и как это сделать?

Ток-шоу “Эко-квартира”

с. 130-138 №13

с. 128-130;145-149 №19

2

Экологическая оценка состояния помещений и территории школы.

Практикум “Изучение эк. состояния школьного помешения”.

Составление экологического паспорта помещения.

Беседа. Раздаточный материал.

с. 18 №2

3

Экология города Карабаново.

Экологический спектакль “Как лечить природу”

с.56-64 №13

4

Экологическое здоровье лесов, окружающих город Карабаново.

Экскурсия, индивидуальная работа по заданиям и подведение итогов.

№ 16

с.19-29 № 13

5

Экологические проблемы России и пути их решения.

Семинарское занятие.

с.12-17 №12

  • Тема №5 Защита и охрана окружающей природной среды

                                                                                        (3 часа).

Основы экологичекого права. Правовые механизмы регуляции практического освоения природы.

Экологизация общественного сознания. Формирование нового экологического сознания.

Концепции ноосферы В.И.Вернадского. Формирование экологической культуры.

Экологическая этика. Взаимодействие общественных организаций с государственными структурами в решении экологических проблем.

Основные идеи манифеста Н.Ф. Реймерса.

№ урока

Тема урока

Организация учебной деятельности

Рекомендуемая литература (№ из списка литературы)

1

Основы экологического права.

Лекция с элементами беседы.

с. 502-524 №5

№3

с. 246-248 №11

2

Экологизация общественного сознания. Формирование нового экологического сознания.

Ролевая игра.(ток-шоу “Будущее человечества”)

с. 150-151 №15

с. 229-238 №11

с.238-250 № 13

3

Экологический Манифест

 Н.Ф. Реймерса.

Работа с раздаточным материалом. Чтение манифеста с коментариями и выводами.

С. 359-363 №15

Литература:

  1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии» Ярославль: «Академия развития», 1998

  1. Дорогань Л.В., Филиппов В.П. «Экологический практикум» Воронеж, 1994

  1. Ерофеев Б.В. «Экологическое право в России» М.: Юриспруденция, 2000

  1. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе» М.: Просвещение,1984

  1. Коробкин В.И., Передельский Г.Н. «Экология» Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

  1. Козлова Т.А., Мягков А.Н., Сонин Н.И. Дидактический материал по экологии (разрезные карточки) М.: «МДС», 1996

  1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорина А.П. «Экология. 9 класс» М.: Дрофа,1995

  1. Кузнецов В.Н. Программно-методические материалы: Экология. 5 – 11 кл. М.: Дрофа,1999

  1. Куклев Ю.И. «Физическая экология» М., «Высшая школа», 2001

  1. Левнева С. Мир профессий: Человек – природа – М.: Мол. гвардия, 1985

  1. Мамедов Н.М., Суравегина И.П., Глазачев С.Н. «Основы общей экологии» М.: «МДС», 1998

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология России» М.: «МДС», 1996

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Ролевые игры по экологии» М.: Устойчивый мир, 2000

  1. Пасечник В.В. «Экология» школьный практикум М.: Дрофа, 2001

  1. Реймерс Н.Ф. «Экология» М.: Журнал «Россия Молодая», 1994

  1. Самкова В.А./Под ред. Суравегиной И.Т. «Мы изучаем лес» М.: Центр «Экология и образование», 1993

  1. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. книга для учителя «Экология России» М.: «МДС», 1996

  1. Хабарова Е.И., Панова С.А. «Экология в таблицах» М.: Дрофа, 1999

  1. Хата З.И. «Здоровье человека в современной экологической обстановке» М.: ФАИР – ПРЕСС, 2001 – (Популярная медицина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"

Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10,11 классов

Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 10,11 классов и рассчитана на  68 часов учебной нагрузки за один или два года обучения....

программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание».

Целью данного курса является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии направленные на повышение возможностей человека через культуру питания. Решая вопросы здор...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Жизнь в современных городах"

Программа элективного курса «Жизнь в современных городах» предназначена  для учащихся 9 классов. Данный курс может быть полезен для тех учащихся, которые в будущем хотят выбрать профе...