Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Жизнь в современных городах"
методическая разработка по географии (9 класс)

Киселева Ирина Борисовна

Программа элективного курса «Жизнь в современных городах» предназначена  для учащихся 9 классов. Данный курс может быть полезен для тех учащихся, которые в будущем хотят выбрать профессии  экологов, дизайнеров, архитекторов. Также данный курс может быть полезен каждому, так как все, вступая во взрослую жизнь,  в большинстве случаев сами определяют, где и как  жить. Гармония и красота внешней среды связана с гармонией каждого из нас. Окружающая человека среда – это единство различных компонентов. Люди в разных странах задумываются о том, как сделать экономическое и социальное развитие безопасным для природы в настоящем и будущем. Планируя какие-то изменения, люди должны задумываться о влиянии этих изменений на природу, экономику, общество. Не следует забывать, что человек – это  часть природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_zhizn_v_sovremennyh_gorodah.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Альметьевского муниципального района

Муниципальное автономное образовательное учреждение – лицей №2

Жизнь в современных городах

программа элективного курса

для учащихся 9 классов

в предпрофильной подготовке

                                                                                    автор – составитель:

                                                                                                  Киселева Ирина Борисовна,

                                                                                  учитель географии

                                                                                                  высшей квалификационной

                                                                   категории

                                                                                   МАОУ – лицея №2

                                                                             г. Альметьевска

Альметьевск, 2014

                                                  Пояснительная записка

Курс рассчитан на 15 часов.

Программа элективного курса «Жизнь в современных городах» предназначена  для учащихся 9 классов. Данный курс может быть полезен для тех учащихся, которые в будущем хотят выбрать профессии  экологов, дизайнеров, архитекторов. Также данный курс может быть полезен каждому, так как все, вступая во взрослую жизнь,  в большинстве случаев сами определяют, где и как  жить. Гармония и красота внешней среды связана с гармонией каждого из нас. Окружающая человека среда – это единство различных компонентов. Люди в разных странах задумываются о том, как сделать экономическое и социальное развитие безопасным для природы в настоящем и будущем. Планируя какие-то изменения, люди должны задумываться о влиянии этих изменений на природу, экономику, общество. Не следует забывать, что человек – это  часть природы.

Цель:

- ознакомление учащихся с профессиями эколога, дизайнера, архитектора, об их ответственности  за жизнь и здоровье людей;

- раскрыть и углубить знания об особенностях экологических факторов, которые могут влиять на условия жизни человека.

Задачи:

  • Ознакомить  учащихся с профессиями эколога, дизайнера, архитектора.
  • Познакомить учащихся с реальными экологическими проблемами, которые существуют в местах  проживания человека и грамотном обустройстве его поселений.

Содержательные элементы: освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, работа с различными источниками информации,  решение социальных и экологических задач.

Технология обучения: мотивация учащихся на восприятие готовых знаний,  личностно-ориентированные технологии,  использование технических средств, организация адаптивных учебных занятий, технология проектирования и моделирования.

Методы обучения: беседы, лекции, тренинги,  практические занятия.

Формы организации обучения: индивидуальные, групповые.

Форма представления итоговых работ учениками и оценивания результатов: по завершению курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся по теме: «Моя маленькая Родина».

В ходе изучения курса можно опираться на учебник для 10-11 классов для профильных школ «Медицинская география» (авторы Т.В.Кучер и И.Ф. Колпащикова), методическое пособие «Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города» (авторы С.Е.Мансурова, Г.Н.Кокуева)  собственные исследования учащихся, которые могут провести под руководством учителя.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Форма проведения

теоретические

практические

1

Введение. Профессии эколога, дизайнера, архитектора. Основные понятия о влиянии окружающего мира на жизнь и здоровье человека

1

1

лекция

2

Вода, которую используют городские жители

1

1

лекция

3

Контроль экологов за качеством воды

1

1

практикум

4

Человек и воздух

1

1

лекция

5

Контроль экологов  за качеством воз-духа

1

1

практикум

6

Человек и почвы

1

1

лекция

7

Оценка экологического качества почвы

1

1

практикум

8

Изучение и оценка состояния город-ской флоры и фауны

1

1

исследование

9

Шумовое загрязнение

1

1

лекция

10

Влияние цветовой гаммы на организм человека, роль дизайнеров в создании комфортного интерьера для людей

1

1

Проведение психологического тренинга, беседа

11

Строения в городе и сельской мест-ности. Знакомство с профессией архитектора

2

2

Творческое занятие

(презентация проектов домов городского типа и сельского)

12

Итоговое занятие

1

1

тестирование учащихся

13

Защита проектов на тему: «Моя маленькая Родина»

2

2

Защита проектов

 

ИТОГО:

15

6

9

Содержание курса

1. Введение.  Профессии эколога, дизайнера, архитектора. Основные понятия о влиянии окружающего мира на жизнь и здоровье человека (1час теории)

Знакомство с основными понятиями. Беседа о том,  как человек влияет на природу и наоборот.

2. Вода, которую используют городские жители (1 час теории)

Образование пресной  и минеральной воды  в природе. Количество воды необходимое для жизни человека. Источники загрязнения воды. Заболевания, связанные с некачественной водой.

3. Оценка экологического качества воды (1 час практики)

Провести практическую работу по определению прозрачности, измерение общей жесткости,  цвета, запаха воды.

4. Человек и воздух (1 час теории)

Познакомить с источниками загрязнения атмосферного воздуха, с влиянием этих выбросов на здоровье человека, с возникновением «парникового эффекта».

5. Оценка экологического качества воздуха (1 час практики)

Определение  значения климатических показателей состояния атмосферы, оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников-индикаторов.

 6. Человек и почвы (1 час теории)

Образование почв. Познакомить учащихся с тем как химический состав почв может влиять на здоровье человека.

7. Оценка экологического качества почвы (1 час практики)

 Определение механического и минерального состава почвы, её структуры.

8. Изучение и оценка состояния городской  флоры и фауны (1час исследования)

 Провести исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе.

 9. Шумовое загрязнение (1час теории)

Познакомить учащихся с источниками шума и их  влиянием на  состояние человека и  растений.     

 10. Влияние цветовой гаммы на организм человека (1 час - психологический тренинг, с последующей беседой)

По цвету и конфигурации произвольного рисунка определение духовного состояния  учащихся. Анализ рисунков.

11.  Архитектурные строения города и сельской местности (2 часа)

 Защита проектов (проекты учащиеся могут нарисовать сами, а также могут использовать специальную литературу,  материалы Интернета).

12. Итоговое занятие (1 час)

Тестирование по теме курса,  рейтинговый опрос.

13.  Защита проектов на тему «Моя маленькая Родина» (2 часа)

Приложение

Методические рекомендации для проведения практических занятий

Практическая работа №1

Определение качества воды.

При оценке качества воды используют различные показатели, такие как содержание растворенного кислорода в пробе воды, микробное загрязнение,  содержание ионов водорода,  биохимическая потребность в кислороде, влияние температуры воды на ее качество,  содержание фосфатов, нитратов и нитритов, мутность, количество примесей, прозрачность, общая жесткость,  цвет, запах и т. д. В рамках элективного курса невозможно определить все названные показатели. Поэтому предложим учащимся провести самые элементарные исследования и определим вкус, запах, наличие примесей, жесткость  воды из водопроводного крана и из разных родников окрестности нашего места проживания (заранее приготовить воду из разных источников). Учащиеся должны записать результаты исследования и сделать выводы в таблице.

                 

№ пробы

вкус

запах

наличие примесей

Жесткость

воды

1

2

3

4

      Выводы:

Практическая работа №2                 

 Контроль экологов  за качеством воздуха                  

Воздушные массы характеризуются значением таких показателей, как температура, влажность, прозрачность. Для измерения этих климатических показателей существуют специальные приборы: термометр для измерения температуры воздуха, барометр – для измерения давления, гигрометр – для измерения влажности, флюгер – для определения направления ветра и др. На наших занятиях мы предложим определить загрязнения воздуха по обилию различных  лишайников, и состоянию хвои сосны. Для этого на предыдущем занятии необходимо учащихся разбить на группы и дать задание обследовать растения в разных местах нашего города. О результатах рассказать на занятии курса. 

1) Определение степени загрязнения воздуха в промышленных районах города по обилию лишайников 

Степень загрязнения

Кустистые лишайники

Листовые лишайники

Накипные лишайники

Загрязнений нет

Встречаются

Встречаются

Встречаются

Слабое загрязнение

отсутствуют

Встречаются

Встречаются

Среднее загрязнение

отсутствуют

отсутствуют

Встречаются

Сильное загрязнение

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

2) Оценка загрязнение воздуха по состоянию хвои сосны        

Необходимо выбрать несколько молодых сосен и осмотреть их хвою на побегах предыдущего года

Классы повреждения хвои:            

Класс повреждения хвои

Класс усыхания хвои

хвоинки без пятен

1

Нет сухих участков

1

хвоинки с небольшим числом мелких пятен

2

Усохли кончики хвоинок на 2-5 мм

2

хвоинки с многочисленными черными и желтыми пятнами, мелкими и крупными

3

Усохла треть длины хвоинок

3

Вся хвоинка желтая или более половины ее сухая

4

Выводы:    

 Практическая работа №3         

 Оценка экологического качества почвы

Зарисовать образец почвенного профиля.

А0 – слой, образованный листовым опадом и дерниной;

А1 – гумусовый горизонт; он имеет темный цвет и содержит много органических веществ (перегноя). Этот слой в основном определяет плодородие почвы;

А2 – Элювиальный горизонт

А3 – горизонт вымывания; он мало плодороден и имеет светлый оттенок из-за интенсивного вымывания частиц гумуса;

В – горизонт вмывания. В него вмываются и накапливаются вещества из вышележащих горизонтов. Этот горизонт плотный, обогащен глинистыми частицами. Если в него входят соединения железа и алюминия, то он имеет бурый цвет.

С – материнская порода на которой лежит почва. В зависимости от того, на какой горной породе образовалась почва, она может быть глинистой, суглинистой, супесчаной или песчаной.

Определение механического состава почвы

Тип почвы по механическому составу

Особенности скатывания почвы

1. Песчаная почва

Почва не скатывается в шарик

2. Супесчаная почва

Почва скатывается в шарик

3. Легкая суглинистая почва

Почва скатывается в толстую колбаску с тонким кончиком, которая ломается при изгибании

4. Суглинистая почва

Почва скатывается в колбаску, которая ломается при изгибании

5. Тяжелая суглинистая почва

Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, при изгибе не ломается

6. Глинистая почва

Почва скатывается в колбаску, легко сгибается в кольцо не ломаясь

Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений

На разных типах почв обитают различные экологические группы растений.

На песчаных почвах встречается мокрица, коровяк;

На глинистых и суглинистых почвах – лютик ползучий, одуванчик;

На уплотненных почвах – пырей ползучий, лютик ползучий;

На сухих почвах  - чаще растут полынь и ромашка;

На влажных почвах – мята, щавель, хвощ;

На кислых почвах – щавель кислый, молиния;

На известковых – горчица, молочай, люцерна, льнянка;

На богатых азотом – крапива двудомная, марь белая, пастушья сумка, мокрица, крапива жгучая, снотка белая.

Практическая работа №4         

Изучение и оценка состояния городской флоры и фауны

Подсчет количественного и видового состава растений. Наблюдение за птицами.

Итоговое занятие

 Защита творческих проектов «Моя малая Родина»

       Проекты могут разрабатываться как индивидуально, так и группами. Учащиеся в своих  проектах должны определить роль экологов, дизайнеров, архитекторов.

      В каждом проекте необходимо  выделить жилую зону, производственную, административный центр, коммуникации, транспортные пути, зоны отдыха.

      Вопросы для обсуждения.

  1. Трудно ли было работать над проектом?
  2. Какая задача для вас была главной? Обсудили ли вы в группе задачи и способы их решения?
  3. Возможно ли строительство без нарушения природного ландшафта?
  4. Как можно уменьшить отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека на природу?
  5. Если бы вы могли что-то изменить в планировке вашего города, то, что вы рекомендовали бы экологам, дизайнерам, архитекторам?

Тезаурус

Эколог – 1) ученый, занимающийся экологией, т.е. изучающий взаимодействия организмов между собой и с окружающей их средой; 2) ответственный работник государственного природоохранного органа.

Экологическая безопасность -  состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные.

Дизайн - (от англ. desiqn – замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование.

Архитектура – искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества.

Флора – исторически сложившаяся совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию или населявших ее в прошедшие геологические эпохи.

Фауна - (от лат. Fauna — богиня лесов и полей, покровительница животных в римской мифологии), исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. Складывается из животных разного происхождения: автохтонов, аллохтонов и иммигрантов. Термин «фауна» применяется и к совокупности животных какой-либо систематической категории (фауна птиц — орнитофауна, рыб — ихтиофауна).

Комфорт -  (англ. comfort), бытовые удобства; благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и т. п. В переносном смысле: душевный комфорт — состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и окружающим миром.

Город - населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории «город» оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании до 30 тыс. в Японии. Первые упоминания о городе относятся к 4-3-му тыс. до н. э.; наиболее известны древние торговые, ремесленные центры: в Месопотамии — Ур, Вавилон; в Египте — Мемфис, Фивы; в Индии — Мохенджо-Даро, Хараппа; в Греции — Спарта, Афины. В 11-12 вв. наиболее крупные города Европы — Венеция, Флоренция, Рим, Париж, Лондон, Кельн, Новгород и др.

Современные города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50-100 тыс.), крупные (250-500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. — 1 млн.) и города-миллионеры (св. 1 млн. жителей). В 80-х гг. в мире насчитывалось около 220 городов-миллионеров, самый крупный Мехико (18 млн. жителей, 1990). У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя городские агломерации, которые могут быть объединены в мегалополисы. В России город должен иметь не менее 12 тыс. жителей и не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства. В 90-х гг. в Российской Федерации св. 1030 городов, в которых проживало 74% населения.

Село - одно из древнейших названий поселений у славян. В Киевской Руси — княжеское загородное имение. Позже у русских — крупное крестьянское поселение с церковью. У украинцев и белорусов — вообще селение, равнозначно деревне.

Деревня - в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т. д.). В широком значении понятие деревня охватывает весь комплекс социальных, экономических, культурно-бытовых, природно-географических особенностей и условий жизни деревни как социально-экономической категории, отличной от города.

                                                          Литература

1. Винокурова Н.Ф. Природопользование. – М.: Просвещение,1995.

2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экологическая и социальная география мира. – М.:    Просвещение, 2000.

3.  Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Просвещение, 2001.

4. Зверев В.Л. Основы экологии. - М: ООО «Геоинформцентр», 2003.

5. Спиридонова И.А. Мировая экономика. - М.: ИНФРА-М, 2002.

9. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география. – М.: Просвещение,       1996.

10. Мухутдинов А.А. Основы и менеджмент промышленной экологии. - Казань: Магариф, 1998.

11. Тайсин А.С. География Республики Татарстан. - Казань: Магариф, 2000.

12. Холина В.Н. География человеческой деятельности. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"

Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"

Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов: «Здоровье человека в современных экологических условиях».

Программа данного курса составлена на основе программно-методических материалов: Экология. 5 – 11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, - 2-е изд. –М.: Дрофа, 1999 и собственного опыта преподав...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...