Урок тема: Органы зрения. Строения и функции глаза
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Синякина Людмила Николаевна

Урок биологии для 8 класса. Тема урока: Органы зрения. Строения и функции глаза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 8 класс.

Тема: Органы зрения. Строения и функции глаза.

Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – (Русская пословица).

Цель: Изучить зрительный анализатор.

Задачи:

 Обучающие: изучить строение и значение зрительного анализатора, углубить знания о строении и функциях глаза и его частей.

Развивающие: описывать , сравнивать, находить признаки различия.

Воспитательные: содействовать формированию навыков здорового образа жизни.

Оборудование: таблица» Строение зрительного анализатора», презентация, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы: работа с интерактивной доской, самостоятельная работа с учебником, словесный,  демонстрационно-наглядный, индивидуальная  и групповая.

Технология: урок разработан на основе технологии « Развитие критического мышления»

План урока

I Оргмомент (1мин.)

II Повторение ранее изученного материала (5 мин.)

III Изучение нового материала (24мин.)

 Побуждение (4мин)

Осмысление (20мин.)

IV закрепление (11мин.)

Рефлексия (6мин.)

Контроль знаний (5мин.)

V Домашние  задание ( 2мин.)

VI Подведение итогов урока(2мин.)

Выставление оценок.

Ход урока

I Организационный момент ( Приветствие класса. План урока.)

II Закрепление ранее изученного материала.

Полетный опрос.

1 Каким образом мы получаем информацию об окружающим нас мире?

2 Что такое анализатор?

3 Из каких частей состоит анализатор?

4 Какие виды ощущений вы знаете?

5 Что такое восприятие?

Работа двух учащихся по карточкам (приложение1)

II Изучение нового материала

Побуждение.  Для  определения темы учащиеся отвечают на загадки.

Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)

Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними ест гора. (Глаза и нос)

Придет беда – потечет вода. (Глаза)

Тема Органы зрения. Строения и функции глаза.

Учащиеся ставят задачи, которые должны достичь на уроке.

Знать: строение и функции зрительного анализатора.

Уметь :описывать, сравнивать, находить признаки различия.

Воспитывать ответственное и серьезное отношение к своему здоровью.

Тему урока учащиеся записывают в тетради.

Осмысление. (презентация объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации, учащиеся слушают , смотрят и оформляют информацию в тетради. )

Рассказ учителя через зрительный анализатор человек получает 90% информации из окружающего мира. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем, прежде всего с помощью зрению.  Благодаря зрению мы обучаемся бытовым и трудовым навыкам, выполнению определенных правил поведения.  Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.

Самостоятельная работа учащихся по новой теме.

Стратегия « Работа в микрогруппах»

Класс делится на 3 группы (экспертные). Каждая группа получает  свое задание. Работая индивидуально с текстом, затем в группе составляя план своего выступления ( схема, рисунок, таблица)

1 группа- вспомогательные системы.

2 группа – оболочки глаза.

3  группа – оптическая, световоспринимающая.

Затем учащиеся выбирают эксперта, который будет доносит информацию классу, остальные учащиеся группы дополняют рассказ.

IV Закрепление.

Рефлексия.

Тест « Строение глаза»

1. Глаз человека от пыли и соринок защищен

А) хрусталиком  

 Б)  бровями  

  С) веками и ресницами  

  Д) радужной оболочкой

2 Зрительные рецепторы- это:

А)только палочки

Б)только колбочки

В)палочки и колбочки.

Г) зрительный нерв

3В сетчатке глаза содержится:

А)палочек и колбочек одинаковое количество

Б)палочек больше чем колбочек

В)колбочек больше чем палочек.

Г)роговица

 4.Сетчатка – оболочка глаза, которая:

А) защищает глаз от механических и химических повреждений

Б) снабжает глазное яблоко кровью

В) поглощает световые лучи

Г) преобразует лучи света в нервные импульсы

5. при слабом свете зрачок рефлекторно:

А) сужается

Б) расширяется

В) не изменяется

Г) то расширяется, то сужаются

6.роговица – это:

А) непрозрачная оболочка

Б) прозрачная оболочка глаза

В) оболочка, окрашенная пигментами

Г) оболочка, пронизанная кровеносными сосудами

7. цветной пигмент определяющий цвет глаз расположен в оболочке, которая называется:

А) сосудистой

Б) роговицей

В) радужной

Г) сетчаткой

Самопроверка. Выставление оценок.(1 балл за правильный ответ)

VI Домашнее задание. параграф 20, составить синквейн по теме урока

VII Итог урока.

Приложение.1

Занимательные факторы

  1. В составе черепномозговых нервов в мозг входит 2 600 000 нервных волокон, а выходит 140 000. Около половины выходящих волокон несут приказы к мышцам глазного яблока, управляя быстрыми и сложными движениями глаз. Остальные нервы управляют мимикой, жеванием, глотанием и деятельностью внутренних органов. Из входящих нервных волокон два миллиона – зрительные.
  2. Глаз способен различить 130–250 чистых цветов и 5–10 миллиардов смешанных оттенков.
  3. Даже самый суровый мужчина проливает ежедневно от 1 до 3 миллилитров слез. Слезы постоянно вырабатываются слезными железами и увлажняют роговицу глаза, предохраняя ее от воздействия воздуха и пыли.
  4. Самая богатая водой ткань человеческого организма – стекловидное тело глаза, в котором ее  99 %.
  5. У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки. Палочки различают только яркость объекта, колбочки воспринимают цвет. 125 миллионов палочек, расположенных на сетчатке, функционируют и днем и ночью, а вот 7 миллионов колбочек воспринимают окружающий мир только при достаточно ярком освещении. Ночью, когда света мало, основной поток информации от глаз в мозг посылают палочки, не различающие цвета, и все краски блекнут. В клеточной мембране колбочек имеется фотопигмент, чувствительный к световым волнам определенной длины, то есть к цвету. Самая длинноволновая часть спектра стимулирует «красные» колбочки (от пурпурного до оранжевого), средняя – «зеленые» колбочки (от изумрудного до желтого), а самая коротковолновая часть спектра – «фиолетовые» колбочки (от голубого до ультрамаринового). Палочки тоже не совсем безразличны к цвету и лучше всего воспринимают длину волн между «зеленым» и «фиолетовым». В итоге получается, что именно листву деревьев и происходящее за ней мы видим лучше всего и днем, и ночью. Когда же все виды клеток получают раздражение одинаковой силы, мы видим мир белым. Кошки также обладают двумя видами фоточувствительных клеток. Но если у человека на одну колбочку в области наиболее четкого зрения приходятся 4 палочки, то у кошек их 25. Кошки намного хуже нас видят цвета; красный, например, им вовсе недоступен, в отличие от голубого. Зато в области видения оттенков серого кошки настоящие рекордсмены: они способны различать 25 типов мышиной окраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе на тему: "Органы дыхания: строение и функции

Урок в 5 классе . Тема: “Органы дыхания: строение и функции”.  Урок составлен с использованием элементов здорового образа жизни, тестовым контролем....

Органы дыхания, строение и функции

Данный урок проводится в 8 классе при изучении темы "Дыхание" по технологии формирования УУД...

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

" Органы дыхания: строение и функции"

Урок " Органы дыхания: строение и функции"наглядно и полно дает учащимся представление о строении и функциях дыхательной системы....

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Тема урока: Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.Цель урока: изучение зрительного анализатора.Задачи:Определение понятия «анализатор»;изучение работы анализатора;развитие навыков эксперимен...