Методическая разработка урока алгебры с применением здоровьесберегающих технологий по теме "Понятие логарифма"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Бабкина Лариса Александровна

Настоящая методическая разработка ориентирована на учебник “Алгебра и начала анализа 10-11” А. Г. Мордковича. Это первый урок в системе уроков по теме: Логарифмическая функция. Конспект урока разработан с учетом   применения здоровьесберегающих технологий. В ходе занятия  учащиеся  знакомятся с понятием логарифма, учатся решать простейшие задачи, связанные с новым понятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_logarifma.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением здоровьесберегающих технологий «Понятие логарифма»

Дата: 16.04.2018

Класс: 10

УМК: «Алгебра и начала анализа 10-11» под редакцией А. Г. Мордковича

Тема урока : Понятие логарифма.

Цели урока:

Образовательная: ввести понятие логарифма числа, его обозначением, дать определение логарифма, познакомить с простейшими формулами логарифмов, применением логарифмов к решению показательных уравнений.

Развивающая: развивать аналитическое мышление, образное мышление, память.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, умение работать в команде.

Этап урока

Деятельность (учащиеся)

Учитель

Организация учебной деятельности с позиции здоровьесохранных технологий

Время

(план)

До начала урока

Кабинет (доска аудиторная и интерактивная) подготовлен к уроку

На данном уроке нецелесообразно делать предварительные записи на доске, так как все записи производятся учителем по результатам логических выводов учащихся

Орг. момент

Проверяют принадлежности: учебники, тетради, справочники, дневники,  ручки.

Школьники следят за осанкой по напоминанию учителя

 (каждый ученик  приучен  до начала урока приводить свое рабочее место в порядок)

Создание  обстановки доброжелательности, положительного эмоционального  настроя

1 мин

Устная работа (актуализация знаний)

Отвечают на вопросы учителя

У нас сегодня урок изучения нового математического понятия, с которым связаны новые правила, формулы, свойства и действия, которые понадобятся вам для выполнения широкого круга задач целого раздела математики. Итак, начинаем подготовку к изучению темы:

Тренируем память: вспомним таблицу степеней на 2,3,4,5,6,7,8,9.

Смена учебной деятельности №1

(учет работоспособности учащихся)

4 мин

Отвечают на вопросы учителя

Развиваем аналитическое мышление – делаем зарядку для мозга: переходим от одной части формулы к другой:

От дробной степени к корню п-й степени и обратно.

Развиваем образное мышление: представьте схематически показательную функцию (возр. или убывающую без разницы) – покажите ручкой; представьте прямую у = в, где в -некоторое число. Покажите ручкой, как она проходит, мысленно сделайте ее подвижной относительно оси у - покажите ручкой. Внимание, вопрос: при каком в уравнение

 ах = в будет иметь хотя бы один корень?

Теперь нам очень легко решить устно простейшие показательные уравнения:

  1. 3х = 27
  2. 2х = 16
  3. 5х =17

Смена учебной деятельности № 2

(учет работоспособности учащихся)

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Отвечают на вопросы учителя. Примерные ответы  (да, существует.

Показатель степени, в которую надо возвести 5, чтобы получить 17.

Да, часто.

Показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить в.

Введение нового математического понятия.

  1. Существует ли корень в данном уравнении?
  2. Что мы затрудняемся найти?
  3. Часто ли может возникнуть такая проблема при решении уравнений такого вида?
  4. Переформулируйте вопрос с буквами.
  5. Что необходимо в данной ситуации?

Итак, новое математическое понятие –  тема нашего урока: Понятие логарифма.

Смена учебной деятельности № 3

4 мин

Работа с теоретическим материалом

Работают со справочником (заготовлено на доске)

Оглавление

«Логарифмы», открываем нужную страницу, записываем по моему указанию.

Что такое логарифм?

Дадим более полное определение логарифма: Логарифмом числа в по основанию а называют показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить в при условии, что а>0, а ≠1, в > 0.

Обозначение: logab, где а – основание логарифма.

Смена учебной деятельности № 4

Работа с теоретическим материалом

Читают про себя, запоминают, рассказывают по памяти.

Задание: Прочитать, запомнить, произнести самостоятельно.

(спросить каждого).

Смена учебной деятельности № 5

3 мин

Работают с формулами

Записывают формулы:

  1. Определение логарифма

logab = х    ↔ ах = в

  1. Основное логарифмическое тождество

а logab = в

 Таким образом, равенства  

logab = х    ↔ ах = в – равносильны.

Кроме того, а logab = в

После устной работы мы получим формулы, упрощающие вычислительные задания с логарифмами. Для вычисления логарифма необходимо задать себе вопрос: в какую степень надо возвести а, чтобы получить в.

3  мин

Практическая работа под руководством учителя

Получают формулы:

Получаем новые формулы:

log22;  log0,1 0,1; log51; log0,3 1

Смена учебной деятельности № 6

4 мин

Физкультминутка

физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20-я минуты урока;

длительность физкультминуток составляет 1-5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;

комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т. к. однообразие снижает интерес к ним, а значит, и результативность;

физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

3 мин

Этап усвоения новых знаний

Работа в парах у доски: выполняют задание, проверяют друг у друга.

Итак, правила записаны, новые формулы получены, начинаем их применять на практике.

  1. Применяем определение логарифма

  1. Применяем основное логарифмическое тождество:

  1. Применяем формулы:

  1. При решении показательных уравнений:

Смена учебной деятельности № 7

Работа в парах снижает стресс у учащихся, страх перед выполнением нового задания.

10

Итог

Отвечают на вопросы учителя

  1. С чем связано новое математическое понятие?
  2. Что называют логарифмом числа?
  3. Основное логарифмическое тождество.
  4. Применение логарифмов для решения простейших показательных уравнений (обратно).
  5. Формулы, связанные с логарифмами.

Смена учебной деятельности № 8

5 мин

Объявление результатов урока. Информация о домашнем задании

Комментирование отметок учащихся с положительным прогнозом.

3 мин

Доп. задание

Познакомиться со статьей: Применение логарифмов для познания окружающего мира

https://vuzlit.ru/863957/primenenie_logarifmov_poznaniya_okruzhayuschego_mira 

Интернет - источники: https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-matematiki-518914.html 

                                        https://vuzlit.ru/863957/primenenie_logarifmov_poznaniya_okruzhayuschego_mira 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

Методическая разработка урока с применением интерактивных технологий: "Световые и звуковые волны"

Данный урок может быть завершающим при изучении темы "Колебания и волны"...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Методическая разработка урока с применением здоровьесберегающих технологий «СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА»

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям русского языка и литературы. В ней представлен анализ отдельных сказок Салтыкова- Щедрина, показаны элементы здоровьесберегающих технол...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Методическая разработка на тему: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...